Конспект что такое фольклор

Литература. 5 класс

Конспект урока

Фольклор. Малые жанры фольклора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.

Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввёл английский учёный У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жильё, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.

В отличие от литературного произведения, автора которого мы всегда можем определить, фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определённых групп людей, но и коллективно создается и распространяется, от человека к человеку. Именно поэтому в обозначении фольклора очень важно определение «устное творчество». Однако коллективность в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера, чьи имена мы теперь уже не узнаем, создавали песни, частушки, сказки, которые уходили в жизнь уже без имени автора.

В фольклоре выделяют раздел «детский фольклор», к которому относятся:

1) тексты, которые сочиняют сами дети;

2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.

Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.

К первой группе можно отнести следующие жанры:

Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.

Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.

Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.

Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:

Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.

Считалки. Используются с целью определить очередность участников игры. Тот, кто произносит считалку, указывает по очереди на каждого участника. При финальных словах «Тот и вон пойдёт» или «А я водить не буду» участник становится ведущим или выполняет другую роль (в зависимости от условий).

Теоретический материал для углублённого изучения

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учёте психологии и возрастных особенностей детей.

Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.

Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединённые с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Большинство из них создано детьми, но по образцу и подобию «пересчётов» взрослых. Несмотря на весьма серьёзное изменение в образной структуре и в самом назначении этого жанра, считалка генетически связана с творчеством взрослых. Считалками можно назвать и собственное творчество детей.

(В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните верный вариант:

Заклички – это обращение к:

— силам природы и временам года

Вспомним назначение закличек, рассмотренных на уроке, их направленность на призывы к силам природы, и выберем ответ: «к силам природы и временам года».

— силам природы и временам года

Сортировка элементов по категориям;

Соотнесите группу малых жанров фольклора с их названиями

Вспомним о происхождении малых жанров фольклора, о том, с какой целью народом создавались те или иные жанры и в какой среде возникали: в среде детей или взрослых. Из предложенных вариантов выберем жанры считалки и заклички, возникшие в процессе игровой деятельности детей, остальные жанры относятся ко второй группе.

Источник

Что такое Фольклор (4 фото + 1 видео)

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклор

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Примеры фольклора- Золушка

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклор

Кровавая Мэри

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклор

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Фольклорист и фольклористика

Русский фольклор

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклор

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
небылицы;
поговорки;
сказки;
исторические песни;
предания;
легенды;
сказы;
пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения
Это: народные драмы.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Источник

Конспект занятия «Знакомство с русским народным фольклором»

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклор Валентина Хуртова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным фольклором»

Конспект занятия

«Знакомство с русским народным

фольлором».

Тема: «Знакомство с русским народным фольлором».

Цель: обобщить представления детей о фольклоре.

Образовательные: познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа

Словарная работа:Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, народные игры.

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: знакомство с жанрами и видами русского народного

творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: маршрутная карта, письмо, снежинки картинки со сказочными персонажами, проектор.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Воспитатель: Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?

Воспитатель: А чем еще знаменита Россия, Вы узнаете,отгадав загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор?

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Как у нас уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо).

Воспитатель: Дети, нам письмо принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем и узнаем, от кого оно.

(Воспитатель открывает письмо, достаёт маршрутную карту).

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).

Здравствуйте, дорогие внучата! Знаю, что вы очень любите сказки и хотите попасть в гости к моей сестрице Сказке. Выполните мои задания, и я проведу Вас к ней в гости. А чтоб вы не сбились с пути, Посылаю вам маршрутную карту. (слайд 1) Желаю вам удачи! В добрый час и до встречи! Ваша бабушка Загадушка.

Воспитатель: Мы сегодня попутешествуем и лучше познакомимся с нашим фольклором. Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки. Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего путешествия!

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд! Куда указывает первая стрелочка (слайд2)

Дети: Стрелочка указывает, на квадрат со смайликом. Это значит, что нас ждет что-то веселое, забавное.

Воспитатель читает задание: Скажите, что такое потешки и прибаутки? Расскажите их.

Вышла кошка за кота,

Стали кошку хоронить,

Во все колоколы звонить.

Загорелся козий дом,

Бежит курочка с ведром,

Прибежала к городу,

На лошадке, в красной шапке,

По ровненькой дороженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

А потом вдруг. в ямку

-Федул, чего губы надул?

— Остались ворот да рукава.

Воспитатель: Ребята, кто скажет, что такое потешка? (Потешка песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.) А что такое прибаутка?

Воспитатель: Ребята, Вы выполнили задание. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка (слайд3)

Дети: Квадрат, в котором нарисована снежинка. Отправляемся в путь!

Воспитатель: Как много снежинок! Целый сугроб! Давайте их соберём! Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Вот послушайте русские пословицы.

• Что на уме (то и на языке).

• Хорошо в гостях, (а дома лучше).

Без труда не (вынешь рыбку из пруда).

Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь)

Воспитатель: Хорошая получилась игра. А еще какие пословицы и поговорки вы знаете? Молодцы! Продолжаем путь дальше.

В темном лесе есть избушка (руки домиком над головой)

Стоит задом наперед (повороты кругом).

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет (опускают руки вниз).

Нос крючком (показывают на нос,

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят (покачивают головой!

Ух, сердитая какая (грозят пальчиком,

Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх!

Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд4)

Дети: Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? Ничего не

написано. Может быть, бабушка Загадушка хочет, чтобы мы подразнили друг друга?

(Дети показывают друг другу языки.)

Воспитатель:Я знаю смешную дразнилку:

Сел задом наперед и поехал в огород!

Съел у бабушки арбуз.

На веревочке повис.

Как веревка оборвется,

Так Борис перевернется.

Воспитатель:Я знаю скороговорку:

От топота копыт пыль по полю летит.

Разомнем наши язычки!

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки? А какие Вы знаете скороговорки?

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У бела быка губа была тупа.

• У Елки иголки колки.

• Ехал Грека через реку.

Сунул Грека руку в реку

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками! Пришло время поиграть. Люди в старину любили играть в игру «Золотые ворота». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящих. Кто знает считалку?

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, кто выходит?

Народная игра «Золотые ворота»

Ход игры:

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами,произнося слова:

Всех детей проведет!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

Воспитатель: А какие еще народные игры Вы знаете?

Дети: Народную игру «Маланья».

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь дочерей да семь сыновей!

Семь дочерей да семь сыновей!

Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)

С такими глазами, (широко раскрывают глаза,

С такими ушами, (оттягивают уши.)

С такими носами, (показывают нос).

С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)

С такой бородой (кланяются в пояс).

Ничего не пили, ничего не ели,

На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает «рожки» и т. д).

Дети повторяют ее движения.

Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)

Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.

Очень вкусная вода в ямке из копытца.

Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто в нарядно теплой шубе,

С длинной белой бородой.

Помогает добрым людям

И румяный и седой! («Морозко»)

Парень ехал на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)

Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.

Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)

Дом построили друзья,

Жили весело, пока не пришёл под вечерок

Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.

Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,

считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к

2. Подвижная русская народная игра «Огородник».

Цель: приобщать детей к народной культуре,

развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).

Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).

активизировать словарный запас детей

уточнить значение слова «мелки».

Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклор«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклорСценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет Развлечение по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет. Цель: формировать связную речь через устное народное творчество.

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклорФотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклорКонспект НОД во второй младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам» Конспект НОД во 2 младшей группе «Путешествия по русским народным сказкам». Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Конспект что такое фольклор. Смотреть фото Конспект что такое фольклор. Смотреть картинку Конспект что такое фольклор. Картинка про Конспект что такое фольклор. Фото Конспект что такое фольклорКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Источник

Конспект урока по литературе «Понятие о фольклоре»

Урок 2 Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор

УЭ-1 Входной контроль

На прошлом уроке мы с вами говорили о роли книги в жизни человека. Давайте проверим, насколько внимательно вы читали учебник.

Входной контроль (5 мин)

Ответы: 1-а 2-в 3-а 4-а 5-б 6-в

УЭ-2 Актуализация знаний

? А как вы думаете, всегда ли «учительское» слово было книжным?

? А как же тогда в народе сохранялись знания?

(Они передавались устно из поколения в поколение.)

? А, может быть, кто-то знает, как называется такая передача знаний?

(устное народное творчество)

УЭ-3 Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами начнём разговор о фольклоре. Запишите тему урока в тетрадь.

* Давайте попробуем сформулировать цели урока, используя слова: узнать…. познакомиться…..

Итак, наши цели: узнать, что такое фольклор и познакомиться с произведениями фольклора

УЭ-4 Расширение знаний о фольклоре.

? А кто из вас знает, что такое фольклор?

В переводе с английского это слово переводится как «народная мудрость». Давайте запишем этот термин в тетрадь.

/Запись термина в тетрадь/

Очень часто фольклор называют Устным Народным Творчеством.

? Давайте вдумаемся в это название: почему УСТНОЕ и почему НАРОДНОЕ?

В глубокой древности эти произведения сочиняли талантливые люди из народа. Но их имён мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки не записывались, а передавались от одного человека к другому, от одного поколения к следующему. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы произведение стало лучше. Поэтому у этих произведений и нет конкретного автора, так как в их создании участвовал весь народ. Народные произведения передавались из уст в уста, поэтому их и называют устным творчеством.

Фольклорные произведения считались не только развлечением, но и учёбой: ребята с детства учились думать, отличать добро от зла, любить Родину, тренировать память, запоминая эти произведения.

? А какие фольклорные произведения (жанры) вы знаете?

? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее популярны? Почему?

Все произведения народного творчества делятся на большие и малые жанры.

? Как вы думаете, почему их так делят?

? Распределите эти произведения фольклора на большие и малые.

Былины, сказки, песни, легенды – большие жанры

Загадки, пословицы, поговорки, потешки – малые жанры

? Распределение какого жанра вызвало у вас затруднее? Почему?

О загадках, пословицах и поговорках вы многое знаете. А вот жанр ПОТЕШКА, возможно, кто-то встретил впервые. И сегодня на уроке мне хотелось бы остановиться на народных произведениях, незаслуженно забытых. И поговорим мы свами о детском фольклоре. Произведения устного народного творчества окружали человека с самого рождения.

? А как вы думаете, что это за произведения?

УЭ-5 Знакомство с произведениями детского фольклора.

Ну, конечно же, жизнь маленького ребёнка невозможно представить без колыбельной. Колыбельная песня убаюкивает ребёнка, навевает ему крепкий сон. Зачастую в колыбельной представляли будущее младенца, суля ему счастье и богатство.

Мы те шапочку купим,

? А какие колыбельные вы знаете?

Следующий жанр, с которым вы тоже знакомы – это потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока».

* А вот «Козу рогатую» и «Сороку» я попрошу исполнить вас.

В общении с маленькими детьми очень часто используют и пестушку. Пестушка – короткая стихотворная приговорка, которой сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни.

? А какие пестушки знаете вы?

Ещё одним жанром детского фольклора является прибаутка. Прибаутки – это весёлые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метёт.

Сова, совинька, сова,

На колу сидела, в стороны глядела,

На тебе зуб костяной,

Пользуются приговорками, обращаясь к живым существам: улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. Иногда приговорку используют от воды, залившей уши, или перед тем, как прыгнуть в воду. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

? Какие приговорки знаете?

Наш урок подошёл к концу. Посмотрите на цели, которые мы поставили в начале урока.

? Знаете ли вы, что такое фольклор?

? С какими жанрами фольклора вы познакомились?

? Что нового о жанрах фольклора вы узнали?

Дайте оценку своей деятельности на уроке

Домашнее задание: с. 7-8 читать, записать в тетрадях по 2-3 примера на каждый жанр (о котором не говорили на уроке)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *