Консолидация задолженности что это
Зачем объединять кредиты – польза от консолидации долга
Читатели всё чаще задают очень общие вопросы об объединении кредитов. Их вопросы, в основном, сводятся к тому, что они слышали, что это хорошая идея, но не понимают почему. В чём преимущество консолидации кредитов? Это отличный вопрос из разряда «школы личных финансов», на который я уже отвечал своим детям, и я надеюсь, что отвечу ещё подробнее, когда они перейдут во взрослую жизнь.
Практически всегда причина, по которой вы должны консолидировать долги, заключается в том, чтобы общая сумма всей вашей задолженности в течение срока действия вашего кредита (или кредитов) будет меньше, и консолидация часто является способом снизить эту сумму. Чем ниже общая сумма, тем меньше вы платите процентов и тем больше у вас остаётся в кармане.
Вы можете определить, сколько всего «собираетесь быть должны» в течение срока кредита, умножив ежемесячный платеж на количество оставшихся месяцев – часто это добавляется в конце выписки, но вы можете легко сделать это самостоятельно с любым калькулятором.
Начнём с простого примера.
Пример консолидации долгов
Допустим, у вас есть два займа.
По кредиту А вы должны 100 000 рублей, процентная ставка по нему составляет 6%, и вы собираетесь производить платежи в течение следующих 8 лет. По кредиту А вы будете платить 1314,1 рублей в месяц в течение следующих восьми лет, и в течение этого времени вы собираетесь выплатить свои 100 000 рублей вместе с дополнительными 26157,7 рублями в виде процентов.
По кредиту B вы должны 150 000 рублей, процентная ставка по нему составляет 5,5%, и вы собираетесь производить платежи в течение следующих 7 лет. Используя кредит B, вы будете платить 2155,5 рублей в месяц в течение следующих семи лет, и в течение этого времени вы собираетесь выплатить свои 150 000 рублей вместе с дополнительными 31062,5 рублей в виде процентов.
Если вы не объедините свои ссуды, через восемь лет всё будет выплачено, но вы заплатите своим кредиторам дополнительные 57220,2 рублей в виде процентов.
Допустим, у вас есть предложение объединить эти кредиты в пятилетний займ под 4,5% годовых. Это приведёт к ежемесячной выплате 4660,8 рублей в месяц в течение следующих пяти лет, что поначалу кажется пугающим. В конце концов, при нынешних условиях вы платите в общей сложности 3469,6 рублей в месяц.
Преимущество консолидации в том, что вы фактически выплачиваете свои кредиты на три года раньше, чем в противном случае. Когда вы достигнете 60-месячной отметки по консолидированной ссуде, всё будет готово. Вы расплатились! А что ещё более важно, вы заплатите всего 29645,3 рублей в виде процентов!
Вот ещё один способ взглянуть на это. До консолидации все ваши долги, сложенные вместе, составят 250000 рублей (сумма вашей задолженности) плюс 57220,2 рублей в виде процентов, что в сумме составит 307220,2 рубля. После консолидации все ваши долги вместе составят 250000 рублей (сумма вашей задолженности) плюс 29645,3 рублей в виде процентов, что в сумме составит 279645,3 рубля. Вы экономите около 28000 рублей, и всё, что вам нужно было сделать, это объединить свои кредиты.
Стоит отметить, что не все предложения по консолидации принесут такие очевидные преимущества, как это. Некоторые предложения по консолидации едва ли выгодны, в то время как другие, в конечном итоге, обойдутся вам дороже.
Вот как определить, что есть что.
Решение об объединении кредитов
Решение о консолидации кредитов должно опираться на два вопроса, оба из которых нуждаются в ответ «да» от вас.
Во-первых, уменьшит ли это общую сумму всех платежей, которые я должен по своим кредитам? Если сложить сумму всех платежей по долгам, которые вы планируете консолидировать, сумма всех платежей после консолидации должна быть ниже, иначе это не имеет смысла.
Итак, для каждого кредита, который у вас есть сейчас, возьмите сумму, которую вы платите каждый месяц, и умножьте её на количество оставшихся платежей. Сложите общую сумму по каждой ссуде.
В случае консолидированной ссуды полагайтесь на ставку, которую вам даёт кредитор. Возьмите сумму ежемесячного платежа и умножьте её на количество платежей, которые вам нужно будет сделать. Если это число не ниже того, что вы уже платите, это не очень хорошая сделка.
Здесь очень важно включить в расчет все сборы за консолидацию. Иногда вам будут указывать чистые процентные ставки или платежи, которые не включают никаких комиссий. Убедитесь, что вы включили в этот расчёт все платежи и сборы, которые вам придётся уплатить.
В идеале вы должны стремиться к самой низкой сумме платежей среди предложений по консолидации. Если вы собираетесь консолидироваться, стоит получить несколько предложений, прежде чем вы это сделаете, и то, которое даёт наименьшую сумму, вероятно, вам подойдёт.
Однако, есть второй очень важный вопрос: сможете ли вы вносить новый ежемесячный платеж? Опять же, если вы сталкиваетесь с ежемесячным платежом, который обременителен для вашего бюджета, консолидация – не лучший выбор.
Часто предложение, которое даёт вам минимально возможную сумму всех платежей, содержит одни из самых высоких ежемесячных платежей. Это потому, что многие из лучших предложений рассчитаны на гораздо более короткий срок. Если вы консолидируете двадцатилетние кредиты в форму 10 летних кредитов, или 10-летние меняете на 5-летние кредиты, вы почти всегда уменьшите общую сумму, но в то же время, вы почти всегда получите повышение ежемесячного платежа.
Вы должны убедиться, что если ваш ежемесячный платеж вырастет, вы справитесь с этим. Преимущество, конечно же, заключается в том, что после консолидации вы избавитесь от этой ссуды намного быстрее и, в целом, заплатите меньше процентов и комиссий, чем платили раньше. В долгосрочной перспективе это хороший шаг, если вы сможете вносить новые ежемесячные платежи.
Финансы у всех немного разные, и я не могу однозначно сказать, с какой суммой ежемесячного платежа по кредиту вы можете справиться. Вы должны сами это оценить. В целом, вам придётся туго, если общие ежемесячные выплаты по долгу и ежемесячные расходы на жилье будут превышать 50% заработной платы. Если вы находитесь в такой ситуации, вы идёте по очень рискованному финансовому канату, и вам следует подумать о переходе на более дешевый вариант жилья и воздержаться от консолидации.
Последние мысли о консолидации кредитов
Консолидация займов может быть пугающей, но математика, лежащая в основе этого, действительно проста. Возьмите каждый из ваших текущих займов и умножьте их на количество оставшихся платежей, а затем сложите эти числа. Затем примите предложение о консолидации и сделайте то же самое, убедившись, что вы включаете все сборы за консолидацию.
Если ваш консолидированный заём предполагает ежемесячный платеж, с которым вы не можете справиться, поищите другие предложения или немного отложите консолидацию. Лучше придерживаться того, что у вас есть, чем переходить на ссуду, по которой вы не можете покрыть ежемесячные платежи.
Большинство правил управления личными финансами просты, если свести их к основам. Вы хотите платить меньше процентов, потому что это сохранит деньги в вашем кармане, тогда консолидация должна быть направлена на снижение процентов, которые вы платите, иначе в этом нет смысла. Используйте это как лакмусовую бумажку, и всё будет в порядке.
Контролируемая задолженность
Что попадает под термин «контролируемая задолженность»:
*Этот расчет осуществляется в последний день налогового периода при определении предельного процента, который в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (п.1 ст.269) входит в состав расходов.
**Кроме тех случаев, когда допускается непринятие процентов по займу на расходы (тонкая капитализация). Этот вопрос регулируется п.2 ст.269 НК РФ.
Позицию налоговиков поддерживает и Высший Арбитражный Суд России, который совсем недавно определил «правых» в судебном разбирательстве между МИ ФНС №1 и угольной компанией «Северный Кузбасс».
Вот основные пункты Постановления ВАС РФ за номером 8654/11 от 15.11 2011 г.:
Мы доказали неоднозначность такой позиции.
Исходные данные: по договору процентного займа компания выплачивает учредителю из Германии некие суммы процентов. И считает правомерным принятие этих выплат в расходы по налогу на прибыль. Налоговики, в свою очередь, в качестве доказательства своей позиции приводили озвученное выше Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ.
Однако судебная инстанция эти доводы к рассмотрению не приняла, объяснив свою позицию тем фактом, что Соглашение об избежании двойного налогообложения между данными странами (Россия-Германия) предполагает некоторые законодательные особенности.
Его действие дополняет и расширяет Протокол от 29.05.1996 г., в котором указано следующее. Если в компании-резиденте одного договаривающегося государства участвует резидент другого договаривающегося государства, суммы процентов, выплачиваемые первой компанией, подлежат неограниченному вычету. Происходит это при исчислении налога на прибыль в первом государстве и не зависит от статуса заимодавца и срока действия договора по займу (число дней задолженности).
Наш опыт
Представление интересов наших клиентов осуществляется квалифицированными налоговыми адвокатами и налоговыми юристами. Налоговые споры требуют особых знаний и узкой специализации, т.к. природа спора и стратегия защиты строится на стыке экономической сути операций, налогового и арбитражно-процессуального права. Налоговые адвокаты и налоговые юристы нашего Арбитражного адвокатского Бюро имеют успешный опыт защиты налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами Москвы и Московской области.
В нашем Бюро ведущим специалистом налоговой практики является Вадим Чимидов. В прошлом В. Чимидов более 6 лет работал начальником юридического отдела в налоговой инспекции, имеет чин Советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса. Его знания и опыт работы «на другой стороне» обеспечивают наиболее эффективную защиту прав и законных интересов наших клиентов. Вадим Чимидов консультирует клиентов по широкому кругу вопросов налогообложения, имеет значительный успешный опыт представления интересов клиентов в налоговых спорах как на досудебной стадии (подготовки возражений по актам проверок, жалоб на решения налоговых органов), так и в арбитражных судах различных инстанций.
Консолидация долга: руководство для начинающих.
в Банковские продукты 01.08.2020 0 594 Просмотров
Может случиться, что вы почувствуете себя немного перегруженным всеми своими долгами. В таких случаях вы можете рассмотреть вопрос о консолидации долга. Но, что такое консолидация долга и как он может вам помочь? Здесь мы расскажем о практических деталях концепции консолидации долга и о том, как она может помочь вам погасить несколько долгов.
Что такое консолидация задолженности?
Консолидация задолженности – это процесс, в котором вы объединяете несколько долгов в один более низкий платеж. Это можно сделать, воспользовавшись личным займом или займом для консолидации долга с благоприятной временной структурой, такой как более низкая процентная ставка по личному кредиту, более низкий уровень отношения дохода к долгу, срок владения и т. д. Сумма, которую вы получите после того, как кредит будет санкционирован, может использоваться для погашения долгов. Консолидация задолженности возможна только по необеспеченным долгам. Это могут быть счета по кредитным картам, необеспеченные кредиты, образовательные кредиты и т. д.
Что нужно иметь в виду при консолидации долга
Ниже приведены важные вещи, которые необходимо учитывать при консолидации долга.
Рассчитать остаток по кредиту
Как работает консолидация задолженности?
Позвольте нам показать это на примере. Физическое лицо владеет 3 кредитными картами. В общей сложности он должен долг в размере 30000р. под 15%. Чтобы свести этот баланс к нулю за 2 года,ему/ей нужно платить 1454р. каждый месяц. Общая сумма процентов к уплате составляет 49104р.
Теперь,если один и тот же человек может объединить задолженность по этим 3 кредитным картам в личный заем с более низкой процентной ставкой под 11%,то ему или ей потребуется заплатить 13843р. за 2 года,чтобы привести баланс к нулю. Общая сумма процентов к уплате составит 32243р. Здесь общая сумма,сэкономленная в течение срока действия кредита,составит 16872р.
Важно отметить,что для того,чтобы претендовать на получение личного займа или займа на консолидацию долга с новым кредитором,вы должны предоставить реальные доходы и вашу кредитоспособность. Только это может помочь вам получить более низкую процентную ставку.
Преимущества и недостатки консолидации задолженности
Преимущества
● все долги объединены.
● проще управлять долгами.
● Возможности снижения процентных ставок.
● погасить долг быстрее.
● Можете избежать ущерба от кредита.
Недостатки
● Вы все еще должны ту же сумму денег.
● Возможно,вам придется увеличить ваши платежи и уменьшить расходы.
● Арендная плата также может быть проблемой,если вы не можете погасить вовремя кредит.
Альтернативы консолидации задолженности
1. Создайте план по выплате долга самостоятельно
Вы можете оценить,сколько долгов у вас есть,и составить план по их погашению на одном счете за раз. Вам нужно проверить,достаточно ли у вас средств.
2. Кредитная консультация
Эти агентства могут помочь договориться с кредиторами о более выгодном плане погашения. Они могут помочь вам с уменьшением процентной ставки и оплаты. Вы можете сделать один ежемесячный платеж в агентство,и они могут погасить долг от вашего имени.
3. Урегулирование задолженности
Здесь вы можете использовать свои навыки ведения переговоров,чтобы выплатить кредитору часть непогашенной задолженности. Это может быть приемлемым вариантом,если ваша учетная запись находится списана.
Консолидация задолженности может помочь вам только в том случае,если вам удастся получить персональный кредит с более низкой процентной ставкой. Чтобы избежать такой ситуации,вы должны быть дисциплинированными со своим кредитом и убедиться,что в будущем не будет многократных долгов.
Подготовка простой консолидированной финансовой отчётности
Программа упомянутых выше экзаменов включает в себя принципы, заложенные в следующих стандартах:
Обращаем ваше внимание на то, что в программу не входят совместные предприятия, и проверяется только та часть МСФО (IAS) 28, которая касается ассоциированных компаний.
В этой статье мы не пытаемся разобрать все технические вопросы консолидации до единого. Наша задача – помочь подготовиться к стилю и уровню вопросов, которые можно ожидать на экзамене.
(1) Когда можно говорить о материнской и дочерней компании?
МСФО (IAS) 27 определяет консолидированную финансовую отчётность как «финансовую отчётность группы компаний, представленную как относящуюся к единому хозяйствующему субъекту».
Группа компаний состоит из материнской и дочерней компании.
Рисунок ниже показывает типичную структуру группы:
Этот рисунок показывает, как материнская компания получила контроль над дочерней – купив 80% её акций. На экзаменах FA и IFB всегда, когда в руках материнской компании сосредоточено более 50% обыкновенных акций дочерней компании, возникает контроль, потому что такое владение даёт более, чем 50% голосов.
Однако бывают случаи, когда контроль возникает и при владении пакетом акций менее, чем 50% обыкновенных акций. В соответствии с МСФО (IFRS) 10 контроль существует всегда, когда инвестор (т.е. материнская компания):
Кроме владения более чем 50% акций дочерней компании на наличие властных полномочий может указывать всё или что-то одно из следующего списка:
В этом контексте экзаменационные вопросы нередко описывают обстоятельства нескольких инвестиций компании-инвестора, и вам предстоит определить, приводят ли эти инвестиции к возникновению контроля над компанией-объектом инвестиций.
Пример
У компании Green Co есть следующие инвестиции в других компаниях:
Помимо этого, Green Co назначила пять из семи директоров компании Black Co.
Какие из приведённых выше инвестиций должны быть учтены как дочерние компании в консолидированной отчётности группы Green Сo?
A Только Violet
B Только Amber
C Violet и Black
D Все
Ответ
Давайте обсудим каждую из этих инвестиций с позиций того, приводят ли они к наличию контроля, ведь именно это определяет появление дочерней компании.
Таким образом, правильный ответ – C.
(2) Внутригрупповые балансы дебиторской и кредиторской задолженности
Пример
Компания Pink Co приобрела 80% обыкновенных акций компании Scarlett Co 1 января 20Х2 года.
По состоянию на 31 декабря 20Х2 года отчёты о финансовом положении обеих компаний содержали такую информацию:
Консолидированная дебиторская и кредиторская задолженность составит:
Ответ
Из вопроса очевидно, что Pink Сo контролирует Scarlett Cо, а значит, и дебиторская, и кредиторская задолженность обеих компаний должны быть сложены в размере 100%.
Однако имеющиеся на отчётную дату внутригрупповые балансы нужно исключить, потому что консолидированная отчётность показывает группу как единый хозяйствующий субъект. Отчёт о финансовом положении группы должен содержать только ту дебиторскую и кредиторскую задолженность, которые группа имеет по отношению к внешним хозяйствующим субъектам.
Значит, правильный ответ – это D. Не А, который вообще игнорирует корректировку на внутригрупповые остатки, и не В, в котором кредиторская задолженность остаётся не скорректированной.
Конечно, нельзя выбирать вариант C, в котором неправильно сложены 100% компании Pink Со и только 80% компании Scarlett Cо. Несмотря на то, что Pink Co купила только 80% акционерного капитала Scarlett Co, контролирует она все 100%. Консолидированная финансовая отчётность отражает контроль, а не владение. Каким-то образом отражать менее чем 100% активов и обязательств дочерней компании – это фундаментальная ошибка.
(3) Внутригрупповые обороты и корректировка нереализованной прибыли
Ещё одна типичная корректировка в консолидационных вопросах – это нереализованная прибыль. Нереализованная прибыль возникает в таких ситуациях внутригрупповой торговли, в которых одна из компаний зарабатывает прибыль, продавая другой какие-либо товары, и при этом компания-покупатель не успевает реализовать соответствующие товары до отчётной даты внешним для группы клиентам. До тех пор, пока такие запасы не проданы кому-либо за пределами группы, прибыль остаётся нереализованной, и её нужно убрать из консолидированной отчётности.
Следующий пример демонстрирует эту ситуацию в контексте консолидированного отчёта о прибылях и убытках.
Пример
Компания Purple Co приобрела 70% голосующих акций компании Silver Co 1 октября 20Х1 года.
Ниже приведены выдержки из отдельных отчётов о прибылях и убытках каждой компании за год, заканчивающийся 30 сентября 20Х2 года.
Чему равна консолидированная выручка за год, закончившийся 30 сентября 20Х2 года?
Ответ
Тот факт, что сейчас вопрос задан в контексте консолидированного отчёта о прибылях и убытках, не меняет главных принципов консолидации. Отражение отчётности группы как единого хозяйствующего субъекта по-прежнему требует построчной консолидации 100% доходов и расходов дочерней компании – это первое. И второе: отчётность группы должна показывать только те доходы и расходы, которые группа зарабатывает и тратит при взаимодействии с внешними хозяйствующими субъектами.
По этим причинам вариант В отметается сразу, потому что в нём складывается только 70% выручки дочерней компании.
Для выбора из остальных вариантов нужно не забыть правильно учесть эффект внутригрупповой торговли. В консолидированном отчёте о прибылях и убытках это всегда два отдельных пункта:
Поэтому необходима такая корректировка:
Однако если мы внимательно прочтём задание из нашего вопроса, то увидим, что упоминание о нереализованной прибыли в условии – это отвлекающий манёвр, поскольку нас спрашивают только о консолидированной выручке.
А консолидированную выручку посчитать нужно так:
Значит, правильный ответ – это D.
Если бы задание требовало посчитать консолидированную себестоимость продаж, то правильный ответ считался бы следующим образом:
Нереализованная прибыль добавляется к себестоимости продаж, чтобы занизить прибыль. (На самом деле эта корректировка занижает исходящие запасы в формуле расчёта себестоимости продаж).
(4) Как посчитать гудвил?
Ещё один типичный экзаменационный вопрос – это расчёт гудвила. В программу экзаменов FA и IFB входит только один метод расчёта гудвила – полный гудвил, формула которого следующая:
(1) Справедливая стоимость уплаченной компенсации
(2) плюс Справедливая стоимость неконтролирующей доли участия
(3) минус Справедливая стоимость чистых активов на дату приобретения
Гудвил на дату приобретения
Вопрос на гудвил может попасться и в Части А экзамена, но более вероятно его появление в Части В, где нужно будет определить и указать суммы для каждой строки из формулы выше. Такие вопросы можно увидеть в образце экзамена на сайте ACCA.
Особенность формулы полного гудвила в том, что даже при доле владения меньше, чем 100% капитала дочерней компании, мы всё равно отражаем все 100% величины гудвила в консолидированном отчёте о финансовом положении. Такой же подход мы применяем и ко всем остальным активам и обязательствам дочерней компании, и это вписывается в последовательное применение понятия контроль. Вот почему нам нужно включить в расчёт и справедливую стоимость неконтролирующей доли участия (НДУ) на дату приобретения.
Чему равен гудвил, образовавшийся при приобретении Blue Co в консолидированной финансовой отчётности?
Ответ
Гудвил можно проверить на экзамене самыми разными способами, поэтому очень важно правильно прочитать задание, чтобы понять, что именно нас просят посчитать. В этом конкретном вопросе нужно найти гудвил на дату приобретения, в то время как другие вопросы могут спрашивать, чему равны будут инвестиции, которые материнская компания учтёт в своей индивидуальной отчётности.
Теперь переходим к следующему пункту – справедливой стоимости неконтролирующей доли участия на дату приобретения. В этом вопросе справедливая стоимость НДУ нам дана ($30,000), поэтому нам нужно будет просто её прибавить к стоимости инвестиций материнской компании. Но в других вопросах – особенно в Части В – вполне возможно, что информация о справедливой стоимости НДУ в условии будет дана в расчёте на акцию дочерней компании, и тогда её нужно будет умножить на количество акций, которые Red Co не приобрела (т.е. 20% 40,000 акций = 8,000 акций).
Заключительным пунктом расчёта является справедливая стоимость чистых активов дочерней компании на дату приобретения. Поскольку мы считаем полный гудвил, эту величину нужно брать в размере 100%. В данном вопросе величина чистых активов уже за нас посчитана, поэтому нам остаётся только включить её в расчёт гудвила, хотя в других вопросах эта строчка нередко требует бóльших усилий.
Теперь объединим всё, что у нас есть, в единый расчёт:
(1) Справедливая стоимость уплаченной компенсации
(2) плюс Справедливая стоимость неконтролирующей доли участия
(3) минус Справедливая стоимость чистых активов на дату приобретения
Гудвил на дату приобретения
Правильный ответ – А.
(5) Что такое ассоциированная компания и как работает долевой учёт?
Мы начали эту статью с обсуждения ситуаций контроля и появления дочерних компаний, а закончим обсуждением ассоциированных компаний.
Программа предметов FA и IFB в отношении ассоциированных компаний ограничивается умением определить ассоциированную компанию и описанием принципов долевого учёта.
В соответствии с МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия» ассоциированная компания – это та, «над которой инвестор имеет существенное влияние». Существенное влияние – это полномочия участвовать в принятии решений в отношении операционной и финансовой политики компании-объекта инвестиций, но не полномочия контролировать (или совместно контролировать) эту политику.
Как указано в МСФО (IAS) 28, доля в размере 20% или больше голосующего капитала компании-объекта инвестиций свидетельствует о наличии существенного влияния, если не доказано иное. Поэтому для целей экзамена следует ориентироваться на диапазон от 20% до 50% владения как на основной индикатор. Однако в любом случае нужно изучить и всю остальную информацию в отношении прав участия компании-инвестора в капитале объекта инвестиций.
Иногда инвестор может оказывать значительное влияние даже с долей владения меньше, чем 20% голосующих акций, если имеют место следующие обстоятельства:
Убедившись, что перед нами ассоциированная компания, мы не консолидируем её построчно, как это делалось с дочерней. Всё потому, что ассоциированная компания не находится под контролем инвестора. Метод учёта ассоциированной компании – долевой учёт – отличается от консолидации дочерней компании.
Долевой учёт подразумевает отражение только нашей доли результатов ассоциированной компании. В консолидированном отчёте о прибылях и убытках дивиденды, полученные от ассоциированной компании, заменяются на одну-единственную строку: «доля прибыли ассоциированной компании», которую нужно включить в отчёт непосредственно над строкой «прибыль до налогов». Считается эта строка как прибыль ассоциированной компании за год, умноженная на долю владения.
В отчёте о финансовом положении инвестиции в ассоциированную компанию отражаются одной-единственной строкой среди необоротных активов. Считается эта строка как первоначальная стоимость инвестиций + доля прироста нераспределённой прибыли ассоциированной компании с того момента, как компания-инвестор приобрела существенное влияние.
Пример
Какие из приведённых ниже инвестиций компании Indigo Co должны быть учтены по методу долевого учёта в консолидированной финансовой отчётности?
(1) 30% неголосующих привилегированных акций компании Yellow Co
(2) 18% обыкновенных акций компании Blue Co, в которой два из пяти директоров назначаются компанией Indigo Co
(3) 45% обыкновенных акций компании Red Co, в которой четыре из шести директоров назначаются компанией Indigo Co
A 1 и 2
B только 2
C только 1 и 3
D только 2 и 3
Ответ
Инвестиция 1: хотя кажется, что 30% находится в пределах упомянутого в стандарте МСФО (IAS) 28 диапазона 20% – 50%, это вложение в неголосующие привилегированные акции. Такие инвестиции не дают компании Indigo Co существенного влияния над Yellow Co, поэтому это не ассоциированная компания.
Инвестиция 2: несмотря на то, что здесь речь идёт всего лишь о 18% акционерного капитала, мы уже обсуждали, что нельзя ориентироваться только на проценты. Главный вопрос – это может ли Indigo Со оказывать существенное влияние. Два из пяти мест в совете директоров, по сути, приводят к существенному влиянию – но не к контролю – над Blue Co. Значит, это ассоциированная компания, которая должна учитываться по методу долевого учёта.
Инвестиция 3: не стоит, взглянув на 45%, поспешно делать вывод о том, что это ассоциированная компания. Если изучить остальные факты, то право назначать четверых из шести директоров в компании Red Co даёт инвестору контроль над принятием решений в этой компании. Значит, на самом деле Red Co – это дочерняя компания, а не ассоциированная, и долевой учёт к ней не применяется.
Поэтому верный ответ – это вариант В: только инвестиция 2.
Заключительные рекомендации в отношении консолидации на экзамене
Важно помнить, что для успеха на экзаменах FA и IFB консолидацию нужно отработать очень хорошо.
Несмотря на то, что мы прошлись сейчас по вопросам из Части А, консолидация вполне может быть проверена и в Части В экзамена, где придётся считать суммы для консолидированного отчёта о прибылях и убытках и консолидированного отчёта о финансовом положении. Примеры таких заданий можно найти в образце экзамена на сайте АССА.
Поэтому очень рекомендуется решать большие экзаменационные задачи на консолидацию, что позволит не только отработать отдельные консолидационные расчёты, но и понять их место в общем консолидационном алгоритме. Помимо собственно успеха на экзаменах FA или IFB это обеспечит вам солидный фундамент для более сложной консолидации на уровне следующих предметов «Финансовая отчётность» (FR) и «Бизнес-отчётность стратегического уровня» (SBR).
В любом случае, когда вы отвечаете на вопросы в тестовом формате:
Статья написана членом экзаменационного совета по «Финансовому учёту» (FA)