Конспект на тему что изучает физика

Конспект урока по физике на тему «Что изучает физика» (7 класс)

Тема урока: «Что изучат физика?»

Тип урока: Изучение нового материала

Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

образовательная: ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявить источники физических знаний.

развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: портреты ученых, картинки, шарик пластмассовый, шарик стальной

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (10 мин).

Введение нового материала (20 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (3 мин).

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Тема: «Что изучает физика?»

Д/З: § 1-3, вопросы. Л. №5,7. Подг. к л/р №1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики».

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Рабочая тетрадь – 48 листов

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь для лабораторных работ

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

Введение нового материала

Учитель: Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к. на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Учитель: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. Следовательно, стол, стул – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.

Учитель: Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

Учитель: Физические явления делятся на несколько видов:

1. механические (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости)

2. электрические (Например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел)

3. тепловые (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел)

4. магнитные (например, действие магнитов на железо)

5. оптические (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света)

7. Атомные (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы происходящие внутри звезд).

Физика-это наука, которая изучает все эти явления.

Учитель: С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Учитель: При изучении физики мы будем разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) все что нас окружает материально.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов

Учитель: Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются знания у человека? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и началась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона из золота или же в нее подмешано серебро. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. В восторге он выскочил из ванны, восклицая: «Эврика!». Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед опустил в сосуд с водой золотой слиток того же веса что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем повторил опыт со слитком серебра и нашел, что воды вылилось больше т.к. при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота. Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где то посередине между результатами опытов со слитками и пришел к выводу что корона сделана не из чистого золота.

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты). Опыты проводятся по заранее продуманному плану с определенной целью. Во время опытов проводятся измерения физических величин с помощью специальных приборов. Примеры физических величин: объем, расстояние, скорость, температура.

Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Источник

Конспект урока по физике на тему: «Что изучает физика» (7 класс).

Тема урока: «Что изучат физика?»

Тип урока: Изучение нового материала

Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

образовательная: ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявить источники физических знаний.

развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: портреты ученых, картинки, шарик пластмассовый, шарик стальной

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (10 мин).

Введение нового материала (20 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (3 мин).

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Тема: «Что изучает физика?»

Д/З: § 1-3, вопросы. Л. №5,7. Подг. к л/р №1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики».

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Рабочая тетрадь – 48 листов

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь для лабораторных работ

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

Введение нового материала

Учитель: Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к. на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Учитель: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. Следовательно, стол, стул – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.

Учитель: Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

Учитель: Физические явления делятся на несколько видов:

1. механические (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости)

2. электрические (Например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел)

3. тепловые (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел)

4. магнитные (например, действие магнитов на железо)

5. оптические (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света)

7. Атомные (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы происходящие внутри звезд).

Физика-это наука, которая изучает все эти явления.

Учитель: С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Учитель: При изучении физики мы будем разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) все что нас окружает материально.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов

Учитель: Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются знания у человека? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и началась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона из золота или же в нее подмешано серебро. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. В восторге он выскочил из ванны, восклицая: «Эврика!». Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед опустил в сосуд с водой золотой слиток того же веса что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем повторил опыт со слитком серебра и нашел, что воды вылилось больше т.к. при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота. Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где то посередине между результатами опытов со слитками и пришел к выводу что корона сделана не из чистого золота.

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты). Опыты проводятся по заранее продуманному плану с определенной целью. Во время опытов проводятся измерения физических величин с помощью специальных приборов. Примеры физических величин: объем, расстояние, скорость, температура.

Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Источник

Конспект по физике «Что изучает физика?»

Урок по физике в 7 классе по теме «Что изучает физика».

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.

Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина.

Выявить источники физических знаний.

Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.

Оборудование: для демонстрации световых, механических, звуковых, магнитных, тепловых явлений, презентация «Что изучает физика». Сборник задач В.И.Лукашика.

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Методические приемы: лекция с элементами беседы и презентацией.

Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем.

Приветствие. Определение отсутствующих. Требование к уроку. Инструктаж по технике безопасности.

1. Активизация внимания, подготовка к восприятию нового материала.

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Рабочая тетрадь – 48 листов

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь для лабораторных работ

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7 – 9»

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

1. Из истории физики.

Учитель. Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к.на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. ”

Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (используя различный цвет шрифта).

Природа —> Физика —> Техника

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.

В жизни мы очень часто сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире. В физике принято эти изменения называть – физическими явлениями или просто явления. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

Каким образом человек познает мир? Каким образом он исследует явления природы, получая научные знания о нем?

С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

«Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ» Гераклит.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Физические законы основываются и проверяются на фактах, установленных опытным путем. Не менее важный способ познания – теоретическое описание явления. Физические теории позволяют объяснить известные явления и предсказать новые, еще не открытые. Например, Дж. Максвелл создавая теорию электромагнитного поля предсказал существование электромагнитных волн, которые были обнаружены спустя несколько лет другим ученым Герцем. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Изменения, происходящие с телами, называются физическими явлениями.

Физические явления делятся на несколько видов.

Источник

Конспект урока по физике на тему: «Что изучает физика»

Первый урок физики в 7-м классе «Что изучает физика?»

Цель: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.

Образовательная: учащиеся получают знания основ физики и приобретают

умения и навыки использовать эти знания на практике;

Развивающая: развивает познавательные возможности: самостоятельно

изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической

информации, учиться логически мыслить и переходить от логического

мышления к диалектическому и творческому;

Воспитательная: обучение физики служит базой для формирования научного

мировоззрения, которое реализуется при расскытии таких аспектов, как

человек и труд, человек и машина.

Учащиеся должны знать/уметь

физика – наука о природе;

предмет изучения физики – объекты окружающей природы, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения;

объекты (лат. оbjectum – предмет или предметы), составляющие окружающий мир природного происхождения или созданные человеком, воспринимаемые человеком непосредственно с помощью органов чувств, называются физическими телами;

чувственно воспринимаемые свойства тел – это свойства тел, которые воспринимает человек с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания);

наблюдение и опыт (эксперимент) – это методы (способы) выявления свойств объектов;

наблюдение – это деятельность, которую выполняет человек с целью выявить свойства тела без воздействия на него;

эксперимент – это деятельность, которую выполняет человек с целью выявить свойства тела, оказывая воздействие на это тело другим телом;

и наблюдение, и эксперимент начинаются с формулирования цели; в формулировке цели обязательно указываются ожидаемый результат;

если любое тело в данный момент времени обладает определенными свойствами, то говорят, что тело находится в определенном состоянии.

называть предметы окружающей действительности термином “физические тела”;

формулировать цель наблюдения;

формулировать цель эксперимента;

выделять свойства тел наблюдением;

выявлять свойства тел экспериментом;

описывать состояние тела.

Учитель: Сегодня на уроке вы начинаете знакомиться с новой для вас наукой, которая называется физикой. Записывает на доске, учащиеся в тетради:Physis (греч.) – природа. Физика – наука о природе”. Какие еще науки о природе вам известны?

Ученик: Биология, география, астрономия, химия, …

Учитель: Вы назвали несколько наук о природе. Чем же различаются эти науки о природе? Они различаются предметом изучения. Предмет изучения физики – объекты окружающей природы, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения (просит записать эту фразу под диктовку). Давайте разберемся, каков предмет изучения физики, выясним, какие объекты природы изучает физика. Уточню термин “объект”. Это слово перешло в нашу речь из латинского языка и означает предмет. Записывает на доске: “лат. objectum – предмет”. Перечислите, пожалуйста, известные вам объекты окружающей природы.

Ученик: Стол, дом, машина …

Учитель: Кто может продолжить? (Ученики перечисляют). Понятно, что все перечислить невозможно, да и не надо. Вы перечислили объекты, которые человек воспринимает с помощью органов чувств, но существуют объекты, которые человек не видит, не ощущает, не слышит. Вы, наверное, слышали, что существуют радиоволны, гравитационное поле, магнитное поле, но никто из людей эти объекты непосредственно с помощью органов чувств не воспринимает. Итак, в природе существуют объекты, которые разделяют на физические тела и поля (записывает на доске, а учащиеся в тетрадях) :

Конспект на тему что изучает физика. Смотреть фото Конспект на тему что изучает физика. Смотреть картинку Конспект на тему что изучает физика. Картинка про Конспект на тему что изучает физика. Фото Конспект на тему что изучает физика

Учитель: Мы с вами будем изучать в 7 классе только физические тела (подписываем в таблице). Итак, каков предмет изучения в курсе физики 7 класса?

Ученик: В 7 классе мы будем изучать физические тела.

Ученик: Физическим телом.

Ученик: Физическим телом.

Задание № 1: назвать физическим термином предметы, представленные в таблице

Учитель: Работу закончили. Листочки передали мне. (Учитель просматривает и анализирует ответы учащихся. Как показывает опыт, встречаются единицы учащихся, которые упоминают в своих названиях термин “объект”. Эти ответы следует прокомментировать.)

Учитель: Итак, вы освоили первый физический термин – “физическое тело”, или будем говорить короче – тело.

Учитель: Что же еще входит в предмет изучения физики?

Ученик: В предмет изучения физики входят чувственно воспринимаемые свойства тел.

Учитель: Как понять эту фразу?

Ученик: Я думаю, что физика изучает те свойства физических тел, которые мы видим, слышим, осязаем, обоняем.

Ученик 1: Он прозрачный, имеет форму цилиндра.

Учитель записывает все перечисленные свойства стакана на доске в столбик.

Ученик 2: Высокий. Имеет объем. Внутрь его можно что-нибудь поместить.

Учитель: Или говорят: стакан полый, имеет полость. Стакан имеет объем или правильнее сказать, что он занимает часть пространства. Какими еще свойствами обладает это тело?

Учитель: А я скажу, что стакан твердый. Вы согласны со мной? Как вы узнали, что стакан твердый?

Ученик: Если попробовать сдавить его, то он не сдавливается.

Учитель: Оотлично! Я давлю на стакан, а он не сдавливается. Именно поэтому я утверждаю, что стакан твердый. Теперь я скажу, что стакан хрупкий. Вы согласны со мной?

Ученик: Да, согласен.

Учитель: А откуда ты знаешь, что стакан хрупкий?

Ученик: Если ударить по нему, то он разлетится на кусочки.

Учитель: А теперь я скажу, что стакан прохладный, гладкий.

Ученик: Я соглашусь, если проверю стакан на ощупь.

Ученики могут назвать свойства стакана: стеклянный, хрупкий и т. д., рассматривая этот стакан издалека. В этом случае следует попросить их сказать, откуда они знают об этих свойствах.

Ученик: Мне кажется потому, что свойства, перечисленные в первом столбике, мы выявили, не прикасаясь к стакану, а твердость и хрупкость выделили, действуя руками на стакан.

Ученик: Определить какие свойства у стакана.

Учитель: Подпишите над первым столбиком: “Цель: установить, какими свойствами обладает стакан”. Какова была цель экспериментов?

Ученик: По-моему, тоже выявить свойства стакана.

Учитель: Есть ли другие мнения? Позвольте не согласиться с вашим мнением. Если бы я так сформулировала цель, то почему для ее достижения я не бросила стакан на пол или не погрузила его в воду? Ведь при таких воздействиях тоже можно обнаружить какие-то свойства стакана. Но я осуществляла определенное воздействие и выявляла определенное свойство. Поэтому и цель нужно ставить конкретную, определенную: твердый ли стакан? Хрупкий ли стакан? В соответствие с поставленной целью подбираются способы воздействия на тело. Итак, над вторым столбцом запишите: “Цели: твердый ли стакан? Хрупкий ли стакан. ”

В результате на доске представлена следующая таблица:

установить, какими свойствами обладает стакан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *