Конспект на тему что роднит музыку с литературой 5 класс

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Источник

Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой»

Тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

Цель : Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.

формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;

учить находить взаимосвязь искусства и жизни;

учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

уметь сравнивать музыкальные произведения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты изучения:

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».

I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса

1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.

2. Формулирование темы урока.

— Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

— Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

— А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

— Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

— Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

— Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)

Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

— Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

— Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

— Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».

Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

— М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

— Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

— Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

Ответы учащихся:Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

— Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

— Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся:Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

— Какой напрашивается вывод?

— А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

— Сделайте вывод по уроку.

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.

IV. Подведение итогов.

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Источник

План-конспект урока музыки

УМ модуль: Музыка и литература

Тема урока: Что роднит музыку с литературой

Тип урока: урок изучения нового материала

— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

— овладеть понятиями вокализ, квартет.

Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Материально-техническое оснащение (МТО): проектор, ноутбук, акустическая система.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация ранее изученных знаний

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Подведение итогов урока

Выдача домашнего задания

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

Сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой». Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы. (слайд 1)

3. Актуализация ранее изученного материала (6 мин)

Но для начала необходимо вспомнить, что вы уже знаете о музыке. Для этого немного поиграем. Любите играть? Я подготовила для вас кроссворд, давайте его разгадаем.

Клавишный струнный музыкальный инструмент (фортепиано). (слайд 2)

Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках (ударник). (слайд 3)

Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Лист) (слайд 4)

Чем водит по струнам скрипач? (смычок) (слайд 5)

Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова (квартет). (слайд 6)

Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон). (слайд 7)

Молодцы, я вижу, что с музыкой вы знакомы. (слайд 8)

Но кто ответит мне на следующий вопрос?

4. Изучение нового материала (30 мин)

Что такое музыка? Ответов существует множество. Давайте прочитаем как бы ответили на этот вопрос великие люди прошлого.

Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. ( Лютер М.)

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. (В. Сухомлинский)

Прекраснее музыки только тишина. ( Поль Клодель) (слайд 9)

Как вы понимаете эти высказывания?

Запишите себе в тетрадку высказывание Сухомлинского.

Разные ответы на вопрос «что такое музыка?» лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее и благороднее. Но испытывать влияние музыки, еще не значит понимать ее.

Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальных слух. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить. Все это мы узнаем на уроках музыки.

Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках.

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!

У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства – так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. (слайд 10) Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. (слайд 11)

А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.

Какое музыкальное произведение вы слышите чаще всего? (Песня)

Правильно, это песня. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.

Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).

Эту мелодию мы можем с вами исполнить? (Да, сможем. Голосом)

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ». (слайд 13)

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение.) (слайд 15)

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и запишите слова из текста басни, которые относятся к музыке.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь». (слайд 16)

Итак, какие слова, относящиеся к музыке вы записали? (квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? (нет).

Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.

5. Подведение итогов урока (3)

Давайте ответим на несколько вопросов для повторения.

Из каких составных частей состоит песня? (слайд 17)

Вот и подошел урок к концу. Я предлагаю вам проголосовать. Если вам понравился урок, то поднимите большой палец вверх, если не понравился, то вниз. (слайд 18)

6. Выдача домашнего задания (1 мин)

На оценку составить кроссворд о музыке с использованием не менее 5 слов. Оформить в виде презентации, распечатать на принтере или нарисовать на альбомном листе. Ответы не вписывать, а написать на отдельном листе.

Источник

Конспект урока «Что роднит музыку с литературой?» 5 класс

Что роднит музыку с литературой. Введение в тему I полугодия 5-го класса «Музыка и литература»

Презентации к уроку

Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы

создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»

На листе А4 изображения нескольких инструментов разных групп симфонического оркестра (по 1 листу на каждую группу).

Образец Экспертного заключения на одну группу (4 человека)

Число, класс, № группы

Общая сумма баллов

ф.и., тестовая оценка впечатления об уроке:

Ход и содержание урока

Приём: «Приглашение на фестиваль».
Учитель приглашает всех учащихся принять участие в фестивале классных талантов «201-ая музыкальная планета». (Слайды 1, 2)

Учащиеся знакомятся с общей структурой подготовки и проведения этого мероприятия
(Слайд 3):

Для участия в фестивале ученики 5-9 классов работают над групповым проектом 1 четверти «Русская вокальная музыка – живой родник русской души».

Каждая параллель класса работает над проектом по своему направлению, которое является тематическим разделом группового проекта.

Тематический раздел проекта объединяет все темы, изучаемые на уроках в 1 четверти.

Ученикам 5-7 классов дистанционно, а так же на дополнительных внеклассных занятиях оказывают помощь в работе над своим разделом проекта ведущие эксперты – ученики 8 и 9 классов под руководством учителя.

На последней учебной неделе 1 четверти работа над проектом завершается и экспертами выбираются лучшие материалы, которые демонстрируются в школе на 1-ом этапе фестиваля классных талантов «201-ая музыкальная планета».

Интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово» ( слайды №4-8)

— Какие темы в I четверти нам предстоит изучить, чтобы выполнить работу над проектом?

Выяснить это нам поможет интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово».

— По названию тренинга Вы можете определить направление работы над проектом в 5-ом классе.

Задание. Зная название своего направления в проекте и тему этого урока: «Что роднит музыку с литературой», найдите ещё 3 названия тем I четверти.

Условие. Выберите в тексте фразу, которой можно завершить предложение или ответить на заданный вопрос.

Ученики знакомятся с предложением или вопросом и читают текст, из которого нужно найти недостающую для окончания фразу или дословный ответ на вопрос. Выбранная фраза является названием одной из тем 1 четверти.

Учитель слушает выбранный вариант названия новой темы от каждой группы, после чего на слайде (по щелчку) появляется правильный вариант ответа.

Команды, ответ которых совпал с правильным вариантом, награждаются жетонами.

Формирование ожиданий учеников

Теперь Вы знаете названия всех тем I четверти, которые Вам предстоит освоить, работая над проектом. Какие вопросы и предложения в связи с этим у Вас появились? Что Вам понравилось или не понравилось, понятно или не понятно в направлении своей работы?

Каждой группе учащихся, сидящих по 4 человека, предлагается кратко сформулировать беспокоящие их в связи с работой над проектом проблемы, написав их вместе или по очереди на темной части «ленты», а надежды и пожелания положительного характера на светлой части «ленты».

Учитель объясняет, что он и его помощники-старшеклассники учтут это в дальнейшей работе, а наиболее часто повторяющиеся вопросы и предложения будут озвучены и прокомментированы на следующем уроке.

Игра «Человек-оркестр» (слайды 9-17)

Цель: физическая и эмоциональная разрядка с непроизвольным закреплением слуховых навыков определения различных групп симфонического оркестра.

Подготовительный этап (без музыки) – дети вместе с учителем изображают игру на одном из инструментов симфонического оркестра, а затем получают жетоны за определение настроения, с которым играл музыкант и группы, из которой этот инструмент. (Проверка ответов происходит при «щелчке» на выбранную фигурку музыканта из любого слайда в данной игре).

Заключительный этап – после исполнения зрители (участники всех групп в тот момент, когда они не изображали музыкантов) присуждают «смайлики» лучшим группам музыкантов, обосновывая свой выбор.

Игра «Выбираем Музу» (слайды 19-20)

— Сегодня мы пригласим греческих Муз, чтобы они помогли нам понять, что роднит музыку с литературой. Давайте сначала познакомимся с каждой из них и определим, какие виды искусства они представляют.

— Определите, какой Музе принадлежит фрагмент звучащего произведения.

Первый пример: учитель наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». Команды называют выбранных ими Муз, доказывая связь музыки с литературой, т. к. узнают известную песню, где есть и мелодия и слова.

Для подтверждения сказанного учитель предлагает выразительно исполнить 1-ый куплет песни.

Команды называют выбранных ими Муз.

По ходу выполнения заданий группы награждаются жетонами за ответы, культуру слушания и исполнение песни.

Переход к этапу рефлексии.

— Как Вы думаете, сходны ли между собой фразы из произведений Н. Кукольника и М. Глинки и нельзя ли их объединить друг с другом по родству интонаций? (Дети, размышляя, выразительно повторяют по очереди литературную и музыкальную фразы из «Жаворонка» Н. Кукольника и М. Глинки, показывая рукой плавную линию повышений и понижений голоса).

Вывод: интонации этих фраз имеют большое сходство.

Рефлексия деятельности на уроке

— Какие чувства объединяют музыкальную и литературную интонацию этих фраз? (нежность, грусть, мягкость, тепло души, влюблённость и т. д.)

— Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием. Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым), чтобы можно было выразить перечисленные Вами чувства?

Слушание 1-го куплета «Жаворонка» М. Глинки на стихи Н. Кукольника. (Ответ – дыхание певца спокойное и глубокое).

Вокальная работа – разучивание песни «Жаворонок».

Самостоятельная работа в группах: «Какая Муза здесь царит?» (слайды 24-28)

Во время слушания музыки П. И. Чайковского из «Финала симфонии №4» определите, какие Музы помогли композитору в создании этого произведения.

После прослушивания идёт обсуждение в группах и выслушивается единое аргументированное мнение каждой группы. Возможно возникновение дискуссии, т.к. многообразие контрастов этой музыки и видеоряд позволяют найти черты разных муз и взаимосвязь между разными видами искусства.

Метод «Экспертное заключение»

Учитель предлагает детям стать экспертами по результативности собственной деятельности и высказать свои впечатления от урока. Учащиеся, совещаясь и учитывая мнение каждого участника группы, заполняют все разделы таблицы «Экспертного заключения», выбирая лидеров своей группы. Из лидеров группы путём жеребьевки создаётся команда ведущих лидеров следующего урока, между которыми распределяются вопросы на дом для продолжения работы над темой проекта. При желании повысить результативность своей работы на следующем уроке каждый ученик имеет право присоединиться к команде лидеров и выполнить вместе с ними домашнее задание.

Вопросы для работы над проектом:

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Что роднит между собой музыку и литературу?

Могут ли музыкальные произведения иметь литературные названия и наоборот?

Как вокальная и инструментальная музыка могут быть связаны между собой с помощью литературы?

Список учебной и дополнительной литературы

Сергеева Г. П., Критская. Е. Д. Методическое пособие: музыка 5-6 классы. 2005 М. Просвещение

Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Учебник: Музыка 5 класс. 2003, 2007 М. Просвещение»

Буслович Д. С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. 1995 СПб «Папирус»

Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. 2007 СПб «Композитор»

Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *