Конспект урока что мы знаем о тексте 6 класс разумовская

Разработка урока по русскому языку на тему «Текст» (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Тип урока: урок развития речи

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте; разъяснить учащимся определение текстов разных типов речи и форм, его жанров; учить определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его

Предметные: знать понятия «тема» и «основная мысль» текста, его признаки; уметь различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др.); раздаточный материал.

Организационная структура (ход) урока

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)

Выявление места и причины затруднения

Для чего нам нужны предложения? (предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли)

А если одного предложения мало для выражения мысли? (тогда для развития мысли мы составляем текст)

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Из чего состоит текст? (предложения, абзацы, разделы, главы)

Работа с раздаточным материалом

Перед вами, ребята, карточки. Ознакомьтесь с ними. Попробуем определить, что перед нами текст.

Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:

Дай мне зиму зимовать.

После этого ставили сноп к иконам.

Что вы почерпнули из этого текста? Можем ли обозначить тему и основную мысль текста? Что вы можете сказать о строении данного текста? (ответы учащихся, работа с текстом)

Целеполагание (постановка целей и задач урока)

Что лично вам может дать расширение знаний о тексте, его видах, признаках, особенностях? (Дети формулируют цель учебной деятельности, осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием)

Работа над темой урока

Знакомство с теоретическими сведениями, помещенными в учебнике (пар. 13, стр. 34, 35; пар. 14, стр. 37, 38), беседа по прочитанному, составление кластера в тетради, комментарии учителя.

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Какими могут быть тексты по форме? ( Устными и письменными.)

Как различаются тексты по виду речи? ( Монологические и диалогические.)

На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Что такое тема текста? ( То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста? ( Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

Слово учителя. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложении, а также интонация. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верный слову – верность слову), местоимений (человек – он), синонимов (книга – издание).

Работа с материалом учебника. Выполнение упражнений 62, 64 (устно), 65 (письменно), 66 (устно, обсуждение).

Что нового вы узнали о тексте?

Составьте синквейн на тему «Текст». Напомню структуру синквейна: понятие, 2 определения, 3 глагола, предложение о понятии, вывод (синоним к первой строке)

Источник

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

конспект урока для 6 класса с различными видами работ с текстом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 6 класса»

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Текст. План текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

-сформировать представление о видах плана.

— развивать умение составлять план текста.

— Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

— формировать умение работать с текстом.

— формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

— совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

— сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

воспитывать интерес к предмету.

Организация начала урока. Психологический настрой.

— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

— Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

IV. Объяснение нового материала

— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

— Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

— Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

3. Составление схемы «Признаки текста».

На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

Сделайте вывод. Что такое текст?

— Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

— Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

— Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

— Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

— Что такое микротема?

Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.

— План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

— Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

— Какие планы вы знаете? (слайд 5)

это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план текста

чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план текста

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ) Пример на слайде 9)

представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

— А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Источник

Открытый урок «Текст и его особенности»

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: текст и его особенности.

Класс: 6

ЦЕЛИ:

— сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

— проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

— совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

— развивать внимание, мышление, речь учащихся.

— воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ:

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА : изучение нового материала

Использованы педагогические технологии :

— технология групповой работы;

Методы урока : интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Средства наглядности : раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование : проектор, экран, карточки.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы вспоминали с вами правила постановки гласной в безударном окончании глагола. Дома вы должны были составить карточку. Покажите, пожалуйста.

Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Подпишите листочки. Я буду диктовать текст, вам нужно будет вставить пропущенную букву, выделить окончания, определить спряжение.

Давайте проверим, поменяйтесь листочками.

(слайд с проверкой на доске).

Что мы сейчас анализировали? Предложения?

Учитель: при помощи чего слова в предложениях связываются?

Дети: при помощи смысла.

Учитель: какая часть слова помогает согласовывать слова друг с другом?

Учитель: слова соединяются при помощи окончаний в предложений, а из нескольких предложений, объединенных одной темой получается?

Дети: текст – это одно или несколько предложений, которые связанны друг с другом по смыслу.

Учитель: откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Учитель: молодцы! Сегодня нам необходимо не только узнать, что такое текст, но и познакомиться с его составляющими. Для этого давайте перенесёмся в страну текстология. Для путешествия в это стране нам необходим путеводитель. Из-за сильного урагана названия городов рассыпались по всей стране, нам нужно будет вернуть эти названия на свои места. (Раздаю цветок). Для заполнения цветка нам необходимо будет пройти испытания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель: поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: какой признак имеет текст?

Учитель: что такое тема текста?

Дети: это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: о чем говорится в тексте? Как описана вода? Какая тема данного текста?

-В тексте говорится о воде.

Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

Признаки текста. Первый признак : предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью . Рисуем.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность. Рисуем.

Учитель: в стране текстология тоже есть школы, в которых учатся ученики. С одним из учеников случилась неприятная история, чтобы помочь ему разобраться в случившемся, давайте послушаем его рассказ.

Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками. Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер.

Учитель: что перепутано в его речи?

Третьим признаком текста является последовательность изложения. Рисуем.

Учитель: можем ли мы подобрать к тексту заголовок? Какой? А что выражает этот заголовок?

Дети: да, «Проспал», «Опаздываю в школу». Заголовок выражает основную мысль.

Четвертым признаком текста является наличие заголовка, в котором выражается основная мысль. Рисуем.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль. ( Запись в тетрадь)

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Когда я буду говорить слово заголовок, покажите над собой домик.

Когда я буду говорить последовательность изложения, покрутите руками.

Когда я скажу тема, обнимите себя.

Когда я буду говорить смысловая законченность, хлопните один раз.

Учитель: прослушайте небольшой отрывок из произведения, с которым мы познакомились в прошлом году.

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Учитель: из какого произведения этот фрагмент? Кто автор?

Дети: Виктор Астафьев «Васюткино озеро»

Учитель: докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: я прочитаю 7 утверждений, если вы считает, что на утверждение можно ответить да, то поднимайте зелёную ладошку, если нет, то поднимайте красную.

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте не имеют последовательности.

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6. Текст нельзя разделить на части

7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

Конспект урока что мы знаем о тексте 6 класс разумовская. Смотреть фото Конспект урока что мы знаем о тексте 6 класс разумовская. Смотреть картинку Конспект урока что мы знаем о тексте 6 класс разумовская. Картинка про Конспект урока что мы знаем о тексте 6 класс разумовская. Фото Конспект урока что мы знаем о тексте 6 класс разумовская

Давайте, мы снова улыбнёмся и подарим друг другу тепло и надежду!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *