Конспект что такое фразеологизмы 3 класс
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Слово и словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое фразеологизм; отличать фразеологизмы, находить фразеологизмы.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Объясним, что ни означают.
Попробуем выполнить задание.
Соедини картинку и словосочетание.
Водить за нос (обманывать).
Льёт как из ведра (проливной дождь).
Бить баклуши (ничего не делать).
Все эти словосочетания имеют переносное значение. Они означают не то, что есть на самом деле.
Водить за нос – обманывать.
Льёт как из ведра – проливной дождь.
Бить баклуши – ничего не делать.
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словосочетаниями, научимся их объяснять, приводить примеры таких словосочетаний.
Повесил нос – расстроился.
Прикусил язык – замолчал.
Смысл этих выражений не выводится из значений слов, которые их составляют. Такие сочетания слов называют устойчивыми. Устойчивые выражения слов называют фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое – либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.
Ни свет ни заря означает рано, до рассвета.
Прикусил язык означает замолчал.
Смысл фразеологизмов можно объяснить с помощью словаря фразеологизмов (фразеологический словарь).
Интересна история фразеологизмов.
Например, КАНУТЬ В ЛЕТУ.
Чем интересен данный фразеологизм? Интересен он тем, что состоит из двух мало кому известных слов – «кануть» и «Лету». Как появились данные слова и что они означают? По отдельности ознакомимся со значением каждого слова. Слово кануть по всем словарям имеет несколько значений. Но именно в данном выражении слово кануть означает исчезнуть или бесследно пропасть. Как появилось данное слово? Вариант возможно один. Именно в старину слово кануть произошло от слова капнуть.
Т.е. капля воды падает в воду и становится незаметной, так как смешивается. Поэтому и значение слова кануть — бесследно исчезнуть ( в данном случае раствориться в воде). С именно в таком значении слова и трактуется фразеологизм «Как в воду канул».
В самом начале можно понять, что Лета это не лето, так как это наименование чего-то. Слово Лета переводится с греческого языка, как забвение. Но на самом деле Лета это река в древнегреческой мифологии. Лета являлась одной из рек подземного царства Аида. Умершие попав в подземное царство, пили воду из этой реки и забывали про все произошедшее.
Исходя из этих двух слов, можно сделать вывод, что фразеологизм кануть в Лету означает навсегда исчезнуть из памяти людей. Т.е., если человек канул в Лету, это означает, что он исчез навсегда и не будет больше помнить ничего.
В наши дни данное выражение широко применяется в значении «что-то потерялось или кто-то потерялся, и его или трудно найти или не найти вообще». Вот и говорят КАНУТЬ В ЛЕТУ, т.е. что-то исчезло из поля зрения человека в данный момент или украли.
Что такое фразеологизм? Укажите верный ответ.
Конспект урока русского языка на тему «Фразеологизмы» (3 класс)
Фразеологические обороты речи как средство выразительности русского языка
Русские фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. В литературных произведениях, в жизни мы часто сталкиваемся с фразеологизмами. Фразеологизмы являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы. Поэтому детям, безусловно, надо знать их значение. Изучая значение этих выражений, дети знакомятся с историей их появления в нашем языке. В будущем знание значений фразеологизмов не только сможет помочь им в адекватном употреблении фразеологизмов в собственной речи с целью придания ей большей образности и своеобразия, но и облегчит понимание различных текстов. Поэтому одним из основных направлений работы является обогащение речи учащихся фразеологизмами.
Существуют различные приемы объяснения значения фразеологизмов. Но, поскольку, как говорили еще средневековые гуманисты….и современные стандарты приветствуют именно самостоятельное получение данных, то большая часть приемов объяснения фразеологизмов стимулирует самостоятельный поиск учащихся: значение фразеологизма выясняется по картинке-иллюстрации, значение устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований, поиск фразеологизма по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарику.
С целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах, возможно использование следующих учебных упражнений: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.
Именно этот прием будет использован во фрагменте урока, который будет предложен вашему вниманию.
Сценарий фрагмента урока литературного чтения по теме
«Фразеологические обороты речи как средство выразительности русского языка»
Цель : создать благоприятную образовательную среду для формирования образной речи младших школьников
1.Знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке – фразеологизмами.
2. Развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, накопление положительного речевого опыта.
3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Орг. момент Проверка готовности, приветствие гостей
В давние времена, когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, потому что металлические делать еще не умели, многие работники били баклуши. Баклуши – это чурбаки из липы. Из этих баклуш мастер – ложкарь делал деревянные ложки. Работа эта считалась очень легкой, а поэтому мастер не тратил на нее свое драгоценное время – ее выполняли ученики, то есть подмастерья. Дошедшее до наших дней выражение «Бить баклуши» означает: выполнять легкую работу, бездельничать. Так, например, про ученика, лодырничающего на уроке, работающего вполсилы, говорят: он баклуши бьет
-Как я уже сказала в начале, сегодня мы тоже будем «бить баклуши», то есть выполнять легкую и приятную работу, но при этом очень полезную для общего развития.
-Как называются такие фразы? (ответы детей)
Поговорим о фразеологизмах. Кто вспомнит, что такое фразеологизмы? (ответы детей)
-В чем состоит значение фразеологизмов?
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
— Фразеологизмы — бесспорное богатство языка, но и большая проблема для иностранцев. Ну, например, как объяснить, что сказка про белого бычка* — вовсе не сказка и даже не про бычка; что зарубить на носу** — это не вид пыток; а фразу во что бы то ни стало даже перевести по словам не получится.
Вот и представьте себе: иностранный журналист во время командировки в Россию услышал много непонятных для него выражений. Пытаясь вникнуть в их смысл, он даже изобразил их в виде рисунков. Какие русские фразеологизмы изображены на этих рисунках и каково их лексическое значение? (Показ слайдов и объяснение значений фразеологизмов)
1
2
3
4
6
Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
— отправляясь в какую либо страну ознакомиться с особенностями языка, выражениями, употребляемыми жителями этой страны;
— для облегчения понимания использовать словарь фразеологических оборотов.
Вы замечательно справились с этим заданием. Поэтому я предлагаю вам задание посложнее. Примените свои знания и выполните первое задание на листочках, которые есть у каждого из вас. На листочках вы будете писать ответы, а само задание на доске.
— Что изменилось? (предложения стали более красивыми, красочными)
Фразеологизмы – это украшение речи, но чтобы они были таковыми их нужно правильно и уместно использовать.
— Давайте проверим, умеете ли вы правильно использовать фразеологизмы. Выполните следующее задание.
2.Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки.
— Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
— Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
— Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
— Мы дружно работали сложа руки.
— Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
— У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Ну а теперь задание сложнее. Для работы предлагается текст. И эту работу вы будете выполнять в группах.
3. Прочитайте текст.
Однажды меня и мою младшую сестрёнку Дашу наша соседка тётя Клава пригласила в лес за грибами. Сказала, что знает такое грибное место, где грибов видимо-невидимо, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещала угостить пирогами – пальчики оближешь.
Мы с Дашей развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой, одним махом собрались. В назначенное время мы ждали тётю Клаву у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я поняла, что тётя Клава просто морочила нам голову. Даша как заревёт в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовала себя не в своей тарелке. Вот так мы с сестрёнкой попались на удочку.
Ну а теперь, пожалуйста, объединитесь в группы и выполните задание: подчеркните фразеологизмы и замените их лексическими значениями. По готовности группа подает сигнал. (Работа с текстом)
Давайте зачитаем получившийся текст.
— Какой сделаем вывод? Какой текст передает более эмоциональное состояние наших героинь?
Так нужны ли нам фразеологизмы и какую роль они выполняют в нашей речи, литературе?
Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.
Дорогие ребята, вы большие молодцы!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает».
Конспект по русскому языку «Что такое фразеологизмы?» 3 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия имени Ильи Сельвинского города Евпатории Республики Крым»
«ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Выполнила: учитель начальных классов
Здержатель Виктория Геннадьевна
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащение речи учащихся фразеологизмами.
Тип урока: постановка задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться : осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся : писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УДД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная .
Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакина, рабочая тетрадь.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор (по возможности), словарь фразеологизмов, карточки для индивидуальной работы, маски «квочка», «петушок».
Основные понятия и термины: Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов.
I . Организационный момент
Урок русского языка – наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно познать тайны звука, слова, предложения, научится правильно употреблять слова и красиво выражать свои мысли.
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
Язык и стар и вечно нов –
И это так прекрасно,
В огромном море – море слов
II . Самоопределение темы и целей урока.
Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и снова принимайтесь за дело.
— Всё вам было понятно в моём пожелании?
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
— Поставьте цели урока.
— Каким образом будем добиваться поставленных целей?
III . Минутка чистописания.
Какие труды такие и плоды.
— Как называется это высказывание? (Пословица)
— Объясните смысл пословицы.
— Да, нам предстоит сегодня хорошо потрудиться.
IV . Орфографическая разминка.
Подберите и запишите анонимы к словам, которые я буду называть. Подчеркиваем орфограммы.
— Для чего нам в речи нужны синонимы?
— Да, синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов и более точно называть предметы, признаки, действия.
V . Работа над темой урока.
1. Ознакомление с фразеологизмами.
В русском языке есть сочетание слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились давно, в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались от одного поколения к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются устойчивыми сочетаниями слов или фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и ярче, красочнее будет ваша речь.
2. Определение значений некоторых фразеологизмов в контексте. Работа со стихотворениями.
Прочитайте стихотворение под номером 1.
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
— Как вы понимание значение подчёркнутых выражений? Как работали братья?
— Эти выражения появились в давние времена, когда люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин длина рукава достигала 95 см, а у женщин на 45см длиннее. Чтобы удобнее было работать, приходилось рукава подворачивать – засучивать. А о ленивых работниках стали говорить, что они работают спустя рукава. Прочитайте стихотворение под номером 2.
Вешать можно на гвоздь,
Полотенце и трость,
Лампу плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
— Что советует автор стихотворения? (Никогда не грустить).
— В каком значении – прямом или переносном употреблено выражение не вешайте носа?
Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами. Потрудились, отдохнём! Отгадайте, о чём идёт речь.
1) Их мозолят ими хлопают, их закрывают, в них пыль пускают. (Глаза)
Выполняем упражнения для глаз.
2) Ее морочат, ломают, ее можно вскружить, потерять, она может идти кругом. (Голова)
Выполняем вращения головой.
3) Их можно умывать, из них может все валиться, по ним можно ударить. (Руки)
Махи руками, хлопки.
4) Под ними можно путаться, с них можно встать. (Ноги)
4. Работа с фразеологическим словарём.
Ежа добрее зверя нет.
Он не привык сердиться.
Нигде не встретите ежа
В ежовых рукавицах.
— Какой фразеологизм есть в стихотворении?
— Вам легко объяснить его значение?
— Если вы в чём-то сомневаетесь, где можно найти помощь? ( В словаре )
— Какие словари вы знаете?
— Существует и словарь фразеологизмов, найдите его в конце учебника.
5. Работа с иллюстрациями к фразеологизмам.
— Что означают эти выражения? ( Кот наплакал, сесть в калошу, меж двух огней, как снег на голову. )
— Кот наплакал – очень мало
— Сесть в калошу – оказаться в неловком положении.
— Меж двух огней – быть в трудном положении, когда грозят неприятности с двух сторон.
— Как снег на голову – неожиданно.
— Что неправильно понял художник, в чем его ошибка?
Составить и записать предложение с одним из выражений.
6. Работа в парах. Составление диалогов.
На доске таблица с группой устойчивых словосочетаний.
— Что означает каждое из словосочетаний?
Когда на Руси ели деревянными ложками, для мастера-ложкаря делали деревянные заготовки из липового дерева – баклуши. Работа эта была очень легкой и, по этому, она стала образцом не дела, а безделья.
— Что такое диалог? Как называется каждая фраза в диалоге?
— Составьте диалог с любым из этих словосочетаний из 2-3 реплик.
7. Восстановление устойчивых словосочетаний.
— Запишите словосочетания, добавляя название животных.
Голоден как … (волк), труслив как … (заяц), надут как … (индюк), хитер как … (лиса), нем как … (рыба), упрям как …(осел), колючий как … (еж).
8. Инсценировка стихотворения.
— Посмотрите сценку и подумайте о чем она.
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Не дерись, не дразнись,
В классе ты не петушись!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
— Какое устойчивое выражение вы услышали?
— Что имела ввиду квочка, отправляя сына в школу?
— Каким пришел петушок домой?
VI . Итог Урока. Рефлексия деятельности.
— Почему фразеологизмы называют устойчивыми выражениями?
Конспект урока русского языка в 3 классе «Фразеологизмы»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняяя общеобразовательная школа №88 г.Сочи
Разработка урока русского языка в 3 классе
Учитель: Зубова Армине Суриковна
Цель урока: формировать умения находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.
Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;
развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.
— Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назовите в них главное слово.
— Объясните правописание слов с орфограммами.
— Замените близкими по значению словосочетаниями, запишите.
Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, молоко от козы.
— Назовите главное слово в словосочетании.
ворон считать мечтать
витать в облаках молчать
мозолить глаза бездельничать
зарубить на носу надоедать
язык проглотить запомнить
— Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)
— Сформулируйте тему урока.
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.
Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но однажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания — фразеологизмы.
Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега—много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
В. Волина «Весёлая грамматика»
2. Работа по учебнику
— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
— Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тропических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)
Материал для учителя
С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на передних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.
— Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.
A в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном? Как называются такие выражения?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое фразеологизмы?
— Можно ли в них заменять слова?
— Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Работа по учебнику
— Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. Запишите их парами.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)
— Прочитайте предложение, которое вы составили.
— Прочитайте предложения с фразеологизмами.
— Объясните значение данных фразеологизмов.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов нас. 51.
— Как возник фразеологизм бить баклуши!
— А фразеологизм спустя рукава!
— Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.