Коносамент что это такое простыми
Коносамент: что это такое?
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:
Типы коносаментов
На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.
«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)
Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).
Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).
Морская накладная (Sea Waybill)
Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).
Морская накладная обычно используется:
Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.
Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)
Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».
Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.
Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).
Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.
Виды коносаментов
Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.
Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)
Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.
Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)
Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.
В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.
Сквозной коносамент (Througt B/L)
Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.
Коносамент — что это такое простыми словами
Коносамент — это товарораспорядительный документ, используемый чаще всего в морских грузоперевозках.
Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.
Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.
Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.
Информация, содержащаяся в коносаменте:
На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки «Consignee» (Получатель):
Разные виды и классификации
Существуют и другие классификации коносаментов:
Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.
На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.
Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.
Важно помнить, что ошибки в оформлении такого документа как коносамент могут повлечь значительные убытки для всех участников договора международной перевозки.
Коносамент – что это такое?
Участникам внешнеэкономической деятельности нужно разбираться в нюансах большого числа сопроводительных документов. Одним из них является коносамент. Данный документ служит основанием для признания права собственности на отгруженную продукцию. Раньше он применялся только при морских перевозках. Сейчас он используется также при мультимодальной доставке, и в таких ситуациях называется сквозным.
Коносамент – что это?
Итак, что это такое – коносамент? Если выразить простыми словами, то это накладная, выдаваемая морским перевозчиком грузовладельцу. Она является распиской, подтверждающей право собственности на продукцию.
Отправитель груза вправе потребовать от перевозчика данный документ после передачи товара для транспортировки. Он должен включать в него только достоверную информацию. В противном случае понесет ответственность за ущерб, причиненный в результате предоставления ложных сведений.
Функции коносамента
Коносамент – это ценная бумага, выполняющая три основные функции:
Коносамент также может являться обеспечительной мерой при кредитовании отгруженной продукции. По его номеру производится отслеживание местонахождения товара.
Виды коносаментов
Согласно ст. 146 Кодекса торгового мореплавания РФ, выделяют следующие виды коносамента в зависимости от субъекта выдачи:
Если в ордерном виде коносамента нет отсылки о выдаче приказу отправителя либо получателя, то подобный документ нужно считать выданным приказу отправителя.
Именной коносамент
Иначе его называют straight bill of landing. нем указывается конкретное лицо – предприятие, которое вправе получить товар. Эта ценная бумага одновременно служит инструкцией отправителя груза логистической компании по транспортировке продукции.
В коносаменте есть графа Consignee – именно здесь нужно указать конкретное лицо, уполномоченное принять товар. Передача груза другому лицу возможна, но для этого нужно будет заключить соответствующий договор и передать по акту долговые обязательства.
Именной коносамент выполняет следующие функции:
В документе в обязательном порядке содержатся следующие сведения: полное наименование организации – грузополучателя, адрес его нахождения, те же данные – в отношении отправителя товара, а также информация о перевозимой продукции (наименование, количество занимаемых ее грузовых мест, объемно-весовые данные, особенности перевозки, хранения, выполнения погрузочно-разгрузочных работ – при наличии, иная имеющая значение информация). Ответственность за внесение и достоверность сведений лежит на отправителе груза.
В именном коносаменте должна быть также информация о перевозчике: название компании, в каком порту производится загрузка, сколько оригинальных экземпляров коносамента имеется, дата, место выдачи документа. Уполномоченное лицо заверяет документ собственноручно – личной подписью.
Это интересно. По своей сути именной коносамент является разновидностью ордерного. Отличие – лишь в отсутствии указания о наличии права передачи товара третьему лицу по требования грузовладельца.
Ордерный коносамент
Следующая наиболее часто использующаяся разновидность коносамента – ордерный, или to order bill of lading, to order BOL. Это документ с возможностью уступки. Грузополучатель прописывается в соответствующей строке в виде «to order». Передача производится путем внесения передаточной надписи на коносаменте. Данная операция называется индоссаментом.
Ордерный коносамент дает право получения товара либо грузоотправителю, либо грузополучателю. Все зависит от того, по чьему приказу выдавался документ. Соответствующая пометка имеется в коносаменте. В нем четко прописаны наименование организации с пометой «или по ее приказу».
Правами получателя или отправителя может обладать третье лицо. В этих целях прописывается передаточная надпись, данному лицу вручается коносамент. Индоссамент имеет следующее изложение: «bill of lading made out to order and endorsed in blank».
Ордерный коносамент обладает рядом достоинств. Это оборотный документ, следовательно, его держатель может распорядиться грузом по своему усмотрению до его фактического получения, то есть пока он находится в пути, вплоть до предоставления в банк в качестве закладной – неэмиссионной ценной бумаги.
Коносамент на предъявителя
Само название типа документа говорит о том, что он выдается на предъявителя. Коносамент не содержит никакой информации о лице, имеющем право получить товар. Потому перевозчик вручает груз тому, кто предъявит ему данный документ.
Коносамент на предъявителя используется редко, так как возрастает риск потери контроля над грузом в результате мошеннических, иных преступных деяний.
Другая классификация коносамента
Первые вышеописанные виды коносамента являются основными в их классификации. Документ также подразделяется на категории в зависимости от ряда параметров:
Выделяют также фидерный коносамент – когда нужно перевезти товар судами с небольшим показателем водоизмещения: 300 – 400 TEUs. Данный показатель примерно равен 20-футовому контейнеру. Подобные рейсы выполняются на короткие расстояния, например, по акватории Черного или Азовского моря. Антипод данного вида ценной бумаги – морской (океанский) коносамент. Само название говорит о том, что документ используется при транснациональной доставке.
Телекс релиз вместо коносамента
Когда невозможно получить обычным способом коносамент, оформляется телекс релиз. Это внутренний документ судовладельца. Он дает право перевозчику загрузить и доставить товар без коносамента. Передача телекс релиза выполняется по внутренним каналам связи перевозчика. Основанием является получение оригинального экземпляра коносамента.
Какую информацию указывают в коносаменте?
В коносаменте требуется заполнение следующей информации:
Капитан судна вправе отказаться от подписи при внесении неточной или недостоверной информации.
Порядок работы с коносаментом
Работа с документом выполняется в определенной последовательности. Для начала грузоотправитель заполняет погрузочный ордер. Он вносит в него подробные сведения о грузе, его получателе. Затем товар грузится на судно, производится выдача штурманской расписки. После того, как корабль покинет порт, этот документ заменяется коносаментом.
Завершающая стадия работы – получение товара грузополучателем в порту назначения. Как раз для этих целей предъявляется экземпляр коносамента.
Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам
Есть ряд нормативных документов, которые регулируют порядок оформления коносамента:
В них прописано, как выглядит коносамент, как заполнять его, кто оформляет и иные важные моменты. Документ чаще всего выписывается в трех и более экземплярах. Оригинал коносамента содержит на лицевой стороне надпись ORIGINAL, а копии – COPY. Цвет и фактура последних могут отличаться от оригинального экземпляра.
Коносамент может выглядеть по-разному, но в нем отражается примерно одинаковая информация в следующих основных графах:
В коносаменте нужно учитывать и отражать фрахт и надбавки, то есть стоимость перевозки, размер надбавок к фрахту. Заполните графу «Declared Value», что переводится как «объявленная стоимость». Это позволит повысить ответственность перевозчика за вверенный груз, взыскать с него сумму ущерба при порче, уничтожении, краже товара. Не забудьте включить актуальные реквизиты. Единственный минус – за это нужно заплатить фрахт в повышенном размере.
Обязательны дата и место выпуска коносамента в блоке «Place of issue of B/L». В соответствующем блоке размещается информация о характеристиках груза: наименование, упаковка, маркировка, вес, объем, общее количество контейнеров, их номера, данные пломбы.
Оформлением коносамента занимается капитан судна. Он должен владеть некоторыми тонкостями. Так, при отсутствии информации о количестве груза и его весе, то рекомендуется добавить в соответствующую строку слова «weight and quantity unknown». Капитан судна может владеть действительно достоверными сведениями о количестве и весе груза, несовпадающими с указанными в коносаменте. Тогда и в этом случае ему нужно добавить выше озвученные слова. При большой разнице фактических данных и прописанных в коносаменте капитан корабля вправе отказаться от подписания коносамента.
При доставке груза для погрузки его обычно встречает на борту лично первое лицо. При отсутствии замечаний в коносамент вносится соответствующая пометка, означающая полный порядок с товаром. При наличии визуальных дефектов капитан судна вносит нужные записи в коносамент.
Проблематично транспортировать грязный, обесцвеченный груз с неприятным запахом. Все эти признаки служат основанием для капитана отказать в приемке товара для транспортировки, потому что он может быть поврежденным или иметь какой-либо дефект. К коносаменту можно приложить дополнительные листы бумаги, например, для описания повреждений.
Описание груза в упаковке также имеет свои особенности. Это нужно сделать максимально точно. Например, это могут быть бумажная коробка или полиэтиленовый пакет.
Встречаются ситуации, когда капитану не разрешают делать пометки. В такой ситуации лучший выход – дождаться следующего заказчика. В противном случае ущерб от порчи упаковки, продуктов могут предъявить морской линии.
В обязанности капитана не входит описание качества продукции. Его задача – отразить общее состояние груза для перевозки согласно Гамбургским правилам.
К чему приводит неправильно заполненный коносамент?
Составление коносамента – ответственная задача. Для этого нужно обладать профильными знаниями, опытом работы в области внешнеэкономической деятельности. Последствия некорректного внесения информации:
Проблемы можно избежать, если доверить работу опытным участникам ВЭД. Также законодатель предусмотрел такую форму исправления неточной информации, как оговорка. Она должна четко указывать на неточность, а также содержать объяснение, по какой причине вносятся исправления, почему не было возможности проверить сведения заранее.
Образцы коносаментов
В данном разделе мы представили для вас примеры заполнения коносамента на русском и английском языках. Также вы можете скачать пустой бланк для формирования документа под нужды вашего бизнеса.
Обратитесь к таможенному брокеру «КОНСАЛТ ГРУПП» – сберегите время и ресурсы. Наши специалисты в области ВЭД заполнят коносамент и другие документы, необходимые для перевозки груза. Вы в срок поставите товар, полностью выполните свои обязательства перед покупателями и заказчиками. КОНСАЛТ ГРУПП – ваш надежный партнер для международной доставки грузов.
Коносамент — что это и как он работает
Документооборот в сфере грузоперевозок представлен различными формами и назначением. Одной из форм является коносамент. Этот документ относится к регулированию коммерческой деятельности в сфере перевозок по воде. В этой статье мы подробно познакомимся со его нюансами.
1. Что такое коносамент простыми словами
Язык заполнения, как правило, английский.
Появление документа «коносамент» основано на необходимости оформлять договоренности официальным путем в процессе морских перевозок. Является бумагой, регламентирующей факт морской перевозки.
Создание данной формы отчётности и её регулирование появилось впервые в 1924 г.
По сути, коносамент – это наименование документа, образованное от французского словосочетания «le connaissement», которое в русском языке можно интерпретировать как товарно-транспортная накладная, используемая на морском направлении. Соответственно, необходима такая бумага при перемещении грузов водным путем.
Официальное наименование в международном формате – (BOL). Это документ международного формата, так как любое морское пространство, как правило, принадлежит 2-м или большему числу стран.
2. Коносамент как ценная бумага
Отличительной особенностью такой бумаги является то, что продавать товар либо осуществлять иные коммерческие действия с ним допускается без физического его перемещения. Коносамент регламентирует владение товаром. Это означает, что BOL доступен к покупке, к продаже, и как ценная бумага – подлежит к залогу в банке, передаче или перепродаже третьим лицам. Объявленной ценностью считается стоимость материальных ценностей, описанных в коносамент.
На территории России права и обязанности обеих сторон контролируются Федеральным Законом (ФЗ) №81 Кодекса торгового мореплавания, обновленного 1 марта 2020 г.
3. Судебные разбирательства по коносамент
В случае возникновения судебных прений доказательная ценность BOL между отправителем и перевозчиком является актуальной. В данном случае BOL рассматривается как расписка, а сведения, указанные в нём – предметом судебного спора.
В случае возникновения спорной ситуации, владелец имеет право предъявить претензии к перевозчику. Если претензии имеет получатель товара – направить их имеет право на основании коносамента только поставщику.
4. Применение коносамента
Документ регулирует движение морских грузов. Ранее применялся в данной узкоспециализированной сфере и не имел аналогов. Однако сегодня область его применения расширяется:
В последнем случае документ называют «сквозным». Назначение заключается в следующем:
Значительная часть крупных коммерческих экспедиторских компаний, в том числе мешанного типа, пользуется коносаментом.
5. Порядок формирования
Правила формирования бумаги, ее правовая форма утверждаются ассоциацией судовладельцев.
Формируется документ между 2-мя коммерческими субъектами.
Коммерческие отношения согласно коносамент включают этапы:
Оформляется бумага перед отправлением продукции. Согласно правилам документооборота, создается несколько экземпляров. Регламентом, как правило, предусмотрено 3 основных экземпляра:
Экземпляры представляют собой оригиналы. Соответственно, на бумажном листе проставляется метка – «original». Документ состоит из нескольких подразделов:
Информационная часть заключается в отображении индивидуальных данных сторон договора, которые прописываются в специальных графах.
Коносамент включает следующую текстовую информацию в графах:
Экземпляры представляют собой полный пакет документации BOL. Правовая часть содержит информацию о обязательствах исполнителя доставить переданный товар:
Исполнитель несёт ответственность за целостность и сохранность материальных ценностей, а также соблюдения условий транспортировки на период перемещения продукции.
Действителен коносамент на временной интервал, соответствующий процессу перемещения груза. Претензии с использованием коносамент как основы разрешения спорной ситуации между сторонами принимаются через суд.
6. Порядок оформления коносамент
Юридические отношения возникают тогда, когда происходит взаимодействие между отправителем и транспортной компанией. Коносамент оформляется:
Это своего рода разновидность квитанции, её аналог. Её судовладелец выдать обязан перед работой с грузом. Ответственность за продукт с момента выдачи квитанции принимает с юридической точки зрения на себя экспедитор.
В коносаменте описываются отличительные параметры груза:
Оформляется эта расписка в момент описания материальных ценностей.
7. Обратная сторона документа
На обратной стороне коносамент прописываются положения условий морской перевозки.
На копии коносамент наносится штамп «copy». Дубликаты имеют отличный от оригиналов цвет бумаги. Их число не имеет значения и поэтому его не указывают.
Дубликаты предназначены для сверки информации капитаном судна или третьих лиц.
8. Виды коносамент
Выделяют несколько юридических типов рассматриваемой ценной бумаги:
Всё о морском коносаменте
Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
Оборотные и необоротные коносаменты
Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.
Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.
Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.
Оформление коносамента и получение груза
Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.
Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!
Заполнение коносамента
Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):