Конфиденциальные рекламные отчеты что это
Как использовать новый отчет о конфиденциальности Safari в macOS Big Sur
В новой функции отчета о конфиденциальности Apple в Safari на macOS Big Sur есть несколько вариантов, но есть много деталей, которые помогут вам чувствовать себя в безопасности при просмотре.
Новый отчет Apple о конфиденциальности в Safari — это функция, которую вы будете использовать постоянно, но редко когда на нее обращаете внимание. Просто используя Safari в macOS Big Sur, вы получаете преимущества этой функции и улучшаете работу в Интернете.
Он нацелен на это специально, чтобы компании, которые пытаются однозначно идентифицировать ваш Mac, и таким образом отслеживать ваше использование Интернета. Каждый посещаемый вами сайт запрашивает некоторую информацию, например, какой браузер вы используете, но это для того, чтобы предоставить вам оптимизированную веб-страницу.
Вы можете игнорировать все это, вы можете даже не нажимать на значок отчета о конфиденциальности, который постоянно находится рядом с адресной строкой Safari. Однако, если вы его просматриваете, вы можете принять обоснованное решение о том, что вы хотите разрешить.
Как просмотреть отчет о конфиденциальности Safari
Щелкните значок в виде щита сразу слева от адресной строки Safari. При желании щелкните «Трекеры» на этой веб-странице или щелкните значок i для получения информации
Отчет о конфиденциальности представлен с серией увеличивающейся информации, поэтому вы можете выбрать, сколько вы хотите знать. Просто щелкнув значок щита, отобразятся параметры, но он также покажет большой значок с количеством трекеров на вашем текущем сайте, которые он заблокировал.
Щелкните значок «Отчет о конфиденциальности», чтобы узнать, сколько трекеров заблокировал Safari.
При нажатии на «Трекеры» на этой веб-странице открывается раскрывающийся список, в котором указывается, какие сайты пытались отслеживать вас. Большинство из них будут рекламодателями, но вы обычно также увидите в списке google-analytics.com.
Это трекер, который сайты используют для оценки трафика, который они получают, и вы можете быть довольны этим, но вы не можете разрешить доступ к этому одному трекеру. На самом деле вы вообще не можете изменить какие-либо настройки в этом раскрывающемся списке.
Если вы щелкните значок информации, Safari откроет отдельное окно со всеми подробностями, которые в нем есть. Вы также можете перейти прямо к этому более полному отчету, выбрав «Отчет о конфиденциальности …» в меню Safari.
Отчет о конфиденциальности Safari
В отчете о конфиденциальности Safari также указывается ряд трекеров, которые были заблокированы. Однако, а не только для текущего сайта и вашего текущего посещения, в нем указано, сколько трекеров он заблокировал за последние 30 дней.
Он также разбивает результаты на количество посещенных вами веб-сайтов, на которых были заблокированы трекеры, и количество их. Он также выделяет трекер с наибольшим количеством контактов.
При желании Отчет о конфиденциальности может предоставить вам дополнительную информацию
Значительно использование 30 дней. Когда Apple добавила интеллектуальную защиту от отслеживания в Safari в 2018 году, она включала в себя подсчет браузером того, сколько времени прошло с тех пор, как вы нажали «Да», чтобы разрешить сайту разместить файл cookie на вашем Mac.
Если вы дали это разрешение и продолжаете использовать сайт, ничего не изменится. Но если вы перестанете его использовать, то через 30 дней Mac теперь удаляет cookie.
Эти 14 функций iOS 14 повышают безопасность iPhone. Проверьте, что все включены
В мобильной операционной системе iOS 14 разработчики сделали большой упор на повышение конфиденциальности пользователя.
Сразу 14 разный фишек и настроек позволяют защитить ваши фото, данные и пароли. Некоторые опции работают сами по себе, а некоторые требуют включения и дополнительной настройки.
Сейчас разберемся с каждой фишкой, чтобы знать, что она дает и как работает.
1. Уведомления о работе буфера обмена
Okay so TikTok is grabbing the contents of my clipboard every 1-3 keystrokes. iOS 14 is snitching on it with the new paste notification pic.twitter.com/OSXP43t5SZ
Еще в iOS 13 сторонние приложения могли без ограничений получать доступ к буферу обмена, копировать данные из него и использовать в своих целях. Эта серьезная дыра в конфиденциальности позволяла перехватывать скопированные пользователем логины, пароли, номера банковских карт или коды подтверждения операций из сообщений.
Активные пользователи экосистемы Apple при этом рискуют данными из общего буфера обмена. Скопировали что-то важное на Mac, а через секунду данные перехватило приложение на iPhone.
Купертиновцы добавили оповещающие баннеры, которые моментально выдают “воришек” во время получения данных из буфера. Сразу после выхода первых тестовых версий iOS 14 на этом “спалились” TikTok, AliExpress и некоторые другие программы.
Фишку невозможно отключить, так что разработчикам приложений пришлось отключить работу с буфером обмена, чтобы не пугать пользователей.
2. Отчет о трекерах в Safari
Стандартный браузер iOS научился блокировать распространенные трекеры, которые собирают информацию о пользователе.
Кроме этого вам доступен отчет о заблокированных трекерах на текущем ресурсе, самые популярные системы отслеживания на посещаемых вами сайтах и подробная статистика по трекерам, которые блокировались за последние 30 дней.
Все это доступно прямо в приложении. Нужно лишь нажать на кнопку в левом углу адресной строки и выбрать пункт Отчет о конфиденциальности.
3. Регистрация на сайте при помощи Apple ID
Представленная компанией Apple система для конфиденциальной авторизации позволяет входить на сайты более безопасно и анонимно.
Для авторизации будет использован идентификатор Apple ID, а для сайта будет сгенерирован случайный адрес электронной почты. Так вам не придется указывать свои реальные данные при регистрации, а в дальнейшем не будете получать тонны спама или ненужных рассылок.
Подобную систему должны добавить владельцы сайтов, мы, например, уже давно внедрили эту фишку.
4. Авторизация при помощи Face ID или Touch ID
Кроме анонимной регистрации на сайтах iOS 14 позволяет производить беспарольную авторизацию. Используется распространенный стандарт WebAuthn, который позволяет заменить ввод логина и пароля от ресурса на биометрическое распознавание пользователя.
Фишка не только ускоряет взаимодействия с системой, но и предотвращает случайную кражу логина или пароля третьими лицами.
5. Рекомендации по смене сохраненных паролей
Удобное средство для облачного хранения паролей Связка ключей обзавелась полезной и интересной особенностью.
Система анализирует сохраненные коды авторизации и проводит анализ полученных данных. В результате пользователь прямо в системных настройках видит рекомендации по смене паролей от определенных сайтов или сервисов.
iPhone подскажет, если на нескольких сайтах используется одинаковый пароль, укажет на скомпрометированный код, который оказался в общедоступных сетевых базах паролей или слишком простой код доступа, который часто используют другие пользователи.
Прислушиваться к этим рекомендациям или нет – дело каждого, но разок заглянуть по пути Настройки – Пароли – Рекомендации по безопасности точно стоит.
6. Запрет отслеживания сетевой активности
В предыдущих версиях iOS все приложения могли без разрешения пользователя отслеживать сетевую активность на устройстве.
Программы получали данные о посещенных пользователем сайтах и собирали всевозможную статистику. Кроме снижения конфиденциальности это влекло за собой повышенный разряд батареи гаджета.
В iOS 14 появился специальный переключатель по пути Настройки – Конфиденциальность – Отслеживание. Один раз запрещаем отслеживание и больше не переживаем по этому поводу.
7. Защита сетевых устройств от сканирования
Некоторые приложения умудряются сканировать локальную сеть к которой подключен пользователь и отправлять разработчику собранную статистику.
Так можно определить количество гаджетов поблизости, их IP-адрес, идентифицировать устройства и получить сервисную информацию о них.
Новый раздел настроек iOS прикрывает данную лазейку. Находится он по пути Настройки – Конфиденциальность – Локальная сеть. Смело отключаем доступ для большинства установленных программ, но не забываем разрешить работу по сети для всевозможных медиаплееров, утилит для управления умным домом и гаджетами.
8. Частный адрес в Wi-Fi сетях
Для предотвращения отслеживания гаджета по Mac-адресу в разных сетях разработчики из Купертино придумали следующую фишку для iOS 14.
iPhone и iPad может генерировать новый Mac-адрес при подключении к любой беспроводной сети. Это делает невозможным отслеживание гаджета по одному Mac-адресу в разных Wi-Fi сетях, ведь идентификатор устройства будет все время меняться.
Применяется параметр для выбранных сетей и находится в меню Настройки – Wi-Fi. Нужно нажать на кнопку “i” возле выбранной сети и активировать переключатель Использовать частный адрес.
9. Шифрование DNS запросов
Последние версии мобильной операционной системы iOS и настольной системы macOS получили поддержку протоколов DNS-over-TLS (DoT) и DNS-over-HTTPS (DoH).
С их помощью разработчики приложений могут шифровать исходящие DNS запросы, которые не смогут перехватить злоумышленники. Кроме этого сторонние службы и даже провайдеры не получат доступ к защищенным данным и запросам из вашей сети.
Включать фишку отдельно не нужно, просто следует дождаться ее внедрения в любимых приложениях.
10. Индикатор активности микрофона и камеры
Сразу после обновления до новой версии iOS пользователи начали замечать пару точек-индикаторов в правом верхнем углу экрана. Оранжевая точка сигнализирует об использовании микрофона устройства, а зеленая – камеры.
Чтобы сразу узнать, какие именно приложение получает доступ к записи видео или звука, достаточно открыть Пункт управления.
Так сторонние приложения не смогут скрытно от пользователя произвести запись и отправить ее третьим лицам.
11. Ограниченный доступ приложений к фото
В предыдущих версиях мобильной операционной системы, когда вы разрешали программе доступ к фотографиям, она получала возможность сканировать и просматривать всю медиатеку на устройстве.
Банально украсть фоточки ни одна утилита из App Store не может, но произвести анализ и собрать определенную статистику было возможно.
Теперь в настройках появился дополнительный пункт меню, который ограничивает доступ к фотографиям для каждой отдельной программы. Например, если нужно загрузить всего пару фото, аватар или скан документа, можно не давать доступ ко всей медиатеке.
Находится переключатель по пути Настройки – Конфиденциальность – Фото, достаточно указать пункт Выбранные фото, чтобы не открывать всю галерею.
12. Приблизительное местоположение пользователя для приложений
Эта фишка пригодится для подавляющего большинства приложений кроме навигаторов и картографических сервисов. Она не позволяет точно определить местоположение гаджета во время гелокационного запроса.
Банковские приложения, программы с купонами и скидками или интернет-магазины смогут определять расположение с точностью до города, но более точные данные они не получат.
Для остальных программ, как и в предыдущих версиях iOS, можно просто отключить доступ к геолокации.
Новая фишка находится по пути Настройки – Конфиденциальность – Службы геолокации. Достаточно открыть раздел нужного приложения и запретить отслеживание точной геопозиции.
13. Скрытие приложений с рабочего стола
Библиотека приложения в iOS имеет одно важное преимущество. С ее появлением иконки некоторых приложений можно скрыть с рабочего стола.
Например, если не хотите, чтобы коллеги увидели на рабочем столе смартфона игры, социальные сети или приложения для знакомств – просто переместите их в библиотеку.
Задержите палец на иконке любой программы, выберите пункт Удалить приложение, а в последнем диалоговом окне выберите пункт Удалить с экрана «Домой».
Можно и вовсе помещать все новые приложения в библиотеку без размещения на домашнем экране. Для этого измените соответствующий параметр по пути Настройки – Экран «Домой».
В дальнейшем скрытые приложения можно найти в библиотеке (самый правый экран рабочего стола) или через поиск Spotlight.
14. Доступ к политике конфиденциальности приложения в App Store
С приходом iOS 14 разработчики должны добавлять прямую ссылку на политику конфиденциальности прямо в карточку приложения. Данные доступны для пользователей и по одному тапу можно ознакомиться со всеми нюансами.
Любознательные пользователи смогут сразу же получить всю необходимую информацию без долгих поисков на сайте программы или разработчика.
Вот такие серьезные изменения для защиты наших данных произошли в новой версии iOS.
Safari и конфиденциальность
Ваши данные, используемые браузером Safari, надежно защищены, и только Вы решаете, чем поделиться.
В настройках Safari Вы можете удалять или блокировать данные, при помощи которых веб‑сайты отслеживают Ваши действия в Safari. Для просмотра этих настроек выберите «Настройки» > «Safari».
Без перекрестного отслеживания
На некоторых веб‑сайтах контент предоставляют сторонние поставщики. Сторонний поставщик контента может отслеживать Ваши действия на различных веб‑сайтах и пользоваться этой информацией для рекламного продвижения продуктов и сервисов.
Если этот параметр включен, данные отслеживания будут периодически удаляться, если только Вы не посетите веб‑сайт стороннего поставщика контента.
Функция «Предотвращение отслеживания» защищает Вас от нежелательного отслеживания: с помощью технологий машинного обучения на устройстве эта функция блокирует трекеры, не влияя на работу веб‑сайтов. Функция «Скрытие IP‑адреса» дополняет Предотвращение отслеживания, частично направляя Ваш сетевой трафик через два независимых узла, управляемых разными организациями. Первый узел получает информацию о Вашем IP‑адресе, но не о веб‑сайте, который Вы посещаете. Второму узлу известно то, какой веб‑сайт Вы посещаете, но Ваш IP‑адрес от него скрыт. Вместо этого узел сообщает веб‑сайту обобщенную информацию о личности пользователя и его местонахождении. Таким образом, ни одна организация не обладает информацией, на основе которой можно установить Вашу личность и посещаемые веб‑сайты.
Вы можете изменить настройки таким образом, чтобы передавать определенный трафик через узел. Пользователи, у которых есть подписка на Частный узел, могут передавать весь трафик через Частный узел. Для этого нужно открыть «Настройки» > «Safari» > «Скрытие IP‑адреса», а затем касанием включить параметр «От трекеров и веб‑сайтов». Пользователи (с подпиской или без нее) также могут передавать через узел трафик, отслеживаемый известными трекерами. Для этого нужно открыть «Настройки» > «Safari» > «Скрытие IP‑адреса», а затем касанием включить параметр «Только от трекеров» или «От трекеров». Вы можете выключить функцию «Скрытие IP‑адреса» в любое время. Для этого откройте «Настройки» > «Safari» > «Скрытие IP‑адреса», а затем касанием включите параметр «Скрытие IP‑адреса».
Предупреждение о подмене сайта
Если параметр «Предупреждение о подмене сайта» включен, Safari предупреждает Вас при открытии веб‑сайтов, подозреваемых в фишинге. Фишинг — это разновидность мошенничества, при котором злоумышленник пытается получить Ваши личные данные: имена, пароли и другую учетную информацию. Фальшивый веб‑сайт маскируется под настоящий, например под сайт банка, финансового учреждения или поставщика услуг электронной почты. Чтобы проверить, является ли веб‑сайт фальшивым, перед его посещением Safari может отправить службе безопасного просмотра Google данные, рассчитанные на основе адреса веб‑сайта. Safari также может использовать службу безопасного просмотра Tencent для таких проверок; это касается только пользователей, у которых в приложении «Настройки» > «Основные» > «Язык и регион» в качестве региона выбран вариант «Китай континентальный». Точный адрес веб-сайта никогда не отправляется в компанию, обеспечивающую работу службы безопасного просмотра. При получении информации эти службы безопасного просмотра также могут сохранять информацию о Вашем IP‑адресе. Предупреждения о подмене веб‑сайтов в Safari можно выключить в любое время. Для этого откройте «Настройки» > «Safari» и касанием выключите параметр «Предупреждение о подмене сайта».
Конфиденциальные рекламные отчеты
Когда включен параметр «Конфиденциальные рекламные отчеты», Safari предоставляет веб‑сайтам отчеты по атрибуции, чтобы помогать веб‑сайтам и рекламодателям оценивать просмотры и нажатия на рекламу, не нарушая Вашу конфиденциальность. Safari отправляет отчеты по атрибуции, содержащие ограниченный объем данных. Отправка осуществляется в особом режиме с использованием защиты IP‑адресов, без хранения данных, без файлов cookie и с произвольной задержкой от 24 до 48 часов. Отчеты по атрибуции не содержат личной информации.
Параметр «Конфиденциальные рекламные отчеты» можно выключить в любое время. Для этого откройте «Настройки» > «Safari», а затем касанием выключите параметр «Конфиденциальные рекламные отчеты».
Проверка наличия Apple Pay
При покупке в приложениях или на веб‑сайтах, поддерживающих Apple Pay для оплаты с iPhone, iPad или Apple Watch, выполняется проверка того, включена ли служба Apple Pay на Вашем устройстве. Вы можете в любое время запретить веб‑сайтам, которые Вы посещаете, проверять, включен ли Apple Pay. Для этого на устройстве iOS или iPadOS откройте «Настройки» > «Safari» и в разделе «Конфиденциальность и безопасность» выключите параметр «Проверка наличия Apple Pay».
Когда включен режим «Частный доступ», Safari не сохраняет историю посещения веб‑страниц и данные автозаполнения, а открытые Вами вкладки не сохраняются в iCloud и не синхронизируются между устройствами. Веб‑сайты не могут изменять информацию, сохраненную на Вашем устройстве, поэтому службы, обычно доступные на этих веб‑сайтах, могут функционировать иначе, пока Вы не выключите режим «Частный доступ».
Примечание. Когда включен режим «Частный доступ», строка поиска становится темнее.
Safari анализирует каждую веб-страницу, которую Вы посещаете, чтобы определить язык, на котором она написана. Определение выполняется исключительно на Вашем устройстве. Если для веб-страницы доступен перевод на какой-то из предпочитаемых Вами языков, Вы можете перевести ее. Для выполнения перевода в Safari все содержимое веб-страниц, включая текст, отправляется на сервера Apple. После завершения перевода содержимое веб-страницы удаляется из Apple.
Если веб-страница просматривается не в режиме «Частный доступ», Safari будет также передавать адреса веб-страниц в Apple. Apple будет хранить адреса веб-страниц в течение пяти лет для улучшения продуктов, служб и технологий Apple. Так как Apple не хранит содержимое веб-страниц, которые Вы переводите, Apple использует только общедоступные веб-страницы для улучшения своих продуктов, служб и технологий.
Содержимое веб-страниц и веб-адреса, которые отправляются в Apple, не связаны с Вашим Apple ID, адресом электронной почты или другими данными, которые могла получить компания Apple, когда Вы использовали сервисы Apple.
Для Вашего удобства после перевода определенной веб-страницы могут быть переведены и другие веб-страницы того же домена, если Вы откроете их в той же вкладке. Safari остановит автоматический перевод, как только Вы откроете веб‑страницу на другом языке или веб‑страницу из другого домена.
Расширения Safari можно загружать из App Store. На управляемом устройстве работодатель или учебное заведение могут предоставить Вам приложение, включающее расширения Safari. Чтобы использовать расширение Safari, включите его в меню «Еще» в Safari или в меню «Настройки» > «Safari» > «Расширения». Включив расширение, необходимо разрешить ему читать или изменять посещаемые Вами веб‑страницы. Для этого выберите расширение в меню «Еще» или предоставьте разрешение при появлении запроса. Можно отредактировать список веб‑сайтов, которые может читать и изменять определенное расширение. Для этого откройте «Настройки» > «Safari» > «Расширения».
При использовании сторонних веб‑расширений к Вам применяются условия, политика конфиденциальности и практики разработчиков этих расширений. Ознакомьтесь с условиями, политикой конфиденциальности и практиками разработчиков таких расширений, чтобы понимать, как они будут использовать Ваши данные.
Синхронизация с iCloud
С помощью iCloud можно синхронизировать между Вашими устройствами всю информацию в Safari, в том числе открытые вкладки и группы вкладок, данные для автозаполнения, закладки, список для чтения и историю. Эту функцию можно выключить в любой момент. Для этого откройте «Настройки» > [Ваше имя] > «iCloud» и выключите параметр «Safari».
Используя эти функции, Вы даете компании Apple, ее дочерним организациям и агентам согласие на передачу, сбор, хранение, обработку и использование всей указанной информации, как описано выше.
С релизом iOS 14.5 приложения, осуществляющие сбор персональных данных и последующую их отправку третьим лицам, будут обязаны запрашивать на это отдельное разрешение у пользователей, иначе программа попросту не пройдет модерацию в App Store. Разбираемся, что такое App Tracking Transparency (ATT) и как это повлияет на рынок.
Что такое IDFA и как рекламные системы следят за нами?
Замечали ли вы, что стоит вам поискать что-то в Google, например, наушники, и их реклама начинает появляться в большом количестве используемых вами приложений. Одни сервисы начинают «рекомендовать» конкретные модели, другие — онлайн и офлайн-магазины, в которых их можно купить.
Очевидно, что все эти приложения и сервисы как-то между собой связаны, и кажется, что они знают о нас слишком многое, если вообще не все: пол, возраст, интересы, геолокацию, используемые устройства и многое-многое другое. Наши с вами личные данные — это основа огромного бизнеса, в частности, рынка таргетированной рекламы.
Для отслеживания этих данных разработчики встраивают в свои продукты различные SDK, к примеру, Adjust, Kochava, Singular, AppsFlyer, Facebook или другие. Эти инструменты, сверив IDFA вашего устройства с теми, что уже есть у них в базе, начинают «работать»: определять, откуда вы пришли и насколько эффективно сработала в случае с вами та или иная реклама, формировать списки для ретаргетинга и look-a-like, а также фиксировать десятки других показателей для дальнейшей аналитики.
IDFA (The Device Identifier For Advertisers) — это уникальный идентификационный номер устройства (iPhone / iPad и пр.), который используется рекламными сетями для распознавания вашего гаджета среди миллионов других устройств. И, как следствие, для подбора самой релевантной для вас рекламы. IDFA появился в 2012 году, заменив UDID — более «жесткий» идентификатор, который нельзя сбросить или ограничить.
Предельно упрощенная схема работы IDFA от редакции «Кода Дурова»
Собирая данные из различных приложений, такие гиганты как Facebook и Google, создают на вас целое досье. Среди прочего в нем можно найти и такую информацию, которой вы, возможно, добровольно не стали бы с кем-то делиться. Более того, Facebook может знать о вас все это даже в том случае, если вы в нем не зарегистрированы — стоит лишь раз открыть любое приложение со встроенным SDK соцсети, как за вами начинается «слежка».
Как выяснило издание The Wall Street Journal, речь может идти даже о таких вещах, как: вес, кровяное давление, менструальные циклы или состояние беременности.
Но действительно ли многие приложения используют SDK Facebook? На самом деле, очень и очень многие. Помните два крупных сбоя, произошедших в 2020 году, из-за которых не работало много не связанных напрямую с Facebook программ: [1], [2]?
👀 Как узнать что Google и Facebook знают обо мне?
IT-гиганты в целом и не скрывают, что знают о вас. Посмотреть эти данные можно по следующим ссылкам:
При этом Facebook позволяет также просмотреть каждое приложение и каждый пункт данных, переданных в общую систему. Эта информация доступна здесь
Таким образом, с каждым вашим действием внутри приложений базы данных IT-гигантов пополняются все новой и новой информацией о вас. Просто понимая, где, что и когда вам можно продать, эти компании зарабатывают миллиарды долларов в год.
Проблема заключается в том, что большинство пользователей даже не подозревают о существовании столь подробных досье или недопонимают, насколько подробно интернет-компании «рисуют» их цифровые портреты. Это происходит из-за того, что их об этом толком никто не спрашивает. Вернее, конечно, спрашивают, но за ширмой длинных и скучных пользовательских соглашений, которые никто не читает.
Между тем, многие пользователи готовы осознанно делиться с кем-то информацией о себе, чтобы видеть более целевую рекламу или помогать разработчикам улучшать свой продукт. То есть именно обменивать, заключая «социальный контракт», а не отдавать безвозмездно:
Есть огромное количество информации, которую я готов обменять. Не отдать, а обменять. На то, что я буду видеть только таргетированную рекламу. Это все-таки обмен, социальный контракт.
Однако остается открытым вопрос, до какой степени пользователи готовы осознанно открываться в Сети и кому какие данные передавать. Вот, что по этому поводу говорил основатель Apple Стив Джобс в 2010 году:
Люди сами знают, какими данными они готовы делиться. Просто спросите их об этом. И спрашивайте каждый раз. Пусть они сами попросят вас прекратить, если устанут от ваших вопросов. Они должны точно понимать, что вы собираетесь делать с их личной информацией.
Стив Джобс
Конференция All Things Digital, 2010 г.
Почему Apple вводит такие строгие правила по отношению к приватности и какие инструменты аналитики приложений для разработчиков предлагает взамен IDFA?
По мнению опрошенных мной разработчиков, одна из ключевых причин ввода новых правил конфиденциальности — воспрепятствовать «сливам» личных данных пользователей. Самый громкий пример — это инцидент с Facebook и Cambridge Analytica, в ходе которого утекла информация о более чем 87 млн пользователей. Учитывая глобальные масштабы сбора данных, зная только значение IDFA, злоумышленники могут добраться до самой разной информации, о которой я писал выше.
При этом в Apple принялись ограничивать сбор данных поэтапно. Первый резонансный шаг в эту сторону был сделан в 2016 году, когда в устройствах компании появилась возможность полного отключения отслеживания в приложениях. По данным Singular, в 2020 году этой опцией воспользовались более 30% пользователей iOS.
Следующий шаг, а именно повсеместный запрос от каждого приложения о сборе и передаче личных данных пользователя третьим лицам планировалось включить еще осенью, одновременно с релизом iOS 14, но из-за нарастающей паники и непонимания рынка нововведение пришлось отложить более чем на полгода.
Важно понимать, что обязательство спрашивать разрешение на сбор личных данных ляжет на плечи только тех разработчиков, чьи приложения будут собирать и передавать в дальнейшем данные пользователей третьим лицам.
При этом в качестве альтернативы IDFA для тех пользователей, которые откажутся предоставлять к нему доступ, Apple предлагает сразу два инструмента — SKAdnetwork и IDFV.
SKAdnetwork даст возможность собирать данные в агрегированном и обезличенном виде, то есть без привязки к идентификатору конкретного устройства. Однако этот инструмент хоть и соответствует новым требованиям конфиденциальности, не позволяет разработчикам считать эффективность того или канала привлечения трафика.
🧑💻 Почему разработчикам не нравится SKAdnetwork? (Простыми словами)
Второй инструмент — это IDFV (identifier for vendor), который напоминает IDFA, но ограничен лишь приложениями одного и того же разработчика. Если IDFA единый и виден всем разработчикам, то IDFV для каждого разработчика свой. Например, Яндексу, который имеет большое количество приложений, IDFV все равно будет полезен, так как позволит ему рекламировать те продукты, которых у пользователя нет, в уже установленных приложениях. Например, разместить в Яндекс.Браузере рекламу Яндекс.Дзена. При этом рекламировать Дзен в Facebook, используя IDFV, уже не получится.
Кто пострадает от новых правил App Tracking Transparency?
Эксперты мобильной индустрии строят различные теории, но в основном сходятся на одной мысли: стоимость привлечения пользователей станет в разы дороже. Не имея инструментов для более точечного таргетирования, маркетологи будут видеть более абстрактные «цели» в своих рекламных кампаниях. Безусловно, больше всех грядущие изменения затронут маленьких игроков с не самой устойчивой экономикой, хотя и для крупных вроде Facebook и Google они тоже не останутся незамеченными. В какой-то степени новая политика Apple затронет и массовую аудиторию — как минимум, можно ожидать повышения цен на приложения и встроенные покупки из-за увеличения расходов разработчиков на привлечение пользователей.
Впрочем, как показывают результаты свежего исследования AppsFlyer, согласие на отслеживание собственных действий выдают в среднем 40% пользователей, а в некоторых категориях приложений даже 45%. Но чтобы IDFA работал, нужно получить согласие пользователя на передачу его данных сразу в 2-х приложениях. В самом оптимистичном варианте таких людей будет 0,45*0,45≈20%.
Более того, перед релизом ATT в Apple несколько переработали это самое окно с запросом отслеживания данных, перейдя с не самого дружелюбного интерфейса, где кнопка «Разрешить» была над кнопкой «Запретить», к более простому, в котором согласиться на отслеживание, пожалуй, чуть легче. Более того, купертиновцы разрешили разработчикам редактировать содержание баннера с запросом, которое поможет разъяснить пользователям, какие данные и для чего будут собираться.
Также Apple разрешила создавать в приложениях окно перед появлением этого баннера, в котором можно еще более подробно рассказать, зачем ему нужен доступ к IDFA. Ожидается, что эти инструменты должны увеличить долю пользователей, которые все же разрешат пользоваться своим идентификатором.
О том, как разработчикам лучше подготовиться к грядущему обновлению, можно прочитать в инструкции Adjust и разборе Виталия Давыдова.
А что там у Android?
По аналогии с IDFA в Android есть AIC (AdvertisingIdClient), который выполняет примерно те же функции. К слову, в Google также позволили пользователям принудительно отключать доступ к рекламному идентификатору на устройстве, как это сделала Apple в 2016 году. Также у поискового гиганта уже есть свой аналог SKAdnetwork — Firebase.
Однако, если посмотреть на то, что Apple и Google практически одновременно вводят те или иные новшества, к примеру, снижают комиссию в магазинах приложений или представляют похожие инструменты в сторону приватности, можно ожидать, что AIC в ближайшее время ждут аналогичные изменения.
Стоит ли игра свеч?
По моему субъективному и не претендующему на истину мнению, да. Приватность пользователей и их личных данных, один из самых важных аспектов в технологических продуктах сейчас. Каждый разработчик и каждое приложение обязаны отдавать нам отчет по путешествию наших данных в «сети».
И лишь мы вправе распоряжаться своими данными, я уверен что большинство пользователей готово делиться ими, их нужно только спросить об этом. И я лично готов пойти на сделку с увеличением стоимости привлечения пользователя и цен на приложения, ради большей приватности в сети.
Но еще раз повторюсь, мое мнение субъективно. Так, в Германии, например, группа из немецких медиа, разработчиков и рекламных компаний уже думают подать в суд на Apple. По их расчетам, из-за новых правил они могут потерять до 60% своих доходов. А что думаете вы на этот счет?