Конспект что такое сказка 5 класс
Урок по литературе для 5 класса на тему «Сказка как вид народной прозы. Виды сказок»
Урок 4 11.09.2017 Потапова
Тема Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Цель урока : развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки».
Обучающая : актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки» ;
Развивающая : вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,
развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы
Воспитательная : воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.
Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;
Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
3.Постановка учебной цели
Проверка домашнего здания
Начало новой темы урока
-«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»
-Начало чего прозвучало?
-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться?
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
-Правильно, в ходе ур ока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.
Отвечают на вопросы
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
Формулируют цель урока
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление
1. Слово учителя о сказках
-Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
— Дадим определение сказке.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
2. Основные признаки сказки (присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) Демонстрация признаков на примерах из сказки.
Беседа с объяснением:
6) Назвать повторы слов ( жили-были, нежданно-негаданно (слайд 9).
3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок»
Волшебные сказки ( повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии )
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Сказки народные и литературные
Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, слово учителя, постановка учебной задачи, актуализация опорных знаний, открытие нового, отличие литературной сказки от народной, физкультминутка, закрепление, обобщение, аналитическая беседа, итог, рефлексия, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Сказки народные и литературные
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы.
— выявить различия авторской сказки от народной
— создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
— создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности
— создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
2. Актуализация знаний
Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
(Дадим определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).
Итак, ребята, вспомним, что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных часто фантастических событиях и приключениях).
Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)
(Авторской. У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).
Правильно. В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала сказка народная? Почему?
Правильно. Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?
(Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )
Хорошо. Запишите третье отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной?
(Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение )
Хорошо. Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.
Правильно. Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются народные сказки?
( В некотором царстве, в некотором государстве…)
Можем ли мы точно определить место и время действия?
(Точное место и время определить невозможно ).
(В литературной сказке автор называет место и время, а если нет, то оно угадывается. Например, в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» точно указано и время, и место событий ).
Правильно. Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?
(Действие происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности, которая нам близка).
Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:
Небольшая по объему
Неопределенное пространство и время
Пространство и время определено
События более волшебные
События приближены к реальности
Известно, что поэт Александр Трифонович Твардовский был дружен с С. Я. Маршаком, прислушивался к его суждениям, внимательно знакомился с произведениями Маршака, посвящёнными детям. В одной из своих статей «О поэзии Маршака» он пишет; «Мировая литература знает много случаев, когда замечательные произведения, первоначально предназначенные не для детей, становились впоследствии любимыми детскими книгами, например „Дон Кихот», „Робинзон Крузо», „Путешествие Гулливера». Реже случаи, когда произведения, адресованные именно детскому читателю, становились сразу или позднее книгами, в равной степени интересными и для взрослых. Здесь в первую очередь надо назвать сказки Андерсена.
„Двенадцать месяцев» Маршака — один из таких случаев. По видимости непритязательная история, где судьба знакомой по многим сказкам трудолюбивой и умной девочки-сироты, гонимой и травимой злой мачехой, сказочным образом перекрещивается с судьбой её ровесницы — своенравной, избалованной властью девочки-королевы, — вмещает в себя, как это часто бывает в настоящей поэзии, ненароком и такие моменты содержания, которых автор, может быть, и в уме не держал. Таким мотивом звучит в этой пьесе мотив власти, не ведающей себе пределов, положенных даже законами природы, и уверенной, как эта маленькая капризница на троне, что она может в случае надобности издавать свои законы природы. »
Согласны ли вы с этим суждением? Подготовьте рассуждение в ответ на вопрос, приводя цитаты из текста пьесы- сказки.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. С детства люди привыкают к тому, что, кроме мира, в котором мы живем, с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населённый отважными добрыми молодцами, необыкновенно красивыми, мудрыми, верными красными девицами. В садах там растут яблони с золотыми листьями, яблоки с таких деревьев возвращают людям молодость. На ветвях сидят жар-птицы с сияющим, горящим опереньем. Героям в их тяжёлых испытаниях помогают чудесные помощники — мудрый Серый Волк или преданный Сивка-Бурка. Не обходится сказка и без скатерти- самобранки, ковра-самолёта, гуслей-самогудов. Занимательный, часто страшный рассказ о приключениях Ивана-царевича или Василисы Прекрасной настолько увлекает юного слушателя, что он уже и сам воображает себя смелым, сильным, а главное — справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И произошло ещё одно чудо: мир сказки стал намного шире, богаче, многообразнее. Его освоили герои, созданные писательской фантазией. Рядом с Жар- птицей поселился Золотой петушок; волшебная щука, которую поймал Емеля, оказалась соседкой золотой рыбки, созданной воображением поэта.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
-Давайте оценим свою работу: вы поработали на отлично –красный смайлик, на хорошо – желтый, чувствуете пробелы – зеленый.
Всем спасибо за участие!
До новых встреч!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока на тему «Сказка и её виды»
Тема урока: «Сказка и её виды»
Учитель : Александрова Наталия Ивнаовна
Учебник : В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровина
Тема урока : Русская народная сказка и её виды
Цель урока : Научиться определять вид сказки по её отличительным признакам
Тип урока : урок открытия новых знаний
Используемые технологии: проблемная, КСО, проектная
Предметные: научиться различать сказки по видам, выявлять отличия.
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему)
Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и в группе
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельность
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
Оценивать собственный вклад в работу.
Организационный (этап мотивации) 1 мин.
Здравствуйте, ребята! Пришла я к вам в гости с дальних берегов тридевятого царства, тридесятого государства.
Постановка учебной проблемы 2 мин
Мои друзья сделали вам презентацию (слайды 2-4)
Может, некоторых из них вы знаете. Попробуйте отгадать.
Дети угадывают тех, кто изображён на экране.
Ух, какие вы все умные, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (о сказках) слайд 5
— Может ли кто-нибудь сейчас сказать, что такое «сказка»?
— А на какие виды делятся сказки? ( слайд 5: ещё раз )
Вы совершенно правы, мы будем говорить о русских народных сказках и её видах.
Записываем число и тему урока на рабочем листе.
— Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Что же сегодня нам предстоит выяснить)
Записываю варианты учеников на доске
— Как я узнаю, что вы достигли цели? (чему должны научиться, какой должен быть результат)
Открытие нового знания. 5 мин
— Что, по-вашему, представляет собой жанр «сказка»? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)
— В чём отличие от других жанров?
Зачитываются фрагменты трёх сказок (фрагменты представлены в рабочей тетради)
— О чём или о ком эти сказки?
-Как вы думаете, на какие виды делятся сказки?
2) Работа со статьей (статья находится в рабочем листе ). Заполнить таблицу.
Сейчас предлагаю вспомнить начала одной сказку. Попрошу всех встать. Я буду рассказывать и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Жил-был царь. Позвал однажды царь сыновей. Пришли сыновья и поклонились отцу. А царь им сказал: «Пришла пора вам жениться» и улыбнулся. Снова сыновья поклонились отцу. Взяли сыновья стрелы и побежали в чисто поле. Пустили стрелы. Побежал Иванушка за своей стрелой, забрёл в болото. Видит – сидит лягушка с его стрелой. Удивился царевич.
Первичная проверка понимания 5 мин
КСО: взаимотренаж (инструкция в рабочем листе)
Применение новых знаний 10 мин
Работа в группе: мини-проект.
У каждой группы есть по одному конверту и по одному листу А3.
Задание: каждая группа выбирает из конверта только то, что относится к их видам: название сказок, приметы, картинки
Рефлексия учебной деятельности. 4 мин
Тест: чтобы проверить, насколько хорошо мы усвоили материал урока, выполним тест (в рабочем листе)
— Мы достигли поставленных в начале урока целей? (знаем определение, знаем виды сказок и умеем их определять)
Эмоции и настроение
(до начала урока всем ученикам раздала цветные кружки)
Я предлагаю запустить в небо шарики. У вас на столе есть зелёные, жёлтые и красные шарики. Прошу выбрать цвета шариков в зависимости от вашего настрения
Мне было на уроке достаточно комфортно
Вы прекрасно работали на уроке. Спасибо всем за работу. До свидания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1466099
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока по литературе на тему «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок» ( 5 класс )
Разработка урока по литературе 5 класс
Тема: Сказки как вид народной прозы. Виды сказок
— научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок.
— развивать коммуникативные умения;
— развивать речемыслительные умения;
— расширять кругозор учащихся.
— прививать любовь к литературе
— создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;
— воспитывать культуру общения на уроке.
Оборудование: записи на доске о сказке, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, литературоведческий словарь.
Тип урока : урок усвоения новых знаний
Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
I .Организационный момент
2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.
II . Актуалицация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
2. Беседа:
_ Что мы называем фольклором?
— Какие свойства фольклора вы знаете?
Назовите малые жанры фольклора.
III . Объяснение нового материала
1.Работа с эпиграфом.
— Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.
— повторить жанры УНТ;
— узнать о видах сказок;
— научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных сказок. (Прием «Домысливание»)
Работа с учебником: стр. 8-10.
Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике ( с. 10 ), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
1.Сказки о животных : «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
2.Бытовые сказки : «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
3.Волшебные сказки : «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Самыми древними являются сказки о животных . В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.
Герои бытовых сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника) : «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Фольклорные (много вариантов, автор – народ)
Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)
— Приведите примеры сказок:
фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)
литературных( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас.Андр.Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)
Назовите приметы сказки. ( Запись в тетраде )
-добро всегда побеждает зло;
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.
Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.
Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.
Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.
Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты : «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), г иперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».
Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.
V .Закрепление материала
а) разговор двух или нескольких лиц
б) построение произведения
в) устное народное творчество
Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
Кто является автором фольклорных произведений?
Что такое русская народная сказка?
а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
б) памятник исторической прозы Древней Руси
в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях
5. Литература происходит от слова litera , что в переводе означает:
6.Герои волшебных сказок
б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости
в) разговаривают и ведут себя как люди
7.Сказка «Василиса Премудрая» является
9.Назовите автора строк:
Добрым молодцам урок.
б) Александр Сергеевич Пушкин
в) Ганс Христиан Андерсен
10. К малым жанрам фольклора относятся:
— Посчитайте количество правильных ответов.
устная рефлексия «Закончи высказывание».