Конспект что такое этика
Урок по теме «Что такое этика»
Тема урока: Что такое светская этика.
Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.
Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.
Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.
Оборудование: компьютер, презентация, работы детей
Оргмомент. (Проверка готовности к уроку) (слайд 1)
Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина». Проверка домашнего задания. (слайд 2)
Вопросы к учащимся :
— О чём беседовали с родными и друзьями?
— Что нового узнали для себя?
— Что их особенно заинтересовало?
Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
Изучение нового материала.
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.
— А как одним словом всё это можно назвать? /этика/
— Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1 )
Э то сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)
На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».
Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
Работа с учебником стр.7 абзац 3-4
А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? – является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.
Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №
— Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда – безнравственно?
Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
Поздороваться при встрече …(вежливо)
Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?
— Какое поведение вы не одобряете?
Итог урока. Домашнее задание.
— С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
— Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
Рабочая тетрадь задание №3
Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….
Этика: конспект лекций
Данная книга представляет собой конспект лекций по курсу «Этика», который содержит все основные вопросы по данному предмету. Материал поможет студентам гуманитарных факультетов подготовиться к экзамену или зачету
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Основные понятия этики
Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Напри–мер, Гераклит считал, что этос человека — это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кру–гом общения человека и его характером.
Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в упо–требление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродете–ли, таким образом, являются свойствами человеческого ха–рактера, его темперамента, душевными качествами.
Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей, свойств ума. В частности, страх является природным аффек–том, а память — свойством ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоя–тельной науки Аристотель и ввел термин «этика».
Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores — множественное число), которое, как и в грече–ском, использовалось для обозначения характера, темпера–мента, моды, покроя одежды, обычая.
Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».
Эти слова, одно греческого, другое латинского происхож–дения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обознача–ют то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мо–раль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке — «Sittlichkeit». Эти тер–мины повторяют историю появления понятий «этика» и «мо–раль» от слова «нрав».
Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — три разных слова, хотя они и яв–лялись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеоб–разия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.
Так, под этикой прежде всего подразумевается соответ–ствующая область знания, наука, а под моралью (или нрав–ственностью) — изучаемый ею предмет. Хотя у исследовате–лей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственно–стью — сами поступки, их объективную сущность.
Моралью он называл, таким образом, то, какими видит по–ступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью — то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, на–рода. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагаю–щие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исто–рически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя — моральными.
В целом в общекультурной лексике все три слова продол–жают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Напри–мер, в разговорном русском языке то, что называют этически–ми нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. В языке, который претендует на научную строгость, важный смысл придается прежде всего разграничению понятий этики и морали (нрав–ственности), но и оно не полностью выдерживается. Так, по–рой этику как область знания называют моральной (нрав–ственной) философией, а для обозначения некоторых мораль–ных (нравственных) явлений используют термин «этика» (например, экологическая этика, этика бизнеса).
В лекциях мы будем придерживаться положения, что «эти–ка» — это наука, область знания, интеллектуальная традиция, а термины «мораль» или «нравственность» употреблять как си–нонимы и понимать под ними то, что изучается этикой, ее предмет.
2. Этика и мораль как предмет этики
Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.
Различные философские школы и мыслители давали на него самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.
Мораль, нравственность — гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль — это не просто то, что есть. Она, ско–рее всего, то, что должно быть.
Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.
В результате некоторые исследователи сравнивают фило–софов-моралистов с архитекторами, профессиональное при–звание которых заключается в том, чтобы проектировать, соз–давать новые здания.
Существуют некоторые самые общие характеристики мо–рали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.
Эти определения в большей мере соответствуют общеприз–нанным взглядам на мораль.
Мораль же предстает в двух различных обликах:
1) как характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта);
2) как характеристика отношений в обществе между людь–ми, сумма моральных правил («не лги», «не кради», «не убий»).
Таким образом, обычно сводят общий анализ морали к двум категориям: моральное (нравственное) измерение лич–ности и моральное измерение общества.
Моральное (нравственное) измерение личности Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем то–го, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах ви–новности и ответственности. В «Жизнеописаниях» Плутарха есть пример, который подтверждает это.
Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве ра–зума над страстями. Мораль, как показывает этимология сло–ва, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если чело–века называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий Значение морали как качественной определенности человече–ской души обосновал Аристотель.
Разум дает возможность человеку верно, объективно, взве–шенно рассуждать о мире. Иррациональные процессы проте–кают иногда независимо от разума, а иногда зависят от него Они протекают на вегетативном уровне.
Они зависят от разума в своих аффективных, эмоциональ–ных проявлениях. В том, что связано с удовольствиями и стра–даниями. Аффекты (страсти, желания) могут возникать с уче–том приказов разума или вопреки им.
Таким образом, когда страсти в согласии с разумом, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. В другом случае, когда страсти господствуют над человеком, мы имеем порочный строй души.
Мораль можно при этом рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противо–стоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность, главным обра–зом, конечно, сдержанность в отношении аффектов, эгоисти–ческих страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетель–ствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.
Но не следует думать, что аскетизм является главной мо–ральной добродетелью, а многообразие чувственной жизни — тяжелым моральным пороком. Царствовать над своими стра–стями и управлять ими — не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть свя–занными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотноше–ние разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое со–отношение.
3. Этические ценности
Рассмотрим некоторые основные этические ценности.
Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь–ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям челове–ка в его жизни. Человек, который по природе стремится к удо–вольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по-земному.
Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и пережива–ние, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.
Роль удовольствий и страданий определяют с биологиче–ской точки зрения, тем, что они выполняют функцию адапта–ции: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.
В этом смысле удовольствие, конечно, играет положитель–ную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.
В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone — «наслаждение»). В основе этого учения лежи! представление о том, что устремление к удовольствию и отри–цание страдания является главным смыслом человеческих по–ступков, основой для человеческого счастья.
На языке нормативной этики главную идею этого умона–строения выражают так: «Наслаждение является целью чело–веческой жизни, добром является все, что доставляет наслаж–дение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сде–лал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основ–ным естественным регулятором психических процессов, душев–ной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неу–довольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удо–влетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независи–мости.
Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивиду–альной воли. За наслаждением всегда находится желание, ко–торое должно быть подавлено общественными установления–ми. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.
Конечно, для каждого отдельного человека удовольствие приятно и оттого желанно. В результате оно может представ–лять для индивида ценность саму по себе и определять, влиять на мотивы его поступков.
Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стя–жании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспек–ты, психологическую основу и этическое содержание. С мо–рально-философской точки зрения, гедонизм является эти–кой наслаждения.
Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению опреде–ляет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жиз–ни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.
Может ли наслаждение быть фундаментальным мораль–ным принципом? В истории философии можно найти три подхода. Первый — положительный, принадлежит предста–вителям этического гедонизма. Другой — отрицательный, принадлежит религиозным мыслителям, а также филосо–фам-универсалистам (B. C. Соловьев и др.). Они критиковали гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов, привязанностей не позволяет признать за удовольствием ста–тус морального принципа. Третий подход развивался эвдемо-нистами (Эпикур и классические утилитаристы). Эвдемонисты отрицали безусловность чувственных наслаждений. Но они принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинны–ми, и рассматривали их как универсальное моральное основа–ние поступков.
Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объек–там, постижение которых дает возможность сохранять и повы–шать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус. Принцип полезности можно, таким образом, выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
Так как интересы выражаются в целях, преследуемых чело–веком в своей деятельности, то полезным можно считать то, что способствует достижению целей, и также то, благодаря че–му цели достигаются.
Полезность в результате характеризует средства, необходи–мые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утили–тарное мышление включает и другие ценностные понятия, на–пример, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:
1) отвечает чьим-то интересам;
2) обеспечивает достижение поставленных целей;
3) способствует успешности действий;
4) способствует эффективности действий. Как и другие практические ценности (успех, целесообраз–ность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценно–стей (добро, истина, прекрасное, совершенство).
Принцип пользы критиковали и с разных социально-нрав–ственных позиций — патриархальной и аристократической, религиозной, революционной и анархической. Но с каких бы позиций ни проводилась критика, в ней так или иначе стави–лась социально-этическая проблема: стремление к пользе яв–ляется своекорыстным, безмерная забота об успехе приводит к игнорированию обязательств, последовательно проводи–мый принцип полезности не оставляет места для человечно–сти, а с точки зрения жизни общества, он в значительной ме–ре подпитывает центробежные силы.
Как ценность, полезность отвечает интересам людей. Од–нако принятие полезности в качестве единственного критерия поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее харак–терным выражением пользо-ориентированной деятельности человека считают предпринимательство как деятельность, ко–торая направлена на достижение прибыли через производство товаров и предоставление различных услуг.
Они, во-первых, необходимы обществу частных потреби–телей и, во-вторых, способны конкурировать с подобными то–варами и услугами, которые предлагают другие производители Патриархальная, традиционалистская концепции принципу полезности противопоставляют общественный интерес А ориентация на полезность в этом случае толкуется как свое–корыстие, сама полезность признается и высоко оценивается лишь как общеполезность, как общее благо.
Справедливость. Этимологически русское слово «справед–ливость» происходит от слов «правда», «праведность». В евро–пейских языках соответствующие слова происходят от латин–ского слова «justitia» — «юстиция», свидетельствующего о его связи с юридическим законом.
Справедливость — это один из принципов, который регули–рует взаимоотношения между людьми по поводу распределе–ния или перераспределения, также взаимного (в обмене, даре–нии), социальных ценностей.
Социальные ценности при этом понимают в самом широ–ком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы, знаки уважения или престижа. Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на до–бро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедли–вым — незаслуженные наказания и почести.
К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравниваю–щую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное ко–личество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана урав–нять стороны. Справедливость полагает определенный уро–вень согласия между членами общества относительно прин–ципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но понимание справедливости будет зависеть от того, какие правила установились в данном обществе.
Милосердие. В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме признавалась многими мыслителями. Хотя высказывались и достаточно серьезные сомнения: во-первых, можно ли считать милосер–дие этическим принципом и, во-вторых, можно ли заповедь любви считать императивом, тем более фундаментальным. Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком понимании, является чувством, субъективным, не поддаю–щимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя вменить («сердцу не прикажешь»). Таким образом, чувство нельзя считать универсальным основанием нравственного выбора.
Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, которое содержит в себе и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо теоло–гического значения имело и существенное этическое содержа–ние. Этический аспект различения Декалога и заповеди люб–ви был воспринят в новоевропейской мысли.
По мнению Гоббса, нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и значительно ограничивают притяза–ния каждого на обладание всем. Милосердие же раскрепоща–ет, а не ограничивает.
Оно требует от одного человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Указывая на ра–венство и эквивалентность золотой заповеди, Гоббс истолко–вывал ее как стандарт общественных отношений.
Таким образом, милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием. Милосердие можно вменять человеку как моральный долг, но он сам вправе по–требовать от других только справедливости и не более.
Лекция по этике и психологии «Предмет и назначение этики»
Раздел 1. Общие представления об этике.
Тема 1: «Предмет и назначение этики».
Слово «этика» пришло к нам из Древней Греции. Еще Гомер пользовался словом » etos » (этос), означавшим место совместного проживания (Дом, пещера, логово, гнездо). В дальнейшем «этос» стал обозначать определенные человеческие качества, характер, нрав, приобретаемые и проявляемые в общении.
На протяжении многих веков люди стремилась понять природу нравственных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях, обрести устойчивые жизненные цели.
Значительный вклад в духовн ые искания человека на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Однако только этика стремится к теоретическому осмысленно ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека: как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему следует стремиться.
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля.
Термин «этика» входит в название 3-х основных сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности. «Нико-махова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика», Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.
Греческое слово «etos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основ было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является: латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».
Первые этические системы сформировались на Древнем Востоке: в Древней Индии и Древнем Китае, это брахманизм, буддизм, даосизм и конфуцианство. Античная этика: этические учения софистов и Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев и стоиков. Средневековая этика – этика Нового завета; Августин и Пелагий, Фома Аквинский. Этика эпохи Возрождения и реформации: этические взгляды Лоренцо Валло, Пьетро Пампанацци, религиозно-этические основы протестанизма. Этика Нового и Новейшего времени: этические учения Б. Спинозы, Французских материалистов XVII в., И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Ницше, З. Фрейда, экзистенциалистов.
Мораль, или нравственность (в данном случае мы употребляем эти термины как синонимы) является предметом изучения этики. В первом приближении предмет этики можно определить так: этика – это теория морали и нравственности или, точнее, учение o морали и нравственности.
Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в тои или ином случае. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.
Этика как теория морали не дает конкретных рекомендации о том, как поступать, но вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки, как осознавать u оценивать их последствия, влияние на окружающий мир.
Почему возникла необходимость в теории морали?
Следует отметить, что, оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно ответить на вопросы, откуда возникли представления о добре и зле, чести и совести, откуда берутся моральные принципы и идеалы, чем определяются различные и даже противоречивые нравственные позиции людей, и есть ли надежный критерий для их сравнения и оценки.
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выйти из сферы практической нравственности и перейти на уровень общего понимания природы морали, ее специфики, места и роли в жизни отдельного человека и общества в целом
Поэтому здесь необходимо теоретическое осмысление знаний о нравственности, которое и призвана давать этика. Именно поэтому некоторые ученые и определяют этику как самосознающий моральный опыт.
По мнению специалистов в области этики необходимость в теории морали возникает в условиях общественных кризисов. В кризисных обстоятельствах мораль попадает в противоречивую ситуацию конфликта ценностей, а люди перестают понимать, что есть добро и что есть зло, что справедливо и что несправедливо, к чему следует стремиться и от чего следует отказаться. Такие ситуации, как правило, происходят в период ломки общественных отношений, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи. В такие периоды человеческой истории новые поколения резко порывают с традиционными, устоявшимися моральными принципами и нормами или, говоря словами поэта, «рвется связь времен». Чтобы установить эту связь, найти общий язык друг с другом, люди вынуждены каждый раз задаваться вопросами: что такое мораль, нормы и принципы и т.п.
Важная особенность этики: этика — это теория, учение о морали . Однако этика это не просто учение о морали. Этическое учение в значительной мере – моральное учение, так как в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние индивидов и общества. Это означает, что этика не ограничивается производством знаний о морали, она соучаствует в производстве моральных добродетелей, норм, идеалов. Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет, наделяет его определенными характеристиками. Различные представления о морали как предмете этики будут одновременно и разными состояниями морали, разными системами ценностей и требований к человеческому поведению.
Этика говорит на языке разума, т.е. строит определённые теоретические конструкции, систему логически аргументированных рассуждений.
Иными словами, этика – это философская дисциплина.
Каково же место этики в системе философского знания? Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику.
В различных философских системах прошлого и настоящий акцент делается в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных) на те или иные отрасли философии. В целом ряде философских школ акцент делается именно на нравственную философию, которая как бы, не без основания считалось, венчает собой жизненную мудрость. Крупнейший русский философ Н.А. Бердяев, подчеркивая это высокое значение этики как нравственной философии, писал: «Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни».
Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики и позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности.
Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания, Для того чтобы ответить на смысложизненные вопросы, необходимо выйти на основополагающие представления об устройстве мироздания, на представления онтологического порядка. Думается, не случайно первая глава этики Б.Спинозы называется «О Боге». В ней Спиноза раскрывает исходные понятия своего философского учения (субстанции, модуса, атрибутов и т.д.). Этика в процессе обоснования морали выходит не только на онтологию (учение о бытии), но и гносеологию (учение о познании), ибо он должен исходить из уверенности, что мир нравственных ценностей не только существует, но и что человек в состоянии познать многие проявления этого мира. В противном случае рассуждения о добре и зле, совести, справедливости потеряют реальную основу.
Нормативный характер этики проявляется, прежде всего, в том, что этика изучает не просто происходящее, а должное.
Из характеристики этики как теории морали и нравственности, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.
Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.
Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания, тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.
Однако такое единство абсолютного и относительного является органичным, естественным до тех пор, пока эти нормы имеют первостепенную важность для человеческой общности, в которой они приняты. Однако со временем они теряют свое значение, обесцениваются. И в какой-то период общественного развития становится очевидным, что их абсолютизация была иллюзорной. Встает задача показать людям их относительный характер, обесценить их в глазах людей и на их место поместить новые нормы, ценности идеалы. Эту задачу выполняет новое этическое учение.
Итог . Следует отметить, что мораль и нравственность представляют собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и являются предметом изучения этики. Этика же – это учение о морали и нравственном освоении действительности. Если мораль и нравственность понимать как непосредственное сознания жизни, впечатанное в ткань самой этой жизни, то этика – это сознание сознания жизни – второй уровень рефлексии.
Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы и обосновать другие. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности её функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.
Отсюда следует такое определение – Этика – это нормативно-практическая часть философии, раскрывающая закономерности функционирования морали и обеспечивающая её развитие.
1. Нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы этика…
б) теоретически обобщает и изучает.
2. Этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. – функция…
а) занимается описанием правил поведения и нравов общества;
б) стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка.
4. Этика как теория морали…
а) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки, как осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир;
б) даёт конкретных рекомендаций о том, как поступать.
5. Этика – дисциплина…
6. Функция, связанная с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, чтобы предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу?
7. Задача этики состоит в том, чтобы…
а) в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага;
б) создавать нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы.
а) инструмент, создающий моральные принципы;
б) теория, учение о морали.
9. Предметом изучения этики является…
а) способы создания моральных ценностей;
б) мораль, нравственность.
10. Этика как теория морали…
а) даёт конкретные рекомендации о том, как поступать;
б) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки.
Проверка усвоения. Ответник.
1. Нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы этика…
б) теоретически обобщает и изучает.
2. Этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. – функция…
а) занимается описанием правил поведения и нравов общества;
б) стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка.
4. Этика как теория морали…
а) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки, как осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир;
б) даёт конкретных рекомендаций о том, как поступать.
5. Этика – дисциплина…
6. Функция, связанная с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, чтобы предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу?
7. Задача этики состоит в том, чтобы…
а) в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага;
б) создавать нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы.
а) инструмент, создающий моральные принципы;
б) теория, учение о морали.
9. Предметом изучения этики является…
а) способы создания моральных ценностей;
б) мораль, нравственность.
10. Этика как теория морали…
а) даёт конкретные рекомендации о том, как поступать;
б) вырабатывает средства, как следует осмысливать поступки.