Конкуренция или монополия что лучше

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Источник

Конкуренция и монополия: их взаимосвязь и роль в современной экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкуренция в экономике

Конкуренция – это состязание между субъектами хозяйствования за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

В экономике рассматривают деловую конкуренцию, которая возникает по причине пересечения интересов субъектов экономики. Она характерна для рыночной модели хозяйствования, так как именно эта модель предусматривает свободу экономических агентов. Субъекты могут действовать в собственных интересах, и в какой-то момент времени их интересы начинают пересекаться, что и порождает соперничество.

Конкуренция характеризуется тремя аспектами:

Экономическая теория рассматривает совершенную конкуренцию или идеальную модель рыночных отношений. В ней множество субъектов находятся в равном положении, имеют полный доступ к информации, поэтому не могут оказывать существенного влияния на структуру рынка. Это идеальная модель, на которую ориентируются государственные органы власти при выработке политических решений в сфере управления экономикой.

Несовершенная конкуренция является практическим проявлением соперничества. Она характеризуется асимметричность информации, так как не все участники рынка имеют равный доступ к данным, отсюда происходит перекос в построении отношений. У одних субъектов есть преимущества, у других нет.

Формами несовершенной конкуренции являются монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Конкуренция может развиваться и между покупателями, тогда речь идет о монопсонии и олигопсонии. В любом вышеперечисленном случае, власть принадлежит ограниченному числу участников, поэтому они обладают существенными преимуществами перед другими субъектами.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, конкуренция является частью рыночных отношений. Она проявляется там, где пересекаются интересы продавцов или покупателей. Именно конкуренция приводит в действие рыночный механизм, который уравновешивает между собой спрос и предложение и способствует установлению равновесной цены.

Монополии

Монопольной властью обладают предприятия, которые производят уникальный товар, аналогов которому нет. Они могут устанавливать объем выпуска или варьировать цену в зависимости от собственных желаний. Особое место занимают естественные монополии, которые складываются в отраслях, где выгода от деятельности проявляется только при отсутствии конкуренции.

Регулирование монополий осуществляется антимонопольным законодательством, предназначенным для ограничения влияния предприятия на рынок, а также для предоставления доступа к товарам и услугам компании широкому кругу потребителей.

Существуют случаи, когда несколько предприятий, производящих однородный продукт, объединяются для установления власти над рынком. Создание картелей в большинстве современных стран запрещено. Однако, существуют страны, где картели являются основным источником дохода государства, поэтому их образование негласно поддерживается властью.

Стоит отметить, что монополист не может поднимать цену сколько угодно много. Существует предел, выше которого человек откажется от покупки, что сократит доходы предприятия. Динамика спроса на продукцию монополии совпадает с динамикой спроса в отрасли. Из-за этого предельный доход не является постоянной величиной, поэтому рост продаж будет снижать его величину.

Если рассматривать стандартную модель монополии, то предприятие стремится поднять цену при сохранении существующего объема выпуска. Результатом становится неэффективность перераспределения ресурсов. Равновесие на рынке нарушается. Монополии со временем теряют эффективность, так как их не подстегивает конкурентная борьба.

Конкуренция и монополия: их взаимосвязь и роль в современной экономике

Монополия проявляется тогда, когда весь объем предложения отрасли концентрируется у одного предприятия. Вход для других производителей заблокирован. Несовершенная конкуренция существовала всегда, хотя изучать ее стали относительно недавно. Она стала следствием концентрации капитала и стремления субъектов распространить свою власть на весь рынок. Одним из стимулов к появлению монополий стало установление власти над источниками ресурсов.

Основным признаком монополии является установление монопольных цен и получение монопольной прибыли. Положение фирмы может быть естественным, когда в ее доступе находятся редкие невоспроизводимые ресурсы. Они возникают и тогда, когда необходимо производить услугу с помощью совокупности предприятий. Эта услуга обычно носит общественно значимый характер. Если до двадцатого века монополии появлялись ограниченным числом, то далее монополизация становится закономерностью. Это объясняется естественной потребностью успешного предпринимателя распространить свое влияние на внутренний, а затем, на международный рынок.

На монополизацию влияют и такие факторы, как:

Не менее сложной формой является монопсония, когда власть на рынке принадлежит единственному покупателю. Множество фирм борется за его внимание и средства. Часто этим покупателем выступает государство, например, закупающее средства вооружения.

Таким образом, монополия стала естественным продолжением конкурентной борьбы между компаниями. Она возникает там, где нет широкого доступа к ресурсам, либо деятельность регламентируется строгими требованиями государства. Пороги входа настолько высоки, что издержки от запуска производства окупятся не скоро. Проблема монополий заключается в том, что они перестают развиваться и ориентироваться на потребности спроса. Конкурентный механизм в данном случае не срабатывает, поэтому требуется вмешательство государственной власти. Через антимонопольное законодательство оно влияет на работу монополий.

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Оглавление

3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Рис. 1. Оптимум монополии

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.

Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».

Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.

Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Конкуренция и монополия

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Сущность конкуренции заключается в свободе выбора эконо­мических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной вы­годы.

Формы и виды конкуренции представлены на рисунке 14, а методы конкуренции на рисунке 15.

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров бо­лее высокого качества, с большей надежностью и сроками служ­бы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать ре­шающего влияния на условия реализации товаров.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

— доминирующее (господствующее) положение этих фирм на рынке определенных товаров;

Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен. Монопсонист уменьшает закупки у поставщиков (например, зерна у фермеров), создает для них искусственные труд­ности сбыта продукции, вынуждает снижать цены.

По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.

Естественная монополия возникает и существует по объектив­ным причинам, например, в отраслях (автомобильной, газовой), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую активность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам, или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов чая, винограда, табака.

Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть фото Конкуренция или монополия что лучше. Смотреть картинку Конкуренция или монополия что лучше. Картинка про Конкуренция или монополия что лучше. Фото Конкуренция или монополия что лучше

Монополии имеют следующие положительные черты: во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает эконо­мию затрат; во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирующие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены, преж­де всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выго­дами от нововведений. Кроме того, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополи­стических фирмах и финансовые возможности шире, и вся при­быль от нововведений достается их авторам.

К недостаткам монополий, прежде всего можно отнести нера­циональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в по­гоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничива­ют производство и поднимают цены. В результате этого нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма пе­редовые общества осознали еще в конце XIX в. Так, в соответствии с первым в истории антитрестовским законом Шермана, приня­тым в США в 1890 г., монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонополь­ная политика направлена на использование преимуществ естествен­ной монополии под контролем общества и государства и недопу­щение или ограничение искусственной монополии. Правительство не допускает чрезмерную концентрацию экономической мощи, создание искусственного дефицита, ценовые злоупотребления, стимулирует конкуренцию в экономике и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *