Консолидация отчетов что это

Консолидация отчетов что это. Смотреть фото Консолидация отчетов что это. Смотреть картинку Консолидация отчетов что это. Картинка про Консолидация отчетов что это. Фото Консолидация отчетов что это

Закон № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности

Консолидированная отчетность — это систематизированная информация, отражающая результаты деятельности группы компаний, а именно:

Такое определение дано в п. 2 ст. 1 закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности.

Основное отличие консолидированной отчетности от индивидуальной (составленной отдельной фирмой) состоит в том, что в единое целое объединяется информация о финансовом положении и результатах работы сразу нескольких фирм (группы).

Закон не определяет понятие «группа компаний», отсылая для его детализации к МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» называет группой компаний совокупность фирм, одна из которых носит название материнской (МК), а остальные именуются дочерними (ДФ).

Кто именно должен формировать консолидированную отчетность, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Закон о консолидированной отчетности — документ, дающий не только официальное определение понятию финансовой отчетности группы компаний, но и устанавливающий требования по ее:

Требования закона к консолидированной финансовой отчетности (КФО) представлены следующим образом:

Как МСФО раскрывает понятие консолидированной отчетности

Посвященное консолидированной отчетности МСФО 10 дает совокупность определений, с помощью которых описываются основные принципы и подходы к составлению КФО. Например, среди таких определений можно назвать следующие:

Другая совокупность связанных с КФО понятий раскрывается в стандартах:

Без раскрытия терминологии указанных стандартов затруднительно понимание принципов формирования КФО. К примеру, в целях составления КФО требуют расшифровки следующие понятия:

О некоторых стандартах, которые могут оказаться востребованными при составлении КФО, читайте в статьях:

Как составить консолидированную отчетность

Оформление КФО — многоступенчатая процедура, включающая множество операций (формирование индивидуальной отчетности каждого элемента группы, преобразование ее в формат МСФО и т. д.).

При формировании КФО осуществляется определенная цепочка шагов, в том числе:

Процедура и основные правила консолидации детально описаны в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе беплатно и переходите в материал.

Итоги

Требования к консолидированной отчетности в нашей стране установлены законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Для ее составления необходимо применять подходы, правила и принципы, предусмотренные стандартами МСФО.

Источник

Консолидированная финансовая отчетность

Развитие рыночных отношений между государствами способствует выходу на международную арену групп взаимосвязанных компаний для привлечения новых инвесторов. Вследствие этого возникает необходимость предоставления заинтересованным лицам информации о финансовом положении крупных организаций в виде консолидированного отчета.

Что такое консолидированная отчетность и для чего она нужна

Определение консолидированной финансовой отчетности связано с определением группы компаний.

Группа компаний – это два и более предприятий, имеющих юридический статус и объединенных в одну группу, которая как экономическая единица юридическим лицом не считается.

Контроль за предприятиями (дочерними организациями) осуществляется головной (материнской или управляющей) фирмой, которая определяет финансово-хозяйственную деятельность своих дочерних предприятий для получения финансовой выгоды. Наиболее распространенными формами создания групп предприятий являются холдинговые компании и концерны.

Консолидированная финансовая отчетность (КФО) – это вид отчетности, содержащий достоверные сведения об имущественном и финансовом состоянии группы компаний, об экономических результатах ее деятельности, о перспективах будущего развития.

КФО составляется независимо от бухгалтерской отчетности, не предоставляется в налоговую службу либо другие государственные органы. Документ дает лишь общее представление о делах всей взаимосвязанной группы как одного целого, но не по каждому предприятию отдельно.

КФО должна соответствовать нормам МСФО и нести только информационный характер. Она предоставляется заинтересованным в группе компаний сторонним пользователям и направлена на повышение их доверия. На основании такого отчета пользователи принимают решения касательно группы предприятий.

СПРАВКА. Для повышения уровня бухучета и отчетности Правительством РФ проведена соответствующая реформа, сблизившая российские стандарты ведения бухучета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Перечень юридических лиц, предоставляющих КФО

В РФ такую отчетность обязаны предоставлять любые группы, имеющие дочерние предприятия. Составление, представление, аудит и раскрытие отчетности регламентирует ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 №208-ФЗ (последняя редакция). Согласно ст. 2 п. 1 вышеуказанного закона КФО обязаны формировать:

Кем и для кого составляется консолидированная отчетность

КФО составляется головным предприятием группы компаний. Ст. 4 ФЗ «О Консолидированной финансовой отчетности» определяет категории получателей отчетности. Таковыми являются:

Состав и особенности КФО

КФО имеет некоторые отличия от стандартной бухгалтерской отчетности. Во-первых, сведения о хозяйственной деятельности поступают не от одной, а от нескольких организаций. Во-вторых, у консолидированной отчетности иной круг пользователей. В-третьих, применяется другая техника формирования отчета.

Следовательно, сутью формирования КФО является объединение отчетов управляющей и дочерних организаций в один документ. При этом расчетные операции, проводимые между участниками группы, исключаются из итогов финансовой деятельности. Это делается для предоставления информации, касающейся работы группы во внешней среде. Иначе итоговые показатели будут искажены.

При формировании отчетности большую роль играет размер доли в уставном капитале дочерней организации, которой владеет головное предприятие. Если доля составляет больше 51% или фирма держит контрольный пакет акций, то в отчет вносятся полные финансовые показатели дочерних структур. Если доля участия менее 20%, финансовые показатели этой организации не вносятся в отчет. В иных случаях показатели пропорциональны доле участия.

Другие требования к консолидированной отчетности

ВАЖНО! Если у головной фирмы есть дочерние предприятия, расположенные за рубежом, то их данные о финансово-хозяйственной деятельности требуется отражать в отчете. Причем все сведения должны быть на русском языке или с приложенным к документу переводом.

Методы формирования КФО

Для того, чтобы обработать большой объем данных, применяется несколько методов формирования КФО. Выбор метода осуществляется материнской организацией, на что влияет характер деятельности предприятия и та доля компании, которой она владеет.

Полная консолидация

Метод применяется при консолидации отчетов материнской организацией от зависимых (дочерних) предприятий. При данном подходе необходимо четкое определение структуры группы компаний. Здесь применяется метод сложения показателей одноименных статей баланса за вычетом внутригрупповых расчетных операций.

Долевое участие

Метод актуален, если инвестор имеет долю капитала организации, но не является его членом. Следовательно, прибыль и убыток определяются на основе фактической стоимости доли с последующей корректировкой долевого участия в прибыли организации.

Метод объединения интересов

Когда несколько фирм в равной степени владеют предприятием, но в структуре нет головной организации, применяется метод объединения интересов. В этом случае, составляя отчетность, каждый владелец должен отражать сведения касательно всех дочерних предприятий.

Комбинированная отчетность

Комбинированная отчетность формируется в случаях, где имеет место группа компаний без головной фирмы, но по сути принадлежащая одному собственнику без какой-либо юридической связи. В результате сначала составляются отчеты по каждой организации, после чего все показатели (включая капиталы) суммируются в один документ, после чего вычитаются внутригрупповые расчеты.

Метод пропорциональной консолидации

Применим в случаях, когда между предприятиями составляется договор о совместной деятельности. В нем прописываются права и обязанности всех сторон, а метод консолидации выбирают любой на основе договоренности. Существует следующие формы совместной деятельности: по активам, по операциям и по компаниям.

Источник

Консолидированная финансовая отчетность

Консолидация отчетов что это. Смотреть фото Консолидация отчетов что это. Смотреть картинку Консолидация отчетов что это. Картинка про Консолидация отчетов что это. Фото Консолидация отчетов что это

Консолидированная финансовая отчетность — включает данные о доходах, расходах и обязательствах всех предприятий, входящих в группу компаний, и учитывает их как единое целое. Чтобы объяснить подробнее, рассмотрим определение «группа компаний».

Группа компаний (ГК) — несколько объединенных предприятий, не считающихся юрлицом с точки зрения экономической единицы. Контроль за ними выполняет материнская компания. Самые распространенные форм ГК — концерны и холдинги.

Назначение консолидированной отчетности

КФО позволяет объединить сведения по каждой компании и представить единую информацию об имущественном и финансовом состоянии ГК, а также перспективах ее развития. Она помогает в целом оценить ситуацию и получить свод данных по эффективности процессов. Конечно, полной картины получить в результате такого отчета не удастся, это стоит понимать.

КФО не имеет отношения к бухгалтерским отчетам. Ее не требует налоговая служба и другие организации. Она позволяет оценить дела ГК, как одной организации, объединив данные в единый документ.

Консолидированная отчетность должна соответствовать Международному стандарту финансовой отчетности, в котором говорится, что она на несет информационный характер. С ней могут ознакамливаться все заинтересованные в деятельности ГК лица и на основании данных принимать решения о ее деятельности и развитии.

Перечень лиц, которые обязаны предоставлять КФО

В России консолидированная отчетность требуется со всех групп компаний. Это правило регламентируется ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 No208-ФЗ. Согласно ему КФО должны составлять:

Кто и для кого подготавливает консолидированную отчетность

Консолидированная отчетность формируется материнским предприятием ГК. Федеральный закон определяет перечень лиц, которые имеют право получить этот отчет. В их числе:

Особенности и содержание КФО

Консолидированная отчетность отличается от привычных бухгалтерских отчетов.

Таким образом, смысл КФО в соединении отчетов материнской и дочерней компаний в единый документ. Данные по расчетам между компаниями не содержатся в итогах финансовой деятельности. Это необходимо, чтобы отчет содержал исключительно данные по работе ГК во внешней среде. В противном случае информация будет представлена в искаженном виде.

На отчетность влияет величина вложения в уставной капитал дочерних компаний. Например, если доля более 51% или у компании контрольный пакет акций, то отражаются все финансовые показатели компаний. Если менее 20% — данные по компании можно не учитывать.

Требования к КФО

Отчеты дочерних фирм подготавливаются по общим правилам.

Если в группу компаний входят организации, расположенные за рубежом, сведения о финансово-хозяйственной деятельности должны быть отражены в отчете. При этом отчет должен быть написан на русском, или его данные продублированы переводом.

Методы формирования консолидированной отчетности

Консолидированный отчет состоит большого массива данных, требующего эффективных методов обработки. Метод выбирается главной компанией. Каждый из них подходит для определенной структуры холдинга.

Задачи руководителя, решаемые путем консолидации отчетности

Главная задача, которую позволяет решить консолидированная отчетность — предоставление данных по результатам деятельности и финансового положения группы компаний. Ее можно разбить на несколько подзадач:

Обеспечение сохранности имущества входящих в ГК организаций. Собственник, как никто иной в этом заинтересован, т.к. от этого напрямую зависит его доход. В противном случае весь смысл инвестиционного процесса был бы утрачен. В ГК эта задача усложняется, так как существует не одна группа собственников с разным набором прав.

Объединение интересов собственников и высшего менеджмента. Часто их цели разнятся. Однако контрактные отношения позволяют сдерживать противостояния, а регулярная отчетность — поддерживать деятельность группы.

Выявление последствий деятельности компаний. Это позволяет удовлетворить интересы участников хозяйственного процесса.

Консолидированная отчетность позволяет предоставлять информационную осведомленность для всех уровней управления группой компаний.

Сложности формирования консолидированной финансовой отчетности

Структура консолидации крупных групп компаний сложна. Это связано с включением в объединение компаний, которые состоят из многоотраслевых предприятий, тесно связанных друг с другом. Состав группы может постоянно меняться даже в рамках отчетного периода. С этим связана главная проблема при подготовке консолидированной отчетности.

Помимо этого, сложности могут быть вызваны тем, что внутригрупповые отношения не всегда прозрачны. Некоторым холдингам бывает невыгодно показывать все свои компании, например, офшоры или пенсионные фонды. Подготовка отчетности в таком случае смысла не имеет. Если же отчет все-таки будет сформирован, его анализ не будет объективным. Для этого придется привлекать аудиторов, которые будут выявлять “секретные” компании и не давать заключений, если данные по ним не отражены в отчетности.

Еще одной проблемой является то, что отчетность отдельных компаний не всегда может адекватно отразить деятельность группы компаний в целом. Для оценки ситуации нужно рассчитывать коэффициенты по данным консолидированной отчетности.

Примеры принципов консолидации

Подготовка консолидированного баланса начинается с формирования сводного баланса с помощью построчного суммирования статей дочерних предприятий и добавления их к результатам материнского предприятия.

Затем нужно определить, какие корректирующие записи должны содержаться в журнале консолидации. Можно обойтись без журнала, сохраняя вспомогательные таблицы в качестве регистров.

Кредиторская задолженность суммируется с задолженностями материнского предприятия, исключая активы и инвестиции в дочерние компании.

Подготовка консолидированного отчета о финансовых результатах схожа с отчетом по балансу: одинаковые статьи построчно суммируются, а затем определяются корректирующие записи. Так, в статью «Доходы от реализации» вносятся только доходы от сделок, совершенных со сторонними организациями, не входящими в группу компаний.

Подводя итог, отметим, что для подготовки консолидированной финансовой отчетности нужно:

От этих двух моментов зависит формирование, представление и раскрытие отчетности по МСФО.

Источник

Консолидация финансовой отчетности: понятие, преимущества и принципы использования

Консолидация финансовых отчетов – это комплексная процедура, которая направлена на объединение и синхронизацию в будущем отчетности, подаваемой отдельными предприятиями единой группы. Такая процедура проводится в случаях, когда требуется получить комплексные данные о финансовом положении консолидированных организаций. Пакет отчетности подается в объединенном виде одним целым.

В статье рассмотрим следующие вопросы:

Группы компаний могут создаваться для того, чтобы провести процедуру слияния нескольких организаций в единый холдинг. Также консолидация необходима в случае, если одна компания планирует выкупить крупную долю другой и в будущем выступать на рынке в качестве контрольного участника. Тогда материнская (крупная) компания производит контроль за другими предприятиями, получает право оказывать влияние на финансовую политику и не только.

Как выглядит консолидированная финансовая отчетность и что собой представляет

Подготовкой консолидированной отчетности занимается, как правило, материнская компания. Полученный сводный отчет дает возможность увидеть объективные и максимально точные данные инвесторам и управляющим. Требование подготовки консолидированного отчета вполне оправданно, поскольку только по данным материнской компании невозможно судить о реальном финансовом положении группы предприятий. И, соответственно, реально оценить возможную прибыльность инвестиций.

Консолидированная финансовая отчетность готовится в соответствии с требованиями международных стандартов. В состав такой отчетности входят следующие пакеты документов:

Кроме того, в консолидированном отчете присутствуют примечания – пояснения к цифрам в разных отчетах.

Преимущества консолидации финансовой отчетности

Подготовка консолидированного финансового отчета создает целый ряд выгодных условий:

Основные принципы консолидации финансовой отчетности

Основные методы консолидации финансовой отчетности

Консолидация отчетов что это. Смотреть фото Консолидация отчетов что это. Смотреть картинку Консолидация отчетов что это. Картинка про Консолидация отчетов что это. Фото Консолидация отчетов что это

Полная консолидация

Метод применяется для дочерних организаций, которые прошли процедуры приобретения или слияния. В этом случае под консолидацию попадают все активы подразделений одной структуры. В пассиве отражаются права «дочек». Группа компаний воспринимается как один экономический объект, осуществляющий хозяйственную деятельность.

Пропорциональная консолидация

Предполагает, что в отчете будут фигурировать только те финансовые активы, которыми материнская компания указанной группы владеет, имеет право управлять.

Долевое участие

Предусматривает отражение в отчетах данных об инвестициях, которые были произведены в ассоциированные предприятия. Инвестиции отражены в виде номинальной стоимости с возникновением гудвилла.

Ключевые этапы консолидации финансовой отчетности

Первичную консолидированную отчетность составляют по методам приобретения или объединения. Основные сложности консолидации отчетности заключаются в том, что необходимо отделить все статьи отчетов, предупредить риск повторного счета, который может привести к искусственному увеличению финансовых показателей

Источник

Как мы формируем консолидированную отчетность

Консолидация отчетов что это. Смотреть фото Консолидация отчетов что это. Смотреть картинку Консолидация отчетов что это. Картинка про Консолидация отчетов что это. Фото Консолидация отчетов что это

25 компаний, 9 стран, 6 функциональных валют… Систему и процедуры подготовки отчетности легко можно было сделать сложными и дорогими. Но мы нашли простое с технической точки зрения решение, которое очень нравится нашим пользователям, а особенно специалистам по подготовке консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (далее по тексту — МСФО) и управленческой отчетности.

Очень часто «финансисты» и «технари» не понимают друг друга. В результате появляются неоправданно сложные, дорогие и неудобные решения. В этой статье мы на примере процесса подготовки отчетности в нашей компании попробуем объяснить базовые вещи, непонимание которых часто мешает созданию эффективных решений. Также расскажем о нашем успешном опыте создания системы формирования отчетности — что хотели сделать, что получилось, что из получившегося не понравилось и будем менять.

Сразу предупреждаем — тут не будет ни про Блокчейн, ни про Большие Данные, ни про Искусственный Интеллект и прочие модные технологии. Ничего такого мы не использовали по одной простой причине — для этой задачи они нам не понадобились.

Что надо получить «на выходе»

Так как наша группа компаний не публикует консолидированную финансовую отчетность в открытом доступе, мы не можем привести примеры наших отчетов. Они достаточно стандартны и похожи на множество образцов финансовой отчетности, которые можно найти в интернете.

Например, вот основные отчеты Google:

INCOME STATEMENT (часть отчета):

Fiscal year is January-December. All values USD Millions.20182017201620152014
Sales/Revenue136,958111,02489,73373,5965,83
Sales Growth23.36%23.73%21.94%11.79%
Cost of Goods Sold (COGS) incl. D&A59,54945,58335,13828,16425,691
COGS excluding D&A50,51438,66828,99423,10120,712
Depreciation & Amortization Expense9,0356,9156,1445,0634,979
Depreciation8,1646,1035,2674,1323,523
Amortization of Intangibles8718128779311,456
COGS Growth30.64%29.73%24.76%9.63%
Gross Income77,40965,44154,59545,42640,139
Gross Income Growth18.29%19.87%20.18%13.17%

BALANCE SHEET (часть отчета):

Fiscal year is January-December. All values USD Millions.20182017201620152014
Cash & Short Term Investments109,14101,87186,33373,06664,395
Cash Only16,70110,71512,91816,54918,347
Short-Term Investments92,43991,15673,41556,51746,048
Cash & Short Term Investments Growth7.14%18.00%18.16%13.47%
Cash & ST Investments / Total Assets46.88%51.63%51.54%49.55%49.85%
Total Accounts Receivable21,19318,70514,23213,90910,849
Accounts Receivables, Net20,83818,33614,13711,5569,383
Accounts Receivables, Gross21,56719,0114,60411,8529,608
Bad Debt/Doubtful Accounts-729-674-467-296-225
Other Receivables355369952,3531,466
Accounts Receivable Growth13.30%31.43%2.32%28.21%
Accounts Receivable Turnover6.465.946.315.2906.07
Inventories1,107749268491
Finished Goods1,107
Other Current Assets4,2362,9834,5752,6483,412
Miscellaneous Current Assets4,2362,9834,5752,6483,412
Total Current Assets135,676124,308105,40890,11478,656

В целом, в этих отчетах нет ничего сложного — остатки на даты и / или обороты за периоды в разных разрезах по данным бухгалтерского учета и показатели, рассчитанные на их основе.

Кроме консолидированной финансовой отчетности по МСФО, мы формируем управленческие отчеты для руководителей.

Что такое управленческая отчетность? Это детализация отдельных показателей финансовой отчетности. Например, мы видим в МСФО отчетности, что сумма продаж за год составила 100 миллионов. У компании есть несколько разных направлений деятельности, и общая цифра продаж нам не скажет, какие из этих направлений хорошо развиваются, а какие плохо. Для принятия управленческих решений (например, какое из направлений закрыть, а в какое инвестировать дополнительные деньги, или кому сколько премии выплатить) и нужна управленческая, то есть детализированная отчетность.

Наиболее часто встречающиеся разрезы управленческих отчетов — центры затрат и прибыли, виды продукции или направления деятельности, регионы продаж, типы клиентов и т.д.

Кроме финансовых показателей, в управленческих отчетах могут быть и другие цифры. Например, динамика посещения сайтов.

Мы готовим также локальную и налоговую отчетность. Она составляетя для каждой компании отдельно и не консолидируется.

Требования к отчетности, которые мы старались реализовать

Почему именно эти требования очень важны?

Согласованность данных и прозрачность (аудируемость) каждого показателя: представьте, что в одном отчете вы видите сумму совокупных продаж 100 миллионов, а в расшифровке по странам общая сумма продаж — 146 миллионов… И никто не может вам внятно объяснить, почему такие разницы между отчетами. Или, например, невозможно расшифровать сумму продаж до уровня отдельных документов (с датами, номерами, суммами, клиентами), которые можно относительно легко проверить.

И в том, и в другом случае доверие к отчетам снижается. У руководства компании присутствует постоянный дискомфорт от того, что нет надежных данных, а у внешних пользователей отчетов (инвесторов, банков и т.д.) — подозрение, что для них «нарисовали отчетность» («cooking the books» / «window dressing»).

Самостоятельное исправление ошибок пользователями и быстрое обновление консолидированной отчетности: при подготовке и первичной проверке отчетности часто обнаруживаются неточности и ошибки, которые надо исправить. Если для этого специалисты по отчетности должны каждый раз обращаться к ИТ специалистам и / или ожидать обновленных цифр несколько часов или дней — процесс сильно затянется и станет очень неудобным.

Поэтому для специалистов, которые формируют отчеты, очень важна возможность самостоятельно исправлять найденные ошибки и быстро посмотреть, как поменялись цифры.

Выбор программ для автоматизации отчетности

Для финансового учета мы используем ERP Microsoft Dynamics NAV (далее по тексту — NAV), и в этой статье мы описываем его возможности. Большинство других популярных современных ERP систем достаточно похожи на NAV.

NAV имеет встроенные возможности для формирования отчетов, но стандартные средства не закрывают все потребности бизнеса. Поэтому нам нужен дополнительный инструмент для формирования отчетности.

Когда проводок мало (не более нескольких десятков тысяч), можно все финансовые проводки скопировать из NAV в Excel, и сформировать отчетность с помощью Pivot Table. Если отчеты готовит один человек — очень неплохое решение.

Если данных больше, но с отчетами все еще работает один человек — можно расчеты делать с помощью Power Pivot, который является дополнением для Excel.

В нашем случае количество данных не очень большое, но может вырасти в будущем, и с данными должны работать несколько десятков человек. Необходимо более серьезное решение.

Mы рассматривали два варианта — LucaNet и Microsoft Analysis Services (часть Microsoft SQL Server).

Так как Analysis Services уже был в наличии (NAV работает с Microsoft SQL Server), мы выбрали его. Долгое сравнение не делали — просмотрели возможности LucaNet и не нашли ни одной нужной нам уникальной функции. Дополнительными аргументами являлось то, что Analysis Services — более универсальное решение, на рынке имеется огромное количество специалистов (намного больше, чем специалистов по LucaNet), и у нас есть опыт работы с ним.

Analysis Services умеет работать в двух режимах — Tabular и Multidimensional. Так как у команды внедрения был опыт работы с Multidimensional, мы выбрали этот режим.

В результате, основная часть нашей отчетности формируется с помощью OLAP куба, с которым пользователи работают с помощью Excel. Для пользователей это выглядит как работа с Pivot Table, что для них не представляет сложности.

Также мы используем различные отчеты, формируемые с помощью Reporting Services — еще одной составной части Microsoft SQL Server.

Подготовка данных для отчетности

Первичный учет и МСФО корректировки

Все компании группы из всех стран ведут учет в одной базе с интернациональной версией NAV (W1) без локализаций.

Справочники (списки поставщиков, покупателей, видов затрат и т.д.) централизованы и синхронизируются с помощью отдельного модуля Master Data Management, разработанного нашим подрядчиком.

Все данные в системе сохраняются в одинаковом формате (в виде финансовых проводок) и система автоматически контролирует, что проводки сбалансированы (дебет равен кредиту).

Основной план счетов системы — корпоративный (МСФО). Локальные счета — это отдельное измерение, которое присваивается каждой строке финансовой проводки. В большинстве случаев локальные счета настроены по умолчанию — привязаны к карточкам поставщиков, покупателей, товаров и т.д. В случаях, если локальный учет требует большей детализации, пользователи должны выбирать локальные счета вручную.

Одновременно с внедрением NAV мы разработали учетную политику, основанную на МСФО и учитывающую потребности локальных стандартов учета только в тех случаях, где совершенно невозможно применить МСФО. Это позволило нам минимизировать разницы между локальным учетом и МСФО, хотя убрать их полностью не получилось.

Таким образом, каждая операция одновременно учитывается во всех видах учета — управленческом, МСФО, локальном и налоговом. При этом, запись осуществляется только один раз, без дублирования.

Наши любимые страны — США и Великобритания — работают с корпоративным планом счетов и не нуждаются в дополнительных локальных счетах. Малайзия тоже близка к использованию только корпоративного плана счетов, но мы немного перестраховались и создали им отдельные локальные счета.

Некоторым пользователям (например, в Германии) использование измерений для локальных счетов не очень удобно, так как они хотят полностью автоматическое формирование локальной и налоговой отчетности из NAV и ее отправку в контролирующие органы, а все стандартные немецкие модули, которые могут это обеспечить, работают с планом счетов, а не с измерениями.

Поэтому для Германии мы сейчас прорабатываем вариант отказа от измерений для локального плана счетов и выноса локальных немецких счетов в основной план счетов (как отдельные субсчета).

Кроме счетов, для разделения между МСФО и локальным учетом мы используем измерение «тип проводки» с двумя возможными значениями — GENERAL и IFRS.

Если в локальном учете операция не нужна, а в МСФО нужна, она постится с забалансовым локальным счетом и типом проводки «IFRS».

Если в МСФО учете эта операция не нужна, а в локальном учете нужна, то к ней постится дополнительная отменяющая проводка — тоже с забалансовым локальным счетом и типом проводки «IFRS».

Опыт показал, что это неудобно — пользователи иногда ошибаются в типе проводки и приходится проверять и исправлять ошибки с классификацией операций. Также «лишние» операции мешают при формировании отчетности.

Поэтому мы планируем создать для каждого юридического лица одну или две компании (компания — это сущность в ERP системе, обычно служит для разделения учета по юридическим лицам — у каждого юридического лица отдельная компания) только для МСФО корректировок. Если функциональная валюта EUR (совпадает с валютой отчетности) — одна дополнительная компания. Если не EUR — две компании — одна в функциональной валюте и одна в EUR.

Это позволит нам отказаться от использования измерения «тип проводки» при первичном учете. В кубе это измерение останется, но будет присваиваться операциям не на основе измерения NAV.

В таком случае в «основной» компании останется только локальный и налоговый учет.

Перевод из функциональных валют в валюту отчетности

Наши компании работают в разных странах с разными валютами. Валюта отчетности группы — EUR. Поэтому для компаний из тех стран, где основная валюта не EUR, необходимо перевести все суммы финансовых проводок в EUR.

В NAV в таблице финансовых проводок есть отдельные поля для сумм в дополнительной валюте отчетности (это стандартный функционал системы). Например, основная валюта отчетности для компании в США — USD, и все суммы в финансовых проводках в USD, а дополнительная валюта отчетности — EUR, и все суммы в дополнительных полях в EUR.

NAV берет курс на дату операции и рассчитывает сумму по этому курсу. Естественно, он при этом следит, чтобы баланс финансовой проводки сошелся, и в некоторых случаях добавляет дополнительные строки с нулевыми суммами в локальной валюте и одним — двумя EUR центами, чтобы компенсировать расхождения от округлений.

В конце года остатки по счетам активов и обязательств в разрезе измерений пересчитываются по курсу на конец года (доработка стандартного функционала).

Консолидационные корректировки

Консолидационные корректировки (сворачивание внутригрупповых операций, признание гудвилла и т.д.) выполняются в отдельной компании в виде финансовых проводок в EUR.

Формирование отчетности

Общая схема обработки финансовой информации:

Консолидация отчетов что это. Смотреть фото Консолидация отчетов что это. Смотреть картинку Консолидация отчетов что это. Картинка про Консолидация отчетов что это. Фото Консолидация отчетов что это

Все первичные документы (инвойсы, платежи и т.д.), консолидационные корректировки, результаты расчетов (курсовые разницы, амортизация и т.п.) и прочая финансовая информация вводится в NAV.

NAV сохраняет информацию о финансовых операциях (финансовые проводки с дополнительными аналитиками) в виде записей в таблицах базы данных.

Данные из таблиц NAV считываются, преобразовываются в вид, удобный для расчета куба и сохраняются в мини DWH (Data WareHouse — Хранилище Данных). Так как в этом хранилище сохраняются только финансовые проводки и связанная информация, называть его полноценным хранилищем неправильно.

Далее на основе этих данных рассчитывается OLAP куб.

В дальнейшем пользователи с помощью Excel подключаются к кубу и формируют все необходимые им отчеты.

Мы пробовали работать с кубом с использованием Tableau (используется в других подразделениях нашей компании), но пользователям не очень понравилось. Excel для финансистов привычнее.

При формировании отчетов у нас нет «очистки» данных и сложных, не очень понятных бухгалтерам преобразований. Что есть в учетной системе — то и увидим в отчетах.

Это осознанное решение, принятое по двум причинам:

Изначально мы думали, что для консолидации будет удобно собирать все финансовые проводки в одной компании и пользоваться стандартными отчетами NAV для формирования консолидированной отчетности. Мы создали отдельную компанию в NAV и настроили копирование туда проводок из всех компаний. На практике это оказалось неудобным, и мы отказались от такого варианта. Обобщенные данные из всех компаний прекрасно выводит наш куб. В нем же можно просмотреть детальные данные (финансовые проводки).

Пересчет куба выполняется автоматически каждую ночь. Но при необходимости мы можем вручную запустить пересчет куба со свежими (только что внесенными в NAV) данными. Пересчет куба занимает 10 — 15 минут.

Для тех, кому интересны технические детали:

Таблицы MS NAV в базе данных

Ключевой для финансового учета является таблица «G_L Entry».

Если быть совсем точным, то название таблицы выглядит примерно так: [CRONUS International Ltd_$G_L Entry], где «CRONUS International Ltd» — название компании. Компания — это отдельное юридическое лицо. В одной базе данных может быть множество компаний. NAV для каждой компании создает свой набор таблиц. То есть для каждой компании в базе данных будет своя таблица «G_L Entry».

Вот список наиболее важных полей этой таблицы:

Для таблицы «G_L Entry» выполняются несколько ограничений (контроль на уровне NAV, не на уровне базы данных):

Таблица с планом счетов называется «G_L Account». В этой таблице содержится список финансовых счетов, которые являются основным разрезом (основной аналитикой) финансового учета. В таблице «G_L Entry» номер счета указывается в поле [GL Account No]. Наиболее важные поля таблицы «G_L Account» для целей отчетности следующие:

Еще есть таблица «G_L Account Category» с иерархией плана счетов.

Также для задачи подготовки отчетности важны таблицы с аналитиками или «измерениями», привязанными к записям таблицы «G_L Entry».

Это таблица «Dimension Set Entry», в которой указаны «наборы» значений измерений содержащая поля:

И таблица «Dimension Value», содержащая дополнительные сведения о значениях измерений (приведены не все поля):

Связь между таблицами «Dimension Set Entry» и «Dimension Value» выполняется по двум полям — [Dimension Code] и [Dimension Value Code] ([Code]).

Количество измерений не ограничено. Можно создать десятки разных измерений и привязать конкретные значения этих измерений к каждой записи в таблице «G_L Entry».

Записи в этих таблицах — это и есть основные данные финансового учета, на основании которых мы создаем большую часть отчетов. Есть и другие таблицы, которые мы используем, но они менее важны и существенного влияния на логику работы не оказывают.

Как из данных в таблицах базы данных получаем отчеты

Итак, как из данных в таблицах получить цифры в отчетах?

Предположим, нам надо получить цифру 136,958, которая находится в отчете «INCOME STATEMENT» (в данном отчете выводятся обороты) на пересечении колонки «2018» и строки «Sales/Revenue». Если бы мы все считали вручную, то мы должны были бы выполнить следующие шаги:

Если надо получить цифру 16,701, которая находится в отчете «BALANCE SHEET» (в данном отчете выводятся остатки) на пересечении колонки «2018» и строки «Cash Only», то необходимо:

Пример 3 (детализация):

Если надо разбить цифру 136,958, которая находится в отчете «INCOME STATEMENT» на пересечении колонки «2018» и строки «Sales/Revenue», по регионам продаж (Странам), то необходимо:

Разумеется, выполнять подобные расчеты вручную очень трудоемко и чревато ошибками. Но Excel или OLAP куб прекрасно выполняют подобные расчеты без ошибок и полностью автоматически.

Заключение

Все использованные нами технологии разработаны более десяти лет назад. Но до сих пор во многих компаниях специалисты выполняют такие операции как сверка внутригрупповых операций или пересчет сумм из функциональной валюты в валюту отчетности в Excel, тратя на это много времени и сил.

Наиболее частая причина, по которой не автоматизируют процесс подготовки отчетности полностью — все считают, что это сложно и дорого. Но наш опыт показывает, что можно автоматизировать формирование отчетности достаточно простым, и, соответственно, относительно быстрым и недорогим способом.

Надеемся, эта статья поможет вам эффективно решать задачи автоматизации отчетности.

Еще раз повторим ключевые особенности нашего подхода:

Сергей Устинов
Дарья Фадеева, FCCA

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *