Конспект урока что такое экология
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология».
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Что такое экология.
Цели: дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
I. Организационный момент.
— Добрый день, дорогие ребята! Начинаем урок окружающего мира.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность!
— Скажите, ребята, а что такое природа?
— На какие группы можно разделить объекты природы?
— Что относится к неживой природе?
— А теперь назовите объекты живой природы.
II. Самоопределение к деятельности.
— Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Загадки мои отгадать.
-Для того чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки и сложите из первых букв ответов слово:
1) В тёмном бору, за любою сосною, Прячется дивное диво лесное. Крикну: «Ау!» — и оно отзовётся. Я засмеюсь — и оно засмеётся.
3) Если рядом нет воды, Натворить готов беды.
4) Шел я мимо, видел чудо, Висит в небе круглое блюдо.
5) Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.
6) В лесу под ёлкой крошка, только шляпка да ножка.
8) Круглое, румяное, с дерева достану я, на тарелку положу «Кушай, мамочка, скажу».
Карточки с буквами на доску
-Какое слово получилось? (ЭКОЛОГИЯ)
— Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает? А где вы могли услышать это слово?
— Какова же тема нашего урока? (экология)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Серьезные проблемы будем мы решать,
Наблюдать, анализировать, рассуждать,
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология – это важно или нет?»
IV . Работа по теме урока.
— Откроем учебники на стр. 28 и проверим, правильно ли мы определили тему урока.
— Заглянем в толковый словарь, чтобы узнать значение слова «экология».
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме. С егодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.
— Предлагаю вам решить экологическую задачу.
(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)
— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
— Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.
— Какие связи в природе мы установили?
(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)
— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
V . Закрепление изученного.
— А теперь я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задание. У вас на столах лежат схемы экологических связей и картинки с объектами живой и неживой природы. Из 6 картинок вы должны выбрать те, которые подходят вашей схеме, и объяснить, как связаны между собой эти объекты. Обратите внимание на направление стрелок.
Затем выступление по одному человеку от группы.
Для питания и роста растениям нужен свет. Растения отмирают, удобряют почву.
Птицы поедают семена и плоды деревьев. Но они переносят семена и помогают деревьям вырасти в новых местах.
3 схема. Человек – природа.
Человек получает от природы воздух, воду и еду. Но он своей деятельностью отравляет воздух и воду.
— Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Название игры вы узнаете, отгадав загадку.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Людям помогают. (Светофор)
Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части. В нашей игре «Экологический светофор» мы будем использовать два цвета.
Природа скажет тебе «Спасибо!»
— Красный свет? (дети отвечают: «Природе вред!») Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе.
— Свет зеленый?. (Дети продолжают: «Так красиво! — природа скажет тебе : Спасибо!»). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тогда, когда люди делают для природы добрые дела!
•Учитель зачитывает описание поступка человека в природе, демонстрирует соответствующий рисунок.
•Задача учащихся оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся у него кружков т. е. «включить» сигнал экологического светофора.
— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Что такое экология»
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ
Цель: расширять знания учащихся об экологическом кризисе.
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;.
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
Коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; слушать и понимать речь других.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
I . Организационный момент.
Окружающий нас мир живых организмов таит в себе много загадочного и неожиданного.
Что интересного о жизни леса, луга, водоемов вы можете рассказать?
— Почему жизнь живых организмов зависит от неживой при-
роды? (Живым организмам необходим кислород, чтобы ды-
шать, солнечное тепло, вода, которая служит для питания
растений, которые служат пищей для живых организмов.)
II. Формирование новых знаний.
Рассмотрите внимательно фотографии природы. Хотелось бы вам там побывать? Почему?
В каких местах природы вы были? Что вам больше всего запомнилось?
Что необходимо сделать, чтобы человек получал для жизни чистый воздух, воду, пищу?
Почему городского жителя тянет хоть на короткое время за город?
Человек порожден природой, он ее часть. Когда-то он полностью зависел от всего, что его окружало, находился в полном согласии со средой, почти не влиял на ее жизнь, подчиняясь во всем ее власти. Но постепенно он стал высвобождаться от этой зависимости. Началось с неразумной охоты: зверей убивали больше, чем нужно было для поддержания жизни.
К чему это привело?
Мамонты были истреблены людьми каменного века. Это была одна из первых экологических катастроф. Потом люди стали выжигать леса, чтоб высвободить.участки земли под посевы. Долгое время все эти действия не наносили большого ущерба природе, у которой есть способность к самовосстановлению. Но человек все больше чувствовал свою силу. Добывая полезные ископаемые, он срезал до основания горы или выкачивал нефть. Под землей образовывались обширные пустоты, нарушалось равновесие земной коры. Заботясь об орошении засушливых земель или получении электроэнергии, человек возводил плотины на реках, создавал искусственные водохранилища, менял направление течения рек. Все это казалось далеко не безвредным. Размах деятельности человека достиг таких размеров,
что возникла серьезная опасность того, что изменения уже необратимы и ведут к экологическому кризису.
Экология как наука возникла во второй половине XIX века. В ее основе лежит тысячелетний опыт общения людей с природой.
Мы уже задумываемся о том, нужно ли поворачивать реки вспять? Не изменится ли от этого климат? Не исчезнут ли рыба в реке и звери в лесу?
Для этого нужно знать экологию.
Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже.
Какое влияние человека на живые организмы вы знаете?
Сажаем деревья; разводим вы мирающих птиц и животных
Вылавливаем рыбу, загряз няем водоемы, воздух
— Человек хочет построить новый город. Что он должен предусмотреть, чтобы ему было удобно жить, но при этом не нанести ущерба природе?
Ветер тихо клен качает
(ноги на ширине плеч, руки вверху),
(по одному наклону влево и вправо).
Зашумел листвою он
(потрясли кистями руки и пальцами).
— Напишите сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть
свой город».
III . Закрепление изученного.
— Разделите понятия на две группы:
существующее независимо от человека;
созданное или придуманное им.
(Глобус, реки, доброта, гроза, слово, дерево, молоток, ночь, термометр, юмор, умение рассуждать, огонь, органы чувств, бумага.)
— Допишите еще другие подходящие понятия.
— Почему жизнь и здоровье человека зависят от окружающей
среды?
Какая происходит взаимосвязь между живыми организмами?
Что произойдет, если мы уничтожим один из организмов?
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?» (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе
(учебник А.А.Плешакова, «Школа России»)
Тема: Что такое экология.
Цели: дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Группа живущих вместе близких родственников – это …
Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета – это …
Население государства, страны – это …
Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире.
Сколько государств на земле? Назовите, что есть у каждого государства?
III. Самоопределение к деятельности.
(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.)
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Почему необходимо беречь Землю?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.
IV. Работа по теме урока.
1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?
– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.
(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.)
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
— Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере.
(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)
— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
— Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
— Какие связи в природе были нарушены?
— Выслушав все сказанное, попробуйте в своей группе заполнить схему, изображающую данные связи.
(Раздаю заготовки и даю время для оформления. Готовые работы демонстрирую на доске, используя документ-камеру. Предлагаю обсудить правильность выполнения задания.)
— Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Разделимся на группы и обсудим.
— Каковы же будут ваши предложения?
(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)
Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.
— Какие связи вы установили?
(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)
2. Работа по учебнику.
— Прочитать текст на стр. 24-25.
— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.
(На доске демонстрируется схема событий.)
— Почему на острове появилось много крыс?
— Какие связи в природе были нарушены?
— О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?
— Кто из вас попробует привести свои примеры нарушения связей в природе?
— Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. Согласны со мной?
— Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на стр. 26-27.
— Что такое окружающая среда?
— Что такое экологические связи?
— Что такое экология?
— Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?
— Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?
Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
— Прочитайте и выполните задание.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Поднимите руку, кто всё выполнил правильно.
— Прочитайте задание и выполните его.
(После выполнения проводится взаимопроверка.)
— Выполните более сложное задание: выберите растение и напишите, что является его окружающей средой.
— Прочитайте задание. Выполните его.
— Кого мы поместим на первый рисунок? На второй? А на третий?
— Почему надо сделать это именно так? Докажите.
— Прочитайте первое задание в учебнике на стр. 27. Приведите примеры связей каждой группы.
– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
1) изучить текст на стр. 26–28;
2) дополнительное задание: найти в различных источниках информацию о нарушении экологических связей в природе и подготовить краткое сообщение;
3) творческое задание: задание 2 на стр. 27.
Конспект урока для начальных классов «Что такое экология»
Описание разработки
Цели и задачи урока:
Расширять знания учащихся об экологическом кризисе, дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия; учить соблюдать правила и нормы поведения в природе.
Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.
Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Аудиозапись для физминутки, карточки для каждой группы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Звучит музыка, слышны голоса птиц, журчание воды. )
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Синоптики, расскажите какая у нас в природе погода?
Сегодня … октября, день недели …, утром было …(облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха …, ветер (безветренно), осадки (есть)
II. Актуализация знаний.
— А теперь я вам предлагаю сделать «разминку», чтобы нам было легко прийти к новым открытиям.
Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд угадать.
Отражение звуков от предметов. (Эхо)
Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках. (Пингвины)
В народе это дерево называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа)
Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)
— Какое слово получилось по вертикали? (Экология)
III. Создание проблемной ситуации.
— А вам знакомо это слово?
— Что оно обозначает?
Сформулируйте тему урока.
Что такое экология?
IV. Работа по теме урока.
1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
— Кто же знает, что такое экология?
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
— Нужна ли вообще эта наука? Давайте вместе попробуем с вами ответить на этот вопрос.
2. Работа в группах
Вы, ребята, сели по группам, я надеюсь, что вы дружно, слаженно, помогая друг другу, сообща, умея слушать и слышать, выполните все задания и приобретёте много нового для себя.
У вас на столе в конвертах лежат карточки с картинками и листы: красного и зелёного цвета.
Задание: распределите картинки в две группы, на зелёный листок положите, те изображения, на которых, по вашему мнению, изображено хорошее для природы, на красные – плохое, чем мы наносим ущерб. Постарайтесь свой ответ аргументировать.
Содержимое разработки
Тема: «Что такое экология»
Школа: МБОУ СОШ № 21
Цели и задачи урока:
Расширять знания учащихся об экологическом кризисе, дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия; учить соблюдать правила и нормы поведения в природе.
Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.
Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Аудиозапись для физминутки, карточки для каждой группы.
Классный руководитель: Акимова О.А.
Методист: Родина Н.Н.
Выполнила: Кудрик А.В.
I. Организационный момент
(Звучит музыка, слышны голоса птиц, журчание воды.)
Синоптики, расскажите какая у нас в природе погода?
Сегодня … октября, день недели …, утром было …(облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха …, ветер (безветренно), осадки (есть)
II. Актуализация знаний
— А теперь я вам предлагаю сделать «разминку», чтобы нам было легко прийти к новым открытиям.
Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд угадать.
Отражение звуков от предметов. (Эхо)
Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках. (Пингвины)
В народе это дерево называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа)
Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)
— Какое слово получилось по вертикали? (Экология)
III.Создание проблемной ситуации
— А вам знакомо это слово?
— Что оно обозначает?
Сформулируйте тему урока.
Что такое экология?
IV. Работа по теме урока
1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
— Кто же знает, что такое экология?
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
— Нужна ли вообще эта наука? Давайте вместе попробуем с вами ответить на этот вопрос.
2. Работа в группах
Вы, ребята, сели по группам, я надеюсь, что вы дружно, слаженно, помогая друг другу, сообща, умея слушать и слышать, выполните все задания и приобретёте много нового для себя.
У вас на столе в конвертах лежат карточки с картинками и листы: красного и зелёного цвета.
Задание: распределите картинки в две группы, на зелёный листок положите, те изображения, на которых, по вашему мнению, изображено хорошее для природы, на красные – плохое, чем мы наносим ущерб. Постарайтесь свой ответ аргументировать.
Физминутка (под музыку)
V. Совместное открытие новых знаний.
— Ребята, посмотрите, сколько мы делаем положительного, а сколько отрицательного для природы. Вы удивились?
— Действительно, человек своей деятельностью наносит непоправимый вред природе. Этот вред можно сравнить с ранами, которые получает сам человек.
-Вспомните, были ли у вас случаи, когда вы порезали палец, ударились? Что вы испытывали при этом?
— Как долго заживали ваши раны?
-Есть ли среди вас дети, которые ломали руку или ногу?
— Как долго заживала эта рана?
Вот и в природе так же. Человек может нанести ей малые раны, которые достаточно быстро заживут. А могут быть и большие раны, на восстановление, которых уйдут годы. Бывают такие раны, которые не лечатся вообще.
— Кто наносит природе именно такие раны?
Да, к сожалению, чаще всего эти раны наносят дети. Они рвут цветы, ловят бабочек, пугают птиц на гнёздах, ломают ветви деревьев. Уходя из леса, эти «гости природы» оставляют там мусор, не затушенные костры. Если рядом не оказалось взрослых, объяснивших вред такого поведения, то эти дети вырастают и становятся теми самыми взрослыми, которые наносят природе большие раны.
Вот о таких людях наши ребята приготовили стихотворения:
Бом – бом – бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу.
Сколько здесь в лесу народа!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
В час раздумий и наших тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
Вместе: На планете мы останемся одни.
Учитель: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студёной водой.
Бежит она, струится,
Сверкает и журчит…
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною.
Ой, небо голубое!
Ой, реченька – река!
Учитель: А вам, ребята, хотелось бы напиться студёной водицы из этой речки?
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. Он такой натуги я и краснела, и зеленела. И синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Чёрная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?
— Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните от чего река стала цветной?
Источники загрязнения воды:
Сточные воды заводов.
— Как можно очистить реку?
— Как сохранить чистой воду в реке?
— А что делать с заводами, ведь без них не могут прожить люди? Не могут жить люди не пользуясь бумагой, мебелью и другими предметами, которые изготавливают из древесины. Как же быть?
Текут ручьи, звенят их голоса.
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивленья.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
А сейчас закройте глаза и представьте, каким будет наш школьный сад через 5 лет.
Физминутка для глаз, точечный массаж.
2. Работа с учебником.
Прочитайте самостоятельно текст в учебнике.
— Как вы думаете, нужно ли что-то делать такого грандиозного, чтобы не дать природе погибнуть?
3. Работа в группах.
Совместно группой выработайте меры по улучшению экологической обстановки в природе.
— Человек живёт на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы, самолёты.
Вместе с тем человек вырубает леса, перекапывает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе.
— А какие вы сделали для себя выводы?
— На какой вопрос мы хотели ответить в начале урока?