Конспект урока 2 класс технология что такое симметрия
«Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?».
«Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?».
Ознакомление с симметрией; создание условий для развития творчества.
— знание средств эстетической выразительности — симметрии и асимметрии;
— умение вырезать симметричные фигуры;
— умение выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу.
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— развитие навыков сотрудничества;
— развитие познавательного интереса и учебного мотива;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные: умение сравнивать изделия с критериями, выполнять анализ работы, создавать и воплощать мысленный образ в изделии, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи.
2. Узнать, как получить симметричные детали.
3. Составить композицию из симметричных деталей.
Открытие нового знания.
Учебник Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» 2 кл., раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, разработанная учителем.
Сотрудничества, критического мышления, интерактивная, развивающего обучения.
Организационно- деятельностный блок
Симметрия, ось симметрии, композиция-симметрия.
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы.
Русский язык, окружающий мир, физическая культура.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Диагностика результатов урока:
Подведение итогов проделанной на уроке работы с помощью системы вопросов.
1. Мотивация учебной деятельности
2. Постановка учебной задачи
3. Учебное действие
4. Действие контроля
5. Действие самоконтроля
6. Оценка. Самооценка
Мотивация учебной деятельности
— Для сегодняшней работы нам с вами понадобится: цветная бумага, цветной картон, простой карандаш, ножницы и клей-карандаш. Проверьте, все ли у вас на месте?
— Ребята, смотрите, кто пришел к нам в класс? Принимаю хоровой ответ.
— Только почему-то Маша грустная. Давайте узнаем, в чем дело.
— Поможем Маше? Принимаю хоровой ответ.
— Каких знаний ей не хватает? Обратите внимание, она указала в письме …, прочти.
— Чтобы помочь Маше, определим тему урока. Какова тема нашего урока?
Приветствуют учителя. Занимают свои рабочие места. Проявляют устойчивый интерес к предстоящей деятельности.
Проверяют готовность к уроку.
Внимательно слушают учителя.
Не знает, как вырезать симметричные детали.
Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения.
Постановка учебной задачи
— Поставим цель: ознакомление с понятием …
— Для реализации цели поставим задачи:
2. узнаем, как получить…… (симметричные детали);
3. составим композицию из…. (симметричных деталей).
— Обозначив цель и задачи, начнем работу по плану.
1. Выяснить, что такое симметричные детали.
2. Узнать, как получают симметричные детали;
3. Составить композицию из симметричных деталей.
Симметрия, симметричные детали
С имметричных деталей.
Самостоятельно формулируют цель, задачи урока. Составляют план урока.
Метапредметные: регулятивные: формулируют цель и учебные задачи урока.
Метапредметные: познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.
— Начнём! Узнаем, что же такое симметрия. В этом нам поможет учебник. Обратимся к 26-ой странице учебника
— Рассмотрите рисунки. Если бабочка сложит крылья, совпадут ли крылья и узоры на них? Принимаю хоровой ответ.
— Проверим ваши предположения. Возьмите бабочку, сложите ее пополам. Совпали ли крылья бабочки и узоры на них?
— Можно ли сказать, что правая половинка листа дуба является отражением левой?
— Проверим ваши предположения. Возьмите лист, сложите его пополам. Совпали ли правая и левая половинка листа?
— Какой вывод мы можем сделать? Прочтем 1 абзац текста учебника.
— Ребята, как вы поняли, какие детали называют симметричными? Не симметричными?
— Вы абсолютно правы, симметрия – это пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
— Обратите внимание, как пишется слово «симметрия». Давайте произнесем его вместе.
— МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ПОНЯТИЕМ «СИММЕТРИЯ»?
-Возьмите в руки бабочку.
Показываете наглядно на эту линию и говорите
— Эта линия сгиба называется осью симметрии. Проговорим хором: «Ось симметрии»
— Ребята, посмотрите. Маша вырезала симметричные детали. Вы согласны с тем, что все из них симметричны? Принимаю хоровой ответ.
— Ребята, похоже, у Маши вновь возникла проблема. Она не может соотнести половину с целым. Поможем Маше справиться с этой задачей? Принимаю хоровой ответ.
К доске выходит 1 ребенок и соотносит половину с целым, исходя из ответов учащихся, сидящих на местах, которые отвечают по цепочке.
— Ребята, но Маше все же интересно, как получить симметричные детали. Мы поможем Маше узнать это? Принимаю хоровой ответ.
— Как вы думаете, как же мы их получим?
Изготовление детали цветка
— Верно, молодцы. Возьмите квадратную заготовку и согните ее пополам. Нарисуйте на изнаночной стороне половину цветка так, чтобы после вырезания получился целый цветок.
— С какой стороны нужно нарисовать цветок?
— А что мы получим, если разметим со стороны срезов?
— Поняли, какую ошибку можете допустить?
— Перед началом резки, вспомним правила безопасной работы с ножницами.
— Не держи ножницы концами вверх;
— Не оставляй ножницы раскрытыми;
— Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперёд.
— Постарайся, чтобы клей не попадал на одежду, лицо, и особенно в глаза;
— После работы плотно закрой баночку с клеем.
— О чем надо помнить при вырезании, чтобы не ошибиться?
— Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вырезать сразу несколько одинаковых симметричных деталей?
— МЫ УЗНАЛИ, КАК ПОЛУЧИТЬ СИММЕТРИЧНЫЕ ДЕТАЛИ?
— Маша рада, что вы помогли ей получить недостающие знания, чтобы сделать подарок Мишке. Она приглашает Вас сделать аппликацию вместе с ней.
— Выполним аппликацию, поработав в группах по 3 человека.
Петя, подсядь к Оле; Таня, подсядь к Ане.
— Композицию своей аппликации вы составите самостоятельно, выбрав детали из тех, которые представлены на слайде.
— У меня получилась такая композиция, у вас может получиться другая.
— Посмотрите внимательно на слайд. Какие это детали?
— В какой последовательности мы будем работать?
— Обратите внимание на критерии оценивания вашей работы:
— Линия среза ровная;
— Деталь промазана клеем полностью;
— Разметка выполнена на изнаночной стороне.
— Желаю вам успеха в вашей деятельности. Можете приступать к работе.
— МЫ СОСТАВИЛИ КОМПОЗИЦИЮ ИЗ СИММЕТРИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ?
Презентация к уроку технологии на тему «Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция из симметричных бумажных деталей.» (2 класс УМК Школа России)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция из симметричных бумажных деталей. (технология) 2 класс Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ «Краснознаменская школа» Малова Ксения Тальатовна
Линия, которая делит наш предмет пополам, называется осью симметрии.
Композиция из симметричных бумажных деталей «Соборы и замки»
Рефлексия Я узнал, что… Было интересно узнать о … Теперь я смогу …
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-535457
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конструкт по технологии на тему «Как получить симметрию?» (2 класс)
Конструкт урока технологии
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»
студентки группы 46 «Б»
специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Говорухиной Марины Алексеевны
ФИО учителя класса: Калистратова Любовь Владимировна
ФИО методиста: Стрельникова Елена Михайловна Подпись__________
Тема: Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?
УМК: Школа России (Лутцева Е.А., Зуева Т.П.)
Цель: воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства при создании симметричных образов.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, взаимооценка, самооценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, моделирование, формулирование проблемы); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли).
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о симметрии, о понятиях «симметрия» и «асимметрия», «ось симметрии», различают симметричные и несимметричные предметы, находят ось симметрии, владеют приемом получения симметричных предметов путем сгибания заготовки, умеют размечать образ через шаблон, совмещая ось симметрии, составляют образы, используя понятие «ритм».
Воспитательные: воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, безопасное поведение, бережное отношение к труду и продуктам труда.
Коррекционно-развивающие: формировать умения работать по словесной инструкции, корректировать недоразвитость мелкой моторики рук в процессе практической работы, корректировать вербальную память на основе упражнения в запоминании слов «симметрия», «ось симметрии», формировать появление желания сделать работу аккуратной посредством демонстрации красивых образов.
Способствовать формированию регулятивных УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, взаимооценка, самооценка, волевая саморегуляция); познавательных УУД (формулирование познавательной цели, анализ, моделирование, формулирование проблемы); коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли).
Образовательные: дать представление о симметрии в изделиях, познакомить с понятиями «симметрия» и «асимметрия», «ось симметрии», учить различать симметричные и несимметричные предметы, находить ось симметрии, закрепить прием получения симметричных деталей путем сгибания заготовки, закрепить разметку образа по шаблону, совмещая ось симметрии, составлять образы, используя понятие «ритм».
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
Воспитывать через взаимодействие.
Принцип систематичности и последовательности;
Конспект урока 2 класс технология что такое симметрия
Автор: Лапухова Татьяна Юрьевна
Организация: МБОУ СОШ №42
Населенный пункт: Ростовская область, г. Шахты
Технологическая карта урока
Целевой блок
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция-симметрия.
Формирование у обучающихся системы представлений и знаний о симметрии, а также создание условий для накопления опыта изображения композиции-симметрии на листе бумаги
Предметные результаты:
-формирование эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений народного искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественной деятельности.
Личностные результаты:
-принятие социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение планировать и регулировать свою деятельность;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-владение основами самоконтроля, принятие решений.
Коммуникативные УУД:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
-умение вступать в диалог;
-принятие решения и его реализация;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Инструментальный блок
Образовательная:
-подробное рассмотрение определения понятия «симметрия»;
-рассмотрение вопроса о рациональном применении алгоритма создания симметричных деталей;
-освоение важных приёмов и алгоритмов выполнения технологических действий.
Развивающая:
-развитие умений правильно действовать при решении задач;
-совершенствование умений работать сообща, вести диалог;
-создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций
Воспитательная:
-формирование навыков сотрудничества;
-воспитание учебной активности;
-создание условий для привития умения работать в парах, коллективно и самостоятельно.
урок «открытия» новых знаний
УМК «Школа России», авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П., 2 класс, стр. 26-29
«симметрия», «деталь», «алгоритм», «ситуация», «взаимопроверка», «материал», «инструменты»
информатика, литературное чтение, русский язык, физическая культура, математика
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Юрьевна и урок технологии у вас проведу я. Вам понадобятся: клей, ножницы, картон, цветная бумага и простой карандаш. Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание на экран и скажите, какой из этих предметов лишний?
Скажите, про какой предмет или фигуру можно сказать, что если их сложить пополам, то половинки совпадут? Как называются такие предметы или фигуры? Такие фигуры или предметы называются симметричными.
Обучающиеся классного коллектива приветствуют учителя и настраиваются на продуктивную и активную деятельность на уроке. Проверяют готовность к уроку.
Выполняют работу с интерактивной доской.
Отвечают на вопрос учителя, аргументируя свою позицию.
Личностные УУД:
-считаться с мнением другого человека;
-принимать и осваивают социальную роль обучающегося
Регулятивные УУД:
-владеть приёмами саморегуляции
Коммуникативные УУД:
-планировать учебное сотрудничество;
-умело предотвращать конфликтные ситуации;
-умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-эффективное решение проблемной ситуации
Постановка учебных задач
Предположите, что же такое симметрия?
Симметрия- это свойство фигуры, при котором она остаётся низменной, если сложить её пополам.
Обратите внимание на слайд и скажите, как мы будем выполнять следующее задание?
Повторим правила работы в парах.
Откройте учебники на 26 странице. Посовещайтесь и ответьте, на каких из этих рисунков есть симметричное изображение? Почему?
Сформулируйте тему урока (что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция-симметрия).
Какова цель? Сформулируем её со следующих слов. (ознакомление с элементами … симметрии).
Ребята, я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы посетим три зоны: информационную зону, зону отдыха и рабочую зону.
Для достижения цели мы должны решить ряд задач, они и будут являться планом нашей работы (узнать о … симметрии; научиться делать … симметричные детали; суметь применить полученные знания и умения при выполнении … заданий)
Обращаясь к предыдущему опыту и отвечают на вопрос учителя.
Вспоминают правила работы в парах. Выполняют работу в парах.
Самостоятельно, в соответствии с ФГОС НОО производят целеполагание.
Регулятивные УУД:
-осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
-планировать учебное сотрудничество;
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи
Личностные УУД:
-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения
Итак, пройдём в информационную зону творческой мастерской. Мы уже с вами знаем о том, что если сложить элемент пополам и обе части будут одинаковы, то этот элемент симметричен. Симметрия окружает нас повсюду. Предлагаю на интерактивной доске сделать так, чтобы элементы приняли прежнюю форму. Вам необходимо найти симметричные элементы и соединить их друг с другом.
Ребята, а выполняя это задание, о чём мы узнали? Мы узнали о симметрии. И первая задача решена.
Сейчас я вам покажу некоторые приёмы для создания симметричного элемента.
Например, сделаем елочку. Для этого нам понадобится лист бумаги, простой карандаш и ножницы.
Мы складываем полоску бумаги пополам. Нарисуем на ней половину ёлочки, вырежем елочку, затем развернём заготовку.
Кому не понятно, как работать над созданием симметричного элемента? Выполняя это задание, мы достигли вторую задачу на пути к достижению нашей цели. А именно, мы научились создавать симметричные … детали.
Сейчас я приглашаю вас в зону отдыха творческой мастерской.
Встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Наклонились вправо, влево
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
И работать продолжаем.
Самое время приступить к выполнению работы. Пройдём в рабочую зону творческой мастерской.
С каким инструментом нам предстоит поработать? (с ножницами)
Повторим правила работы с ножницами:
-использовать только по назначению;
-соединить кольца после использования;
-следить за чистотой на рабочем месте,
-передавать ножницы только кольцами вперёд.
Вспомним этапы работы. Но сделаем это в группах по три человека. Первая команда составляет первую часть плана из предложенных вариантов, а вторая команда – вторую часть плана. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. Приступайте.
Сверим правильность выполнения задания.
-сначала сложить пополам необходимый лист бумаги;
-потом простым карандашом нарисовать половину элемента;
-затем вырезать ножницами;
-далее приклеить на основу.
Выполняют работу на интерактивной доске.
Усваивают алгоритм осуществления работы.
Усваивают приёмы создания симметричных деталей, демонстрируемые учителем на мультимедийной презентации.
Выполняют комплекс здоровьесберегающих упражнений согласно указаниям учителя.
Посредством наводящих вопросов учителя повторяют правила безопасной работы с ножницами
Выполняют работу в группах по три человека, производят проверку.
Личностные УУД:
-считаться с мнением другого человека;
-оценивать себя и товарищей
Регулятивные УУД:
-владеть приёмами саморегуляции;
-корректировать и вносить изменения в свою деятельность
Коммуникативные УУД:
-владеть монологической и диалогической формами речи
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-эффективное решение проблемной ситуации
Я предлагаю создать вам новогоднюю композицию. Что же такое композиция? Это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое.
Композицию с ёлочкой можно дополнить шариками.
На партах у каждого лежат карточки с критериями, мы к ним ещё обратимся в конце при оценивании работ.
Проведём разминку для наших пальцев.
Большой палец в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Приступайте к работе. Если возникнут затруднения, в тишине поднимите руку и я к вам подойду.
Отвечают на вопрос учителя и убеждаются в правильности или ложности своих суждений.
Производят ознакомление с критериями оценивания готового продукта деятельности.
Выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с инструкцией учителя.
Выполняют практическую работу.
Личностные УУД:
-считаться с мнением другого человека
Регулятивные УУД:
-корректировать и вносить изменения в свою деятельность
Коммуникативные УУД:
-владеть монологической и диалогической формами речи
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-эффективное решение проблемной ситуации
Наш урок подходит к концу. А теперь предлагаю обменяться работами с соседом по парте, сверьте выполнение работы с критериями на карточках. Чей сосед по парте выполнил все критерии и получил пять плюсов? Внизу работы поставьте отметку «5», кто 4 плюса – «4». Поднимите руку, чей сосед выполнил все критерии? Молодцы! А кто допустил ошибки? С чем возникли трудности? На следующем уроке мы ещё вернёмся к изучению этой темы, и я уверена, что у вас всё получится. Я в вас верю!
Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? В чём её особенности? Покажите свои работы. А с чем сегодня возникали затруднения? Посмотрите, все ли задачи решены? А это значит, что мы достигли цели урока. Поздравляю!
Производят взаимопроверку, фиксируют и ликвидируют затруднения, которые возникли в процессе проверки правильности выполнения задания.
Посредством наводящих вопросов учителя, обучающиеся подводят итоги урока и анализируют результаты деятельности в течение урока.
Личностные УУД:
-оценивать себя и товарищей
Регулятивные УУД:
-производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности;
-корректировать и вносить изменения в свою деятельность.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации
Молодцы! Вы отлично потрудились! Где вам могут пригодиться полученные на сегодняшнем уроке знания?
Петя получает оценку отлично, потому что активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. Люда получает оценку хорошо, ты активно работала на уроке, но ответы давала неполные. Остальные ребята продолжат работу на следующем уроке.
Закройте учебники, наведите порядок на рабочем месте, уберите их на край стола.
Подводят итог урока, опираясь на целеполагание.
Принимают оценки за работу с аргументированием.
Наводят порядок на рабочем месте.
Личностные УУД:
-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения
Регулятивные УУД:
-владеть приёмами саморегуляции
Настало время и вам оценить свою работу на уроке. Обратите внимание на слайд и поднимите жетон соответствующего цвета.
Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Как сказал великий писатель Лев Николаевич Толстой: «Важно не количество знаний, а их качество». И сегодня вы проявили высокий уровень качества знаний. Поздравляю, вы отлично потрудились. Спасибо за активную работу. Урок окончен.
Принимают похвалу в свой адрес. Прощаются с учителем.