Конкурс чтецов что это такое
Конкурс чтецов как средство формирования читательской грамотности
Конкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотности
Автор статьи: воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 4 «Северяночка» города Мирного Архангельской области
Шелехова Нонна Павловна
Слайд 2. Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
Слайд 3. По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.
Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;
формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения
Развивать чувство ритма и рифмы
В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.
Педагог, используя поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов ребёнок приобщается к миру прекрасного – поэтическому слову. Слайд 6. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.
Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений.
Особенно заметно это в выступлениях детей на праздниках, участиях в конкурсах чтецов, в исполнении ролей играх драматизациях. Поэтому необходимо выделить основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику (конкурсу).
Это чёткое произношение текста, выразительность речи, эмоциональность. Слайд 7. Выразительность речи дошкольника вырабатываются с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Для этого необходима поэтапная работа, сопровождающая тематикой, подбором литературы, игр-упражнений, игр-этюдов, стихов.
Слайд 8. Первый этап конкурса чтецов. К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой, стараясь подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.
Следующий этап (в группе) – подбор стихотворений по тематике «Конкурса чтецов в ДОУ», заучивание стихотворений, используя приём сопоставления выразительного и невыразительного чтения, давая понять ребёнку, как правильно и красиво с использованием интонации, должен звучать текст.
На третьем этапе необходимо провести в группе миниконкурс чтецов, заранее составить сценарий конкурса. (для детей младшего возраста; для родителей). В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчеству и тому подобное.
Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей.
При проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения. В группах старшего возраста каждый участник конкурса чтецов получает свою награду в какой либо номинации («Создание яркого образа», «За обаяние» и другие). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организуются поэтические праздники.
Оценивая детей по критериям: чистая, чёткая речь; эмоциональность; оригинальность; творчество. (дети награждаются призами)
В рамках мероприятий, посвященных Году пожарной охраны, в нашем детском саду прошел конкурс чтецов на противопожарную тематику. Слайд 8. Он то и стал толчком для проведения последующих конкурсов чтецов.
На праздник пришли не только дети, но и герои сказок – Незнайка и Спичка, которые не только поиграли с ребятами, но и выучили правила пожарной безопасности. Ребята очень старались донести до каждого присутствующего в зале смысл стихотворения. Многие воспитанники сопровождали свое выступление костюмами, рисунками или мультимедийными презентациями.
В апреле в детском саду» прошли уже ставшие традиционными конкурсы чтецов, посвящённые «Дню птиц» Слайд 9. и «Дню Земли», в котором приняли участие дети старших и подготовительных групп.
На поэтический праздник, организованный педагогом-психологом Светланой Геннадьевной Дудоровой и учителем-логопедом Анной Борисовной Дёминой, были приглашены родители и педагоги.
К воспитанникам подготовительных групп на праздник пришли Тучка и Солнышко, а дошкольники познакомили всех присутствующих со стихотворениями, посвящёнными Всемирному Дню Земли. В их исполнении прозвучали стихотворения: «Праздник леса», автор С. Маршак, «Мать-земля», автор Л. Абдулова и др.
Слайд 10. К воспитанникам старших групп на праздник пришли орнитолог Петя и хулиган Боря. Орнитоша рассказал детям про птиц, а дети прочитали стихотворения: «Новая столовая», автор З. Александрова, «Воробышки», автор О. Белявская и др. Даже хулиган Боря проникся поэзией и пообещал помогать птицам и оберегать их.
Доброжелательная обстановка, громкие аплодисменты, весёлые игры, поддержка родителей воодушевляли ребят. Мероприятие прошло на творческом подъёме, довольны им остались и дети, и родители. Всем детям были вручены грамоты и сертификаты.
Необходимо отметить, что литературные конкурсы занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге.
Методика проведения конкурса чтецов «Живая классика»
классного этапа конкурса юных чтецов
Развитие информационных технологий в современном мире изменили и отношение к чтению. Наши дети стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли это? Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности и вряд ли стоит от них отворачиваться.
Дети действительно не хотят сегодня читать. А именно чтение дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика. Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования. Но даже не это важно. Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не сложится собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения (чтение сначала родителей, бабушек и дедушек, а затем педагога), а затем самостоятельное приобретение навыков выразительно читать и рассказывать.
Поэтому совместно с родителями я стараюсь заинтересовать детей чтением настолько, чтобы они хотели и любили читать, чтобы «заражали» своим увлечением остальных и с желанием декламировали произведения перед публикой.
Меня, как руководителя объединения художественного слова «Чародей», радует, что наши обучающиеся с увлечением читают детскую и подростковую литературу, оживленно обсуждают прочитанные книги, делятся своими впечатлениями и с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах.
развивающие : развитие эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста, формирование привычки к чтению;
образовательные : расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXI вв.,
с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной и региональной литературой;
социальные : создание социального лифта для читающих детей, формирование сообщества читающих детей, поиск и поддержка талантливых детей;
инфраструктурные : создание сетевой среды, пропагандирующей чтение, как ценность; знакомство обучающихся с возможностями современных библиотек.
Оборудование: видео- и аудиоаппаратура, микрофоны, музыкальные фонограммы.
♫ Звучит музыка, выходит педагог
Педагог: Здравствуйте. Я рада приветствовать вас, уважаемые гости, родители, жюри и участники I тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
Добавлен новый конкурсный этап — первым стал классный тур. В первом туре конкурса допускается выразительное чтение выбранного текста по книге или иному источнику. В следующих турах конкурсанты читают текст на память.
Расширен список литературы : конкурсанты могут читать авторов школьной программы, но за выступление получат меньшее количество баллов.
Уточнена система оценки выступления. Выступление должно соответствовать следующим критериям: выбор текста произведения; актёрские навыки чтеца; грамотная речь, дикция, расстановка логических ударений и пауз. Оценивается выразительность и чёткость речи конкурсанта.
Немного об изменениях, внесенных мной, как организатором I тура конкурса.
Несмотря на то, что этот конкурс предполагает возраст участников с 11 до 17 лет и чтение прозы, я увеличила возрастные границы и обозначила 4 категории участников.
Конкурсанты прочтут произведения российских и зарубежных писателей и поэтов не только в номинации «Проза», но и в двух новых номинациях: «Стихи» и «Дебютант».
Сегодня некоторые чтецы в возрасте от 5 до 8 лет впервые прочтут стихи на конкурсе, а ребята 9-10 лет впервые выступят в роли рассказчиков прозы.
В I этапе конкурса оргкомитетом учреждены:
— наивысшая награда «Лучший чтец» в каждой номинации (по усмотрению жюри);
— допускается дублирование призовых мест (два первых места, вторых и т.д.) ;
— родители и гости определяют номинантов «Приз зрительских симпатий».
Учитывая специфику нашего конкурса, пожалуйста, соблюдайте тишину в зале и отключите сотовые телефоны.
А для того, что бы наш конкурс прошел позитивно и легко, предлагаю начать его детской песенкой «На свете всё на всё похоже». Встречайте юных солистов вокальной студии «Созвездие»!
1.Песня «На свете всё на всё похоже»
Педагог: Наш конкурс сегодня оценивают:
Дорогие участники конкурса, искренне желаю вам удачи и успеха в сегодняшнем конкурсе!
Начнем наш конкурс номинацией «Стихи» .
Стихи…, как музыка души,
как крик отчаянья и боли,
как шанс счастливый из глуши
нам вырваться в строках на волю.
Итак, я приглашаю первого конкурсанта:
Андрей Падалкин, 6 лет. Стихотворение Эдуарда Успенского «Рассеянная няня».
По бульвару няня шла,
Няня мальчика везла.
Мальчик в саночках сидел,
Мальчик с саночек слетел.
Видит няня — легче стало,
И быстрее зашагала.
Побывала на базаре,
Посмотрела на товар.
Потолкалась на пожаре —
Ведь не каждый день пожар.
Соли в лавочке купила
И хозяйственного мыла.
Там же встретила куму,
Разузнала, что к чему.
Мимо шли солдаты строем,
Каждый выглядел героем.
И за строем наша няня
В ногу шла до самой бани.
Развернулась, не спеша.
Смотрит — нету малыша.
— Где же я его забыла?
Там, где покупала мыло?
У ларька на тротуаре.
Просто так на мостовой
Или, может, на пожаре
Смыло мальчика водой?
И в недоуменье няня
Битый час глядит на сани.
Ну а мальчик у ворот
Два часа как няню ждет.
А домой идти боится —
Дома могут рассердиться.
Скажут: — Как же ты гулял,
Если няню потерял?
Педагог: Я приглашаю Тимофея Побединского, 6 лет.
Стихотворение Сергея Михалкова «Как старик корову продавал».
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
— Хозяин, продашь нам корову свою?
— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
— Не много ли просишь, старик, за неё?
— Да где наживаться! Вернуть бы своё!
— Уж больно твоя коровёнка худа!
— Болеет, проклятая. Прямо беда!
— А много ль корова даёт молока?
— Да мы молока не видали пока.
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
— Корову продашь?
— Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Педагог: Следующий конкурсант Марина Литвинова, 8 лет.
Продолжала девочка, рыдая, —
-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Педагог: Завершает номинацию Арина Побединская, 13 лет. Стихотворение Надежды Матура « Девочка и солдат».
Войны я не видела в жизни,
И землю всю в черном дыму.
О ней я узнала из книжки,
Да в фильмах смотрела войну.
Но знаю я цену страданью,
О чем и хочу рассказать.
Тяжелые воспоминанья
Вчера мне поведала мать.
Тогда года три ей лишь было,
Но девочка знала войну,
Она ничего не забыла,
Как страшно в том было аду!
Однажды на пыльной дороге,
Сидела, играясь, она,
Вдруг видит огромные ноги,
В тяжелых больших сапогах.
Подняла головку малышка,
И в серых лучистых глазах
Мелькнула вдруг радости вспышка:
Солдат шел к ней с хлебом в руках.
Мгновенно малюточка встала,
И робко навстречу шагнув,
Тихонько солдату сказала,
Ручонки свои протянув:
“Дай, дядя, пожалуйста, хлеба,
Я очень сейчас голодна.
Мне мама сказала, что хлебы
Забрала плохая война”.
Но немец вдруг сплюнул сквозь зубы:
“Ты, киндер, советская дочь!”
Схвативши за платьице, грубо,
Отбросил ту девочку прочь.
Коленки свои окровавив,
Разбивши о камни лицо,
Всю боль выливала слезами,
Обида жгла сердце её…
Шло время. Однажды весною
Шла девочка молча одна
И с детской наивной тоскою
Мечтала о хлебе она.
Как вдруг чьи-то руки большие
Подняли её над землёй.
У девочки сердце забилось,
Солдата увидела вновь!
Глазёнки, закрыв от испуга,
Подумала: “Бросит опять!”,
А он, вдруг, малютку, как друга,
Прижал прямо к сердцу солдат.
“Родная малюточка, донька,
Прогнали мы злую войну!”
Она ему детской ручонкой
Убрала скупую слезу.
Педагог: Спасибо чтецам за выступление!
Номинацию «Дебютант» открывает Черникова Кира, 6 лет. Стихотворение Агнии Барто « Шурка».
Шла вчера я за водою,
А у нас ведро худое.
Я наплакалась вчера.
Только воду наберу —
А она опять наружу
Так и льется по ведру.
Вдруг ребята мне кричат:
— К вам приехал Шурка!
У него шинель до пят,
Я смотрю — в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной.
Мать хлопочет у стола,
К чаю шанежек дала.
Я, конечно, не зевала —
Сразу две себе взяла.
Шурка — слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Утром долго я спала,
Встала позже брата.
Вижу — ведра у стола,
Брат стоит смеется:
Я вам к завтрашнему дню
В доме все перечиню.—
Шурка денег не берет,
Все он чинит даром:
То сосед к нему идет
Со старым самоваром,
То он бабке для замка
Сделал новый ключик.
Хвалят все ученика:
Педагог : Анна Панова, 7 лет. Прочтет стихотворение Саши Черного
«Про девочку, которая нашла своего мишку».
Педагог : Продолжает выступление Дмитрий Кулиашвили, 7 лет. Произведение Михаила Садовского « Я как-то в дом принес щенка».
Я как-то в дом принес щенка,
Чтоб подкормить его слегка,
Пусть он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Однажды я принес ежа,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
в квартире так чудесно,
а если потесниться,
тут и нам найдется место!
Стихотворение Владимира Орлова « Скандальный заказчик ».
Педагог : Завершает данную номинацию Дарья Черноиванова, 8 лет. Стихотворение Юрия Кушака « Ночное приключение».
Педагог : Наш классный тур переходит к номинации «Проза».
Я приглашаю Дарью Беднякову, 10 лет.
Рассказ Ирины Горюновой « Квадрат гипотенузы».
Нам задали учить теорему. Про гипотенузу и катеты. А у меня с математикой вообще не очень. Я от нее тупею. Как только услышу какую теорему, на душе сразу грустно становится и мыслей нет никаких, ну, ни одной, даже самой завалящей!
И вот я сижу дома и учу: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». И тут мне чудится, что на меня ехидно смотрит какая-то гипотенуза и говорит: «Выучишь, Валечка мою теорему, будет тебе счастье, а не выучишь – быть беде». Я, конечно, испугалась, проснулась в холодном поту и опять за учебник. Думаю, – а кто её знает эту гипотенузу, вдруг учудит что.
Прихожу утром в школу, а Римма Марковна на меня смотрит и радостно так говорит:
– Ну, Михеева, к доске. Прочти-ка нам теорему.
Я выхожу, бледнею, но на одном дыхании чётко произношу:
– Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Римма Марковна жутко удивилась, но поставила мне пятёрку. А что тут удивляться? Я с перепугу это шаманское заклинание на всю жизнь запомнила. А гипотенуза-то права оказалась! Было мне счастье: пятерку поставили, а мама за это мне сумочку подарила дамскую!
Педагог : Рассказ Сергея Седова «Загадочный Кролик» декламирует Полина Лысенко, 10 лет.
Жил в отделе мягкой игрушки загадочный Кролик. А загадочный он был потому, что всё время убегал от своих покупателей.
Стоило только какому-нибудь ребёнку закричать: «Мама, купи мне вон того Кролика!» – как этот Кролик начинал стремительно убегать и носиться по всему «Детскому миру». Он мчался через все отделы, мешая продавцам спокойно работать и торговать разными товарами…
Однажды случилось так, что пятилетний покупатель особенно громко кричал и топал ногами, требуя Кролика, а родители мальчика пообещали за поимку игрушки большую денежную премию. И тогда директор приказал всем продавцам, во всех залах (!) прекратить торговлю и ловить неуловимого Кролика. Ускользая от рук преследователей, Кролик носился по залам, коридорам, этажам несколько часов подряд – до самого закрытия магазина, но так и не был пойман. Именно после этого случая все махнули на него рукой и прозвали загадочным.
Другие мягкие звери его тоже не понимали. Ведь каждый из них мечтал, чтобы его поскорей купили и унесли туда, где он будет самой любимой игрушкой.
«Тут какая-то тайна!» – думали они.
Всего загадочный Кролик убежал от 332-х покупателей, а 333-й покупатель (это была девочка по имени Полина) показала на него маме и сказала:
– Мама, купи мне этого Зайчика.
И Кролик никуда не побежал, а, наоборот, сразу прыгнул в руки той девочке. И тогда все узнали его тайну. Оказывается, он был не Кроликом, а Зайчиком.
Педагог : Рассказ Ирины Горюновой « Мартышкин труд» декламирует Алёна Орляченко, 10 лет.
– Мам, а мам, что такое мартышкин труд? – задумчиво спросил я.
– Это, Валь, когда человек делает что-то, делает, и всё впустую, ничего у него не выходит, толка никакого нет, – ответила мама и спросила, – а тебе зачем?
– Да, так, нам задали сочинение написать «Кем я хочу стать, когда вырасту».
– А-а-а! – сказала мама. – Ну, пиши.
Когда нам отдавали сочинения, Вера Семеновна комментировала наши труды:
– Воропаева, 5. Молодец.
– Воркунов. 3. Для тебя это достижение.
– Рябов. 4. Очень неплохо, постарался на этот раз.
– Калмыкова. 4. Ты могла бы и лучше, я знаю.
– Михеев (это я). 2. Ну, ты Михеев и балбес! Вот послушайте, дети, что он написал.
И возмущенная Вера Семёновна прочитала моё сочинение:
«Когда я был маленьким, то хотел стать космонавтом, продавцом мороженого или авиаконструктором. Потом решил, что лучше быть автогонщиком, а когда подрос, то понял, что надо быть бизнесменом, чтобы хорошо жить. Наверно, я еще могу передумать, пока вырасту, но одно знаю точно: учителем не буду никогда, потому что учить детей – это мартышкин труд. Всё равно, что из них вырастет, то вырастет, а тратить своё время попусту, как наша Вера Семёновна, я не хочу. Я же не мартышка».
Педагог : Святочный рассказ Бориса Ганаго « Машенька»
Однажды много лет назад девочку Машу приняли за Ангела. Случилось это так.
В одной бедной семье было трое детей. Их папа умер, мама работала, где могла, а потом заболела. В доме не осталось ни крошки, а есть так хотелось. Что делать?
Вышла мама на улицу и стала просить милостыню, но люди, не замечая её, проходили мимо. Приближалась Рождественская ночь, и слова женщины: “Не себе прошу, детям моим… Христа ради! ” тонули в предпраздничной суете.
В отчаянии она вошла в церковь и стала просить о помощи Самого Христа. Кого же ещё оставалось просить?
Вот тут, у иконы Спасителя, Маша и увидела женщину, стоявшую на коленях. Лицо её было залито слезами. Девочка никогда раньше не видела таких страданий.
У Маши было удивительное сердце. Когда рядом радовались, и ей хотелось прыгать от счастья. Но если кому-то было больно, она не могла пройти мимо и спрашивала:
— Что с тобой? Почему ты плачешь? И чужая боль проникала в её сердце. Вот и теперь она склонилась к женщине:
И когда та поделилась с ней своей бедой, Маша, которая никогда в жизни не испытывала чувства голода, представила себе троих одиноких, давно не видевших еды малышей. Не задумываясь, она протянула женщине пять рублей. Это были все её деньги.
По тем временам это была значительная сумма, и лицо женщины просияло.
— А где ваш дом? – на прощание спросила Маша. С удивлением она узнала, что живёт бедная семья в соседнем подвале. Девочка не понимала, как можно жить в подвале, но она твёрдо знала, что ей нужно сделать в этот рождественский вечер.
Счастливая мать, как на крыльях, летела домой. Она накупила еды в ближайшем магазине, и дети радостно встретили её.
Вскоре запылала печка и закипел самовар. Дети согрелись, насытились и притихли. Стол, уставленный едой, был для них неожиданным праздником, почти чудом.
Но тут Надя, самая маленькая, спросила:
— Мама, а правда, что в Рождественскую мочь Бог посылает детям Ангела, и тот приносит им много-много подарков?
Мама прекрасно знала, что гостинцев им ждать не от кого. Слава Богу и за то, что Он уже им дал: все сыты и согреты. Но малыши есть малыши. Им так хотелось иметь в Рождественский праздник ёлку, такую же, как у всех остальных детей. Что она, бедная, могла им сказать? Разрушить детскую веру?
Дети настороженно смотрели на неё, ожидая ответа. И мама подтвердила:
— Это правда. Но Ангел приходит только к тем, кто всем сердцем верит в Бога и от всей души молится Ему.
— А я всем сердцем верю в Бога и от всей души молюсь Ему, – не отступала Надя. – Пусть он пошлёт нам Своего Ангела.
Мама не знала, что сказать. В комнате установилась тишина, только поленья потрескивали в печке. И вдруг раздался стук. Дети вздрогнули, а мама перекрестилась и дрожащей рукой открыла дверь.
На пороге стояла маленькая светловолосая девочка Maшa, а за ней – бородатый мужик с ёлкой в руках.
— С Рождеством Христовым! – радостно поздравила хозяев Машенька. Дети замерли.
Пока бородач устанавливал ёлку, в комнату вошла Машина няня с большой корзиной, из которой сразу же стали появляться подарки. Малыши не верили своим глазам. Но ни они, ни мама не подозревали, что девочка отдала им свою ёлку и свои подарки.
А когда неожиданные гости ушли, Надя спросила:
— Эта девочка и была Ангел?
Педагог : Отрывок из рассказа Марины Дружининой « Гороскоп» декламирует Алёна Литвинова, 12 лет.
Учительница вздохнула и раскрыла журнал. – Ну что ж, «дерзайте ныне ободрённы»! А точнее, Ручкин! Перечисли, пожалуйста, птиц, которые живут на опушках леса, на открытых местах.
Вот так номер! Этого я никак не ожидал! Почему я? Меня сегодня не должны вызывать!
Заливаев обещал! Может, передумает училка? Но Мария Николаевна выжидающе смотрела именно на меня. Пришлось встать. Только вот что говорить – я понятия не имел.
– Овсянка! – зашептал мне в спину Редькин.
– Овсянка! – машинально повторил я, не слишком доверяя Петьке.
– Правильно! – обрадовалась учительница. – Есть такая птичка! Давай дальше!
«Молодец Редькин! Правильно подсказал! Всё-таки везучий у меня сегодня день! Заливаев не подвёл!» – радостно пронеслось у меня в голове, и я уже без всяких сомнений на одном дыхании выпалил вслед за спасительным Петькиным шёпотом:
– Пшёнка! Манка! Гречка! Перловка!
Взрыв хохота заглушил «перловку». А Мария Николаевна укоризненно покачала головой:
– Ручкин, ты, наверное, очень любишь каши. Но при чём тут птицы? Садись! «Два»!
Я прямо-таки закипел от негодования. Я показал Редькину кулак и начал думать, как ему отомстить. Но возмездие немедленно настигло злодея без моего участия.
– Редькин, к доске! – скомандовала Мария Николаевна. – Ты, кажется, что-то нашёптывал Ручкину ещё и про пельмешки, окрошку. Это тоже, по-твоему, птицы открытых мест?
– Да нет! – ухмыльнулся Петька. – Это я пошутил.
– Неправильно подсказывать – подло! Это гораздо хуже, чем не выучить урок! – возмутилась учительница. – Надо будет поговорить с твоей мамой. А сейчас назови-ка птиц – родственников вороны.
Наступила тишина. Редькин явно был не в курсе.
Владику Гусеву стало жалко Петьку, и он зашептал:
– Грач, галка, сорока, сойка…
Но Редькин, видимо, решил, что Владик мстит ему за своего друга, то есть за меня, и подсказывает неправильно. Каждый ведь по себе судит – я читал об этом в газете «Большой привет». В общем, Редькин махнул Владику рукой: мол, замолчи, и объявил:
– У вороны, как и у любой другой птицы, есть большая родня. Это мама, папа, бабушка – старая ворона, – дедушка…
Тут мы прямо-таки завыли от хохота и попадали под парты. Что и говорить, безудержное веселье удалось на славу! Даже двойка не испортила мне настроения!
– Это всё?! – грозно спросила Мария Николаевна.
– Нет, не всё! – не унимался Петька. – У вороны есть ещё тёти, дяди, сёстры, братья, племянники…
– Хватит! – закричала учительница. – «Два»! И чтоб завтра же в школу пришла вся твоя родня! Ох, что я говорю. Родители!
Педагог : Рассказ Надежды Тэффи «О нежности»
декламирует Софья Повалюхина, 14 лет.
И были подарены нам с младшей сестрой картонные слоники, серые с наклеенной на спине красной бархатной попонкой с золотым галуном. Попонка сбоку поднималась и внутри в животе у слоников бренчали конфетки.
Были подарки и поинтереснее. Слоники ведь просто картонажи с елки.
Вечером, разбирая игрушки и укладывая спать кукол, заметила, что сестра Лена как-то особенно тихо копошится в своем углу и со страхом на меня посматривает.
— Что бы это такое могло быть?
Я подошла к ней, и она тотчас же схватила куклино одеяло и что-то от меня прикрыла, спрятала.
Она засопела и, придерживая одеяло обеими руками, грозно сказала:
— Пожалуйста, не смей!
Повернулась и пошла в свой угол. Но любопытство мучило, и я искоса следила за Леной. Она что-то все поглаживала, шептала. Изредка косила на меня испуганный круглый свой глазок. Я продолжала делать вид, что мне все это ничуть не интересно, и даже стала напевать себе под нос.
И мне удалось обмануть ее. Она встала, нерешительно шагнула раз, два, и видя, что я сижу спокойно, вышла из комнаты.
— Лена! Глупая Лена! Она слона спеленала! Смотрите! Смотрите!
И Лена бежит, красная, испуганная, с таким отчаянием в глазах, толкает меня, прячет своего слоника. А я все кричу:
— Смотрите, смотрите! Она слона спеленала!
И Лена бьет меня крошечным толстым своим кулаком, мягким, как резинка, и прерывающимся шепотом говорит:
— Не смей над ним смеяться! Ведь я тебя у-у-убить могу!
И плачет, очевидно, от ужаса, что способна на такое преступление.
Педагог :Конкурсные выступления закончены. Всех участников благодарю за выступление. Уважаемому жюри предлагаю пройти в кабинет № 6 для подведения итогов (жюри уходит).
Р одителям и гостям пришло время определить номинантов «Приз зрительских симпатий».
Педагог : Итак, мы готовы подвести итоги классного тура конкурса юных чтецов «Живая классика». Передаю слово председателю жюри, Марине Владимировне.
(Вручение Дипломов победителям и призерам, Грамот «Лучший чтец»)
Педагог : Спасибо членам жюри за помощь в проведении конкурса.
Вручение Благодарственных писем жюри
Педагог : Напоминаю, что наши победители и призеры номинации «Проза» в возрасте 11- 14 лет становятся участниками школьного, а затем районного конкурса юных чтецов «Живая классика».
Педагог : А мы продолжаем награждение. Переходим к номинации «Приз зрительских симпатий».
Вручение дипломов «Приз зрительских симпатий»
Итак, победителями ( I место) в своей возрастной категории стали:
3. Евгения Ростапша – Диплом Победителя – 1 место (№ 28248).
Педагог : Поздравляем наших юных поэтов и желаем им дальнейших творческих побед!
Первый тур конкурса юных чтецов «Живая классика» завершен. Дорогие победители и призеры, искренне поздравляю вас и желаю дальнейших творческих побед! Никогда не останавливайтесь на достигнутых целях! Развивайтесь и стремитесь к новым высотам! Принимайте участие и в других не менее интересных конкурсах.
Уважаемые родители, спасибо вам за ваших замечательных детей, понимание и поддержку.
Мы ждем вас ровно через год на конкурсе юных чтецов «Живая классика»! На прощание хочу сказать: « Читайте больше и читайте с величайшим выбором»!
Отчет о проделанной работе
Конкурсное мероприятие было организовано и проведено с участием чтецов объединения художественного слова «Чародей». Участники показали свои умения в декламации прозаических и поэтических произведений.
Родители и гости впервые смогли принять участие в оценивании выступлений и присуждении номинантам «Приза зрительских симпатий».
Благодаря расширению возрастных границ значительно увеличилась степень вовлеченности детей и подростков. Появилась возможность принять участие у обучающихся от 5 до 10 лет.
Информация о проведении I (классного) тура была размещена в социальных сетях.
Информация о проведении I (классного) тура
« В объединении «Чародей» завершен I тур конкурса чтецов 14 февраля в уютном зале Подгоренского Дома детства и юношества собрались дети, родители, гости и члены жюри.
В этот день в объединении художественного слова «Чародей» проходил
I тур Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Конкурс проводится с целью расширения читательского кругозора детей и подростков, выявления и поддержки одаренных детей. Подготовила и провела I тур конкурса педагог – организатор Ольга Викторовна Красавцева.
Оценивали конкурсное мероприятие:
В номинации «Дебютант» Дипломом за I место награжден Андрей Лобода, а выступления Черниковой Киры, Черноивановой Дарьи и Дмитрия Кулиашвили жюри оценило дипломами за II место. Дарья Панова заняла III место. Алена Орляченко и Софья Повалюхина стали победителями в номинации «Проза» в своих возрастных группах. Сидорова Арина и Ростапша Анастасия заняли второе место. Третье место жюри присудило Дарье Бедняковой, Полине Лысенко, Алене Литвиновой.
В каждой номинации были выбраны лучшие исполнители. Грамоты «Лучший чтец» получили Тимофей Побединский, Андрей Лобода, Алена Орляченко. Родители и гости конкурса определили номинантов «Приза зрительских симпатий». Ими стали Андрей Лобода, Дарья Беднякова, Софья Повалюхина.
Во время подведения итогов солисты вокальных студий «Созвездие» и «Звездный шанс» исполнили для всех присутствующих в зале русские народные и эстрадные песни.
Приятным сюрпризом закончился конкурс чтецов. Руководитель объединения «Чародей» вручила дипломы победителей (I место) Евгении Ростапша, Арине Побединской, Софье Повалюхиной и диплом призера (II место) Анастасии Ростапша V Всероссийского дистанционного литературного конкурса «Сердце матери». Поздравляем победителей и призеров! Желаем новых творческих побед и свершений!»
Рекомендации: продолжать работу с конкурсантами, подготовить ребят к участию в литературных мероприятиях и концертных программах, муниципальных и межмуниципальных конкурсах и праздниках, привлечь к участию во Всероссийских творческих фестивалях и акциях.