Конспект урока что мы знаем о народах россии 1 класс школа россии
Тема «Конспект урока по окружающему миру Что мы знаем о народах России? 1 класс
Что мы знаем о народах России?
• Первоклассники познакомятся с народами, живущими в России, поймут, чем они различаются и что связывает их друг с другом.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: физическая карта России, интерактивная доска, презентация (изображения флагов и гербов разных стран, представителей разных народов, населяющих Россию, национальных праздников), ножницы, клей.
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по нашей стране. Вспомните, как она называется? Как называется её столица? Среди изображенных на экране флагов найдите флаг России. Покажите герб нашей страны.
2. Мотивация учебной деятельности
— Прошлый урок мы закончили стихотворением Владимира Степанова о Родине. Сегодня мы продолжим путешествие по стране вместе с этим поэтом, узнаем, какие народы живут в России, ближе познакомимся с ними.
3. Работа по теме урока
Учитель читает отрывок из стихотворения.
В самолёте нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
Рассмотрите рисунок на странице 12. Перед вами представители только нескольких народов России. Всего на территории России проживает более 180 народов. Русские составляют около 80% населения. Рассмотрите национальный русский костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов из холста. На ногу обували лапти, а кто был богаче — сапоги. Зимой поверх рубахи надевали зипуны (как наши современные пальто) и шубы. Женский костюм состоял из рубахи, поверх которой надевали сарафан, передник. Конечно, сейчас мы в такой одежде не выйдем на улицу. Где можно увидеть исторические русские одежды? (В ансамблях народной песни, на сувенирной продукции.)
Какой русский праздник изображен на фотографии 1 (с. 13)? (Масленица.)
Масленица — народный праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название получил за то, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты. На этой неделе в каждом доме обязательно пекли блины. В народе каждый день Масленицы имеет своё название: встреча, заигрыш, лакомки, разгуляй, тёщины вечёрки, золовкины посиделки, проводы. Каждый день соблюдался определённый ритуал. Так, например, в среду зятья приходили к тёще на блины, а в пятницу с ответным визитом к зятьям приходили тёщи. В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы — сжигание чучела Масленицы.
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Прочитайте название под второй картинкой.
Татары — вторая по численности народность на территории России. Более половины населения республики Татарстан (учитель показывает на карте), конечно, татары. Национальная одежда татар состояла из шаровар (широких в бедрах, часто со сборками на талии и сужающихся книзу штанов) и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны, более тёплую одежду по сезону. На голову мужчины надевали тюбетейку, сверху — шапку на меху, а женщины — вышитую бархатную шапочку и платок. Традиционной обувью являлись сапоги-ичиги с мягкой.
Любой народ имеет свои национальные обряды и праздники. Об одном из татарских праздников мы поговорим подробнее. На странице 13 найдите рисунок под номером 2. Прочитайте название.
Праздник Сабантуй имеет тысячелетнюю историю. Раньше его праздновали в начале весенних полевых работ. Люди отмечали его, надеялись на хороший урожай в новом году.
Праздник растягивался на несколько дней. Вначале дети (а иногда и юноши) собирали по домам крашеные яйца, различные угощения и подарки, затем проводились состязания (бег, скачки, национальная борьба). Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами: песнями, танцами.
— В наши дни Сабантуй празднуют летом, после завершения сельскохозяйственных работ. Теперь это государственный праздник, который проходит один день. Прочитайте название народа под левой картинкой.
Сегодня буряты проживают преимущественно в Республике Бурятии (учитель показывает на карте). У них так же, как у любого другого народа, существует национальный костюм, традиционные праздники и обряды. Прочитайте название бурятского праздника на странице 13.
Сурхарбан — бурятский народный праздник. Проводится он в первое воскресенье июля, после завершения весенних сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе.
На Кавказе есть Республика Северная Осетия (учитель показывает на карте). Основное население республики — осетины. Найдите их изображение в учебнике. Рассмотрите мужской и женский костюмы.
На территории Республики Башкортостан (учитель показывает на карте) проживают башкиры. По численности они занимают четвёртое место в России.
Рассмотрите национальный костюм чукчей. Как вы думаете: в южной или северной части нашей страны живут чукчи? Этот немногочисленный народ живёт на Крайнем Севере (учитель показывает на карте). Там всегда очень холодно, поэтому одежда шьётся из меха.
Мы можем перечислять ещё много народов, знакомиться с их обычаями, языками, национальными костюмами и праздниками. Но нельзя не сказать о религии. Прочитайте текст на странице 13.
Какие религии распространены на территории нашей страны? Ни одна из этих религий не является главной по отношению к другим. Любой россиянин имеет право выбрать для себя одну из них или не выбирать никакой.
— А теперь возьмём рабочие тетради и проверим, как вы запомнили представителей народов России. Откройте Приложение на странице 59, вырежьте оттуда картинки. Расположите картинки над их подписями на странице 5. Проверьте работы своих соседей по парте. Если вы не нашли ошибок, то можно наклеивать картинки.
Дома вы можете нарисовать национальный костюм одного из народов нашего края на странице 6 тетради.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Мы с вами говорили о народах России. Что вы запомнили? С какими национальными праздниками познакомились? В какое время года они проводятся? С чем связаны? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске и показывают оценку.
— Прочитайте вывод на странице 13.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Другим милей весна.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект » Что мы знаем о народах России»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Начального образования
МБОУ «Чистенская школа-гимназия»
по «Окружающему миру»
на тему «Что мы знаем о народах России»
Студентки Чураевой С.А.
специальности «Начальное образование»
Методист: к. п. н., доцент Бекирова А.Р.
Количество учащихся – 26.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель урока : познакомить детей с многонациональностью России, дать представление о костюмах и праздниках некоторых из народов.
Обучающая : обучить детей названиям некоторых народов, научить отличать их между собой по костюму, праздникам.
Развивающая : развивать познавательный интерес, мышление, чувство воли.
Воспитательная : воспитывать уважительное отношение ко всем народам мира, порядочность.
Личностные УУД: умение осознавать свою этническую и национальную принадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД : умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт .
Методы обучения: практические (упражнение), наглядные (иллюстрация), словесные (рассказ, беседа), работа с книгой, видеометод (просмотр).
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Педагогический стиль: демократический.
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу слева!
Улыбнись соседу справа!
За работу нам пора.
Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по нашей стране. Вспомните, как она называется?
В самолёте нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
А кто вспомнит как называется столица России? Сейчас я вам раздам листочки, а вы должны будете разукрасить флаг, который там нарисован в цвета флага России. А потом мы проверим, кто правильно запомнил.
На экране появляется правильный ответ (слайд 2). У всех так получилось?
Сообщение темы и цели урока.
А начать новую тему урока я хочу со стихотворения Владимира Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как много народов населяют нашу страну. Узнаем о праздниках некоторых из этих народов, костюмах.
Изучение нового материала.
Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
Русские (слайд 4) составляют около 80% населения. Рассмотрите национальный русский костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов из холста. На ногу обували лапти, а кто был богаче — сапоги. Зимой поверх рубахи надевали зипуны (как наши современные пальто) и шубы. Женский костюм состоял из рубахи, поверх которой надевали сарафан, передник. Конечно, сейчас мы в такой одежде не выйдем на улицу. Где можно увидеть исторические русские одежды? (В ансамблях народной песни, на сувенирной продукции.)
Какой русский праздник изображен на фотографии 1 (с. 13)? (Масленица.)
Масленица (слайд 5) — народный праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название получил за то, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты. На этой неделе в каждом доме обязательно пекли блины (слайд 6). В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы — сжигание чучела Масленицы (слайд 7).
Прочитайте название под второй картинкой.
Любой народ имеет свои национальные обряды и праздники. Об одном из татарских праздников мы поговорим подробнее. На странице 13 найдите рисунок под номером 2. Прочитайте название.
Праздник Сабантуй (слайд 9) имеет тысячелетнюю историю. Раньше его праздновали в начале весенних полевых работ. Люди отмечали его, надеялись на хороший урожай в новом году.
Праздник растягивался на несколько дней. Вначале дети (а иногда и юноши) собирали по домам крашеные яйца, различные угощения и подарки, затем проводились состязания (бег, скачки, национальная борьба) (слайд 10). Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами: песнями, танцами (слайд 11).
В наши дни Сабантуй празднуют летом, после завершения сельскохозяйственных работ. Теперь это государственный праздник, который проходит один день. Прочитайте название народа под левой картинкой.
Буряты (слайд 12). У них так же, как у любого другого народа, существует национальный костюм, традиционные праздники и обряды. Прочитайте название бурятского праздника на странице 13.
Сурхарбан (слайд 13) — бурятский народный праздник. Проводится он в первое воскресенье июля, после завершения весенних сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе.
Есть еще множество других народов. Давайте прочитаем в учебнике, какие народы там еще есть? Мы можем перечислять ещё много народов, знакомиться с их обычаями, языками, национальными костюмами и праздниками. Но нельзя не сказать о религии. Важную роль в жизни народов России играет религия. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Когда вы подрастет, возможно вы тоже будете исповедовать определенную религию. Главное помнить ни одна из этих религий не является главной по отношению к другим.
А теперь возьмём рабочие тетради и проверим, как вы запомнили представителей народов России. Откройте Приложение на странице 59, вырежьте оттуда картинки. Расположите картинки над их подписями на странице 5. Проверьте работы своих соседей по парте. Если вы не нашли ошибок, то можно наклеивать картинки.
А какие еще народы вы еще можете назвать? Что вы о них знаете?
Нарисуйте на стр. 6 национальный костюм одного из народов нашего края.
А сейчас работа в парах. Я даю вам минутку, чтобы вы с соседом придумали рассказ о празднике, который вы оба праздновали. А потом один из пары выйдет и расскажет нам об этом празднике.
Итог урока (слайд 14)
И напоследок, ребята, я бы хотела вам включить отрывок из мультика, который я уверенна вы все смотрели, а вы мне потом скажете, почему я решила показать вам именно его (Отрывок из мультика «Кот Леопольд»).
Итак, почему я вам показала этот отрывок? Верно. Мы все должны жить дружно друг с другом, не важно, одна у нас национальность или нет, мы должны помогать друг другу. Ну что вам понравился урок? С какими народами мы сегодня познакомились? Спасибо за работу, ребята!
Что мы знаем о народах России? Окружающий мир 1 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: «Что мы знаем о народах России?»
Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательные ресурсы : учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, использованы Интернет- ресурсы.
иллюстрации «Костюмы народов России», цветные смайлики, круги красного и зелёного цвета, фонограмма песни «Большой хоровод», фонограмма песни «Я, ты, он, она…», фонограмма песни «Во поле берёза стояла», видеофильмы, политико-административная карта Российской Федерации, презентации о разных народах.
Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;
Развивать универсальные учебные действия:
— умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;
— осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе.
Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, дидактическая игра, игровая технология.
Планируемые образовательные результаты:
— знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
— уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
формирование чувства гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
— С каким настроением вы начинаете урок? Покажите мне смайлика, соответствующего вашему настроению.
-Раз у вас хорошее настроение, тогда давайте все вместе исполним отрывок из песни «Я, ты, он, она…»
— Как вы понимаете выражение «в слове «мы» сто тысяч «я»?
Учащиеся показывают смайликов.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные УУД: в ключение в учебный процесс.
ЛичностныеУУД : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
II .Актуализация знаний
С помощью кружков учащиеся
отвечают на вопросы.
«На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране.
— Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?
-Назовите государственные символы.
-С помощью зелёного и красного кружков укажите флаг России. Если указанный флаг не является флагом России, то вы показываете красный кружок. А если указанный флаг является флагом России, то показывайте зелёный сигнал. А на какие сигналы похожи эти кружочки. Правильно, на сигналы светофора.
Учитель показывает на иллюстрации с изображением флагов, которые прикреплены к доске, а учащиеся показывают кружки.
— А теперь точно таким же способом определите герб Российской Федерации.
Отвечают на вопросы.
Повторяют на какой сигнал светофора нужно переходить пешеходный переход.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
III .Изучение нового материала
Беседа по теме «Что мы знаем о народах России?».
Показ презентации о татарах.
Просмотр видеофильма о традициях татар.
Показ презентации и видеофильма о жизни чукчей.
Показ презентации и видеофильма о чеченцах.
Показ презентации и видеофильма о традициях русского народа.
Звучит песня «Во поле берёзка стояла»
-Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Народы живут в мире и согласии. Важную роль в жизни народов России играет религия. Кто знает, что означает это слово?
— Самые распространенные веры на территории России – это христианство, ислам и иудаизм.
— Люди, которые исповедуют христианство, ходят в церковь, верят в Бога. Они называют себя христианами. А люди, исповедующие ислам, ходят в мечеть, верят в Аллаха. Они называют себя мусульманами.
— Что значит «национальный костюм»? Это костюм, характерный для данной нации, свойственный именно ей.
— Что такое традиция? Как вы понимаете это понятие? Это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).
-К сегодняшнему уроку вы были поделены на несколько групп. Каждая группа должна была подготовить небольшой рассказ о каком-нибудь народе. Итак, поделитесь своими знаниями с остальными учащимися.
-Сейчас наш разговор пойдёт о татарах.
-Вторая группа учащихся подготовила рассказ о народе, который проживает в суровых климатических условиях – о чукчах.
-Следующая группа учащихся нам расскажет о горячем народе – о чеченцах.
-А теперь ребята расскажут о самом многочисленном народе, проживающем в Российской Федерации – о русских.
— Сейчас под русскую народную песню мы поучимся водить хоровод. Раньше русские люди устраивали такие массовые танцы. Становились в круг, пели песни и двигались в такт музыки. По ходу песни я буду одевать на голову ребятам венок – русский народный головной убор – это сигнал, что вам нужно выйти в центр круга, остальные будут двигаться в хороводе.
государство. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью.
Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они стремятся к счастливой, мирной, радостной жизни. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Группа учащихся рассказывает о национальных костюмах и традициях татар.
Учащиеся рассказывают о жизни чукчей.
Рассказ учащихся о национальных костюмах и традициях чеченцев.
Учащиеся рассказывают о национальных костюмах и традициях русского народа.
Рассказы учащихся о таких народах как, табасаранцы, азербайджанцы, узбеки.
Демонстрация национальных костюмов, кухни.
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь структурировать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
IV .Первичное осмысление и закрепление
Показ презентации. Продолжи пословицу.
Работа по учебнику с.12
-Как много народов проживает в России! И это
только маленькая часть народов, с которыми мы сегодня познакомились. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя религия, свои обычаи и традиции, все народы дружны и в трудную минуту всегда приходят на помощь.
-Продолжите пословицы о дружбе.
1.Нет друга – ищи, а нашёл…(береги)
2.Друзья познаются…(в беде)
3.Старый друг лучше…(новых двух)
4.Не имей сто рублей, а имей…(сто друзей)
5.Человек без друзей, что дерево…(без корней)
-Давайте рассмотрим иллюстрации в учебнике, на которых изображены народы России.
-В рабочих тетрадях вы дома вместе с родителями из приложения на странице 59 вырежьте картинки, расположите над их подписями на странице 5. А на странице 6 нарисуйте национальный костюм одного из народов нашего края.
Рассматривают иллюстрации, называют народы.
Познавательные УУД: уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Личностные УУД: развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания,
уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
V .Итог урока. Рефлексия
Под песню «Так давайте устроим большой хоровод» учащиеся исполняют танец.
-Россия. Какие у вас возникли ассоциации (слова, воображаемые картинки), когда я сказала слово Россия? ( народы, дружба, большое государство, традиции…)
-Какая была тема урока?
-Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?
-Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению к концу урока.
-Давайте исполним танец, символизирующий дружбу народов.
Отвечают на вопросы,
Подводят итог урока.
Личностные УУД: развивать навык сотрудничества со сверстниками.
Познавательные УУД: уметь структурировать
уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: уметь управлять своё
корректировать свои действия.
К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татары и башкиры исповедуют ислам, а чуваши являются приверженцами христианской веры. Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки, на которую надевался безрукавный камзол. Головной убор мужчин — тюбетейка; у женщин — вышитая бархатная шапочка и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Сабантуй, или праздник плуга, проводится в июне, после окончания полевых работ. В день праздника каждый старается нарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки. Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. В качестве подарка батыру дают барана, которого он должен унести на поднятых руках. Обязательной частью праздника является бой мешками и лазание на высокий гладкий столб. А потом начинаются народные гулянья с песнями да плясками.
В суровых условиях Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха даже летом не поднимается выше нуля градусов, испокон веков проживают чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России. Передвигаются чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. Чаще всего едят строганину (мясо замороженной рыбы). Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются. Летом они спускаются поближе к морю. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног. Одним из чукотских праздников является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья). Одежда русской крестьянки состояла из рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота. Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Празднование Масленицы часто ассоциируется с приходом весны и радостью от пробуждения природы. Главными атрибутами Масленицы являются традиционные гуляния, танцы, и, конечно же, ароматные блины с горячим чаем.