Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева

Конспект урока по экономике в 10 классе «Что изучает экономика»

Тема: Что изучает экономика.

Цель: Объяснить учащимся насколько важно изучение экономической теории.

Дома: §1, п.1; задача1, написать эссе на тему: «Нужны ли мне экономические знания? »

Цена путеводителя (руб. за одну шт.)

Стоимость доставки (руб.)

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 2000 руб.

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 4000 руб.

Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки с доставкой?

Понятия экономика в буквальном и широком смысле слова. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Два значения слова экономика

Что изучает микроэкономика и макроэкономика.

Что необходимо для урока экономики.

I . Учитель: Прежде чем изучать предмет надо определить, что означает слово экономика и зачем вообще необходимо её изучать, где она вам может пригодиться. Ответив на эти вопросы, вы для себя сможете определить, на каком уровне вам будет нужен данный предмет, возможно, именно для вас он будет просто интересен.

В русском языке слово экономика имеет два значения. Во- первых это способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Вообще слово экономика древнегреческое и в переводе означает – искусство ведения домашнего хозяйства. Синонимом значения «экономика»- является – хозяйство. Следовательно, первое значение слова экономика можно рассматривать как хозяйство страны.

Во- вторых, экономика обозначает науку, которая исследует как люди, используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

Поскольку экономика изучает поведение людей, то она должна относиться к категории общественных наук, но в данной науке применяются математические методы исследования, поэтому здесь достаточно много вычислений, графиков, диаграмм.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируют свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, рынки факторов производства, отраслевые, региональные рынки, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Объектами изучения микроэкономики могут быть рынки велосипедов, пшеницы, рынок капитала, электроэнергетики.

Макроэкономика изучает экономику страны как единое целое. Объектами изучения макроэкономики являются проблемы безработицы по всей стране, экономический рост, инфляция, международная торговля, государственный бюджет, денежное обращение.

Микро и макроэкономика связаны между собой. Выводы которые могут быть сделаны на микроуровне используются в государственном масштабе и наоборот государственные решения макроэкономического уровня влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

II . Выполнение бинарного теста 1. ( отвечаем устно, объяснить почему )

Экономика как наука рассматривает проблему эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. ( да )

Проблема безработицы изучается макроэкономикой. ( да)

Микроэкономика рассматривает экономические явления в целом. (нет, по отдельности)

Экономическая наука выполняет познавательную функцию, то есть с её помощью изучается жизнь общества. ( да )

III. Решение задачи.

В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трёх городах России (по данным на начало 2010 года).

Источник

Экономика. 10 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №1 «Что изучает экономика. Потребности и блага»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: микроэкономика, макроэкономика, потребности, свободные блага, экономические блага, товар, услуга, комплементы, субституты.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика. Задумывались ли Вы когда-нибудь, что означает термин, который ежедневно встречается в телевизионных и интернет-новостях, газетах и журналах, обращениях президента, да и просто в обычных беседах людей?

Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: Οϊκοϛ [ó͜йкос] – дом и νόμοϛ [нóмос] – правило, что дословно переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Домохозяйство неотъемлемо связано с фирмами и государством. Эти объекты взаимодействуют между собой в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. «Искусство вести домашнее хозяйство» означает успешно справляться с экономическими объектами и процессами.

В современном русском языке это слово имеет два значения: экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.

Экономика как хозяйство включает ресурсы (природные или созданные в процессе производства), которые люди используют для обеспечения своей жизнедеятельности.

Экономика как наука исследует, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.

Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях.

Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков, таких как рынок земли, капитала, отдельных фирм и т. д.

Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, международная торговля и т.п. Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Микроэкономический анализ и его результаты используются в макроэкономике, а глобальные решения макроэкономического уровня оказывают влияние на домашние хозяйства и фирмы.

На протяжении всей жизни человек испытывает чувство нехватки чего-либо, в экономической теории это называется желанием удовлетворять свои потребности.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.

Потребности людей дифференцированы. Различают потребности первичные (вода, еда, жилище, одежда), потребности более высокого порядка (образование, культура), высшие потребности (самореализация, участие в общественной жизни и т.п.).

На потребности оказывают влияние различные факторы: уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация. Потребности растут безгранично. В каждый определённый момент времени у людей имеются неудовлетворённые потребности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются блага. Различают свободные и экономические блага.

Свободные блага, имеющиеся в распоряжении общества в большем количестве, чем величина потребности в них (например, воздух, вода из природного источника, солнечная энергия).

Экономические блага, произведённые людьми и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве (телефон, костюм, квартира). Экономические блага могут быть воспроизводимыми (оборудование, продукты) и невоспроизводимыми (картины Айвазовского, скульптуры Фальконе).

Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар – это продукт, произведённый для потребления или обмена (хлеб, дом, мотоцикл).

Услуга – это деятельность, обладающая определённой ценностью (здравоохранение, образование, охрана).

Блага, дополняющие друг друга, называются комплементы, а блага, заменяющие друг друга, – субституты.

Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство.

Таким образом, можно сказать, что экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

___– это полезный ресурс, необходимый для удовлетворения ___ человека. Компьютерный вирус – это тоже ___, но бесполезный, т.к. он разрушает компьютер. Потребности человека могут удовлетворяться с помощью свободных и экономических благ. ___ блага доступны всем, их размер значительно больше потребности в них. ___ блага должны производиться, их имеющийся объём значительно меньше потребности в них.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Порядковые номера ответов занесите в таблицу.

Поля для ввода ответов:

Источник

Урок экономики на тему «Что такое экономика?». 9–10-й класс

Разделы: Экономика

Цель урока: объяснить учащимся, насколько важно изучение экономической теории, рассмотреть что такое экономические блага, и научить учащихся отличать их от неэкономических, изучить понятия микроэкономики и макроэкономики.

1. Введение

Ребята, вы учитесь в школе, изучаете многие предметы, знакомитесь с различными учебниками по этим предметам. Там рассказывается о природе, исторических событиях, о том как грамотно писать, сочинять, считать.

Вокруг только и говорят об экономке, словно в мире нет ничего интереснее ее. Газеты, радио, телевизор переполнены словами “экономическое положение”, “экономические трудности”.

Экономика – это о тебе, о твоей нынешней и будущей жизни, о твоих родителях и соседях, о городе и т.д.

Благосостояние людей, их обеспечение всем необходимым зависит прежде всего от состояния экономики, от ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. И твое настоящее, и будущее также зависит от экономики.

Разве действительно все в нашей жизни есть экономика или то, что связано с экономикой? Ведь человеку больше всего нужно счастье, любовь, радость? Причем здесь экономика?

Вот скажем дома, в школе, на улице – где собственно эта экономика? Что это: деньги, могучие заводы? Многие люди считают, что экономика относится только к бизнесу и еще к рынку, ее даже стали называть рыночной. Но ведь самые разные товары покупают в магазинах, а не на рынке. Выходит не так просто понять де собственно экономика, или она вся в ларьках или где-то спрятана. Давайте попробуем разобраться в этой самой экономике.

2. Происхождение экономики

Все дело в том, что более двух тысяч лет тому назад древние греки вели хозяйство в основном домашним способом. Каждый дом, двор старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство историки называют натуральным.

Конечно, и в те далекие времена уже существовал рынок, люди покупали и продавали товары, происходил обмен. Но все же многие предметы первой необходимости создавались в своем домашнем хозяйстве. За многие годы существования домашнего хозяйства люди вырабатывали правила хозяйствования. Вот эти правила и были названы вначале экономией, а потом – экономикой.

С тех пор очень многое изменилось. Домашнее хозяйство еще остается, но основные средства существования людей создаются, производятся не дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях, одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в готовом виде. А вот название “экономика” осталось. Сейчас под экономикой понимают хозяйство в самом широком смысле этого слова. И домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и хозяйство города, даже целого государства – все это экономика. Экономика включает производство, строительство, транспорт, торговлю, обслуживание населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь покупать товары приходится за деньги.

3. Какую роль экономика играет в жизни людей?

С хозяйством, как хорошо известно, связаны большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы, ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям нужно брать на себя груз этих забот, заниматься хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и беззаботно без экономики?

Оказывается, что так не получается и не может получиться. человек нужны определенные условия и среда существования, без которых невозможна сама жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и условия создает природа, окружающая нас естественная среда. Она дарит нам воздух, свет, тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо думать, заботиться об экологии.

Но человеку недостаточно тех средств, жизненных благ, которые он получает от природы. Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все человечество не накормишь и в шкуры диких зверей всех людей не оденешь. В пещерах стало жить неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру. На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле лучше, удобней и безопасней. Греться можно у костра, но не будешь же все время разводить костер?

Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. людям нужна пища, одежда, жилье и т.д., чего не может им дать в нужном виде и в достаточном количестве природа.

Все, что нужно человеку для жизни, в чем они нуждаются, в экономике называют потребностями.

Многочисленные потребности людей, которые непрерывно возрастают количественно, становятся разнообразнее, способна удовлетворить только экономика, хозяйственная деятельность. Таким образом, экономика есть главное условие и основной источник обеспечения жизни людей. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище больше, чем на севере.

Нужды человека разнообразны, таким образом знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную “пирамиду потребностей”, которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг.

Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

Услуга – действие приносящие пользу, помощь другим; бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Есть блага и другого типа: например, воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много (река, озеро).

Они называются свободными или даровыми или неэкономическими, т.е. это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А поэтому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди).

В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических благ или услуг очень просто: экономические – платные, неэкономические – бесплатные.

4. Почему и зачем люди участвуют в экономической деятельности?

Итак, мы уже знаем, что экономика призвана обеспечивать жизнь людей необходимыми им благами. Но эти блага, как известно, не падают с неба, их надо создавать, и производить. А производство благ требует участия людей, их труда. Многое в экономике приносят земля, растительный и животный мир, многое делают машины. Но без усилий со стороны людей, без их экономической деятельности невозможно получить, изготовить то, что требуется для жизни. Поэтому человек не может быть только потребителем экономических благ, он вынужден производить их, участвуя в экономической деятельности.

Что побуждает человека вкладывать в экономику собственный труд? Если человек сам создает то, что нужно ему и его семье, то он участвует в трудовой деятельности, чтобы произвести необходимые предметы, вещи, товары. Но чаще люди не производят, а покупают то, что им нужно. Увы, для этого нужны деньги, а их приходиться зарабатывать собственным трудом. Так что участие человека в экономической деятельности неизбежно. Понятно, что высказанное утверждение относится прежде всего к людям, которые способны трудиться, ведь малые дети, престарелые не могут участвовать в труде в полной мере.

Интересно, что многие люди приобщаются к трудовой, экономической деятельности не только ради производства нужных вещей и получения денег. Интересная, творческая деятельность приносит людям удовлетворение, многие испытывают внутреннюю потребность в ней.

5. Понятие экономики как науки

Таким образом, экономика – это общественная наука, изучающая поведение человека в условиях неограниченности потребностей и ограниченности ресурсов.

Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.

Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть картинку Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Картинка про Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева

Рис. Устройство экономики.

Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяются решениями, которые принимают люди.

Вот почему экономика изучает не объективные процессы наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях.

Различают экономику семьи (экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей), экономику фирмы (экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи), экономику региона (экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей которые там живут), экономику рынков факторов производства товаров и услуг (экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм) и общеэкономические процессы (процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть картинку Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Картинка про Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева

6. Экономические объекты

Экономическими объектами называют объекты экономического назначения, то есть связанные с экономикой, производящие экономический продукт, товары и услуги. Наиболее важные экономические объекты – это предприятия, использующие разные экономические ресурсы, имеющие собственные средства производства, производящие значительное количество продукта, товаров. Предприятия, производящие товары одного вида, удовлетворяющие однородные потребности, образуют отрасли хозяйства. Обычно в любом городе и даже в селе представлены экономические объекты многих отраслей.

Промышленные предприятия заняты добычей и переработкой полезных ископаемых, производством самых различных материалов, созданием многих видов машин, инструментов. Они также производят продукты питания из сельскохозяйственного сырья, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения. Все, что производят предприятия промышленности, принято называть промышленной продукцией. Существует несколько миллионов видов промышленной продукции. Это разные виды топлива и энергии, химические вещества, строительные материалы, транспортные средства, оборудование для производства самых разнообразных вещей: холодильники, стиральные машины, мебель, медицинские приборы, телевизоры, радиоприемники и многое другое. Вооружение тоже производит промышленность, которую называют военной или оборонной.

Обычно промышленность сосредоточена в городах, так как на промышленных предприятиях работает много людей.

Еще одной важной отраслью экономики является строительство, назначения этой отрасли понятно из ее названия.

Сельское хозяйство – это выращивание растений и разведение животных для обеспечения потребностей людей в продуктах питания и в материалах для одежды, обуви в виде тканей, шерсти, кожи. Из самого названия отрасли ясно, что она тяготеет к сельской местности.

Предельно ясно, что экономика и люди не могут обойтись без транспорта, средств сообщения, связи.

И где бы ты ни жил, тебе и всем другим людям понадобятся объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.

В любом населенном пункте есть или, во всяком случае, должны быть объекты культуры, образования, охраны здоровья.

7. Контрольные вопросы

8. Задания

1. Учитель предлагает ученикам заполнить последние две колонки самостоятельно.

Жизненное событиеЭкономические процессы, связанные с ситуациейЭкономические объекты, с которыми связаны данные процессы
1.

Домашний обедДенежная оплата стоимости проезда

Приобретение завтрака, его купля-продажа

Труд по приготовлению пищиТранспортные средства, автобус, метро

Школьный буфет, касса

Средства приготовления пищи

2. Предложите учащимся прокомментировать выражение “Бесплатный сыр только в мышеловке”. Обсудите, является ли бесплатным благом – освещение улиц.

9. Домашнее задание

Письменно в тетради: “Придумываем ситуацию”.

В качестве домашнего задания вы можете предложить учащимся придумать примеры, которые бы подтверждали необходимость для каждого человека (в том числе и простого обывателя) изучение основ экономической науки. Можно даже попросить школьников написать маленькое сочинение на эту тему. На следующем уроке следует обсудить и прокомментировать наиболее интересные варианты ответов.

Источник

Конспект урока по экономике 10 класс на тему: «Что изучает экономика? Потребности и ресурсы».

Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть картинку Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Картинка про Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева

Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть картинку Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Картинка про Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева

Содержимое разработки

Урок экономики 10 класс на тему: «Что изучает экономика? Потребности и ресурсы».

— рассмотрение вопросов изучения экономической науки;

— рассмотрение уровней экономических отношений – макро – и микроэкономики

— изучение понятий «потребности» и ресурсы», их взаимосвязь

— исследование экономических понятий «свободные блага» и «экономические блага», их сходства и отличия.

— учебник Киреев А. «Экономика. Углубленный уровень. 10-11 класс».

Посмотрите на экран. Расшифруйте слово, которое я вам написала.

Это слово экономика. Посмотрите иллюстрации и скажите, что означает это слово в своем изначальном варианте?

Это слово состоит из двух слов – ойкос – дом и номос – закон. В буквальном переводе, слово экономика означает законы ведения домашнего хозяйства или наука о ведении домашнего хозяйства. В более широком смысле, экономика – это наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

А ведь это уникальное слово. Чем оно уникально? Вы знаете, кто придумал слово стол? Слово рука? Слово ручка? А слово экономика мы знаем, откуда произошло и кто его придумал. Оно греческого происхождения, придумал его кто? Греческий мыслитель Ксенофонт.

Изучение нового материала.

Что изучает экономика.

В русском языке слово экономика имеет два значения – экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.

Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть картинку Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Картинка про Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Смотреть картинку Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Картинка про Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева. Фото Конспект урока что изучает экономика 10 класс королева

Хозяйство страны Наука (Экономическая теория)

Докажите мне, что экономика является наукой. Давайте вспомним, есть ли какая-то проблема, глобальная проблема, которую экономика пытается решить?

Конечно же, главная проблема экономики состоит в том, что наши потребности безграничны, а ресурсы, которые нужно потратить для удовлетворения этих потребностей ограничены. Экономика пытается разрешить противоречие: как в условиях ограниченности ресурсов наиболее полно удовлетворить безграничные потребности.

Экономика как наука это наука о связях в сферах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ при эффективном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Т.о., в этом курсе мы, с одной стороны, рассматриваем, как устроено хозяйство, а с другой стороны, используем научные методы, чтобы попытаться описать различные экономические процессы – процессы производства, распределения, обмена и потребления благ.

Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях – микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков (таких как рынок земли, капитала итд).

Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица.

Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Экономическое положение отдельных фирм и домохозяйств оказывают влияние на экономику и экономическое развитие государства (от потребительской способности домохозяйств зависит уровень производства в стране, производства развиваются, платят налоги, падает безработица итд). Точно также экономическая ситуация в стране оказывает влияние на отдельные предприятия и домохозяйства (государство платит заработную плату врачам и учителям, в целом финансирует здравоохранение и образование, социальную сферу, дает возможность налоговых льгот итд).

Мировая экономика изучает взаимоотношения между национальными экономиками, каким образом устроено мировое хозяйство, как функционирует международная торговля, почему одни государства торгуют с другими, а с какими-то нет итд.

Можно выделить следующие функции экономической теории:

Методологическая функция (экономика учит, как нужно делать, и чего делать не нужно, и объясняет, почему это так)

Научно-познавательная функция (всесторонне изучает проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг)

Критическая функция (дает объективную критическую позитивную или нормативную оценку экономическим явлениям и процессам)

Практическая (рекомендательная) функция – на основании позитивной оценки экономических явлений дает рекомендации руководителям государства, фирмы итд.

Экономическая деятельность состоит из 4 блоков, которые, в совокупности, получили название процесс воспроизводства.

Учащиеся делятся на группы, которым раздаются листы и маркеры, и предлагается составить кластер процесса воспроизводства самостоятельно.

Процесс воспроизводства это процесс производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Производство мы делим на 2 группы: материальное и нематериальное производство. Причем, и материальное производство, т.е. сх, промышленность, энергетика, и нематериальное производство – услуги, образование, здравоохранение, искусство – это все относится к экономике. И то, и другое относится к экономической сфере, и то, и другое изучается в экономической науке, и то, и другое удовлетворяет человеческие потребности.

Вспоминаем, что такое потребности?

Потребности и ресурсы.

Потребности— осознанная нужда человека в чем-либо.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.

Хотя потребности человека многообразны, основных, по иерархии Маслоу, всего 5.

Они делятся на первичные и вторичные. Нижний уровень потребностей – это биологические потребности и потребность в безопасности, без удовлетворения этих потребностей, потребности следующего уровня просто не возникают. Без удовлетворения биологических потребностей человек просто не может жить. Потребность в безопасности – тоже первичная потребность. Например, въехали люди в новую квартиру – еще ничего там нет, но железная дверь поставлена будет в первую очередь. Или еще пример. В каждом доме есть аптечка. Если в доме есть маленький ребенок или пожилые люди, эта аптечка будет очень массивной – это потребность в безопасности, чтобы в любой момент был доступ к жизненно важным лекарствам в момент, когда они могут понадобиться, а аптеки закрыты.

И потребности второго порядка – это т.н. социальные потребности – любовь, дружба, общение, уважение, самооценка и, наконец, самореализация.

На потребности оказывают влияние различные факторы – уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация – вы узнаете о каких-то новинках в той или иной области, и у вас появляется новая потребность.

Вспомните, какова особенность потребностей?

Потребности растут безгранично.

Для их удовлетворения необходимы ресурсы.

Ресурсы- имеющиеся в распоряжении человечества средства удовлетворения потребностей.

Ресурсы разделяют на 2 группы (какие?)

— возобновляемые – ресурсы, которые существуют в неограниченном количестве или которые способны к воспроизводству (вода, воздух, солнечная энергия и энергия ветра, растения и животные)

— невозобновляемые – ресурсы, которые существуют в ограниченном количестве, по крайней мере, для нескольких поколений или которые не способны к воспроизводству.

Сегодня потребление мира на 60% состоит из сырья, которого в мире хватит примерно на 200 лет – это нефть, газ, уголь, черные и цветные металлы.

Т.о., если потребности безграничны, то ресурсы у нас ограниченны.

Ограниченность – нехватка ресурсов для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей в любой момент.

И экономика, как мы уже говорили, как раз изучает механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов. Это есть главная проблема экономики, ее главная задача как науки.

Свободные и экономические блага.

Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы. И здесь мы переходим к такому понятию как блага.

Благо – это средство для удовлетворения конкретной потребности людей.

Мы с вами знаем, что блага делятся на 2 вида – какие? Свободные и экономические. Так вот свободное благо совпадает по значению со словом ресурс. Что такое свободное благо?

Свободные блага— это блага, доступный объем которых больше потребности в них.

Что это за блага – солнечный свет, вода, воздух.

— Свободные блага неограниченны, и потому бесплатны.

— Они не создаются человеком, эти блага даются природой.

— Потребление их одним человеком не снижает полезности для других людей.

Экономические блага мы как раз получаем путем переработки ресурсов. Попробуйте дать характеристику экономическим благам, используя характеристику свободных благ.

Экономичесиое блага— блага, доступный объем которых меньше потребности в них.

— экономические блага производятся людьми

— экономические блага ограниченны и за них нужно платить.

Экономические блага делят на общественные и частные.

Общественные блага это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства (здравоохранение, образование, охрана порядка, дороги, мосты итд).

Частные блага предоставляются конкретному потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.

Кроме того, у общественных благ есть такая характеристика как неисключаемость. Это означает, что невозможно исключить потребление данных благ отдельными членами общества.

Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг. Вспомните, в чем их ключевое отличие?

Товар –это продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

Услуга— это деятельность, обладающая определенной ценностью. (здравоохранение, образование, страхование, строительство, ремонт, обеспечение безопасности итд).

Рассмотрим характеристики более подробно.

Характеристики товара: (попробуйте самостоятельно)

— имеет материальное воплощение

— процесс производства товара может быть отделен от процесса потребления (товар можно произвести, положить на склад, а потребить через несколько лет)

— легко продаваем или передаваем другому лицу.

не имеет материального воплощения

— процесс производства не может быть отделен от процесса потребления (вы получаете услугу в момент ее производства)

Товары, дополняющие друг друга, называют комплементы (дополняющие товары), товары, замещающие друг друга – субституты (товары- заменители).

Товары комплементы дополняют друг друга в потреблении.

Приведите примеры товаров- комплементов – лыжи и палки или лыжные ботинки, компьютер и мышь, плеер и наушники, фотоаппарат и вспышка, а примеры товаров- субститутов – чай и кофе, белый и черный хлеб, мясо и рыба.

Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство. Т.о., можно сделать вывод, что

Экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.

Письменно в тетради: “Придумываем ситуацию”.

В качестве домашнего задания вы можете предложить учащимся придумать примеры, которые бы подтверждали необходимость для каждого человека (в том числе и простого обывателя) изучение основ экономической науки. Можно даже попросить школьников написать маленькое сочинение на эту тему. На следующем уроке следует обсудить и прокомментировать наиболее интересные варианты ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *