Конспект что такое деньги 3 класс школа россии
Конспект урока и презентация по окружающему миру «Что такое деньги?» 3 класс «Школа России»
Выбранный для просмотра документ окр.мир.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Окружающий мир «Что такое деньги?»
Лицевая сторона Оборотная сторона легенда номинал
Выбранный для просмотра документ окруж. мир.docx
Составила: Тимошенко Полина Сергеевна
Используемый УМК: «Школа России»
Учебный предмет (дисциплина): Окружающий мир
Тема урока: Что такое деньги?
Цель урока: Формировать условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Знания: деньги, валюта, лицевая сторона, оборотная сторона, номинал, легенда, бартер, купля-продажа.
Умения: умение ориентироваться в учебнике, умение работать в паре; умение моделировать ситуацию.
Познавательные УУД: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: аргументирование своего мнения и позиции, участие в коллективном обсуждении; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение слышать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: целеполагание; прогнозирование; умение действовать по плану; формирование умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой; саморегуляция; рефлексия; самооценка; соотнесение результата деятельности с целью урока.
Личностные УУД: самоопределение к учебной деятельности; учебная мотивация.
Межпредметные связи: Литературное чтение
Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карандаши 15 штук, ручки 15 штук, линейки 15 штук, тетради 5 штук, ластики 15 штук, фломастеры 15 штук, книги 5 штук, бумага А4, учебник 3 класс Часть 2 Окружающий мир А.А. Плешаков.
Конспект урока по предмету окружающий мир 3 класс УМК «Школа России» тема : «Деньги»
Выполнила : учитель начальных классов
Гусельникова Валентина Ильинична
Цель и задачи урока
Цель : познакомить учащихся с ролью денег в экономике.
• Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
• Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
• Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты, денежные единицы некоторых стран.
• Определить функции денег.
• Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
• Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
• Формировать умения аргументировать свою точку зрения.
• Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации
• Развивать фантазию и творческое воображение.
• Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок исследования понятия с творческим заданием
Продолжительность урока: 45 минут
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение
старинные монеты и банкноты.
виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей) ; доллар, евро (различным номиналом)
Интерактивный материал: презентация на тему «Что такое деньги»
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод.
— Что такое экономика?
— Найдите в классе предметы (явления), изготовленные разными отраслями промышленности.
— Удовлетворение разнообразных потребностей людей.
— Мел – добывающая; свет, тепло – электроэнергетика; одежда, обувь – легкая; компьютер – электронная.
3. Самоопределение к деятельности
1. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет.
2. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет.
-Отгадайте кроссворд (работа в парах) ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1):
1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. ( Труд)
2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)
4. Составная часть экономики. (Отрасль)
5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуги).
6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? ( Пищевая)
— Какое слово получилось в выделенном столбце?
Разгадывают кроссворд с соседом по парте.
4. Работа по теме урока
— В словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этого слова: « Деньги – металлические или бумажные знаки (давно – особые товары), являющиеся мерой стоимости купли-продажи, средством платежей и предметом накопления».
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло, гончары – кувшины и горшки, скотоводы – животных, шерсть и кожу, воины- победители – своих пленников. Но иногда обменивать товары очень сложно и порой невыгодно, т.к. ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от затраченного труда на изготовление вещи. Например, одного барана можно было купить за 2 топора или 4 кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги очень отличались от современных. В разных местах деньгами служили предметы. Их называли товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах – камни размером с мельничный жернов (сдвинуть его могли только несколько человек).
Первыми мировыми деньгами были раковины каури (довольно редкие, тяжело обрабатывались, использовались для украшений) с Мальдивских островов ( маленькие, удобные, прочные и красивые). Они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Чеканили монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Металлическими деньгами были медные прутья – в Индокитае, серебряные кольца – в Египте, медные буковки Т – в Мексике. В Греции за денежную единицу принимали 6 четырёхгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» — драхма). Деньги назывались – драхмами (они и сейчас называются так же).
-Какие преимущества металлических денег?
Но у металлических денег есть недостаток – они тяжёлые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз : куда ни спрячь, разбойники сразу его найдут. Люди придумали выход : золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились бумажные деньги.
Сегодня деньгами оплачиваются вещи продукты и услуги, в который вложен человеческий труд.
2. Работа по учебнику.
-Прочитайте в учебнике текст на стр. 66-68.
— Назовите 2 способа обмена.
-Приведите пример бартера.
— Что такое купля-продажа?
-Что такое цена товара?
-Как называются металлические деньги?
-Как называются бумажные деньги?
-Какие денежные единицы различных стран мира вы знаете?
3. Выполните задание № 3 на стр. 70 (устно).
— В качестве чего получают деньги большинство людей?
— Что покупает человек на заработанные деньги?
— Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?
3. Практическая работа (работа в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей)
— Что изображено и написано на монетах? Сравните.
-Какой стране они принадлежат?
Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. Поможет вам план исследования :
Рассмотрите монеты. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
— Опишите монету достоинством 1 рубль.
-Я предлагаю рассмотреть советские и зарубежные монеты и банкноты.
— У вас в руках монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.
-Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках?
— Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки?
-Кто такие нумизматы?
-Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Что такое деньги»
Конспект урока по Окружающему миру для 3 класса
Тема урока «Что такое деньги?»
Составила: Архипова Полина Викторовна
Цель урока: формирование у младшего школьника, что является сущностью денег.
Задачи: 1. Образовательные
Дать определение понятиям «деньги», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «цена товара», «заработная плата», «сбережения»
Познакомить с историей возникновения денег
Знать виды денег и денежные единицы
Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор обучающихся, уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения
Личностные: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, бережно относиться к материальным ценностям, принятие российской гражданской идентичности;
Метапредметные: освоение личностной рефлексии, использование речевых средств, умение слушать собеседника и вести диалог
Проверьте у каждого на столах должно быть дневник, учебник, тетрадь и листочек – 2 минуты
Сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе. Для того, чтобы узнать это понятие и определить тему сегодняшнего урока отгадайте загадку:
Мы у каждого живем
В гости по рукам идем
Даже есть мы в деревеньке,
А зовемся кратко … (Деньги)
Сейчас мы посмотрим небольшое видео, а потом обсудим его, слушайте внимательно.
1. Чем занимались люди в давние времена?
2. Какие сложности возникали при обмене?
3. Что использовалось для упрощения обмена?
4. Были ли удобные эти предметы?
5. Что нашли люди в виде идеальной единицы обмена?
Меняли еду на одежду, различные предметы быта на домашних животных
Как называется этот обмен, в учебнике на стр.66 прочитаем
Не устраивает предмет обмена, то кол-во, было трудно договориться
Стали использовать ракушки, кости животных, камушки и даже свиные хвостики и перья фламинго.
Нет, они портились со временем или были слишком тяжелы или сложно хранить
Кусочки ценных металлов, потом научились чеканить монеты
Чеканить – изготовлять из металла, выбивать узоры
На стр. 67 прочитаем другой способ обмена. Начинается со слов … другой способ обмена
Для того, чтобы закрепить, чем отличается бартер от купли-продажи, на слайде изображено несколько картинок, скажите, к каким картинкам относится бартер, а к каким купля-продажа (1,5-К-П; 2,3,4-Б.)
А какие виды денег существуют? (монеты-железные и банкноты-бумажные);
Как называются бумажные? (Банкноты)
А вы знаете, что изображено на банкноте (города и их достопримечательности)
Сейчас нам девочки расскажут, что же изображено: какой город и какие достопримечательности ( Приложение 1).
А кто-нибудь из вас был в этих городах?
Сейчас вам ИМЯ раздаст монеты, и мы их подробно рассмотрим.
А пока он раздает, скажите, вот у каждой монеты есть 2 стороны. Как они называются? (орел и решка, аверс и реверс)
Правильно, а как еще могут называться, обратите внимание 2 стороны, про стороны мы с вами уже говорили в банкнотах (лицевая и обратная)
Теперь давайте посмотрим на монету. У вас у каждого она есть? А у меня на слайде. Как вы думаете, какая из них лицевая и обратная? (Варианты)
Знаете, когда я училась в школе, я тоже так думала, но на самом деле:
( лицевая – на ней может быть изображен герб, портрет или другой рисунок;
обратная – на ней указан номинал монеты, т.е. ее достоинство)
Также у монеты есть легенда – это все надписи на монете
Мы с вами говорим 10р.,50р.,100р., и т.д., а что же такое это рубль? Чем рубль является в нашей стране (не знаете? На странице 67 последний абзац прочитайте)
А в других странах тоже денежной единицей является рубль? Какие знаете?
У вас на столе лежит листочек, возьмите его, посмотрите, там изображены монеты разных стран. Вы, работая в парах, напиши где лицевая, обратная сторона и какой номинал монеты. ( Приложение 2 )
Давайте сравним (решение на презентации)
Теперь эти листочки мне сдаем и берем тест. Каждый должен сопоставить страну и название денег, которыми там пользуются ( Приложение 3 ).
Я вижу, что многие уже закончили, поэтому, кто сделал, сдаем работы
Ребята, а за что получают деньги? (за работу)
Как называются полученные деньги за работу? (зарплата – это сокращено, а полностью заработная плата, т.е деньги получил за работу)
Что можно сделать с заработанными деньгами? (сходить в магазин, купить…)
Всегда люди тратят деньги? Они могут их отложить на будущее, сберечь? Как процесс называется? (Копить, сохранить)
Давайте прочитаем в учебнике, как же называется этот процесс на стр. 68 2 абзац сверху.
И в завершении продолжите эти 4 высказывания
А еще я бы хотела вам кое-что показать. У меня мама собирает монеты, вот они в специальном альбомчике, на переменке можете посмотреть. Мама у меня нумизмат. А если вы хотите узнать, что это обозначает, то в учебнике, после темы, можете найти информацию.
Пятидесятирублевая банкнота – На ней изображение города Санкт- Петербург. Лицевая сторона изображает Ростральную колонну (ее основание) с женской фигурой на троне (символом реки Нева). За колонной видна Петропавловская крепость. Изображение обратной стороны представлено бывшей биржей на набережной.
Сторублевая банкнота – На ней изображение города Москва. На лицевой стороне изображен Аполлон с колесницей. Эта скульптура находится на фронтоне Большого театра. Обратную сторону посвятили зданию самого Большого театра и Театральной площади перед ним.
Пятитысячная рублевая банкнота – На ней изображен город Хабаровск. На лицевой части можно видеть набережную города и памятник Муравьеву-Амурскому
(в 17 веке более 300 лет назад это был генерал-губернатор Восточной Сибири). Изображением на обратной стороне служит мост на реке Амур длиной 2700 метров. Сегодня в обороте самая крупная российская купюра.
Задание: Напишите название стороны (лицевая или обратная) под каждой монетой, в кружочке укажите номинал монеты
____________________ ________________ _________________ _________________
(Азербайджан) (Китайская Народная Республика)
___________________ _______________ _________________ ___________________
(Албания) (Доминиканская Республика)
___________________ ________________ ________________ ___________________
___________________ _______________ _________________ _________________
Задание: Соединить страну и её денежную единицу (в распечатанном виде без цифр)
Урок изучения нового материала»Что такое деньги», 3 класс, Школа России, Плешаков А.А.
Технологическая карта урока окружающего мира
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Создать на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
— формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-познакомить с ролью денег в экономике.
— определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;
— учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
-в процессе дидактической игры познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», понять трудности такого обмена.
— учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности;
— слушать и понимать речь других.
Урок изучения нового материала.
Формы организации урока :
Индивидуальная, в парах.
Абдрафикова Нурзима Рамиловна, МКОУ «ООШ № 23» г.Миасс, учитель начальных классов
Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте дорогие мои ребята. Самое удивительное явление в мире, это человеческая доброта. Так давайте мы с вами подарим друг другу улыбки. Улыбнулись друг другу. А теперь подарите улыбки нашим гостям. Молодцы.
А сейчас проверь дружок
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка, тетрадка
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Актуализация знаний учащихся.
— О чем мы говорили на прошлом уроке? (Какая бывает промышленность)
— Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему.
— Я читаю вам предложения, если вы согласны ставите плюс, а если нет то минус.
1) Химическая промышленность производит: стиральный порошок, краски, лаки и многое другое. +
2) Пищевая промышленность обеспечивает людей продуктами питания. +
3) Электроэнергетика производит алюминий, медь, цинк. –
4) Машиностроение производит разнообразные машины и механизмы. +
5) Электронная промышленность производит порошок, лаки, краски и многое другое. –
6) Добывающая промышленность обеспечивает экономику нефтью, природным газом и всеми другими полезными ископаемыми. +
— Побудьте в роли учителя. Поставьте соответствующую оценку себе.
Молодцы. Продолжаем работать дальше.
Формулирование темы урока, постановка цели
— Введение в новую тему:
— Кто это? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха»)
— Вспомните первые строки этого произведения.
Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар.
— Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)
-Что значит купила? ( Заплатила деньги.)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)
Итак, тема урока «Что такое деньги» (Слайд № 3)
Посмотрите, какие разные определения вы даёте. Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения.
-Ребята, а стоит ли нам изучать эту тему? Для чего это надо?
-Что бы вы хотели узнать о деньгах?
-Итак, какие же цели поставим перед собой на уроке? (Надписи на доске)
Цель: Сегодня на уроке мы с вами…..
*Узнаем… (что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения.)
*Познакомимся… со способами обмена.
-У вас на желтых листочках записан план нашей работы на уроке. Давайте с ним познакомимся. (дети читают) (Слайд №4)
1)Способы приобретения товара
2) Что такое деньги. История их возникновения.
-Вы согласны работать по этому плану? Отлично.
«Открытие» детьми нового знания
Работа со словарями
Сообщение «История денег»
-Переходим к первому пункту нашего плана:
-Мы с вами уже знаем, что разнообразные отрасли промышленности производят различные товары.
-И сегодня я пришла на урок с результатами этого производства.
(достаю конфеты, лак для волос, машинку, стиральный порошок,
-Вова, выходи ко мне. Сейчас ты попробуешь приобрести у меня какой-нибудь из товаров.
-Что бы ты хотел приобрести? Приобретай.
-Какая трудность у тебя возникла? (нет денег)
-А что у тебя есть? Давай представим, что у тебя есть конфеты.
-Давай попробуем обменяться. (обмениваемся)
-Ты получил, что хотел? Как ты это сделал? (произвёл обмен)
Вывод: Вова обменял товар, который у него был, на товар, который ему нужен. Изобразим это в виде схемы:
— как вы думаете, легко ли было договариваться древним людям? обмениваться было очень сложно. ведь ценность вещей и продуктов разная. она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт.
Сейчас я изменю условия игры.
— Катя, выходи ко мне.
(Кате выдаются деньги, на каждый товар указывается цена)
-Что бы ты хотела приобрести?
-Что ты можешь для этого сделать? ( заплатить)
— Откуда ты узнала, сколько денег ты должна заплатить за этот товар? (указана цена)
-А что такое цена? (стоимость товара)
-Ты получила тот товар, который хотела? (да)
-Как ты это сделала? (заплатила за него деньги)
-Итак, ты отдала деньги, а получила товар.
Изобразим это в виде схемы:
— Что общего в обоих случаях? (Произошел обмен.)
ОБМЕН
ТОВАР ТОВАР ДЕНЬГИ ТОВАР
— Вы знаете, как называются такие способы обмена? Где мы можем получить эту информацию? ( в учебнике)
-Прочитайте информацию в учебнике на стр. 68-69 и найдите, как называются такие способы обмена товара.
-Как называется способ обмена, представленный в первой схеме? (бартер)
-Как называется способ обмена, представленный на второй схеме? (купля-продажа)
— Что такое Бартер? Найдите значение слова в учебнике.
Бартер – это прямой обмен товарами.
Что такое Купля – Продажа?
-Прекрасно, мы познакомились с двумя новыми понятиями.
-Как вы думаете, какой обмен удобнее? (Купля – продажа.) Чем?
— Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.)
-Это музыка зовет нас на ярмарку. У вас на партах у кого-то картина денег, у кого-то товар.
Алиса у тебя картошка, а у Толи земляника что ты сделаешь? Какой обмен совершила?
У Васи деньги. А у Вовы машина что ты сделаешь? Какой это у тебя обмен?
Вывод: Итак, вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы 1 пункт? (да)
Переходим ко второму пункту нашего плана.
-Что нам предстоит узнать? ( что такое деньги)
-В начале урока вы высказывали свои предположения по поводу значения этого слова.
-А вот какое значение денег записано в словаре Ожегова.
-А вот историю денег нам расскажет Василий, а вы внимательно слушаете.
Как вы думаете, деньги существовали всегда? (ответы детей)
Гончары меняли горшки и кувшины. Скотоводы- быков, овец, шерсть и кожи.
Слайды 8 Одними из первых денег, которые хоть отвечали требованиям, были раковины каури- моллюсков, добывающихся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы
Слайд 10 На Руси существовала обменная монета- серебряная гривна-брусок (кусочки металла, разной формы). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Такую половину называли рубль. гораздо позже стали выпускать копейки- монеты, на которых был изображен всадник с копьем, оттуда и название копейка.
Слайд № 11 Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди- подешевле, из серебра- подороже, а из золота- самые дорогие.
— Какой недостаток был у металлических денег? (Чтобы денег было носить с собой, тяжелы и занимают много места). Богатым купцам которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой количество золотых монет. как не прясь, а разбойники не спали. и тогда золото передавали на хранение в банк, а вместо этого с собой брали бумажные расписки. так появились бумажные деньги.
-Что же придумали люди, как вы думает?
Слайд № 12 (Бумажные деньги)
— А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
Бумажные деньги впервые появились в Китае. (Слайд №13)
С течением времени банкноты менялись.
Вот так они выглядели в советские времена (Слайд № 14)
Ну а вот так выглядят деньги современной России (Слайд №15)
— как называются в других странах денежные единицы? Слайд 17
Вывод : Ну что, выполнили ли мы второй пункт нашего плана?
-Давайте подытожим всё вышесказанное:
-Что служило деньгами в древности?(Раковины каури- малюски)
-Где появились первые бумажные деньги? (в Китаи)
-Кто скажет, как называются современные российские денежные единицы? (рубль, копейка)
— Кто вспомнит, почему у рубля такие названия? (рубль т к раньше серебряные слитки гривны рубили если нужно было заплатить половину)
-У копейки копейка –( т. к. на ней изображён всадник с копьём)
Отлично! Вы здорово потрудились, предлагаю немного отдохнуть.
Музыкальная физминутка «Лучший друг»
У нас остался последний пункт нашего плана. Сейчас нам предстоит исследовательская работа.
-Как вы думаете, откуда берутся деньги?
А вы знаете, где печатают деньги и отливают монеты? (Слайд 18) (Монетный Двор.)
Процесс изготовления денег очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.
— Скажите, а можем ли мы с вами сами напечатать деньги, например, на цветном принтере?
-Нет, конечно. За подделку денежных средств существует статья
Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.
Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах
Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. Для этого вам поможет план исследования.
1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты или “решка”.
2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
5. У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты.
— Рассмотрите внимательно современные российские монеты
-Какую информацию мы можем прочитать на монетах?
-Что ещё указано на монетах? (Год выпуска)
-Что изображено на монетах? (Герб)
-Кто из вас знает, как называется сторона монеты, на которой изображён герб? ( Лицевая, или «Орёл»)
-Кто знает, как называется обратная сторона монеты? (Оборотная, или «Решка»)
-Кто догадался, что такое номинал монеты? (достоинство монеты-5 рублей,10 копеек..)
Надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».
Я предлагаю вам выполнить следующее задание:
У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты. Проверка ( Слайд 19 )
Вывод: Скажите пожалуйста, выполнили ли мы третий пункт нашего плана? Давайте подведём итог:
-Как называются денежные единицы нашей страны?
-Где печатают деньги?
— Что изображено на лицевой стороне монеты?
-Какие способы защиты денег от подделок вы запомни