Конфуций считал что управлять государством должны
Учение Конфуция о государстве
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551–479 гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге “Лунь юй” (“Суждения и беседы”).
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем – “сыном неба” Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на “высших” и “низших” не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. “Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться”.
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на “высших” и “низших”), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.
Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. “Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия”. Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип “не делай другим того, чего не желаешь себе”.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. “Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”. Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков),моральные наставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
На страницах книги “Лунь юй” высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.
Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.
Философия конфуцианства: государство как семья
«Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех.»
Конфуций
Конфуцианство — учение, объединяющее в себе философию и этику, в его основе лежит понятие долга. Более двух тысяч лет китайское общество строилось по принципам и канонам конфуцианства.
Рожденный в стране, страдавшей от частых войн и социальных потрясений, Конфуций хотел сформулировать нормы морали и создать кодекс универсальной этики, которая помогла бы создать более справедливый и спокойный мир.
Устройство государства по Конфуцию
При жизни Конфуция в Китае происходило разрушение древних патриархальных традиций: правители царств враждовали между собой, чиновники наживались на бедственном положении простых людей, обычай почитания старших постепенно забывался. «Великое Дао скрылось во мраке»,— так философ оценивал состояние современного ему общества. Каким же образом вернуть стране былое величие, как сделать так, чтобы каждый член общества был доволен и счастлив? Об этом размышлял Конфуций. Идеал он нашел в прошлом, когда, по преданиям, Китай был великой страной, потому что государственное устройство основывалось на естественных природных законах.
Все китайские философские учения рассматривают понятие «дао», что переводится как «путь». Конфуций считал, что правильный путь для общества и каждого отдельного человека — это следование ритуалам. Ведь именно так устроена сама Вселенная: весна сменяет зиму, день — ночь, после зноя приходит прохлада. Философ считает, что соблюдение ритуалов совершенно естественно для человека, это помогает ему организовать свою жизнь и существовать в мире гармонично.
Таким образом, фундамент, на котором строится здание благополучного общества,— это этикет. Правила этикета должны соблюдать все, от царя до последнего нищего, никто не имеет права их нарушать. С одной стороны, этикет — это ограничение свободы, но, с другой, по мнению Конфуция, — сохранение индивидуальности и осознание своего места в мире.
Конфуций (551–479 до н. э.) был потомком обедневшего аристократического рода. Служил чиновником. В 30 лет открыл школу. Путешествовал по Китаю, распространяя свои философские идеи
Добродетели благородного мужа
Центральная фигура государственной системы, созданной Конфуцием, — цзюнь-цзы (благородный муж). Это самый обычный член общества, который соблюдает все ритуалы, но не только потому, что так положено, но и потому, что осознаёт их важность. Главная добродетель благородного мужа — жень, или человеколюбие. Другие важные качества идеального члена общества: ли (соблюдение этикета); и (справедливость), чжи (мудрость); синь (добрые намерения).
В одной из многочисленных конфуцианских притч ученик спрашивает мастера: «Что означает быть благородным мужем?» «Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа», — отвечает тот. Характеристики благородного мужа, а также другие воззрения Конфуция описаны в трактате «Лунь юй», составленном учениками философа после его смерти.
«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать» (Конфуций)
Идеал так и остался бы идеалом, если бы Конфуций не разработал систему воспитания и обучения молодежи. Что же он предлагает сделать для того, чтобы все члены общества стремились к самосовершенствованию? С самого раннего детства нужно воздействовать на сознание человека, объясняя ему разницу между добром и злом, гармонией и хаосом. Если воспитывать новое поколение в духе «вэнь», что переводится как «культура», то люди самостоятельно будут выбирать путь золотой середины, избегая во всем крайностей и стремясь к гармонии.
Достоинство для каждого
Главная книга Конфуция называется «Избранные изречения». Многие из них изложены в форме афоризмов, например, «Ты знаешь то, что ты знаешь. Чего ты не знаешь, ты не знаешь. Вот истинная мудрость». Однако за этими энергичными высказываниями скрывается этическая система, никак не связанная ни с социальными классами, ни с религией. Конфуций не отказывается от идеи бога или сверхъестественных сил, но говорит, что именно мы, люди, представляем эту силу на Земле. Поэтому все и каждый должны быть достойными людьми вне зависимости от их социального статуса и без божественного повеления. Конфуций не спорил и с концепцией классовой иерархии, и даже наоборот, он подчеркивал важность достойных взаимоотношений между всеми членами общества.
Чтобы добиться этой цели, каждый должен соблюдать четыре правила: быть лояльным, уважать семейные узы, соблюдать социальные ритуалы и демонстрировать хорошие манеры и, наконец, поддерживать хорошие отношения. Эти четыре правила применялись в соответствии с социальной иерархией — некоторые отношения были важнее других, как указано в таблице Пяти постоянных связей (см. рисунок выше). Самыми важными отношениями были признаны связи, возникающие между правителем и подданным. Правитель должен быть справедливым и милосердным, а, в свою очередь, те, кем он управляет, должны быть лояльны. Та же двусторонность отношений была зафиксирована и — в порядке снижения значимости — между разными поколениями, супругами, братьями и сестрами и, в конце концов, между друзьями, занимающими равное положение.
«Не делай другому того, чего себе не по желаешь» (Конфуций)
Поклонение предкам
Важность крепости семейных уз, на которой настаивал Конфуций, связана с древней практикой почитания предков в Китае. Чтобы гарантировать счастливую жизнь в загробном мире, семьи должны были поддерживать в надлежащем порядке семейные святыни так же, как они поддерживали достойные отношения с родственниками при жизни.
История политических и правовых учений. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «История правовых и политических учений». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
11. Политическое учение Конфуция
Кун-цю (Кун-фуцзы), известный европейцам как Конфуций (551–479 до н. э.), автор книги «Луньюй» («Беседы и высказывания»), является крупнейшим древнекитайским мыслителем. Наибольшее внимание Конфуций уделял формированию эталона высшей морали — идеального человека («цзюньцзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Идеальному человеку предписывалось следовать ритуалу (ли), обладать добродетелью (дэ), любовью к людям (жень), чувством долга и справедливости, стремлением к знаниям (чжи), почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр. Именно этими чертами, по мнению Конфуция, китайцы отличаются от варваров.
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой император — отец всех подданных, поддерживал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюньцзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. Он считал лучшей формой правления — аристократию (причем, правящей аристократией он именовал мудрецов), а в правителе видел сына (представителя) бога на земле, деяния которого никто не вправе критиковать.
Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему он относился отрицательно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не богом. Вместе с тем, философ признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Помощниками государя в деле управления государством он считал чиновников, хотя вся полнота государственной власти должна быть в руках императора. Подданные должны соответствовать их социальному статусу, дабы каждый знал свое место, свои права и обязанности. Они должны держаться предначертанного жизненного пути (дао), быть бескомпромиссными в главном.
Следование дао императора он видел в заботе о подданных, установлении всеобщей справедливости, чем государь и должен завоевать любовь и доверие. Он уделяет серьезное внимание практическим советам по управлению государством: нужно опираться на добродетельных и знающих помощников; избегать рискованных решений, быть осмотрительным; никогда не бросаться словами; не спешить с решениями; не увлекаться мелкими вопросами, постоянно учиться, становиться совершеннее.
Со II в. до н. э. и до 1949 г. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая.
Учение Конфуция о государстве
Биографические факты из жизни мыслителя Конфуция. Рассмотрение конфуцианской модели государства: социальных слоев, концепций истинного правления («исправление имен», «правитель должен быть правителем») и представлений о «благородном чиновнике».
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.12.2009 |
Размер файла | 27,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Глава 1. Биография Конфуция
Глава 2. Учение Конфуция о государстве
Список использованной литературы
Согласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, ровно, как и обществом должно базироваться на пи (правилах). Соблюдению правил он придавал особое значение.
Обычное право, на котором держалась жизнь общин, и порождающееся законодательство Конфуций спешил заметить реконструируемыми им нормами поведения. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось осуществлять на основании пи, они, естественно, выполняли функции закона.
Во времена Конфуция, когда большинство населения входило в общины с их органами самоуправления, сила личного примера продолжала играть немалую роль. Взоры людей были обращены, прежде всего, на руководителей общины, глав больших семей. Поскольку им приходилось вершить суд в общинах, то они сами обязаны были следить за выполнением норм обычного права, и не только наблюдать, но являть собой образец их выполнения. В каждой общине нормы обычного права обладали всеобщностью. Конфуций заимствовал эту идею всеобщности и всеобязательности норм поведения, вывел ее за рамки небольшого коллектива и распространил уже в пределах всего государства. Он наделил ли идеей всеобщности и обязал всех, включая и правителя, соблюдать весь комплекс норм, связанных с правилами.
Глава 1. Биография Конфуция
Глава 2. Учение Конфуция о государстве
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как «благородного чиновника». Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток «новой крови» из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы «пахари возделывали землю, а способные управлять управляли». Представление о «благородном чиновнике» Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. «Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): «Он обладает четырьмя Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости». Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.
Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли («правилах») им он предавал большое значение.
Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип «хе» (гармония, борьба противоположностей). «Правила надо создавать через достижение единство через разногласия».
Большое внимание он уделял «главе семейства», чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения было очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы («совершенно мудрый») по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации Учения. «Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства». В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как «благородного чиновника». Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток «новой крови» из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы «пахари возделывали землю, а способные управлять управляли». Представление о «благородном чиновнике» Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. «Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая)» Он обладает четырьмя Дао (сферы деятельности, направления в деятельности, качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ проявляет чувство доброты, используя народ проявляет чувство справедливости». Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Также для получение права называться цзынь-цзы надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия являясь носителем ли в государстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя и дало ей право на законное (легитимное) свержение их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.
«Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых». Тем самым правитель постоянно находился под угрозой «совершеннмудрых», которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, «только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей». Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.
Нетрудно заметить, что рассуждения о «благородном муже» на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.
У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция «исправление (упорядочение) имен» и «правитель должен быть правителем». По сути, вторая есть прямое следствие первой.
«Правитель, должен быть правителем» надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об «истинном правление». Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью. В общем конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжение многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.
В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.
Список используемой литературы
5. Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. В.В.Адамчика и др., Минск, 2004., 1652 с.
Справедливое государство по Конфуцию
Крупнейшим мыслителем Китая и автором одного из первых социальных проектов был Конфуций (552—479 до н.э.). Он считал, что идеальное справедливое государство должно строиться по аналогии с устройством хорошей и дружной семьи, где каждый хорошо знает свои права и обязанности в соответствии с её укладом. Правитель такого государства, по Конфуцию, должен, как отец, заботится о подданных, организуя население на производство необходимого им для благополучной жизни, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому социальному организму, а правитель в столице страны должен быть как здоровое сердце в теле человека.
Государство необходимо, по мнению Конфуция, для справедливого и достойного сосуществования людей, которые разделены на людей умственного и физического труда по своим способностям и достоинствам. Тот, кто является правителем над людьми всегда озабочен мыслями о судьбе и безопасности страны и народа, а физически трудящийся народ редко озабочен такими мыслями и его больше интересует личное и семейное благополучие, чем политика и экономика общества.
Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи должны добросовестно заботиться о низах, честно обеспечивая соблюдение и исполнение справедливых и мудрых социально-экономических законов страны, а низы должны честно и добросовестно исполнять свои законные обязанности по своим способностям на благо государства и общества, имея всё необходимое для удовлетворения своих насущных потребностей, и тогда достигается духовное и морально-нравственное согласие всех членов общества».
Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые отцы общества, которые знают о насущных потребностях людей, организуя их для производства необходимого по удовлетворению своих насущных, потребностей и потребностей государства! Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жёстоким».
Искусство управления, по Конфуцию, заключается в постоянном «исправлении несправедливости», то есть в том, чтобы каждого поставить на должность, где он способен приносить наибольшую пользу государству и обществу без нарушения закона и принципов справедливости принятых в обществе. Требование «исправления несправедливости» означает, что правителем должен быть человек, могущий править справедливо, служащие государству должны быть способны служить по закону на благо народа и государства и за это должны иметь от общества всё необходимое для достойной своего труда жизни.
Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в своём гражданском поведении и в государственной деятельности. Благородный правитель «должен строго придерживаться середины в суждениях и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, он не должен менять своё поведение, когда в государстве нет порядка, он меняет своё поведение и деятельность для достижения порядка, дисциплины и благополучия в обществе.». Так же отвечали и греческие философы. Благородный правитель не безрассуден: «В государстве царит порядок, когда слова и действия правителя способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание и бездеятельность не поможет ему сохранить даже себя».
Конфуций ищет идеал в прошлом, предлагая распространить этику, господствующую, как сказали бы современные социологи, в процветающих малых группах, на сверхбольшие группы. Конфуций взял за основу своей социальной концепции морально-генетический аспект, считая, что государство произошло из родо-племенной общинной организации, на тех чертах, которые наиболее характерны для дружной семьи, где честные и справедливые правила жизни и на которых должны, по Конфуцию, основываться все взаимоотношения в государстве.
Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с так называемыми законниками из социальной школы, представители которой считали, что залог благосостояния и могущества государства в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорит, что даже хорошие и справедливые законы без контроля за их соблюдением и исполнением не приведут членов общества к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их соблюдения без должной дисциплины в обществе, без должного поощрения за её соблюдение и без соответствующего закону наказания за его нарушения! Только при соблюдении всего этого может развиваться вместе с высоким уровнем нравственности и высокая духовность, основанная на сочувствии, сопереживании, сострадании обиженным, обманутым, угнетённым! Без взаимопомощи и солидарности в обществе не может развиваться справедливость, гарантироваться процветание государства, не могут совершенствоваться социальные законы. А это означает только то, что не может быть никакой социальной гармонии, если у большинства людей нет ощущения, что законы в обществе справедливые.
Английский философ XX в. К. Поппер пишет, что невозможно создать государственные структуры, «которые бы работали независимо от того, какие люди их обслуживают». Идеальное общественное устройство невозможно без прав и свобод граждан основанных на идеальных, справедливых и мудрых законах, а без их соблюдения невозможно создание такого общества. Две проблемы — социального и личностного прогресса — тесно связаны друг с другом и неразрешимы одна без другой и это хорошо понимал самый знаменитый китайский философ.
Если вам здесь что-то понравилось, и у вас желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте.
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!