Конспект что такое государство 6 класс обществознание
Конспект урока «Что такое государство»
» Что такое государство?»
Сформировать понятие государства, рассмотреть его виды и признаки.
углубление понятий демократии, республики;
формировать умения работать с документом;
Развитие умения у учащихся выделять главное в изучаемом материале;
развитие устной и письменной правильной речи;
развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.
Оборудование: карта мира; портрет диктатора Суллы
Основные понятия и термины: Государство; демократия; диктатор; республика; монархия; суверенитет,
Анализ контрольной работы по теме » Экономическая сфера», разбор и работа над ошибками. 5-7 минут разбор типичных ошибок по теме » Экономическая сфера»
Изучение нового материала.
Закрепление изученного на уроке.
Что такое государство? Возникновение первых государств.
II . 1. Что такое государство? Возникновение первых государств.
Актуализация знаний к теме:
Вопрос учителя:1) Как вы думаете, что возникло первым общество или государство?
Подводя итоги, учитель делает вывод о том, что действительно раньше возникло общество, а государство появилось только 5-6 тыс. лет назад.
Учитель:2) Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? ( Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Древний Рим)
Учитель:3) В каких местах обычно возникали государства? ( В долинах плодородных рек, например Нил, Тигр, Евфрат)
Учитель: 4) Почему люди объединялись в государства? ( Для наведения порядка, чтобы не было конфликтов и раздоров)
Объяснение значений новых слов:
Учитель: 5)Разбираем и записываем термин » Государство» – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей.
Комментированное чтение по абзацам 1,2 § 6 стр.37
Беседа по прочитанному:
-Какие можно выделить виды государств по форме правления?
-Какие формы государств по политическому устройству?
После прочтения и беседы заполняем схемы, написанные на доске:
( схемы даны в готовом виде)
По форме правления:
( выборное правление) (передаётся по наследству)
По политическому режиму:
( Власть народа) (тирания)
Актуализация знаний к теме с опорой на текст учебника стр. 37
Учитель:6) Вспоминаем и записываем черты демократии:(1. народ выбирает правителя; 2. государство защищает права человека; 3. народ может критиковать власть; 4. в стране существует порядок и безопасность).
«Документ. Диктатор Сулла».
«В древнем Риме в I в. до н.э. люди начали ожесточённо бороться между собой за землю и богатство. Моральные запреты переставали действовать. Люди утратили способность управлять страной. Они больше не советовались друг с другом. Общие решения не принимались. Бедные боролись с бедными, богатые с богатыми. В этих условиях появился диктатор Сулла.
Он поощрял самые низменные поступки римлян. Он сталкивал их между собой. И чем больше люди ненавидели друг друга, тем сильнее была его власть.
Жизнь человека в глазах большинства членов общества потеряла ценность. Убийство стало нормой. Всё держалось только на жёсткой власти, на общем страхе перед нею».
После комментированного чтения и анализа документа дети выделяют черты недемократического государства, которые записываются в тетрадь:
1. правит один человек, власть не выборная; 2. права человека не защищены; 3. в стране нет порядка, царит произвол; 4. распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.
3. Признаки государства.
Учитель: 8) подводит итоги.
Закрепление изученного материала:
— Использование познавательного задания:
Многие сказки начинаются словами » В некотором царстве, некотором государстве…» Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.
1.КОРОЛЕВСКИЙ БАРАН (английская народная сказка)
Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушёл на войну. Когда он победил и вернулся домой, то устроили большой пир. Король на пиру стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая дочь ответила: » Вы, отец, подозвали меня к себе и омыли мне руки розовой водой». Разъярённый король закричал: » Эта девица думает, что я – её слуга, а я-король!» Он вызвал охрану и приказал: » Уведите мою дочь в лес и убейте её». Охрана была в ужасе, но обещала, что в точности выполнит приказ короля.
2.СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (французская сказка)
Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрёт. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а уснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть пряжу и хранить в доме веретена и прялки
V .Домашнее задание: §6, ответить на вопросы: в.1,2,3 –устно; в.4-письменно.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 1. Человек – общество – государство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.
Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.
Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.
Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.
Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.
1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.
2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.
Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.
Человек может развиваться полноценно только, живя в обществе. Значит следующее понятие, без которого изучение предмета обществознание невозможно, это «общество».
Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.
Любое общество обладает следующими признаками:
Выделяют следующие функции общества:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.
Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.
Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.
Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?
Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).
Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.
1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.
Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.
Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.
Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.
2. Производственная функция общества отвечает за воспроизведение рода.
Урок обществознания по теме «Государство и граждане» (6 класс)
Афанасьева Т. Н. Учитель МБОУ – СОШ № 21 г. Белгорода.
Кравченко А. И. Обществознание.6 класс.
Тема: Гражданин и государство.
-пониманию роли государства в жизни граждан;
-содействовать формированию сущности понятий «политическая сфера общества», «государство», «гражданин», «суверенитет», основные признаки государства;
Развивающие: содействовать формированию умений и навыков работы с источниками; развитию аналитических способностей, творческой деятельности, самостоятельной работы.
1. Стадия вызов. Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Заполнение колонки «Знаю».
Напишите слова-ассоциации к понятию «государство». Сформулируйте определение понятия «государство».
Слайд поддержки: Государство – это…»
-Организация верховной власти, стоящая над обществом;
-Институт для обеспечения порядка в обществе;
-Политическая организация общества, необходимая для его управления.
Когда появились первые государства?
К какой подсистеме общества относится понятие «государство»?
Заполните пропущенные графы в схеме «Признаки государства».
Признаки государства.
Работа с понятиями: суверенитет, налоги.
Какие проблемы решает государство внутри страны?
Какие проблемы возникают у государства в отношении с другими странами?
Заполните схему: Функции государства.
Какие формы правления вы знаете?
Приведите примеры известных вам форм правления из курсов истории России и истории Древнего мира.
Составьте кластер – предположения «Формы правления».
Заполнение концептуальной таблицы «Формы правления».
-Самостоятельно формулируете линии сравнения;
-Предлагаются две цитаты: «Государство – это я» (Людовик 14);
«Государство – это мы»;
—Работа с текстом учебника (страница 103-106);
-Форма работы – групповая.
1 группа – Монархисты;
2 группа – Республиканцы;
3 группа – Сравнительный анализ монархии и республики;
Составим итоговый кластер «Формы правления».
Формулирование проблемы урока.
Кто считался гражданином ранее?
Кто является гражданином сейчас?
Зависит ли правовой статус человека, проживающего в государстве, от наличия гражданства?
Заполнение колонки: «Хочу узнать».
Как назвать тех, кто проживает на территории того или иного государства?
1 группа: Анализ текста №1.
Постройте модель взаимоотношений между государством и людьми.
2
группа. Анализ текста №2. Постройте модель взаимоотношения между государством и людьми.
У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли его балаболкой. Но вот когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что взорвется, а Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал автомашину к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка опять балагурит: мол, в космос запускали, а парашют не раскрылся.
Нарисуйте словесный портрет гражданина.
Сформулируйте определение понятия «гражданин».
Слайд поддержки: «Гражданин – это…»
Гражданин – это человек, имеющий правовые отношения с государством, права и обязанности, закрепленные в законах и охраняемые государственной властью.
Однако государство населяют не только граждане, но и лица без гражданства, приезжие из других государств.
1 группа: Чем же отличается их правовое положение в обществе?Обратимся к тексту Конституции РФ, где во 2 главе перечисляются права, которыми обладают все люди и только те, кто является гражданином нашего государства.
2 группа: Анализ Закона «О гражданстве» РФ от 28 ноября 1991 года и Конституции РФ.
Проанализируйте содержание статей 62, 73, 27 Конституции РФ и Закона «О гражданстве» (статьи 13,12) и выявите основания приобретения гражданства.
-в результате его признания;
-в порядке его регистрации;
-в результате приема в гражданства;
-в результате восстановления в гражданстве РФ;
— путем выбора гражданства;
-по иным основаниям, предусмотренным данным законом;
3 группа: Анализ текста Закона «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года. Определите основания, препятствующие выходу из гражданства и основания прекращения гражданства.
Выход из гражданства:
1.По ходатайству гражданина. 1. В порядке регистрации.
2.Решение принимает Президент. 2. Регистрируется соответствующими
Органами внутренних дел.
Основания, препятствующие выходу из гражданства.
Может быть отказано, если:
гражданина РФ имеются имущественные обязательства перед лицами РФ либо не исполнены обязательства перед государством.
Вообще исключается возможность выхода, если:
-получена повестка о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания;
-если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор суда.
На этапе закрепления знаний учащиеся получают задание: постройте кластер по теме »Государство».
3. Этап закрепления. Прием «Ромашка Блума».
Простой вопрос. Дайте определение понятию «Государство», «гражданин», «гражданство».
Творческий вопрос. Что изменилось бы в мире и обществе, если бы не существовало государства?
Оценочный вопрос. Как вы оцениваете роль гражданина в государстве?
Практический вопрос. Как вы будете поступать, если не будете иметь статуса гражданина?
Интерпретация. Зависит ли правовой статус человека, проживающего в государстве от наличия гражданства?
Заполнение колонки «Узнал».
Работа с текстом на основе смоделированной ситуации. Работа с кейсами (практическое применение знаний).
Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?
Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?
Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?
Оцените по десятибалльной системе работу класса на уроке с трех позиций:
-Я (личный вклад собственного труда);
-Мы (работа всего класса);
-Дело (степень новизны);
Домашнее задание: 16. Составьте синквейн по темам: гражданин, государство, гражданство.
Тема урока : « Государство – это……………?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока : создать условия для самостоятельного усвоения учащимися такого общественного института как «государство» (создать условия для освоения различных способов работы с текстом);
Обучающий аспект: изучение понятия «государство»
Развивающий аспект: развивать умение критически мыслить, аргументировано отстаивать свое мнение, развивать умения работать с текстом: выделять главное, преобразовывать текст в схемы, логические цепочки, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитывать уважительного отношения к государству, формирование ценностей гражданского общества и правового государства.
Становление гуманистических и демократических ценностей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
Овладение навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной форме.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми обществоведческими знаниями.
-тексты с заданиями;
Основные понятия урока: государство, суверенитет, гражданство
Формы и методы изложения нового учебного материала:
Решение проблемного вопроса.
Индивидуальная работа с маршрутными листами:
работа с текстовым материалом.
Выполнение заданий: составление понятия, решение теста, преобразование текста в схему;
Оформление маршрутного листа.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: индивидуальная работа с маршрутными листами в течение урока: составление понятий, решение теста на основе текста учебника и преобразование текста в схемы.
Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала : слово учителя, использование притчи, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.
Перед началом урока учащимся раздаются рабочие листы с заданиями, которые они будут выполнять в течение урока.
Мотивация. Эмоциональный настрой (включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне).
Я рада встрече с вами. Сомкните ладошки и представьте в них солнечный лучик. Улыбнитесь ему и передайте мысленно этот лучик своему однокласснику. Давайте улыбнемся друг другу пожелаем хорошего настроения и начнем наш урок. Хочется надеется, что наш урок пройдет в атмосферы взаимопонимания и уважения к друг другу. (слайд 1).
(Слайд 2) Как вы думайте, каким будет наш сегодняшний урок? Ученики предлагают свои варианты ответов. Учитель анализирует ответы учащихся и подводит к мысли, что:
-Урок будет необычный
-Узнаем много нового
-Урок доставит радость общения
-Порадуем друг друга своими успехами
-На уроке будет интересно (слайд 2)
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие (готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий)
Я, хотела бы начать наш урок с притчи, которая принадлежит древнему китайскому мудрецу Конфуцию
Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
— Вы так убиваетесь — похоже, что скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб мой сын.
— Отчего же не покинете эти места? — спросил Конфуций.
— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.
— Запомни это, ученик, — сказал Конфуций. — Жестокая власть — свирепее тигра.
Ребята, вот такая притча
Почему женщина, потерявшая своих близких не покидает эти места? ( здесь нет жестоких властей)
С кем сравнивает Конфуций жестокую власть? ( с тигром)
Как вы думайте, кого имели ввиду женщина и Конфуций, говоря о власти?(правителей государства)
Без чего в обществе не было бы законов, правил, отсутствовала бы власть?(без государства)
В чьих руках находится власть?
Куда обращаются ваши родители, если им необходимо решить какие – либо правовые вопросы? Какова будет тема нашего урока?
Учитель подводит учащихся к теме урока «Государство – это ………………….. (слайд 3)
Учитель сообщает учащимся, что в течение урока мы будем выполнять задания в рабочих листах и предлагает записать тему урока (слайд 3).
Также в течение урока каждый будет оценивать свою работу, и выставлять себе отметки. Мы с вами использовали следующие критерии:
Сегодня мы попробуем оценить себя, нарисовав « ВОЛШЕБНУЮ ЛИНЕЕЧКУ» у себя в тетради или в рабочем листе, и крестиком на ней отметим свой успех.
3. Выявление места и причины затруднения.
3.1. Ребята, давайте вспомним, а что мы уже знаем о государстве, или государствах с уроков истории, обществознания. У вас в рабочем листе есть табличка. Подумайте 1-2 минутки и запишите, что вы знаете (Слайд 4)
4. Построение проекта выхода из затруднения ( постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средства ее реализации).
Ребята, а чего мы не знаем о государстве, почему тема урока записана без окончания с многоточием. Какова будет цель нашего урока? Учащиеся должны предположить, что необходимо в течение урока узнать, что такое государство и дописать эту фразу. Это будет цель нашего урока – узнать, что такое государство. Учащиеся называют перечень вопросов по теме урока, учитель записывает все предложения детей на доске, при этом выслушав ответы всех детей. На доске появляется план урока, составленный детьми.
Запишем цель урока в таблицу, во вторую колонку.
5. Реализация построенного проекта.
Учитель задает вопрос, с поиска ответа на какой вопрос необходимо начать изучение темы. Учащиеся должны сказать, что с изучения понятия «государство».
5.1.Работа с понятием «государство» (слайд5 ).
Выполнение учащимися задания № 1 в рабочем листе. Из предложенных слов составить предложение. Мальчики – первое предложение
Девочки – второе предложение
1(мальчики) понятие: проживающий, страны, политически организованный народ, на территории.
2(девочки) понятие : верховной властью, система учреждений, на определенной территории, обладающих.
Дальше идет работа с понятиями. Найти по очереди в каждом понятии главное слово или словосочетание (слово «маркер»), подчеркнуть их или выделить цветным маркером (слайд 7)
Далее выделяются признаки главных слов, путем наводящих вопросов.
Оцените свою работу на «Волшебной линеечке»
5.2.Краткая справка о появлении первых государств, (слайд 7).
Работа с учебником : Прочитать текст учебника, стр. 48, второй абзац сверху со слов «Первые государства…»
— Когда же появились первые государства? (5-6 тысяч лет тому назад»
Учитель совместно с учениками разбирает признаки государства по учебнику стр. 49-50.
Затем учащиеся самостоятельно в рабочем листе выполняют задание №2, заполняя «Гусеницу», определяя какие понятия подходят и не подходят и почему? (слайд 8) Проверяем
!Оцените свою работу на «Волшебной линеечке»
Заполни кластер: «Какие бывают государства?», прочитав учебник стр52-54.
На доске найдите Паука, заполните его «щупальца», ответив на вопрос «Какие бывают государства»
!Оцени свою работу: на «Волшебной лесенке»
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (применение нового знания в типовых заданиях). Устный разбор задания всеми вместе.
Каким государством является Россия?
В рабочем листе учащиеся выполняют задание № 4, в нем дается выдержка из Конституции РФ: «Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Учащимся необходимо определить
каким государством является Россия, и объяснить почему, используя знания, полученные на уроке (слайд ).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание № 5 в рабочем листе. Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова, применяя, используя знания, полученные на уроке.
Государство, во главе которого стоит монарх, власть которого передается по наследству, называется …………….. Если власть осуществляют выбранные населением на определенный срок органы (парламенты), то такое государство называется …………………………
8. Самоконтроль. Рефлексия учебной деятельности на уроке Ребята вспомните, какова была цель урока. Допишите в 3 колонку таблицы в рабочем листе, что вы узнали на уроке . (слайд )
Учитель заслушивает ответы учащихся.
Оцените свою работу на уроке на «Волшебной лесенке»
Ребята, поднимите руку, кто считает, что поработал на «5», на «4»
Я согласна или не согласна с оценкой учащегося.