Конкурентные лицензии что это

Конкурентные или именные лицензии

Споры по поводу того, какие лицензии выгодней не утихают уже несколько лет. Потому и не утихают, что право на жизнь имеет что тот, что другой подход к лицензированию.

Конкурентные лицензии пришли из CRM-систем. Там это действительно хорошее решение для того, чтобы сэкономить. Еще специалисты говорят, что конкурентные лицензии имеют смысл в PLM-системах и САПР.

Если говорить просто, то конкурентные лицензии — это возможность пользователей работать по очереди. Вы купили десять лицензий на программный продукт. А сотрудников у вас пятнадцать. Но все пятнадцать никогда одновременно в программе не «сидят». Поэтому покупать пятнадцать лицензий нет смысла и можно купить десять.

Однако такой подход действительно имеет смысл только в CRM-системах. Функционал CRM-системы — это от функций предприятия. Это список клиентов, их адресов, контактов, история работы с клиентом, может быть еще что-то. Это не так много. И все остальное сотрудники делают в другом месте (в каком-то другом ПО). Именно поэтому вашим сотрудникам и нет смысла постоянно «сидеть» в программе и есть смысл в конкурентных лицензиях. При использовании CRM-системы никакой срочности не бывает. Самое срочное, что может быть — это занесение контакта клиента. Это может и потерпеть, если в данный момент программа вас «не пускает», поскольку все лицензии заняты.

Когда же у вас в программе весь функционал компании, то ситуация кардинально меняется. Договоры, клиенты, отгрузки, документы, закупки, деловая переписка, предложения, доставки, склады, остатки, техническая информация, маркетинговая информация и т.д. При таком наборе каждый сотрудник проводит в программе всё рабочее время. В результате у пользователей просто нет возможности конкурировать друг с другом при использовании ПО. И в этой ситуации конкурентные лицензии начинают раздражать пользователей.

Кладовщику необходимо отгрузить товар клиенту, но он не может этого сделать. Лицензий-то нет свободных. Придется бежать в офис и просить кого-нибудь выйти из программы. А клиент ждет. И вот этим поиском свободных лицензий вы будете заниматься бесконечно.

Иными словами конкурентные лицензии в ERP-системах — это весьма опасная штука, которая может привести к неприятным последствиям. Потому что деятельность, которую сотрудники ведут в ERP-системе несоизмеримо более важная, чем в CRM-систамах.

Что касается системы лицензирования, которую используем мы, то это именные лицензии. Но привязаны они не к пользователю, а к компьютеру. Как операционная система. За одним компьютером могут работать разные сотрудники. В конце каждого месяца система очищает список лицензий. Это необходимо для того, чтобы освободить лицензии на тех компьютерах, на которых системой перестали пользоваться.

Как узнать количество лицензий?

Открываем Главное меню→Системные настройки→Лицензии:

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

Для того чтобы лицензия на программу осталась закрепленная за пользователем при ежемесячном обнулении лицензий — в значении параметра Приоритетные лицензии (50173) нужно через запятую указать название лицензий, которые должны остаться. Например, AVAERPWS02, AVAERPWS03.

Название лицензии скопируйте из Главное меню→Системные настройки→Лицензии.

Источник

Центр систем менеджмента качества

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

Как правильно выбрать количество лицензий и версию Business studio

Как правило, количество закупаемых лицензий соответствует количеству человек, которые будут проектировать систему управления в Business studio.

Типовой проект построения системы управления (равно как моделированию бизнес-процессов, построению СМК) в Business studio включает следующую команду проекта:

В зависимости от объема организации и сложности протекающих процессов некоторые роли могут быть объединены (например аналитика и технического писателя), а могут быть и расширены (например несколько технических писателей).

Таким образом, необходимо обеспечить лицензиями Business studio роли Аналитика и Технического писателя.

Дальнейшая работа с моделью (ввод показателей, доведение документов) может осуществляться через Business studio Portal (платный продукт) или HTML-Публикация (бесплатный продукт).

Конкурентная лицензия или серверная?

Конкурентная лицензия — это лицензия, которая распространяется на сервер. При ее использовании лицензируется количество одновременных подключений к серверу. При этом клиентская часть программы может быть установлена на любом компьютере в сети.

Персональная лицензия — это лицензия для конкретного компьютера и не может быть передана на другой компьютер.

Таким образом, для реализации проекта внутри организации рекомендуется использовать конкурентную лицензию.

Тип лицензии

В случае, если Вы не планируете внедрять систему менеджмента и использовать функционально-стоимостной анализ рекомендуется использовать версию Professional.

ФункционалProfessionalEnterprise
Сбалансированная система показателей
Построение стратегических карт++
Определение набора стратегических показателей++
Сбор и контроль показателей++
Моделирование бизнес-процессов
Поддержка 4 нотаций моделирования++
Построение организационной структуры++
Формирование регламентирующей документации
Формирование регламентов и отчетов++
HTML-навигатор++
Мастер отчетов++
Имитационное моделирование и ФСА
Имитация выполнения процесса или группы процессов в условиях, максимально приближенных к реальным+
Поиск самых затратных или самых длительных процессов+
Поиск «бутылочных горлышек» — перегруженных ресурсов, к которым постоянно выстраивается очередь операций, в результате чего они задерживают выполнение всех процессов+
Оценка необходимого количества ресурсов, поиск ресурсов с низкой загрузкой, анализ производства и потребления материальных ресурсов+
Модуль «Система менеджмента качества»
Справочник стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO/TS 16949+
Установка требований к продукции и результатам процессов+
Примеры обязательных документированных процедур СМК+
Формирование Руководства по качеству, Матриц ответственности+
Планирование и проведение внутренних аудитов, разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий+
Сбор несоответствий и анализ несоответствий с использованием диаграммы Исикавы и методики FMEA+
Построение контрольных карт по показателям+
MetaEdit: Редактор классов и параметровПриобретается отдельно+
Интеграция с ECM-системой DIRECTUM++
Модуль «Контроллинг процессов»
Загрузка статистической информации о выполнении бизнес-процессов из ИТ-систем (BPM, ERP, CRM и др.), ECM-системы DIRECTUM+

Зачем нужен Business studio Portal и HTML-публикация

После того как создана модель системы управления, сформированы и утверждены регламентирующие документы, перед консультантами или специалистами компании встает задача распространения этой информации между заинтересованными лицами и сотрудниками предприятия, ведь даже самые оптимальные бизнес-процессы не смогут работать, если сотрудники не знают правил их выполнения. Читать далее →

Источник

ЦБ изменит подход к выдаче лицензий финансовым организациям

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

Банк России готовится к реформе допуска финансовых организаций на рынок: вместо разрозненных требований к претендентам предлагается ввести единый подход для всех, следует из консультативного доклада ЦБ. Для этого регулятор намерен сгруппировать организации по видам деятельности и допускать их к работе с учетом отраслевой специфики. Похожий принцип уже используется в Южной Корее.

«Мне симпатичен вариант Южной Кореи, не буду это скрывать, но консультационный доклад выпускается, чтобы не подменять первоначальную позицию Центрального банка перед диалогом с рынком. Поэтому давайте мы посмотрим и на другие юрисдикции (в докладе они изложены), давайте поймем, подходит ли нам то, что [используют] в том числе и в Южной Корее, или какая-то комбинация идей, реализованных в зарубежных странах, а уже по итогам примем какое-то решение», — сказал журналистам первый зампред Банка России Сергей Швецов.

Как устроен допуск на рынок в Южной Корее

Южнокорейский финрынок разделен на три сектора: банковский, страховой плюс финансовое инвестирование и инвестиционное посредничество. Деятельность, имеющая одинаковое экономическое содержание, регулируется одинаково вне зависимости от субъекта. Например, брокеры, дилеры и инвестконсультанты работают по общим правилам, поскольку включаются в третий сегмент рынка, инвестиционный.

Как сейчас выдаются финансовые лицензии в России

Регулирование допуска игроков на финансовый рынок сейчас носит «лоскутный характер», считает Швецов. Банк России стал мегарегулятором только в 2013 году. До этого некоторые сегменты финансового рынка имели собственные надзорные органы. Например, контроль за негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и рынком ценных бумаг осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Поэтому сейчас правила допуска на финансовый рынок неоднородны, констатирует ЦБ в докладе:

Даже если подход к допуску похож для разных организаций, условия и необходимые документы могут отличаться, отмечает ЦБ в докладе. Действующие правила также повышают издержки участников рынка — например, если организация намерена расширить свою деятельность, нередко приходится обращаться к регулятору за дополнительной лицензией или разрешением.

Как ЦБ предлагает изменить допуск игроков

Пока Банк России предполагает, что реформа будет проходить в два этапа. На первом будет унифицирован доступ разных организаций на финансовый рынок — будут введены единые «входные» требования, требования к должностным лицам и собственникам, основания для отказа и перечни необходимых документов. Значительных изменений законодательства для этого не потребуется, считают в ЦБ.

Второй этап реформы — оценка, рациональны ли текущие запреты на совмещение некоторых видов деятельности на финансовом рынке, и корректировка правил, сказал Швецов. Как отмечается в докладе, организации должны иметь возможность при желании сразу же получать несколько видов лицензий. Такой подход возможен, если разделить финансовые организации на группы с учетом специфики их бизнеса и принимаемых рисков. В планах ЦБ — создать «матрицу совмещения всех видов деятельности», чтобы участники рынка могли легко понять, какие альтернативные услуги или сервисы они могли бы запустить. Банк России также хочет совместить существующие реестры финансовых организаций и создать Единый реестр (ЕРУФР), в котором будут содержаться сведения обо всех компаниях, имеющих право предоставлять какие-либо финансовые услуги.

«Давайте исходить из того, что мы хотим стереть грань между наличием лицензии и наличием в реестре. В конце реформы это будет одно и то же. Если у организации будут полномочия, они будут зафиксированы в реестре и каждый гражданин, контрагент, открыв реестр, увидит, какая правоспособность есть у конкретной организации в этом реестре», — уточнил Швецов. По его словам, изменение подхода к допуску финансовых компаний на рынок не коснется игроков, у которых уже есть лицензии.

Кого больше всего затронет реформа

Банк России выделил восемь групп финансовой деятельности, по каждой из которых будет создаваться стандарт допуска на рынок. Среди них учет и хранение имущества (регистраторы и депозитарии), управление активами, микрокредитование, информационные и оценочные услуги (БКИ, рейтинговые агентства). В четырех группах предполагаются наиболее существенные изменения:

Банковские и микрофинансовые операции. В эту группу должны войти организации, которые занимаются привлечением и размещением денежных средств — банки с универсальной и базовой лицензией, некредитные организации, микрофинансовые компании (МФК, имеют право привлекать инвестиции от физлиц, в отличие от другого вида МФО — микрокредитных компаний), кредитные кооперативы. ЦБ готов дать банкам право расширять деятельность без дополнительных лицензий, в уведомительном порядке, если кредитная организация хочет оказывать брокерские или дилерские услуги, выступать инвестиционным советником или агентом.

Страхование. По мнению ЦБ, текущий подход к регулированию НПФ и страховщиков ограничивает их конкурентные возможности, поскольку оба класса компаний имеют исключительное право только на один вид услуг: НПФ — на пенсионные, а страховщики — на страховые. Банк России не исключает совмещения деятельности НПФ и страховых компаний в будущем.

Посредничество. Как отмечается в докладе, к группе должны относиться те, кто действует от своего имени или от имени клиента, но за его счет — то есть может столкнуться с поведенческим риском со стороны инвесторов. Это брокеры, компании-посредники на страховом рынке, банковские платежные агенты. Как считает регулятор, участники рынка, которые хотят оказывать услуги агентов или посредников на финрынке, могли бы начинать работу в уведомительном порядке при соблюдении установленных требований.

Инфраструктура. В эту группу Банк России предлагает отнести всех, кто занимается организацией торговли традиционными финансовыми инструментами или цифровыми финансовыми активами. К последним, в частности, относятся финтех-стартапы, оказывающие платежные услуги. Как следует из доклада, регулятор хочет определить правовой статус таких организаций и начать регулировать их работу. «Если банком можно только родиться, то те финтехи, которые для своей бизнес-модели испытывают необходимость осуществлять расчеты, смогут уже в готовом виде прийти и получить ту или иную правоспособность по проведению финансовых транзакций», — пояснил возможный подход к регулированию в будущем Сергей Швецов.

Точные сроки проведения реформы еще не определены, пояснили в ЦБ. Пока Банк России намерен до конца марта обсудить инициативу с участниками рынка и подготовиться к первому этапу — унификации правил. На это может уйти около года.

«С упрощением и унификацией требований трудно не согласиться. У нас действительно в ряде случаев есть регуляторный арбитраж, часто исторического происхождения», — говорит президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. Но, по его словам, тезисы ЦБ о совмещении видов деятельности пока вызывают вопросы. Некоторые запреты на совмещение разных видов деятельности труднообъяснимы, а значит, могут быть отменены, говорит Тимофеев. «Мне, однако, кажется, что группировки, предложенные ЦБ в докладе, носят упрощенный характер и беспокоят с точки зрения выводов, которые из этого могут быть сделаны. Я, например, вижу отличия между брокерами и всеми остальными агентами, которые объединены с ними в одну группу, — в частности, не учитываются кредитные риски, которые сопряжены с маржинальными операциями», — поясняет Тимофеев.

Банк России и сейчас может ужесточать требования к отдельным участникам рынка, смысл реформы, скорее всего, не в этом, считает заместитель руководителя Национального совета финансового рынка (НСФР) Александр Наумов: «Другое дело, если Центральный банк рассматривает расширение перечня организаций, которые могут работать на финансовом рынке. Во многих странах появляются нефинансовые компании, которые предлагают в том числе финансовые услуги. Включение таких игроков в периметр регулирования — здравая идея».

Источник

Конкурентные или именные лицензии

Для эффективной работы компании требуются лицензии — конкурентные или именные. Нужно только определиться, какая из лицензий больше подойдет для работы конкретной организации. Важно не ошибиться в выборе, чтобы не переплачивать за неиспользуемый функционал. Но при этом нужно не попасть в простои и предотвратить штрафы от заказчиков. Разбираемся, чем отличаются лицензии и как выбрать.

Этот вид лицензий пришел к нам из CRM-систем, где можно работать по очереди и не тратить лишнего. Например, у вас работает 20 сотрудников, которые только часть рабочего времени проводят в программе, при этом срочности добавления данных нет. В этом случае можно купить не 20, а 10 или 15 лицензий, ведь одновременно все там никогда не сидят. Одновременно в программе смогут находиться столько человек, сколько лицензий куплено.

Если в нужный работнику момент все лицензии заняты, то он не сможет попасть в программу и воспользуется ею позже, когда она освободится.

Но это еще не самое страшное. Из-за неактуальных данных могут появиться расхождения в программе и по факту. Менеджер может случайно продать товар, которого на складе уже нет, а компании придется платить штраф заказчику или неустойку из-за срыва срока поставки.

Если не сможет попасть в программу кладовщик, то это снова срывы, в первую очередь — значительное увеличение времени оформления. Ему придется бегать и искать свободную лицензию, чтобы выполнить все нужные операции. Если клиент будет нетерпелив, то это станет убытком для организации.

Для ERP-систем такой подход довольно опасен и сильно мешает развитию компании. Поэтому не стоит покупать конкурентные лицензии, если работа сотрудников касается логистики, продаж и запасов.

Совершенно другой подход к лицензии. Доступ к программе имеет не сотрудник, а конкретный компьютер, как операционная система, пользователи при этом могут меняться. Здесь также можно купить меньше лицензий, чем сотрудников, просто они будут садиться за определенные компьютеры, чтобы внести изменения.

То есть кладовщик и комплектовщик воспользуются компьютером на складе, чтобы внести все необходимые изменения в программу, заказать нужный объем сырья или оформить товары на отгрузку. В офисе менеджер будет видеть все актуальные изменения, и не продаст отсутствующий товар.

Из минусов — если долгое время не пользоваться программой на определенном компьютере, у него может пропасть лицензия. Но и это можно настроить в параметрах, чтобы лицензия не исчезала.

Работа с лицензиями всегда связана с ограничениями — лицензий хватает не на всех сотрудников или не всем работникам хватает компьютеров в нужный момент. Даже в идеальной модели управления производством не предусмотрено объема лицензий по количеству сотрудников. Всегда приходится рассчитывать и оптимизировать работу персонала. И сделать это можно с помощью LRPI или ERP-систем.

ERP-системы помогают оптимизировать рабочее время. Сотрудники пользуются ими большую часть рабочего времени, при этом сама работа получается прозрачной и эффективной, а данные — актуальными.

Все это значительно помогает не допускать штрафов со стороны заказчика из-за срывов сроков, нарушений логистики или по другим причинам. Так ERP-система помогает убрать очередную точку потерь на предприятии и стать сильнее конкурентов.

Согласно Теории ограничений Голдратта (TOC) нужно находить узкие места или ограничения и последовательно превращать их в достоинства организации. Например, если технолог вовремя не проверит деталь или перед последним цехом соберется гора деталей на обработку, то это тоже кончится простоем или срывом сроков.

В этом помогает технология индикативных очередей актуальных задач — технолог будет видеть, какую деталь нужно собрать прямо сейчас, а какую пока отложить. По объективным индикаторам производства можно отслеживать, не отклоняется ли цех от нормативов работы и в случае необходимости не сложно корректировать работу отдельных подразделений.

Но помните о том, что доверять внедрение автоматизации лучше профессионалу с большим практическим опытом. Если автоматизацией управления производством займутся люди без опыта в нужной сфере, то результатом станут только большие финансовые и временные затраты на бессмысленный проект.

Оптимизацию и повышение дохода компании можно увидеть только в том случае, если внедрением системы управления производством занимается мастер своего дела, а у руководства организации достаточно смелости и внимательности на последовательное исполнение рекомендаций.

Источник

Интеллектуальная собственность в инновационном процессе

8.2. Рынок интеллектуальной собственности

Рынок объектов интеллектуальной собственности (научно-технической продукции) представляет собой сферу экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность. Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков (труда, материальных ресурсов, финансов) следующим:

Рынок интеллектуальной продукции, или инновационных продуктов, характеризуется следующим:

Необходимо дополнительно выделить специфические черты рынка ОИС, которые отличают его от рынка товаров.

Во-первых, это рынок уникальных продуктов, которые в своем конкретном выражении присутствуют на рынке только в единственном экземпляре.

Во-вторых, каждая сделка по приобретению инновационных продуктов является индивидуальной и нередко уникальной, поэтому требует каждый раз особого подхода к принятию решения как продавцом, так и покупателем. Он заключается в необходимости всесторонней оценки покупателем научно-технического продукта: его потенциала, возможности использования продукта на своем предприятии, будущих затрат на его реализацию, ожидаемых доходов и т.д. Для покупателя сделка связана с повышенным риском, поскольку приобретаются, как правило, возможности развития бизнеса. Риск потери возможных доходов есть и для продавца, так как возможна недооценка перспектив созданного новшества.

В-третьих, применяемые варианты сделок по продаже-приобретению инновационных продуктов предусматривают различные объемы прав как продавца, так и покупателя.

В-четвертых, договоры на заключение сделок по продаже-покупке инновационных продуктов содержат ограничивающие условия их использования, такие как срок, территория и объемы.

В-пятых, цена, которая выплачивается потребителем за купленный инновационный продукт, также индивидуальна. Несмотря на общие подходы, которые уже выработаны практикой, цена конкретного продукта определяется каждый раз самостоятельно для каждого продукта.

Основными агентами мирового рынка ОИС, который часто называют рынком технологий, являются:

Несмотря на то что доля патентных заявок, подаваемых индивидуальными изобретателями, в настоящее время резко снизилась (в начале XX в. на них приходилось более 70% заявок, сейчас только 20%), эта категория играет и будет играть роль генератора новых, иногда неординарных идей. Наиболее распространенным способом реализации своего продукта для независимого изобретателя является продажа своей идеи заинтересованной промышленной компании. В развитых странах действует громадное число индивидуальных изобретателей и мелких инновационных фирм, которые стремятся продать свои научно-технические результаты.

На рынке научно-технических достижений активно проявляют себя высшие учебные заведения, в которых сосредоточены значительные объемы исследований и которые обладают перспективными изобретениями и ноу-хау. В некоторых крупных университетах создаются специальные отделы по продаже лицензий.

Посреднические фирмы в торговле технологиями появились в развитых странах в 60-70-е гг. XX в. Считается, что это связано с «перепроизводством» научных знаний: по американским оценкам, используется только 15-30% потенциально полезных технологий. Остальные не используются в значительной степени из-за того, что потенциальные потребители не знают о существовании новшеств, которые могут быть им полезны.

Фирмы-посредники помогают решить проблемы поиска и подбора партнеров, заинтересованных в продаже различных видов научно-технической продукции. Современные посреднические фирмы имеют свои банки данных о разработках, созданных в различных отраслях. Развитию посреднической деятельности на рынке технологий препятствует требование раскрытия чрезмерно подробных сведений о новшествах прежде, чем фирма приступит к поиску партнеров для заключения сделки.

Научно-технические достижения широко представляются на различных ярмарках и выставках. В последнее время Россия хорошо выглядит на регулярно проводимом салоне изобретений в Женеве, что свидетельствует о возможности равноправного участия российских предприятий на мировом рынке технологий.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе включают следующее:

Передача ОИС на коммерческой основе осуществляется преимущественно в виде продажи патентов, лицензий на изобретения, ноу-хау и т.д.

Лицензионный договор отличается от уступки патента тем, что лицензия может быть выдана не только на все возможные способы использования разработки, но и лишь на некоторые из них, например только на применение или только на продажу.

Международная практика торговли лицензиями на внешних и внутренних рынках показывает, что предметами лицензионных соглашений в абсолютном большинстве случаев являются следующие:

Виды лицензионных договоров. Лицензионные соглашения различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и т.д. (табл. 8.5).

8.3. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности

Отличие ценообразования на ОИС определяется их природой и спецификой. Во-первых, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и объекты авторского права имеют индивидуальный характер. Цены на них не могут определяться затратами общественно необходимого времени или общественными издержками на их производство, поскольку они создаются творческим трудом, который нельзя оценивать на основе принципа абстрактного труда. Цена ОИС определяется не общественными издержками производства на их создание, а их потребительной стоимостью, которая заключается в способности приносить ее пользователю положительный эффект при промышленном применении. Благодаря этому особому качеству ОИС методы оценки их стоимости по существу должны сводиться к определению размера дополнительной прибыли, ожидаемой в результате их использования.

Собственник передовой технологии получает право на удержание части прибыли, превышающей нормативную экономическую прибыль (среднюю по отрасли). Поэтому все методы стоимостной оценки ОИС должны были бы базироваться на прогнозировании и оценке прибыли, которую ожидают получить их владельцы за период их использования.

В условиях рынка размер такой прибыли зависит от конкретных условий использования данного ОИС, поэтому стоимостная оценка ОИС не может быть выполнена до того, пока сторонами не согласованы эти конкретные условия.

В целом современные проблемы стоимостной оценки ОИС в России выходят далеко за рамки купли-продажи отдельных изобретений, ноу-хау, товарных знаков и т.д. В обществе существует уверенность, будто можно разработать стандартную методику оценки стоимости ОИС с формулами и коэффициентами, которые отражали бы многообразие конкретных рыночных ситуаций. Безусловно, ожидание сформировано неспециалистами по ИС.

Многообразие и различие ОИС, целей, областей и условий их использования не позволяют разработать единую методику стоимостной оценки ОИС. Целесообразным предполагается дифференцированный подход к стоимостной оценке ОИС в зависимости от конкретных целей и условий их использования.

На формирование цены лицензии влияет характер использования изобретения, который зависит от темпов устаревания техники и технологии и замены их новыми, более совершенными, а также от скорости распространения новшеств. Особенности ценообразования по лицензионным операциям следующие:

В патентно-лицензионной торговле выделяются две основные формы платежа:

В качестве базы для определения роялти могут устанавливаться:

Как правило, выплате роялти предшествует первоначальный платеж, выплачиваемый сразу же по заключении лицензионного соглашения. Экономический смысл платежа заключается в компенсации затрат лицензиара на проведение переговоров, заключение соглашения, изготовление технической документации. Роялти же выплачиваются лицензиатом после начала производства и сбыта лицензионной продукции, т.е. используется комбинированная форма платежей, целью которой является снижение рисков как лицензиара, так и лицензиата.

При этом лицензиару необходимо оговаривать условие о минимально гарантированных платежах в случае, если стратегией лицензиата не предусмотрено производство продукции по лицензии. Кроме того, ставки роялти могут быть как стабильными в течение всего срока действия договора, так и прогрессивными и регрессивными в зависимости от оценки рыночной ситуации. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение также не ухудшается вследствие общего роста прибыли.

Паушальный платеж следует использовать в следующих случаях:

Паушальные платежи основываются на прогнозных значениях объемов производства и продаж продукции на период лицензионного соглашения и не зависят от фактических объемов. Лицензиат при этой форме платежа полностью освобождается от контроля со стороны лицензиара, и в случае роста цен на лицензионную продукцию вся дополнительная прибыль остается в распоряжении лицензиата.

Размер паушального платежа определяется исходя из следующего:

Таким образом, независимо от формы лицензионного платежа в его основе лежит «метод освобождения от роялти».

Основные принципы расчета цены лицензии на изобретение и ноу-хау представляются следующей общей зависимостью:

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

гдеКонкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этоцена лицензии на базе роялти;
Тгод окончания действия лицензионного договора;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этообъем производства продукции по лицензионному договору в i-м году;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этоставка роялти в i-м году;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этоцена продажи продукции в i-м году (в случае если базой для расчетов является объем продаж);
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этокоэффициент дисконтирования.

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

гдеКонкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этостоимость (мировая) единицы продукции, производимой по лицензии в i-м году;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этомасса товарная в i-м году (количество единиц продукции, намечаемое к производству по лицензии в i-м году);
Ксреднее значение нормы прибыли по данной группе продукции на единицу изделия;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этопоправочные коэффициенты.
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этокоэффициент дисконтирования.

Определение значения роялти осуществляется на основе следующих методов.

1. Определение роялти на базе среднеотраслевых значений, сложившихся на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию, предполагает, что фирмы в картотеках систематически накапливают и систематизируют значения роялти по отраслям производства, на основе чего формируются эмпирические шкалы среднестатистического уровня. При этом необходимо иметь в виду, что в современный период более 85% лицензионных сделок заключаются в рамках транснациональных корпораций. Обычно роялти в этих соглашениях значительно отличаются от роялти, устанавливаемых в договорах между независимыми фирмами. Это учитывается при составлении картотек, и в качестве показателей среднего уровня роялти принимаются в основном значения по договорам именно независимых фирм.

По каждому разделу определяются минимальные и максимальные роялти, вилка их систематически корректируется в зависимости от вновь поступающих данных по лицензионным сделкам, информация о которых доступна фирмам. Роялти систематизируются не только по отраслям, но и по отдельным странам, несмотря на значительную трудоемкость процесса, поскольку информация разбросана по многим и разнообразным источникам.

К недостаткам метода следует отнести следующие. Во многих ситуациях средние размеры ставок роялти не учитывают вид и специфику каждой лицензии и научно-техническую и экономическую значимость разработки, хотя именно данные факторы имеют решающее значение в патентно-лицензионной торговле. Так, ставка роялти в 5% для исключительной лицензии непригодна при определении цены неисключительной лицензии (несмотря на родственность технологии). В связи с тем, что количественное значение роялти выбирается в зависимости от отраслевой принадлежности оцениваемого изобретения, игнорируется тот факт, что все изобретения, даже относящиеся к одной отрасли техники, различны по их эффективности, по их влиянию на прибыль от реализации продукции с их использованием. Ставка роялти в 1,5% на технологию, которая может быть легко модифицирована в обход патента, не может использоваться при оценке патента на пионерную разработку.

2. Определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках лицензиара или лицензиата, независимо от конкретных предметов лицензии. Этот метод предполагает, что у лицензиара или лицензиата сформирован достаточный массив данных по ранее заключенным лицензионным сделкам, что в целом свидетельствует об их имидже на рынке научно-технической продукции, отсутствии конкуренции или других факторах. Именно деловая репутация на рынке научно-технической продукции позволяет одной из сторон диктовать свои условия вне зависимости от отраслевой принадлежности предмета лицензии.

3. Правило двадцати пяти процентов. За предшествующий опыт патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой конкурент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии, за принципиально новую разработку, по которой проблематично определить рынок.

В связи с тем, что в этом случае не квотируется объем производства, цена новшества, срок действия такого лицензионного договора не превышает двух лет. Недостатки метода: лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей.

4. Затратный подход. Затратный подход к оценке лицензии основан на исчислении затрат патентообладателя на исследования. В данном случае оценка изобретения для целей бизнеса замещается данными бухгалтерского учета, т.е. затратами на разработку, производство и испытание опытного образца, его доведение до требуемого уровня и т.д.

Метод стоимости создания объектов промышленной собственности, имеющих правовую защиту (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) основан на следующем расчете:

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

гдеКонкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этостоимость объекта промышленной собственности;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этосумма всех затрат, связанных с созданием, приобретением и введением объекта промышленной собственности, руб.;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этокоэффициент, учитывающий степень морального старения объекта промышленной собственности;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этокоэффициент технико-экономической значимости объекта промышленной собственности (определяется только для изобретений и полезных моделей);
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этокоэффициент инфляции.

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это= Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это,

гдеКонкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этозатраты на проведение НИР, связанные с созданием объекта промышленной собственности;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этозатраты на разработку конструкторско-технической, технологической, проектной документации, связанные с созданием объекта промышленной собственности;
ррентабельность, %;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этокоэффициент дисконтирования.

Коэффициент, учитывающий степень морального старения объекта промышленной собственности, определяется как:

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это

гдеКонкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этосрок действия охранного документа по состоянию на расчетный год;
Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что этонормативный срок действия охранного документа.

Оценка коэффициента технико-экономической значимости изобретения или полезной модели осуществляется различными методами, в том числе экспертным, т.е. определяются значения коэффициентов, от которых зависит данный показатель:

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это— коэффициент сложности решенной технической задачи (0,2-1,25);

Конкурентные лицензии что это. Смотреть фото Конкурентные лицензии что это. Смотреть картинку Конкурентные лицензии что это. Картинка про Конкурентные лицензии что это. Фото Конкурентные лицензии что это— коэффициент новизны (0,25-0,8).

5. Определение диапазона рыночной цены лицензии. Рыночная цена лицензии определяется пригодностью патента для подавления конкурента. Оценка этой способности зависит от емкости рынка, на который распространяется исключительность прав, вытекающих из патента (область технической исключительности должна быть описана в конечном счете в терминах конечных продуктов, продаваемых на рынке или потенциально пригодных для продажи и потребления) и уровня затрат на пресечение нарушений патента.

Для определения диапазона рыночной цены патента или лицензии выявляются, во-первых, все технологические и технические преимущества, которые получает патентообладатель благодаря патенту, и, во-вторых, диапазон возможных рыночных оценок, соответствующий выделенной области техники.

Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для патентообладателя оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой строится стратегия патентообладателя при переговорах. Основные этапы расчета нижней границы цены патента в зависимости от видов рынка приведены в табл. 8.6.

Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками. По мере того как проясняются фактические предпосылки расчетов каждой из сторон, позиции должны сближаться. Для окончательного устранения расхождений между сторонами могут рассматриваться другие альтернативные варианты оценки патента.

На окончательную оценку влияет довольно много конъюнктурных, непрогнозируемых экономических факторов. Перечислим факторы, повышающие стоимость лицензий.

Теперь назовем факторы, понижающие стоимость лицензий:

Поэтому стороны очень взвешенно и гибко подходят к согласованию цены лицензии, что находит отражение в определении видов и размеров лицензионных платежей.

Рассматривая различные методы определения цены лицензии, следует отметить, что платежи по данным договорам независимо от метода исчисления могут иметь помимо традиционных схем самые разнообразные формы, такие как:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *