Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт

Конфликтный функционализм Г. Зиммеля и Л. Козера

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления25.10.2015
Размер файла18,3 K

Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

по предмету: Политическая конфликтология

Тема: Конфликтный функционализм Г.Зиммеля и Л.Козера

Понятие «конфликт» в социологической теории

Конфликтный функционализм Льюиса Козера

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля

Список используемой литературы

Конфликт понимался Зиммелем как одна из форм общественного взаимодействия, выполняющая стабилизирующие и интегрирующие функции.

Согласно американскому социологу Льюису Козеру, конфликт является важнейшим элементом социального действия. Козер определяет социальный конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы. В своих работах Козер сформулировал основные позитивные функции конфликта, а также переменных, определяющих его динамику, в том числе «реалистического» и «нереалистического» типов конфликт.

Актуальность: Социальные конфликты

Понятие «конфликт» в социологической теории

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем. В собственно социологической теории сложилось два основных подхода к пониманию сущности конфликта: функциональный и конфликтный.

Основоположником функционализма считается Г. Спенсер, чьи идеи явились мощным стимулом развития органистической школы.

К. Маркс и Г. Зиммель явились сторонниками конфликтной модели.

Причины социальных конфликтов К. Маркс видит в делении общества на антагонистические классы. Марксистский анализ конфликта сосредотачивается на макросоциальном уровне, касающемся фундаментальных противоречий. К. Маркс рассматривает конфликт и консенсус как альтернативы, абсолютизируя роль конфликта в качестве стержня всего политического процесса.

Конфликтный функционализм Льюиса Козера

Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.

Козер определяет конфликт как процесса, который при определенных условиях может «функционировать», чтобы сохранить «социальный организм». Основные подходы к конфликту Козера:

1. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения;

Видно, что определение конфликта и его функций Козером во многом схоже с понятием конфликта Зиммеля.

На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также, как и Зиммель, Козер считаете, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.

Козер выделяет «причинные цепи» описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями что в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия а это приводит к тому что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.

Рассматривая причины конфликтам Козер приходит к выводу что они коренятся в таких условиях когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Это проявляется через снижение возможности открыто выражать недовольством уровня минимальной взаимной лояльности необходимой для сохранения целостности системы уровня допускаемой в системе мобильности, а также через увеличение обнищания и ограничений неимущих и слабо имущих слоев.

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля

Зиммеля относят к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс считал, что конфликт произрастает в системе «господство-подчинение» и всегда ведет к разрушению или социальным изменениями, то Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов.

Конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации, и ассоциации, то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.

Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов:

сохранение и укрепление социальной системы как целостности,

сплочение и унификация социального организма.

В качестве источников конфликта Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми так называемых им «инстинктов враждебности». Инстинкт враждебности может усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви.

Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба.

Борьбу Зиммель определил, как беспорядочную непосредственную битву сторон.

Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов:

Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт. функционализм конфликт зиммель козер

Чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт и чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем он острее.

Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте, тем острее конфликт.

Чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структурен тем, острее конфликт.

Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.

Чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно.

С появлением общества появились и конфликты, люди всегда интересовались разрешением этой проблемы. Г.Зиммел и Л.Козер так же изучали данную проблему. Каждый из них предлагал свою теорию конфликта, и стадии, и методы его разрешения. Л.Козер обосновывал существование социальных конфликтов борьбой за объективные цели. Он рассматривал конфликт как естественное взаимодействие людей, которое способствует разрушению или укреплению социальных связей.

Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Также в качестве вывода можно сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов.

Список используемой литературы

Л.А.Козер Функции социального конфликта.//Американская социологическая мысль.- М.- 1996.

Конфликтология: учебник, под ред. В.П. Ратникова 2012 г.

Социология: Учебник под ред. В.Н. Лавриненко Юнити-Дана 2012

Конфликтология. Учебное пособие (Буртовая Е.В.)

Сам себе Оз / Конфликтология http://emergency.kulichki.net/psicho/konf/3.htm

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Диалектическое учение о противоречии и модель конфликта революционного класса и социального изменения Карла Маркса. Конфликтный функционализм Георга Зиммеля. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа. Конфликтный функционализм Льюиса Козера.

реферат [28,2 K], добавлен 15.01.2011

Конфликт как важнейший фактор общественного развития. Основные подходы в социологической теории к пониманию сущности конфликта. Конфликтный функционализм Льюиса Козера. Особенности конфликтологии Ральфа Дарендорфа. Создание единой теории конфликта.

реферат [27,2 K], добавлен 22.09.2010

презентация [146,0 K], добавлен 08.01.2015

История развития науки конфликтологии с XIX века и до нашего времени. Некоторые высказывания известных социологов на тему конфликтов. Три концепции социального конфликта и его функции по теории Льюиса Козера и других сторонников диалектического подхода.

презентация [59,1 K], добавлен 19.10.2013

Место конфликтологии в системе социальных наук. Исследование проблем конфликта западными социологами. Творческая биография и научные идеи Георга Зиммеля, особенности его представлений о социальных конфликтах. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.

курсовая работа [187,2 K], добавлен 09.11.2014

Особенности социального конфликта как скрытого противоречия. Идеи социального конфликта Спенсера, основные положения Маркса, трактовка конфликта Козера. Основные функции конфликта: внутренние, позитивные, деструктивные. Анализ стратегий конфликта.

курсовая работа [310,1 K], добавлен 12.06.2012

Структурно-функциональное направление в теории Эмиля Дюркгейма. Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма. Функционализм Роберта К.Мертона. Наиболее значимые этапы формирования самой школы структурного функционализма.

реферат [20,8 K], добавлен 25.04.2003

Источник

Закон Зиммеля – Козера гласит, что внешний конфликт

a) Разрывает социальные связи внутри группы

b) способствует объединению элиты

c) усиливает внутреннюю интеграцию группы

d) приводит к десоциализации индивидов

В концепции личности З.Фрейда комплекс ожиданий, установок, ценностей и запретов, содержащихся в культуре общества и усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение, обозначается как…

Представители Чикагской социологической школы…

e) Э. Фромм, М. Хоркхаймер

f) Ф. Знанецкий, У. Томас

g) Р. Дарендорф, Л. Козер

Работу «Феноменология социального мира» написал

Представители теории социального обмена

f) Дж. Хоманс, П. Блау

g) Р. Парк, Э. Берджесс

h) Р. Мертон, Т. Парсонс

Работы «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики», «Дух позитивной философии» написал…

Написал труды «Социальная статика», «Синтетическая философия», «Принципы социологии»

Выделили типы личностей с точки зрения их социальной адаптации : мещанский, богемный, творческий.

a) Р. Парк, Э. Берджесс

b) У. Томас, Ф. Знанецкий

c) М. Хоркхаймер, Г. Маркузе

d) Т. Парсонс, Р. Мертон

Ввел понятие «маргинальная личность»

Социологическая концепция М. М. Ковалевского называется­­­­­­___________ социологией.

Представители Чикагской школы

i) М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, Э. Фромм

j) А.В. Смолл, Д. Винсент, Ч. Хендерсон, У.А. Томас

k) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г. Плеханов

l) Д. Хоманс, П. Блау, Д. Адамс, Д. Уолтер

«Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказать на индивида внешнее принуждение…». Так считал

«Закон трех стадий» разработал

Выделял следующие элементы эволюции: интеграцию, дифференциацию, возрастание порядка –

Социология З. Фрейда базируется на признании ведущей роли

a) культурных ценностей

Включает разделы социальной статики и социальной динамики учение

Термин «социализация» применительно к человеку впервые употребил…

Теорию общественно-экономических формаций разработал…

Представители Франкфуртской школы

a) К. Леви-Стросс, М. Фуко

b) Р. Дарендорф, Л. Козер

c) Г. Маркузе, Ю. Хабермас

d) Ю. Хабермас, А. Смол

a) П. Блау c) Ч. Хендерсон

b) Г. Гарфинкель d) Т. Адорно

Термин «структура» применительно к обществу ввел

e) О. Конт с) Э. Дюркгейм

f) Г. Спенсер d) Г. Зиммель

Теорию социальной стратификации и мобильности обосновал

Вводит в социологию понятие «функциональная зависимость» – то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности ни один элемент не обладает.

Социальная реальность не объективна, а является феноменом сознания множества индивидов. Главной реальностью является «мир повседневности», мир переживаний человека. Такой точки зрения придерживался…

Идеальная коммуникативная ситуация характеризуется одинаковыми возможностями для вступления в диалог и отсутствием ограничений и идеологических искажений

Авторы теории справедливого обмена, которые считали основным во взаимоотношениях людей «справедливое отношение»

a) Д.Адамс, Дж. Уолтер

c) Г. Гарфинкель, Д. Мид

d) Р. Дарендорф, Л. Козер

Основатель символического интеракционизма – это

Источник

Теория конфликта Л. Козера

Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт

Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт

Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт

Теория социального конфликта Г. Зиммеля

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта.

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. Конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне.

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт.

Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие – вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в 1 направлении и иметь 1 исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации. Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется.

По теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.

Теория конфликта Л. Козера

Американский социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на 2 враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу несколько конфликтов между различными слоями и группами. В открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают 2 видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует:

Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Смотреть картинку Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Картинка про Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт. Фото Конфликт зиммеля козера гласит что внешний конфликт

® негативные последствия конфликта для общества;

® позитивные последствия для общества.

Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

16. «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа.

Ральф Дарендроф. Немец американского происхождения, марксист; позже ввел ноемаркситскую идею. «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе».

В это время идет «холодная война», советскую модель конфликта может победить только марксистская модель;

Конфликтная модель. Каждое общество:

— любое общество подержанно изменениям, эти изменения постоянны и вездесущи;

— любое общество испытывает конфликт в каждый момент своего существования; (конфликты помогают существовать обществу)

— каждый элемент общества способен его изменить;

— любое общество основано принуждении одних членов общества другими; (мораль, политика, право и т. п.)

Равновесно-интегрированная модель общества – название данное самим РД.

Конфликт – двигатель прогресса. РД

Главным источником социальных конфликтов, по мнению Дарендорфа, является власть, отношения господства и подчинения. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляется давлению или господству противоположной им социальной силы. Реальное общество одновременно несет в себе множество микро- и макроконфликтов. Дарендорф создал классификацию различных типов конфликтов. Устранить или предотвратить конфликты просто невозможно, поэтому и не надо ставить такой задачи. Но можно и нужно конфликтами управлять (регулировать). Наиболее эффективным способом управления Дарендорф считает не подавление, не отмену конфликта путем ликвидации противоречия, а его регулирование. Регулирование не означает полного исчезновения конфликта, а лишь прекращает прямое, непосредственное столкновение сторон, т.е. делает возможным неразрушительное, ненасильственное течение конфликта. Для этого следует максимально формализовать конфликты, вывести их на поверхность общественной жизни, сделать предметом судебных разбирательств, обсуждений в печати, открытых дискуссий и т.п. Регулирование может быть весьма успешным и с помощью «правил игры», в качестве таких правил могут быть право, законодательство, нравственные нормы, соглашения, договоры, уставы.

17. «Общая теория конфликта» К. Боулдинга.

На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг(1910–1993).

В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдинг убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.

Боулдинг объяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.

Именно поэтому социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.

Противостоять этому могут:

· нормы морали и нравственности.

Общая теория конфликта выделяет 2 модели конфликта:

В статистической модели конфликт – это система из 2 элементов:

1. конфликтующие стороны или объекты;

2. отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.

В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.

Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

Общая теория конфликта американского социолога Кеннета Боулдинга изложена в его книге “Конфликт и защита: Общая теория” (Boulding К. Conflict and Defence: A General Theory. N.Y., 1963). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития, и изучение тех и других может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. Поэтому, делает вывод Боулдинг, знание “общей теории конфликта” позволит общественным силам контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Конфликт, согласно его концепции, неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или по крайней мере существенно ограничивать.

18. Логико-математическая школа конфликтологии: «теория игр», «теория драмы», «единая теория конфликта».

Теория драмы. Основана в 1991 году, когда Найджел Ховард, Питер Беннет, Джим Брайант и Моррис Брэдли, встретившись в Шеффилде, решили, что их подход к теории игр требует новой парадигмы,- таким образом став основателями теории драмы.

Созданию и совершенствованию теории драмы (ТД) Найджел Ховард посвятил последние 20 лет своей жизни. Примерно за год до смерти он планировал начать публикацию результатов второй версии этой теории – Drama Theory 2.

Теория Драмы это аналитическая теория со строгим математическим обоснованием, что делает ее применение легитимным тогда когда мы ищем ответы на свои вопросы у науки.

Современная конфликтология не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к научным теориям. Она разделена на множество ничем, кроме общего названия, не связанных друг с другом частных конфликтологий (политическую, экономическую, юридическую и т.д.), не имеет универсальных законов, точно очерченного круга решаемых проблем и специализированных методов их решения. Она использует понятие конфликта, основанное на здравом смысле; её выводы умозрительны и большей частью не общезначимы.

Математический базис ЕТК состоит из понятий, методов и теорем тех теорий, которые необходимы для создания и анализа рабочей (исследовательской) модели конфликта. Прежде всего, это понятия, методы и теоремы теории графов, теории вероятностей, логики высказываний, теории игр (и её разнообразных модификаций). Расширение сферы применения ЕТК приводит, как правило, к расширению её математического базиса.

Теоретический базис ЕТК образует универсальная модель конфликта – обобщающее все виды нелогических противоречий определение конфликта вместе с множеством теорем о его свойствах и свойствах его альтернатив – синергизма и антагонизма. Объединение универсальной модели конфликта с математическим базисом порождает единую теорию конфликта в собственном смысле: ЕТК = МБ + УМК, где МБ – математический базис, УМК – универсальная модель конфликта.

В зависимости от целей исследования ЕТК позволяет выбрать и построить необходимую рабочую модель конфликта, с её помощью выявить и оценить структурные, сетевые, динамические, теоретико-игровые и иные особенности возникновения, развития и разрешения анализируемого конфликта. На этом этапе главная функция ЕТК состоит в том, чтобы оказать исследователю эффективную помощь в конструировании рабочей модели конфликта, оценке её валидности, выяснении её объяснительных и предсказательных возможностей, разработке стратегий управления разрешением конфликта, эмпирической проверке полученных теоретических выводов.

19. Антифутуральная школа конфликтологии: основные идеи и представители (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Тоффлер, К.Ц. Лоренц).

Х. Ортега-и-Гассет. Учение об идеях и верованиях лежит в основании философии истории Ортеги. Системы верований коллективны, каждая эпоха характеризуется господством какого-то базисного верования. Исторический кризиспроисходит вместе с крушением такой системы. Человек остается без точки опоры, без твердых убеждений — теряется в мире.

Кризисные периоды насыщены поисками идей-ориентиров. Старая культура уже не вызывает доверия, она непонятна массе — на сцену истории выходят варвары, которые порождаются самой культурой. Она стала ритуализированной, излишне специализированной, — боги умирают, а человек оказывается отчужденным от тех смыслов, которые веками несли культурные образцы.

В 19 в. рассудочная цивилизация одерживает победу за победой, но в первой трети 20 в. кризис охватывает все области культуры — от искусства до политики и экономики. Этому кризису Ортега посвятил целый ряд работ. В собственном учении о “жизненном или историческом разуме” он видел путь преодоления того кризиса, который возник в результате крушения “геометрического разума”, т. е. классического рационализма и сциентизма.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.

Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) супруги Тоффлер пишут: «Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности обходиться вообще без денег».

В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя. Он выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного, делающих его противоестественным для жизни человека. Это:

2. опустошение жизненного пространства,

3. высокий темп жизни,

4. навязанный всеобщей конкуренцией,

5. возрастание нетерпимости к дискомфорту,

6. генетическое вырождение,

7. разрыв с традицией,

Человек, приспособленный эволюцией для выживания в небольшом коллективе, в условиях мегаполиса не может без дополнительной психической нагрузки сдерживать природную агрессивность. Концентрация людей в городах обычно сопряжена с уничтожением природы, что приводит к эстетической и этической деградации жителя. Аэрофотоснимок города внешне похож на гистологическую картину раковой клетки, что свидетельствует об утрате разнообразия в обеих системах.

Общество и, следовательно, каждый человек теряет долгосрочные цели и вынужден трудиться значительно интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем, кроме трудоспособности человека не ограничивается, так что он приводит к «бегу наперегонки с самим собой», который сопровождается рядом хронических болезней. Высокоорганизованные организмы характеризуются способностью ставить отдалённые по времени цели, достижение которых связано с дискомфортом. Современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть, что подрывает названную способность.

СМИ вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Сострадание, которое современный цивилизованный человек обязан выражать ко всем без исключения людям, ослабляет неукоснительно действовавший прежде естественный отбор и ведёт к генетическому вырождению.

20. Конфликтологические взгляды Г. Маркузе.

(+)Позитивна функция конфликта: конфликт существует не как способ противоречий, а как форма препятствования бунту. Конфликт, по мнению Маркузе, институализированимеет определенные правила, по которым он ведётся. Чтобы бунт не начался, нужны конфликты – так высвобождается энергия.

Конфликт по Маркузе воспитывает нонкорформизм (нет стандартам, несогласие с основной массой). Главное – искусственное создание врага, например: в Китае воробьев объявили врагами, китайцы их истребили, стало много гусениц, они сожрали всё. Русским пришлось собирать воробьев для Китайцев. Управляемый конфликт хуже чем неуправляемый.

Подвергая в своих работах критическому анализу индустриальное («позднекапиталистическое») общество, Маркузе считает, что благодаря характерным для него технологиям оно зашло в тупик тоталитаризма. Технология не может быть безразличной по отношению к обществу и личности: в условиях капитализма она способствует подавлению индивидуальности и свободы. Происходит выравнивание людей на уровне их «усреднения», что облегчает осуществление власти и господства одних над другими. Именно при таких технологиях возникает «одномерное общество». Поскольку в нем индивид не в состоянии критически оценить ни общество, ни свое место в нем, ни тем более перспективы собственного развития, он становится «одномерным человеком». Его многомерное культурное, социальное, моральное, чисто человеческое, индивидуальное (антропологическое) развитие становится невозможным.

Маркузе был поставлен один из центральных социологических вопросов: «Как возможна революция в позднекапиталистическом обществе?». Эту проблему он решал многие годы. В конце концов социолог пришел к выводу, что такое решение может иметь трехуровневый характер. Первым уровень оказался сугубо индивидуальным, антропологическим; предполагалось, что революция должна была стать сексуальной, поскольку речь идет об «освобождении» подавленных капиталистическим обществом эротических влечений. Второй уровень имел уже культурный характер. Здесь главным является борьба против «репрессивной культуры» индустриального общества. Суть же «культурной революции» состоит в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается бунт названных выше влечений.

Наконец, на третьем социальном уровне ряд общественных групп, не интегрированных в современное индустриальное общество (представители стран «третьего мира», люмпенизированные слои, бунтующие, не согласные с истеблишментом, интеллектуалы, студенты, сексуальные и этнические меньшинства и т.д.), осуществляет социальную революцию, направленную против «Позднекапиталистического общества», стремящегося к тоталитаризму, репрессивной культуры этот общества и господствующего авторитарного тина личности.

21. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и его последователи.

В 1993 г., 1 С. Хантингтон опубликовал статью «Столкновение цивилизаций«, переработанную позже в книгу. По его мнению, соперничество и конфликты в мире после «холодной войны» сохранятся, но «линии разлома» будут проходить между цивилизациями, а не между политическими или идеологическими соперниками. Понимая цивилизации как культурные целостности, С. Хантингтон заявил, что существует 8 цивилизаций, в том числе:

· африканская (Африка южнее Сахары).

Цивилизации стремятся защитить свои ценности, что приводит к их конфликтам на мировой арене (в то же время цивилизации могут заключать между собой коалиции, направленные против какой-то другой). Всё большее количество конфликтов в мире происходит по линиям цивилизационного разлома. Линии могут проходить внутри государств; в таком случае конфликт цивилизаций может принять внутренний характер и привести к распаду страны, как это случилось на рубеже 1980-1990-х гг. с СССР. Во избежание крупных межцивилизационных войн в будущем, полагает С. Хантингтон:

1. «стержневые страны» основных цивилизаций не должны вмешиваться в конфликты, происходящие в других цивилизациях;

2. этим «стержневым» странам необходимо договариваться между собой о сдерживании или прекращении войн, уже идущих «по линиям разлома».

· «История арабской цивилизации» (Лебон)

· «Закат Европы» (Шпенглер)

· «Византизм и славянство» (Леонтьев)

· «Постижение истории» (Тойнби)

· «Этногенез и биосфера Земли» (Гумилев)

22. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Генезис и эволюция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *