Конспект что такое патриотизм
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Конспект открытого классного часа на тему: «Что такое патриотизм сегодня?»
Классный час: « Кто такой патриот? Что такое патриотизм?»
Цели: 1.способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности,
2.воспитание гражданственности подростков и чувства гордости, чувства патриотизма за свое государство
Оборудование: медиапроектор, экран, ПК.
Кто такой гражданин? Что значит быть великим гражданином?
Что обозначает патриотизм?
В чем проявляется патриотизм?
Что такое Отечечство?
10. Творческое задание.
Итог классного часа.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я вам зачитаю эпиграф к нашему классному часу: «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя!»- сказал римский политический деятель, философ и писатель Люций Аней Сенека. Прочитав этот эпиграф, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какую цель вы можете поставить? Что бы вы хотели узнать на классном часе?
Каждому из вас я раздала стихотворения, давайте выйдем к доске и познакомимся с ними.
Ребята читают стихи.
Небосвод, до боли синий,
Затуманил грустью взгляд.
На алтарь судьбы России
Брошу все, чем я богат.
По природе русский духом.
Что не вытравить уже,
Жизнь, что знаю не по слухам,
Отпечаталась в душе.
На висках заметный иней,
Будто праздничный наряд.
Сколько бед на счет России
И который век подряд?!
В суете борьбы кромешной
Я всегда с тобою, Русь!
За твою судьбу, сердешный,
И сражаюсь, и молюсь.
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Прослушав все стихотворения, можете ли вы сказать, о чем они?
Как вы понимаете, что такое Родина?
Слайд 3-14. А сейчас я бы хотела, чтобы вы прослушали песню Игоря Талькова «Чистые пруды» и ответили на вопрос : можно ли сказать, что слова этой песни о нашей Родине? Докажите, приведите примеры из песни. Во время прослушивания песни просмотрим слайды.
Кого мы можем назвать гражданином?
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Слайд 15. Быть гражданином – это не просто запись в паспорте, это состояние души, когда мысли и поступки человека направлены на благо своего народа, на благо своей любимой Родины и на ее процветание.
Ответьте на вопрос, почему мы можем назвать Пашку выдающимся гражданином?
У каждого гражданина есть права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? Из рассыпавшихся букв соберите это слово. (Конституция).
Слайд 17. Конституция это основной закон государства, определяющий как устроено гос-во и общество, как образуются органы власти, права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг гос-ва, его столица.
Со словами «патриотизм» и «Отечество» вы знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с вами попробуем составить Древо понятий. Как вы думаете, что такое патриотизм?
Слайд 18. Патриотизм – это
1. преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
2. любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
А как мы можем назвать человека,у которого проявляются эти качества?
Слайд 19. Патриот – патриотичный человек, тот, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, готов отдать свою жизнь за свою Родину.
В чем же проявляется патриотизм?
Слайд 20. Патриотизм проявляется
в любви к своему Отечеству,
в гордости за свой народ,
в любви к культуре своего народа,
в любви к своей малой Родине, где родился и провел первые годы своей жизни,
в деятельности на благо Родины,
— в готовности охранять и защищать свою страну
— в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков.
Подумайте и скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родной стране?
Считаете ли вы себя патриотом?
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
Хотели бы вы уехать из России?
Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
Вы за или против службы в армии?
Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
Есть ли пример для подражания? Кто?
А теперь давайте попытаемся рассмотреть такое понятие как Отечество.
Как вы думаете, что означает это слово?
Слайд 22. Отечество – это
1. Страна, где родился данный человек.
Ответьте на такой вопрос, любите ли вы свою Родину?
Слайд 23. Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? Сейчас я хочу предложить вам творческое задание. (Ребята делятся на 2 группы). Пока звучит песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», нарисовать плакат, который даст ответ, по вашему мнению на вопрос, с чего начинается Родина?
А теперь давайте подведем итог нашего классного часа и ответим на вопрос: Что значит быть патриотом? Как вы это понимаете? Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов, вы бы назвали патриотом? А поэтов, которые воспевают в своих стихах всю красоту нашей Родины можно назвать патриотами?
А как вы считаете, можно ли назвать патриотом каждого из присутствующих здесь?
И закончить наш классный час мне хочется четверостишьем
Где-то далеко, минуя разъезды.
Много на свете звезд и созвездий
Только у каждого своя звезда.
Помните об этом, т.к. от вас зависит, будет ли ваша звезда яркой и долго в сердцах знающих вас людей или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей Родины.
Конспект открытого урока » Поговорим о патриотизме»
Цели: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.
Оборудование: медиапроектор, экран, ПК, набор букв, бумага, фломастеры
«Что такое патриотизм»? Виды патриотизма.
В чем проявляется патриотизм?
(Звучит песня из к/ф «Офицеры» («От героев былых времен»).
Учитель приветствует учащихся, настраивает их на тему классного часа с помощью стихов.
Послушайте стихотворение Ольги Фокиной: (слайд 2)
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Учитель Я загадаю вам необычную загадку, попробуйте отгадать тему нашего классного часа
Мой первый слог – танцевальный шаг, Второй – «удовлетворительная» оценка,
А третий – предлог, с которого начинается любой «отсчет».
(учащиеся из букв складывают слово «ПА-ТРИ-ОТ»)
2. «Кто такой патриот?» (слайд 3)
Учитель Ребята вы в жизни, возможно, сталкивались уже с такими
понятиями как Родина, патриот. Попробуйте сформулировать, Что же такое Родина и кто же такой это патриот.
(Учащиеся высказывают свои варианты)
Учитель Каждый из вас высказал свое мнение, теперь давайте сравним ваши определения и определения, взятые из различных источников: (слайд 4)
народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (Словарь Ефремовой)
«Что такое патриотизм»?
Учитель Теперь попробуйте самостоятельно сформулировать понятие «патриотизм». Затем мы сравним ваши определения и определения, взятые из словарей. (Учащиеся высказывают свои варианты и затем сравнивают с понятиями из словарей.
Патриоти́зм м. любовь к отчизне.( Словарь Даля)
Какими качествами должен обладать патриот?
Групповая работа с карточками
Учитель Ребята, перед вами карточки, на них написаны качества человека. Прочитайте их внимательно давайте попробуем выяснить КАКОЙ ОН – ЧЕЛОВЕК-ПАТРИОТ? ( учащихся подходят к доске и прикрепляют карточки к фигуре человека)
Быть патриотом,… Что же это значит? (слайд 5)
А это значит Родину любить,А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Учитель Ребята, а можете ли вы назвать имена и фамилии людей, которых можно отнести к патриотам.
(Учащиеся высказывают свои варианты)
Учитель Мы с вами сегодня многих назвали патриотами, тех кто жил 400 лет, 200 лет, 70 лет назад. Скажите, а можно ли быть патриотом сегодня?
(Учащиеся высказывают свои варианты)
Учитель Так же быть патриотом – значит любить людей, которые с тобой рядом. Давайте обсудим с вами две ситуации.
Ситуация 1. Гордясь своими русскими корнями, банда подростков избивает 8-летнего мальчика-таджика. Это патриотизм?
(Учащиеся высказывают свои варианты)
(Учащиеся высказывают свои варианты)
Учитель И, конечно же, каждый патриот уважает историю, культуру своей страны. Знает ее государственные символы. А какие символы у нашего государства? Что означают три цвета на нашем флаге?
Давайте посмотрим на герб нашей страны. Знаете ли вы его значение?
Учитель Я предлагаю вам викторину, посвященную патриотизму.
Викторина (слайды 6 – 17 ) Ребус ( слайд 18-19)
Учитель Ребята, наш класс называется «Патриот», но у нас нет эмблемы. Предлагаю вам сейчас придумать и нарисовать эмблему.
Групповая работа (Учащиеся работают над эмблемой)
(фоном звучит песня + клип Майданова «Для патриотов России»)
Уважительно относится к окружающим людям
Ломать ветки и деревья
Убирать территорию около школы, во дворе дома
Ответственно выполнять поручения
Равнодушно относится к природе
Ругать свою страну
Изучать историю и культуру своей страны
Знать традиции своего народа
Добросовестно учится
Помогать пожилым людям
Защищать свою страну
Прославлять её в музыке, в стихах
Честно работать на своем месте
Воровать когда никто не видит
Мусорить
Изучать и соблюдать законы своей страны
Конспект занятия «Что значит быть патриотом?»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
Венгеровского района Новосибирской области
«Что значит быть патриотом?»
Автор: Михайлов Александр Васильевич,
педагог дополнительного образования
Тема: «Что значит быть патриотом?»
Участники: обучающиеся 10-13 лет
Оборудование: карта РФ, ноутбук, проектор.
Цель: р аскрыть понятие «патриот России»
— уточнить понятия «патриот», «патриотизм»,
— учить создавать краткие проекты.
— формировать уважение, любовь и бережное отношение к Отечеству,
— прививать интерес к истории Отечества.
— научить находить на карте РФ субъекты РФ,
— учить взаимодействию в команде.
И сладко песнь в честь Родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
Вопросы для беседы:
1. Ребята, как вы думаете, почему именно такими словами я начал наше занятия?
2. Что значит для вас слово «Родина»?
3. Как еще можно назвать нашу Родину?
-Ребята, если пролистать страницы нашего календаря, то какой праздник мы будем отмечать 4 ноября (День народного единства)?
— Вспомните, с какими историческими именами мы связываем историю этого праздника?
История возникновения праздника Дня народного единства своими корнями уходит в 1612 год, когда, возглавляемая Мининым и Пожарским народная армия, освободила город от иностранных захватчиков. Кроме того, именно это событие послужило толчком для окончания Смутного времени.
Работа с понятиями.
Слова: «Россия», «Родина», «Отечество» очень тесно связаны с понятиями «патриот», «патриотизм».
Как вы понимаете смысл этих слов?
Обратимся к образованию слова «Патриот». Оно пришло к нам из греческого языка, имеет греческую основу «патрио», что значит – Родина. Ещё древние греки считали, что любовь к Родине выше всего на свете: любви к родителям, братьям, сестрам, мужьям, даже к собственным детям. У греков считалось большой честью погибнуть, защищая свою Родину.
Объяснение учащимися смысла высказываний.
1. Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
3. Самые большие подвиги были совершены из любви к Отечеству.
Игра «Собери пословицу»
1.Человек без Родины – что соловей без песни.
2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
3. Родина – мать, умей ее защищать.
4. Жить – Родине служить.
5. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Работа в подгруппах над краткими проектами.
В этом году мы начали с вами заниматься проектной деятельностью. И сегодня, попробуем создать небольшие проекты. Для этого разделимся на группы. У каждой группы есть возможность, пользуясь интернетом, найти необходимую информацию по заданной теме, и представить свой краткий проект:
1 группа: «Патриоты на Руси» (кого на Руси считали патриотами?)
2 группа: «Современный патриотизм» ( по материалам Почетной книги РФ «Горячее сердце»)
(работа в группах, защита проектов).
Выступление 1 группы (просмотр иллюстраций по теме).
Вопросы для закрепления:
1. Можно назвать князя Минина и Дмитрия Пожарского патриотами?
3. С какими деятелями русской истории можно поставить в один ряд князей Минина и Дмитрия Пожарского?
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Александр Македонский)
Сегодня мы говорим о патриотах нашей страны. Они проявляли себя не только в военных сражениях. Людей, которые проявили смелость и отвагу в современное время, также можно назвать патриотами.
Выступление 2 группы.
Просмотр Почетной книги «Горячее сердце» (электронный вариант).
В конце нашего занятия, предлагаю вам порассуждать на тему:
«Могу ли я назвать себя патриотом России?»
1. Кого можно назвать патриотом?
2. Что такое патриотизм?
3. Какими чертами характера должен обладать настоящий гражданин своего Отечества?
Спасибо всем за работу на занятии. До новых встреч.
Конспект классного часа на тему «Кто такой патриот?»
« Кто такой патриот? Что такое патриотизм?»
Цель: способствовать формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.
-формирование российской гражданской идентичности(патриотизм, уважение к Отечеству)
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку
-умение определять цели обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
— уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
— устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
Прочитав этот эпиграф, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какую цель вы можете поставить? Что бы вы хотели узнать на занятии?
Каждому из вас я раздала стихотворения, давайте выйдем к доске и познакомимся с ними.
Ребята читают стихи.
Небосвод, до боли синий,
Затуманил грустью взгляд.
На алтарь судьбы России
Брошу все, чем я богат.
По природе русский духом.
Что не вытравить уже,
Жизнь, что знаю не по слухам,
Отпечаталась в душе.
На висках заметный иней,
Будто праздничный наряд.
Сколько бед на счет России
И который век подряд?!
В суете борьбы кромешной
Я всегда с тобою, Русь!
За твою судьбу, сердешный,
И сражаюсь, и молюсь.
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Прослушав все стихотворения, можете ли вы сказать, о чем они?
Как вы понимаете, что такое Родина?
А сейчас я бы хотела, чтобы вы прослушали песню Игоря Талькова «Чистые пруды» и ответили на вопрос : можно ли сказать, что слова этой песни о нашей Родине? Докажите, приведите примеры из песни.
Кого мы можем назвать гражданином?
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Быть гражданином – это не просто запись в паспорте, это состояние души, когда мысли и поступки человека направлены на благо своего народа, на благо своей любимой Родины и на ее процветание.
Ответьте на вопрос, почему мы можем назвать Пашку выдающимся гражданином?
У каждого гражданина есть права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? (Конституция).
Конституция это основной закон государства, определяющий как устроено гос-во и общество, как образуются органы власти, права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг гос-ва, его столица.
Со словами «патриотизм» и «Отечество» вы знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с вами попробуем составить Древо понятий. Как вы думаете, что такое патриотизм?
1. преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
2. любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
А как мы можем назвать человека,у которого проявляются эти качества?
Патриот – патриотичный человек, тот, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, готов отдать свою жизнь за свою Родину.
В чем же проявляется патриотизм?
в любви к своему Отечеству,
в гордости за свой народ,
в любви к культуре своего народа,
в любви к своей малой Родине, где родился и провел первые годы своей жизни,
в деятельности на благо Родины,
— в готовности охранять и защищать свою страну
— в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков.
Подумайте и скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родной стране?
Считаете ли вы себя патриотом?
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
Хотели бы вы уехать из России?
Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
Вы за или против службы в армии?
Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
Есть ли пример для подражания? Кто?
А теперь давайте попытаемся рассмотреть такое понятие как Отечество.
Как вы думаете, что означает это слово?
1. Страна, где родился данный человек.
Ответьте на такой вопрос, любите ли вы свою Родину?
Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? Сейчас я хочу предложить вам творческое задание. (Ребята делятся на 2 группы). Пока звучит песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», нарисовать плакат, который даст ответ, по вашему мнению на вопрос, с чего начинается Родина?
А теперь давайте подведем итог нашего классного часа и ответим на вопрос: Что значит быть патриотом? Как вы это понимаете? Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов, вы бы назвали патриотом? А поэтов, которые воспевают в своих стихах всю красоту нашей Родины можно назвать патриотами?
А как вы считаете, можно ли назвать патриотом каждого из присутствующих здесь?
И закончить наше занятие мне хочется четверостишьем
Где-то далеко, минуя разъезды.
Много на свете звезд и созвездий
Только у каждого своя звезда.
Помните об этом, т.к. от вас зависит, будет ли ваша звезда яркой и долго в сердцах знающих вас людей или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей Родины.