Коносамент что это такое простыми словами
Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?
Международная перевозка грузов сопряжена с оформлением различных документов. Полнота и правильность их заполнения являются залогом успешной транспортировки, таможенной очистки и вручения товара получателю. Одним из главных документов внешнеэкономической деятельности является коносамент. Разберемся, зачем он нужен, как его заполнять и избежать ошибок при оформлении.
Что такое коносамент?
Понятие коносамента пришло к нам из Европы. В переводе с английского слово «сonsignment» означает груз, товар, отправление. Простыми словами, это документ, который подтверждает факт заключения договора о доставке и право владения перевозимым товаром. Оформляется перевозчиком и передается собственнику товара после отгрузки.
Коносамент — это доказательство того, что отправление принято к поставке и грузоперевозчик взял на себя ответственность по его доставке получателю. Документ является ценной бумагой и используется как перевозке одним видом транспорта, так и мультимодальной. Одновременно он выполняет несколько функций:
Коносамент является товарораспорядительным документом. По сути, он заменяет собой груз. Его продажа или передача означает передачу права распоряжаться отправлением третьему лицу. Поэтому в нем обязательно фиксируется состояние груза, наличие повреждений, дефектов. Оформляется на все виды отправлений, независимо от их спецификации, способа доставки, а также от того, является груз сборным или генеральным.
Виды коносаментов
Изначально коносамент может быть оформлен на имя конкретного лица или без его указания. В зависимости от этого, документ бывает необоротным и оборотным. В первом случае право получения товара принадлежит только одному лицу, указанному в документе.
Оборотный коносамент позволяет собственнику груза распоряжаться им даже тогда, когда он находится в пути, то есть, документ может быть продан, передан третьим лицам или заложен в банк. Оборотными являются ордерные и предъявительские разновидности.
В зависимости от получателя товара, документ подразделяется на следующие виды:
По способу доставки документ бывает:
В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления выделяют чистый и нечистый коносамент:
Разновидности коносамента с учетом способа доставки:
Сроки погрузки груза также влияют на выбор вида коносамента:
В некоторых случаях вместо названного документа используется так называемый телекс релиз. Обычно это внутренний документ судоходной компании, дающий право перевозчику получить товар без товарораспорядительного документа. Передают телекс релиз по внутренним средствам связи грузоперевозчика после получения оригинала коносамента.
Как правило, телекс релиз оформляют, если нет возможности получить экземпляр коносамента. Например, товар доставляется при условии внесения предоплаты и оригинал документа находится у грузоотправителя до момента полного расчета. Обычно на отправку телекс релиза уходит не больше одного дня.
Какая информация заполняется в коносаменте?
В соответствии со ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, к ключевым реквизитам коносамента относятся:
В документ могут быть включены и другие графы по соглашению сторон. Обязательно нужно отразить факт нахождения груза на конкретном судне и дату погрузки. Также указывается ответственность грузоперевозчика в случае форс-мажора, несоблюдения им условий транспортировки.
Как правильно заполнять коносамент?
Правильно оформленный коносамент является залогом своевременной доставки груза получателю. Текст заполняется на фирменном бланке грузоперевозчика печатным способом. Он должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике. Важно проследить, чтобы данные об участниках поставки, товаре были достоверными и совпадали с информацией в исходных документах. На что обратить внимание:
Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.
Коносамент
Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.
Какие функции выполняет коносамент
Коносамент используется в качестве:
расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.
подтверждения договора на перевозку.
Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.
Порядок работы с коносаментом
Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.
Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.
Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.
После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.
Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.
Типы коносамента
В международной торговле используются различные виды коносаментов.
Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.
Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.
Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.
Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.
Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.
Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.
Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.
Типы коносамента
В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.
Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.
Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.
Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.
Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.
Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.
Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.
Обязательные реквизиты коносамента
К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.
Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.
В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Среди них особую важность представляют:
Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.
Эти сведения указывает грузоотправитель.
Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:
В строке Port of Loading – порт погрузки.
В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
Место и дату выдачи документа.
Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:
если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.
также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.
отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.
если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.
указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.
Специфические особенности коносамента
Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).
В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.
Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Коносамент — что это такое и зачем он нужен
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня мы рассмотрим термин, часто используемый в торговле, когда груз доставляется морскими перевозками.
Речь пойдет про коносамент — что это за документ, зачем он нужен, каков алгоритм оформления и какие разновидности коносаментов встречаются.
Коносамент — это.
Коносамент – это специфический вид ценной бумаги, используемой во внешней торговле.
Документ выдаётся владельцу груза перевозчиком, уже после доставки груза по назначению.
Этим документом удостоверяется право собственности, он является товарораспорядительным.
Ранее коносамент (Bill of Lading) применялся при перевозках на морских линиях, и только. Но сейчас он также используется при речных и модальных, то есть, осуществляемых несколькими видами транспорта.
Перевозчик груза выдаёт коносамент лично в руки владельцу. Ценная бумага подтверждает обязанность перевозчика выполнить транспортировку груза согласно оформленному договору. Так же, как уже было сказано, в бумаге говорится о праве собственности.
Документ оформляется и подписывается экспортёром, и передаётся перевозчику – транспортной компании.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Она либо полностью подтверждает его содержание, и сам факт получения определённого груза в указанном количестве, или дополняет оговорками, касающимися повреждений груза, если они имеют место.
На обратной стороне документа указываются условия, которые должен соблюдать перевозчик, а также срок доставки данного груза.
Коносамент известен с XIV века, и использовался в Испанском флоте. Владельцы судов должны были обязательно описывать грузы на борту. Коносамент выдавал капитан судна торговцам и купцам, он являлся необоротной распиской, если торговцы сами не принимали участия в плавании.
Коносамент — бумага, выдаваемая на любой груз независимо, занимает ли он всё транспортное средство полностью, или только его отдельную часть.
Правила составления документа разработаны в Гааге и Гамбурге, и различаются, иногда существенно, на каждой морской линии.
Но по своей сути все они – разновидности линейного коносамента BIMCO, самой крупной международной неправительственной организации, занимающейся вопросами морской судоходной политики.
Коносамент составляется уже после того, как стороны подписали договор о транспортировке. В нём по пунктам указывается, в каком именно состоянии находится груз на данный момент, описывается состав и характеристики.
Указывается стоимость: это важно, так как при повреждении части груза именно перевозчик будет вынужден возмещать ущерб.
Для чего нужен коносамент
Коносамент — это, простыми словами, расписка перевозчика, что он получил (принял) товар, и тот будет транспортироваться.
В расписку входит и визуальная оценка товара. Он является подтверждением договора о перевозке, подтверждением права собственности, а в некоторых случаях — обеспечением кредита.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Если во время транспортировки будут нарушены условия транспортировки груза, владелец, получатель, или оба сразу, должны будут обратиться в суд, чтобы отстаивать свои закреплённые права.
Как работать с документом
Для работы с коносаментом существует определённый алгоритм.
Виды коносаментов
По типу транспортировки коносаменты делятся на фрахтовые и линейные, или же на чартерные и рейсовые.
Рейсовые документы используются на судах, следующих по морскому пути по определённому расписанию, а чартерные оформляются при разовых – нерегулярных маршрутах.
Береговой выдаётся на берегу, а бортовой тогда, когда груз уже погружен на судно.
Если транспортировка груза производится морским транспортом и только, такой коносамент считается прямым. Если же в доставке участвует и другой вид транспорта, как правило – наземный, коносамент называется сквозным.
Допустим, при осмотре перед выходом из порта, перевозчик обнаруживает определенные повреждения. Тогда выписывается коносамент с определёнными допущениями, он называется нечистым. Если груз в полном порядке, по мнению перевозчика, коносамент считается чистым.
Правила заполнения
Коносамент составляется с соблюдением определённых юридических тонкостей, все они изложены в Кодексе торгового мореплавания РФ.
Так как документ подтверждает договор, в нём называется место приёмки груза, сведения о судне.
Неточности в документе исключаются, но можно оставить незаполненные строки, если они для конкретной транспортировки не важны.
У каждого документа имеется свой номер для идентификации.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Если перевозка короткая и занимает минимум времени, а в коносаменте указан получатель, может использоваться упрощённая схема, так называемый – телекс-релиз.
Это сообщение из места отгрузки в место выгрузки. В нём указывается, что оригиналы документа сданы. Это значит, что товар может выдаваться получателю без предъявления оригинального. Такая схема упрощает операции, так как оригиналы не приходится передавать из рук в руки.
Коносамент – документ, у которого практически нет аналогов. Наиболее приближены к нему ж/д накладная в железнодорожных перевозках и CMR (транспортная накладная) в автомобильных перевозках.
Общее у них то, что документы выписываются перевозчиком, и в них указываются сведения о характеристиках груза, получателе и отправителе. Отличие же в том, что они не товарораспорядительные документы, а вот коносамент – именно такой документ.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сейчас, в период расцвета юриспруденции такие документы особенно важны. Если коносамента нет, или он неправильно заполнен, получатель может остаться без груза, а перевозчик без оплаты.
Я бы на месте перевозчика страховал бы вверенные ему грузы, а то ведь в море и даже на реке много чего произойти может, а так, когда груз застрахован, то и убытков для перевозчика меньше, тем более, что стоимость страховки может быть спрятана внутри платы за перевозку.
Коносамент – что это такое?
Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.
Коносамент – что это?
Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.
Внимание! Коносамент является ценной бумагой и применяется при перевозках морским и речным транспортом, а также при осуществлении мультимодальных международных перевозок (т.е. несколькими видами транспорта). Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 143 предусмотрена возможность использования вместо коносамента иного документа, подтверждающего получение груза перевозчиком (например, морской накладной).
Функции коносамента
Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.
Важно! Во время передачи товара получателю, он должен осмотреть груз на наличие повреждений. В противном случае с перевозчика снимается ответственность и претензии не принимаются. Для защиты своих прав в суде можно использовать только оригинал коносамента!
Виды коносаментов
В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.
Ордерный (Bill of lading to order)
Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.
Внимание! Индоссаментов может быть указано несколько, т.е. права на получение товара передаются от одного лица к другому. Груз будет выдан тому, кто указан в передаточных надписях последним.
Именной (Bill of lading to a named person)
После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.
На предъявителя (Bill of lading to a bearer)
Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.
Оборотные и необоротные коносаменты
Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.
Линейный (Liner bill of lading)
Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.
Внимание! Транспортная компания может привлечь к перевозке стороннее лицо в качестве экспедитора грузов, в таком случае для осуществления перевозки, кроме линейного, используется так называемый домашний коносамент.
Домашний коносамент
Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:
Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))
Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.
Прямой (морской)
Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.
Сквозной (Through bill of lading)
Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.
Фидерный коносамент
Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.
Основной перевозчик оформляет коносамент, в котором указаны порты погрузки/выгрузки и перевалочный пункт, а локальный создает фидерный коносамент. Последняя бумага не является товарораспорядительным документом и выполняет роль договора между локальным и основным перевозчиком.
«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты
«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).
Бортовой и погрузочный коносаменты
Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.
Береговой (Custody bill of lading) коносамент
Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.
Контейнерный коносамент
При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.
Важно! Если в коносамент неверно внесены сведения о порте погрузки, дате ее завершения, а также дате оформления бумаги, капитан судна или агент имеют право отказаться подписывать такой документ.
Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20
Какую информацию указывают в коносаменте?
Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:
Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Обычно коносамент оформляют в трех экземплярах, один из которых предназначен отправителю груза, второй – для транспортировщика и третий – для грузополучателя. Когда груз и один из коносаментов доставлен покупателю, два других оригинала утрачивают силу.
Порядок работы с коносаментом
Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:
Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.
Внимание! Перед погрузкой следует проверить товар на повреждения и в случае дефектов или недостатков поставить пометку «нечистый». Как составлять коносамент – на всю партию товара или на каждую отдельно – решает получатель (раздельное оформление практикуют, когда груз приходится получать частями).
Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам
Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:
Внимание! Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.
К чему приводит неправильно заполненный коносамент?
При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:
Образцы коносаментов
Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.
Для того чтобы избежать трудностей с оформлением коносамента и проблем, которые могут возникнуть впоследствии, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты заполнят любые товарораспорядительные документы, в том числе, и коносамент, юридически грамотно: мы досконально знаем таможенное законодательство, правила торгового мореплавания. С нашим опытом работы в сфере ВЭД Ваш товар всегда будет доставлен вовремя и без лишних расходов.