Конспект урока 3 класс русский язык для чего нужен язык
Конспект урока по русскому языку на тему «Наш язык. » (3 класс)
Конспект урока по русскому языку
Цели: создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой; уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; совершенствовать умение различать устную и письменную речь; способствовать развитию умения передавать содержание текста своими словами; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с содержанием и структурой учебника «Русский язык» и условными обозначениями; научатся оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; различать устную и письменную речь; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.
I. Организационный момент
(Приветствие. Проверка готовности к уроку.)
II. Минутка чистописания
— Посмотрите внимательно на доску. Элементы каких букв мы будем прописывать? (Ответы детей.)
— Примите правильное положение за партой, расположите тетрадь под наклоном. Пропишите строку элементов букв, которые вы видите на доске.
III. Актуализация знаний
— Давайте с вами вспомним, что такое речь? (Речь – это способность человека говорить.)
— Какие виды речи вы помните? (Ответы детей.)
— Для чего людям нужна речь? (Ответы детей.)
IV. Постановка темы и целей урока
Всегда он в работе,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово? (Ответы детей.)
— Как называются такие слова? (Многозначные.)
— Чем отличается речь от языка? (Речь – это процесс общения. Язык – это средство общения.)
— Сформулируйте тему урока. (Наш язык.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику, Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись,
А потом они присели
И за парту тихо сели.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
VIII. Подведение итогов урока
— Для чего нам нужна речь?
— Для чего нам нужен язык?
— Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофора».
Зеленый – мне все было понятно.
Желтый – я кое-что не понял.
Красный – мне было непонятно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Язык и речь (Наша речь и наш язык)
Тема: Для чего нужен язык
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия) или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным.
Тезаурус: язык, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 4.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Например, для всех жителей России (в том числе татар, чеченцев, кабардинцев, осетинцев, ненцев) родной язык – русский. Все жители России могут говорить по-русски. Но для жителей Татарстана родным языком будет и татарский язык, для жителей Чечни – чеченский язык и т.д.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Зачем нам нужен язык? Прочитаем для ответа на этот вопрос высказывание Л. Успенского «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Ответим на вопрос: язык нужен человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.
Прочитайте две записи об осени. Какая из записей вам больше всего понравилась, объясните, почему.
Осень пришла. Люблю я осень.
….Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
В записи под № 1 сообщается, что осень пришла, что я люблю осень.
В записи под № 2 сообщается тоже об осени, но ярко, образно, красиво, используются разные средства художественной выразительности. Можно легко представить осень, которую рисует поэт, автор.
А.И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок послушен, ловок и вместителен».
Сделаем вывод: об одном и том же можно сказать по-разному. Яркой образной речью владеют поэты и писатели.
ТВ – 1. Базовый уровень сложности.
Тип – ребус – соответствие.
Установите соответствие между понятием и соответствующей иллюстрацией.
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
УМК: учебный комплекс «Школа России». Учебник Русский язык 3 класс под редакцией Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н.
Тема урока: Для чего нужен язык.
Тип урока: изучение нового материала.
образовательные: выявлять сферы употребления русского языка, учить различать язык и речь
развивающие: развивать устную речь, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, формировать навыки самоконтроля и самооценки;
воспитательные: уважительное отношение к русскому языку и языкам других народов;
— различать речь и язык;
— называть сферы употребления русского и национального языков
— понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
— планировать действия для решения поставленной задачи;
— анализировать высказывания известных авторов
— признавать существование разных точек зрения
— излагать и аргументировать свою точку зрения
— осуществлять самоконтроль и самооценку.
— проявлять интерес к русскому языку
— осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке
— осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа.
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
отношение друг к другу
отношение к знаниям, учебной
2. Проверка домашнего задания
Какую использовали речь для обдумывания, рассказа и написания сочинения?
Ответы: внутреннюю, устную, письменную.
полученной ранее информации.
Регулятивные: коррекция, контроль.
ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов
3. Актуализация знаний.
Привести примеры разных видов речи.
Работают в парах, приводят примеры.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков,
подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
4. Самоопределение к деятельности
1)- Предлагает найти на с.8 изучаемый раздел, прочитать тему, сформулировать учебную задачу.
2)- Отгадайте загадку:
Всегда он в работе,
3)- Организует минутку чистописания:
4)- Предлагает выполнить упражнение 5, организует обсуждение лексического значения слова язык по вопросам.
На языке густо, а на деле пусто.
Просит объяснить смысл высказывания.
Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
Находят страницу в учебнике. Читают проблемный вопрос, ставят учебную задачу.
Отгадывают загадку (язык)
Выполняют задание по образцу
Читают задания. Называют отгадку – язык. Рассуждают о многозначности слова. Подтверждают высказывание, обращаясь к словарной статье с.153
Записывают пословицу, самопроверка по образцу на доске, объясняют, значение выражения.
Списывают высказывание, взаимопроверка по образцу.
создание способа решения проблемы
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усваемого содержания.
5. Организация познавательной деятельности.
1)- Предлагает выполнить зарядку для язычка. П роизносит соответствующие слова.
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз – и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
2)- Предлагает обсудить в парах основную мысль высказывания из упр.8. Спрашивает, согласны ли с мнением автора, что нужно знать и уметь, чтобы ясно выражать свои мысли.
3)- Предлагает выбрать для анализа и записи в парах понравившееся высказывание из упр. 6, 9, сравнить основные мысли обоих высказываний.
5) Организует динамическую паузу.
6)- Организует самостоятельную работу в рабочей тетради упр.4.
7) – Организует работу в парах по упр. 6 в рабочей тетради.
8) – Организует работу в группах по выполнению заданий рубрики «Проверь себя» стр.10
Выполняют описанные действия, после просмотра.
Работают в парах. Представляют свою точку зрения одноклассникам. Обобщают результаты обсуждения.
Работают в парах. Выбирают высказывание, обсуждают значение, записывают в тетрадь, организуют самопроверку по учебнику. При фронтальной работе выясняют, что у каждого автора была заложена своя основная мысль.
Делают выводы. Выполняют задания по вопросам. Ведут беседу о национальном языке.
Выполняют упражнения физминутки.
Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Работают самостоятельно. По окончании проводят самопроверку.
Работают по тому же алгоритму.
Слушают инструкцию к выполнению заданий, работают в группах по 4 человека, участвуют во фронтальной проверке.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: умение работать в
парах, группах, сопереживать другим.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке
Познавательные: умение находить нужную информацию.
Регулятивные: умение решать
Личностные: способность самооценки своих действий.
1)Предлагает вернуться к вопросу, для чего нужен русский язык, высказаться, какое выражение о русском языке ближе всего, почему, чему ещё следует учиться, чтобы хорошо говорить и писать на русском языке.
2) Предлагает провести самооценку на уроке.
Анализируют материал, изученный на уроке. Планируют дальнейшую деятельность.
Дети записывают в тетрадях:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
7. Домашнее задание
Предлагает два вида заданий:
Основное – упр.9 из учебника и упр.5 из рабочей тетради
Дополнительное – найти в разных источниках высказывания великих людей о русском языке.
Читают задания, комментируют способ выполнения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-154679
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку, 3 кл, Канакина, Горецкий: Урок 2. «Наш язык»
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
II . Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Минутка чистописания
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
Учитель показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
V . Самоопределение к деятельности
Всегда он в работе,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
VI . Работа по теме урока
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
( Далее беседа по вопросам упражнения.)
VIII . Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
( Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.
( Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)
— Какие задания вызвали затруднения?
— Оцените свою работу на уроке.
X . Подведение итогов урока
Открытый урок по русскому языку на тему :»Для чего нужен язык»?
Цель: дать первоначальные представления о речи, ее видах (устной и письменной), учить практически различать устную и письменную речь, ввести в активный словарь термины «устная речь» и «письменная речь», учить оценивать результаты деятельности на уроке;
содействовать развитию речи учащихся, вниманию, памяти, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
способствовать воспитанию бережного заботливого отношения к животным, вызвать интерес к народному творчеству сказкам.
«Язык и речь. Для чего нужна речь» УМК «Школа России»
Описание материала: предлагаю в стихотворной форме конспект урока русского языка в первом классе по теме «Язык и речь. Для чего нужна речь» УМК «Школа России». Данный материал вызывает интерес учащихся к изучению темы, способствует осознанному запоминанию изучаемой темы, активной познавательной деятельности учащихся.
Цель: дать первоначальные представления о речи, ее видах (устной и письменной), учить практически различать устную и письменную речь, ввести в активный словарь термины «устная речь» и «письменная речь», учить оценивать результаты деятельности на уроке;
содействовать развитию речи учащихся, вниманию, памяти, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
способствовать воспитанию бережного заботливого отношения к животным, вызвать интерес к народному творчеству сказкам.
1. Орг. момент:
Проследите за порядком
В ваших книгах и тетрадках.
Если то же у соседа,
Вы готовы для беседы.
Дружно сядем, разберём,
О чем беседу поведем.
2. Актуализация знаний:
Беседа по вопросам
Для начала мне скажите
Да всю правду доложите,
Чем мы занялись в сей час?
(Слушали, разговаривали)
В чем же будет уговор,
Как назвать наш разговор?
(Речь)
3. Самоопределение к деятельности (тема, цель урока):
Наша речь для нас важна,
На уроке нам нужна.
Думаю, что догадались
И готовы мне назвать
Тему, цель предугадать.
(Речь. Познакомиться с видами речи, определить ее значение в жизни человека)
Слайд 1, 2: Тема, цель урока
Речь нас дальше поведет
И ответ для нас найдет.
Будем слушать, говорить,
Делать то, что повелит.
4. Работа по теме урока:
Посетим домик в деревне,
Постараемся узнать,
Кто здесь будет нас встречать.
Слайд 2. Изображение деревенской избы. (Детям предлагается послушать звуки животных и определить, кто они)
Когда станет вам понятно,
Встретить кто вас поспешит,
Время даром не теряйте,
Быстро руку поднимайте.
Слайд 3. Появляются животные
Как же их смогли узнать?
(По звукам)
А сумели их понять?
(Нет)
Можно ль с ними пообщаться
И беседу завести?
(Нет, так как они не владеют языком)
Ответы ваши принимаем,
Предложенья проверяем.
Работа с учебником. Упр. 6, стр. 1
Живых существ вокруг немало,
Владеет речью человек,
А значит, сможем прочитать
И предложенье досказать.
Игра «Доскажи словечко»
Что же значит слово речь?
Сможем мы сейчас…(прочесть)
Повторить (сказать)
Услышать, чтобы твердо это знать,
Нужно будет (записать)
Слова немного мы изменим,
Их превратим сейчас в предмет.
Слайд 4
Прочесть – чтение
Сказать, повторить – говорение
Услышать – слушание,
Записать – письмо
Вот, что значит слово речь.
Пора в учебнике прочесть. (стр.6)
Четыре слова перед вами,
Объедините их с друзьями.
(Работа в парах)
Кто готов назвать нам группы,
Признак их определить?
(Дети называют свои варианты)
Чтение, письмо; слушание, говорение
Кто же прав из вас, ребята,
Вы сейчас поймете вмиг.
Текст в учебнике прочтите,
Себя верно оцените.
Кто прав – руку поднимите.
Упр. 3, стр.7
Уста говорят, уши слышат.
Перо пишет, глаза читают.
А нам пришла пора отдохнуть.
5. Физминутка
Шаг шагнем, второй и третий,
Руки к солнцу тянем вместе.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
В теремок заглянем,
Тут же в сказку попадем.
6. Включение знаний в систему:
Слайд 5
(Просмотр эпизода мультфильма «Колобок»)
Названье сказки огласите
И автора определите. (Русская народная сказка «Колобок»)
Кто сможет текст пересказать
И речь нам нужную назвать?
Сказку вы прослушали,
А готовы ль вы сказать
И вид речи мне назвать? (устная речь)
Предлагаю роль сыграть,
Сказки текст перечитать
И, конечно же, подумав,
Снова речи вид назвать. (упр. 4, стр.7 – чтение сказки по ролям)
7. Самостоятельная работа упр.1, стр. 4 тетрадь
На картинки вы взгляните,
Речи вид определите,
Стрелкой связи покажите.
Что ж, заданья выполняйте
И друг друга проверяйте. (Взаимопроверка)
8. Рефлексия:
Кто сегодня отличился,
Все заданья выполнял
И активность проявлял?
Цвет поярче выбирайте,
Мне ладошки поднимайте.
Я уверена, ребята,
Что вы все познали речь,
Каждый сможет, если нужно
Ее вид определить,
Там, где нужно, применить.