Конспект урока что мы знаем о тексте 5 класс фгос ладыженская
Цели: проанализировать выполнение проверочной работы; повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять признаки текста; научатся озаглавливать текст.
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение сочинений.
IV. Работа по теме урока
Наша задача — вспомнить, что мы знаем о тексте: каковы признаки текста, какие бывают тексты, как можно работать с текстом.
1. Проведите самостоятельные наблюдения (схема на с. 32).
2. Упр. 65 — обсуждение вопроса, разбор задания.
3. Упр. 66 — чтение диалога по ролям, обсуждение вопроса.
4. Элементы сравнительного анализа.
1) Упр. 67 — выполнение задания и беседа по вопросам.
— Какую из записей вы бы назвали текстом?
— Почему первая запись не является текстом? (Предложения не связаны между собой по смыслу.)
— Как вы считаете, о чем говорится в тексте (запись II)?
— Как связаны предложения этого текста?
Первый вывод. Текст — высказывание, состоящее из предложений, которые связаны общим смыслом.
2) Обсуждение заголовков к тексту.
— Каков общий смысл предложений записи II? Попробуйте кратко охарактеризовать его.
Постараемся добиться кратких формулировок. Обнаруживаем, что кратко выраженный общий смысл — например, “Раннее утро”, “Рассвет в лесу”, “Утро в зимнем лесу”, “Просыпается зимний лес” — может служить заглавием к тексту.
Запишем варианты заголовков на доске и обсудим их.
Первый заголовок называет тему текста. Второй (“Рассвет в лесу”) — уточняет место описания. В третьем (“Утро в зимнем лесу”) — с помощью прилагательного-определения обозначено и время года. Четвертый (“Просыпается зимний лес”) — с помощью глагола-олицетворения просыпается наиболее полно передает общий образ текста — образ живого, одухотворенного леса. В этом же глаголе заключен и образ утра.
Второй вывод. В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
3) Упр. 69 — выполнение задания (устно).
— Почему нельзя назвать текстом эти предложения? (Примерный ответ. Они расположены беспорядочно. Текст как будто рассыпан, и предложения перепутаны.)
Восстановим правильный порядок предложений и прочитаем. У нас получился текст.
— Что, кроме общего смысла, необходимо для того, чтобы предложения стали текстом?
Третий вывод. Предложения в тексте должны стоять в определенной последовательности.
5. Определение термина “текст”.
1) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст.
2) Прочитайте теоретический материал учебника (с. 34) и уточните определение текста.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 68 — чтение, обсуждение, письменное выполнение.
Запись представляет собой слова, не отделенные друг от друга знаками препинания. Прежде чем определить границы текстов, необходимо определить границы предложений, расставить знаки препинания.
Поясним, что второй текст надо писать с абзаца, с новой строки. Абзацами выделяются микротемы (несколько предложений, выражающих законченную мысль) любого текста. В данном случае с абзаца начинается другой текст.
Последнее предложение первого текста — Стояла тишина. Первое предложение второго текста — В тихий зимний день вхожу в лес на лыжах. Кроме общей темы, предложения в каждом тексте связаны формой глаголов-сказуемых. В первом тексте глаголы прошедшего Времени, они передают картину прошлого. Во втором тексте первые два глагола стоят в настоящем времени, что создает у читателя эффект присутствия.
Варианты заголовков: 1) “Осенний вечер”, “Сентябрьские сумерки”; 2) “Зимний день в лесу”, “Вхожу в лес на лыжах”.
VI. Подведение итогов
— Что нового узнали вы о тексте? Каковы его признаки?
— Какое значение имеет заглавие текста?
— Каким должен быть заголовок?
2. Упр. 70 — подготовка к изложению по памятке на с. 169 (устно).
3. Работа над ошибками в проверочной работе.
4. Рабочая тетрадь: задания 22—23 (с. 12—13).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
«Текст. Тема текста»5 класс урок русского языка
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст. Тема текста»
Цель деятельности учителя
Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста
Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию
Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.
Урок развития речи
Планируемые образовательные результаты
Предметные : знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике
Метапредметные : способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014
Основные требования к ЗУН обучающихся
Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема
Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
1) Организационный этап.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.
При разговоре не перебивай собеседника.
Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.
Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.
Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо.
Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.
1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
2) Актуализация знаний.
Видеофрагмент «Трое из Простоквашино»
— Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?
— Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)
— Вы обладаете такими качествами?
И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения.
Сегодня у нас урок развития речи.
Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке, должен уметь выражать свои мысли грамотно.
Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.
— Почему родители не поняли послания сына?
Отвечают на вопросы
Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам
Вывод: текст не получился
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим
Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство).
— А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?
-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?
(Что такое текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?)
— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?
Отвечают на вопросы
Вывод об актуальности знаний
Научиться самим создавать тексты.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
С.34 определение ТЕКСТ
1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Работа с учебником
Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.
Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.
— Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
— Какой заголовок подходит нашему тексту?
В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.
Записывают опорную схему
5) Первичная проверка понимания
Мотор осёкся и замолчал.
Самолёт, стремительно понёсся вниз.
Падая, самолёт задел верхушки сосен.
Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части.
Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб.
Это спасло ему жизнь.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и отвечать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
7) Первичное закрепление.
Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста:
1. Предложения должны быть связаны темой(по смыслу)
ТЕМА определяеем, когда задаем вопрос О ЧЕМ?
— Определите тему текста упр.69
2. Предложения должны быть связаны грамматически (последовательность)
Существуют средства связи предложений в тексте.
— Найдите в тексте упр.69 такие средства
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Работают по тексту упражнения.
8) Информация о домашнем задании
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста
— Назовите признаки текста
— Какой вопрос поможет определить тему текста?
— Где пригодятся полученные знания?
— Все ли получилось на уроке?
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-290265
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План конспект по русскому языку 5 класс Урок 17. Развитие речи. Что мы знаем о тексте
Урок 17. Развитие речи.
Что мы знаем о тексте
Цели: проанализировать выполнение проверочной работы; повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять признаки текста; научатся озаглавливать текст.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение сочинений.
IV. Работа по теме урока
Наша задача — вспомнить, что мы знаем о тексте: каковы признаки текста, какие бывают тексты, как можно работать с текстом.
1. Проведите самостоятельные наблюдения (схема на с. 32).
2. Упр. 65 — обсуждение вопроса, разбор задания.
3. Упр. 66 — чтение диалога по ролям, обсуждение вопроса.
4. Элементы сравнительного анализа.
1) Упр. 67 — выполнение задания и беседа по вопросам.
— Какую из записей вы бы назвали текстом?
— Почему первая запись не является текстом? (Предложения не связаны между собой по смыслу.)
— Как вы считаете, о чем говорится в тексте (запись II)?
— Как связаны предложения этого текста?
Первый вывод. Текст — высказывание, состоящее из предложений, которые связаны общим смыслом.
2) Обсуждение заголовков к тексту.
— Каков общий смысл предложений записи II? Попробуйте кратко охарактеризовать его.
Постараемся добиться кратких формулировок. Обнаруживаем, что кратко выраженный общий смысл — например, «Раннее утро», «Рассвет в лесу», «Утро в зимнем лесу», «Просыпается зимний лес» — может служить заглавием к тексту.
Запишем варианты заголовков на доске и обсудим их.
Первый заголовок называет тему текста. Второй («Рассвет в лесу») — уточняет место описания. В третьем («Утро в зимнем лесу») — с помощью прилагательного-определения обозначено и время года. Четвертый («Просыпается зимний лес») — с помощью глагола-олицетворения просыпается наиболее полно передает общий образ текста — образ живого, одухотворенного леса. В этом же глаголе заключен и образ утра.
Второй вывод. В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
3) Упр. 69 — выполнение задания (устно).
— Почему нельзя назвать текстом эти предложения? (Примерный ответ. Они расположены беспорядочно. Текст как будто рассыпан, и предложения перепутаны.)
Восстановим правильный порядок предложений и прочитаем. У нас получился текст.
— Что, кроме общего смысла, необходимо для того, чтобы предложения стали текстом?
Третий вывод. Предложения в тексте должны стоять в определенной последовательности.
5. Определение термина «текст».
1) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст.
2) Прочитайте теоретический материал учебника (с. 34) и уточните определение текста.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 68 — чтение, обсуждение, письменное выполнение.
Комментарий
Запись представляет собой слова, не отделенные друг от друга знаками препинания. Прежде чем определить границы текстов,
необходимо определить границы предложений, расставить знаки препинания.
Поясним, что второй текст надо писать с абзаца, с новой строки. Абзацами выделяются микротемы (несколько предложений, выражающих законченную мысль) любого текста. В данном случае с абзаца начинается другой текст.
Последнее предложение первого текста — Стояла тишина. Первое предложение второго текста — В тихий зимний день вхожу в лес на лыжах. Кроме общей темы, предложения в каждом тексте связаны формой глаголов-сказуемых. В первом тексте глаголы прошедшего Времени, они передают картину прошлого. Во втором тексте первые два глагола стоят в настоящем времени, что создает у читателя эффект присутствия.
Варианты заголовков: 1) «Осенний вечер», «Сентябрьские сумерки»; 2) «Зимний день в лесу», «Вхожу в лес на лыжах».
VI. Подведение итогов
— Что нового узнали вы о тексте? Каковы его признаки?
— Какое значение имеет заглавие текста?
— Каким должен быть заголовок?
Домашнее задание
1- § 14.
2. Упр. 70 — подготовка к изложению по памятке на с. 169 (устно).
3. Работа над ошибками в проверочной работе.
4. Рабочая тетрадь: задания 22—23 (с. 12—13).
Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»
Ход урока
1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.
Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?