Конспект урока что такое экология 3 класс плешаков
Урок окружающий мир 3 класс «Что такое экология?»
(учебник А.А.Плешакова, «Школа России»)
Цель : дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы ;развивать умение анализировать, делать выводы, сравнивать ; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока : комбинированый
Оборудование : интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
III. Самоопределение к деятельности.
(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.)
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Почему необходимо беречь Землю?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.
IV. Работа по теме урока.
1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?
– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
2. Работа по учебнику.
— Прочитать текст на стр. 24-25.
— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.
(На доске демонстрируется схема событий.)
— Почему на острове появилось много крыс?
— Какие связи в природе были нарушены?
— О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?
— Кто из вас попробует привести свои примеры нарушения связей в природе?
— Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. Согласны со мной?
— Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на стр. 26-27.
— Что такое окружающая среда?
— Что такое экологические связи?
— Что такое экология?
— Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?
— Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?
Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала.
незаконная вырубка леса ;
сброс отходов промышленности в реку ;
— Прочитайте первое задание в учебнике на стр. 27. Приведите примеры связей каждой группы.
– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
1) изучить текст на стр. 26–28;
2) дополнительное задание: найти в различных источниках информацию о нарушении экологических связей в природе и подготовить краткое сообщение;
3) творческое задание: задание 2 на стр. 27.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?» (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе
(учебник А.А.Плешакова, «Школа России»)
Тема: Что такое экология.
Цели: дать понятие об экологии как науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Группа живущих вместе близких родственников – это …
Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета – это …
Население государства, страны – это …
Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире.
Сколько государств на земле? Назовите, что есть у каждого государства?
III. Самоопределение к деятельности.
(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.)
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Почему необходимо беречь Землю?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом.
IV. Работа по теме урока.
1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?
– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.
(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.)
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
— Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере.
(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)
— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
— Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
— Какие связи в природе были нарушены?
— Выслушав все сказанное, попробуйте в своей группе заполнить схему, изображающую данные связи.
(Раздаю заготовки и даю время для оформления. Готовые работы демонстрирую на доске, используя документ-камеру. Предлагаю обсудить правильность выполнения задания.)
— Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Разделимся на группы и обсудим.
— Каковы же будут ваши предложения?
(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)
Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.
— Какие связи вы установили?
(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)
2. Работа по учебнику.
— Прочитать текст на стр. 24-25.
— Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.
(На доске демонстрируется схема событий.)
— Почему на острове появилось много крыс?
— Какие связи в природе были нарушены?
— О чем должен был подумать человек, уничтожая комаров?
— Кто из вас попробует привести свои примеры нарушения связей в природе?
— Выходит, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает. Согласны со мной?
— Проверьте правильность этого вывода. Прочитайте текст учебника на стр. 26-27.
— Что такое окружающая среда?
— Что такое экологические связи?
— Что такое экология?
— Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?
— Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?
Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
— Прочитайте и выполните задание.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Поднимите руку, кто всё выполнил правильно.
— Прочитайте задание и выполните его.
(После выполнения проводится взаимопроверка.)
— Выполните более сложное задание: выберите растение и напишите, что является его окружающей средой.
— Прочитайте задание. Выполните его.
— Кого мы поместим на первый рисунок? На второй? А на третий?
— Почему надо сделать это именно так? Докажите.
— Прочитайте первое задание в учебнике на стр. 27. Приведите примеры связей каждой группы.
– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
1) изучить текст на стр. 26–28;
2) дополнительное задание: найти в различных источниках информацию о нарушении экологических связей в природе и подготовить краткое сообщение;
3) творческое задание: задание 2 на стр. 27.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе Что такое экология
Что такое экология
Цель: способствовать формированию первоначального представления детей об экологии и её роли в жизни людей.
-сформировать понятие об экологии, окружающей среде, об экологических связях;
— формировать представление обучающихся об экологических проблемах, развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы (экологической)
-способствовать бережному отношению к природе;
— развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД : умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе; проявление активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Посмотрите на фотографии, какие чувства они у вас вызывают?
(Слайд с изображением планеты Земля)
2.Формулирование темы и цели урока.
-Ребята, а без чего невозможна жизнь, существование на Земле?
( вода, воздух, солнечное тепло, почва)
-Посмотрите, пожалуйста, видеоролик и подумайте, что еще необходимо всему живому.
-Так что еще необходимо всему живому?
-Ребята, почему надо беречь Землю?
— В последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это как вы подумаете, по чьей вине?
— И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы )
Тема сегодняшнего урока Что такое экология
-А какую цель поставим перед собой?
( выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее )
3. Изучение нового материала.
— Ребята, давайте заглянем в учебник стр.26, 3 абзац, найдем, как образовалось слово «экология»
( В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение, наука», поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме )
-А какой же дом изучает наука экология?
( общий для всех дом, нашу планету – Земля )
— Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.
— За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
— В наше время, это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Кто нарушает равновесие?
( Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.)
— Предлагаю проверить правильность, что необходимо равновесие на следующем примере.
— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
— Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
— Какие связи в природе были нарушены?
(животные↔растения и природа↔человек)
-Ребята, а сейчас вы поработаете в группах (дети заранее рассажены по группам)
-Назовите правила работы в группах.
-Сегодня мы будем оценивать каждое выполненное вами задание. Если вы справились с данным заданием, то прикрепите зеленый листочек к карточке оценки работы группы, если возникли трудности при выполнении задания, то желтый, если не справились – красный.
После проверки работы команды оценивают себя, прикрепив листочек определенного цвета
— Выслушав все сказанное, попробуйте заполнить схему, изображающую данные связи. (работают в группах с иллюстрациями «человек», «клевер», «шмель», «корова»)
( Шмель-клевер-корова-человек ), далее вывешиваем на доску для проверки.
— Оцените работу своей группы.
— Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. (работают в группах) Время 1 мин
— Каковы же будут ваши предложения?
(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)
( Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.)
— Оцените свою работу .
-Мы уже с вами знаем, что любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей, экологических связей, связано со всем тем, что его окружает. А вот как называется все, что окружает, мы найдем определение в учебнике на стр.26, 2 абзац.
— Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали.
-Великанами мы стали.
-Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
(человек, ученый, который занимается защитой окружающей среды)
4.Первичная проверка понимания.
-Сейчас мы с вами поиграем в экологическую викторину «Что произошло с природой?» и побудем с вами немного экологами.
Каждая группа по очереди будет выбирать номер и говорить, что произошло с природой. А остальные (и члены выбирающей группы) работают с материалами на столах. Вам надо будет найти подходящее фото и прикрепить к нужной подписи.
( на слайде будут номера заданий, которые можно выбирать)
После выполнения каждого задания команда оценивает свою работу, прикрепив листочек определенного цвета.
-Ребята, что произошло с природой?
( Загрязнение природы отходами )
-Что произошло с природой?
-А что вы видите на этих фотографиях?
-Ребята, а какая проблема перед нами на этих фото?
-Ребята, что же вы видите на этих фотографиях?
— Какая проблема перед нами на этих фото?
-Как назвать одним словом все эти ситуации, которые мы сейчас рассмотрели?
(проблемы, экологические проблемы)
— Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле.
-Давайте проверим, все ли фото вы правильно прикрепили.
Оцените работу своей группы.
-Ребята, что же надо делать, чтобы сохранить планету чистой, сохранить жизнь?
(Мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.)
— Ребята, я знаю, что и в вашем городе Серпухове и районе проводится работа по защите природы: на улицах города у остановок расположены цветные контейнеры для раздельного сбора мусора, на водоканале города установлены современные фильтры для очистки воды, а в районе есть один из самых больших заповедников, Приокско-террасный заповедник, где ведет работа по восстановлению популяции зубров.
— Ребята, давайте еще раз посмотрим на снимки, которые мы увидела в начале урока.
-Вы хотите жить на такой планете?
– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?
-Давайте посмотрим, как вы оценили работу своей группы.
-Ребята, в завершении нашего урока, скажите, пожалуйста, поменялось или поменяется ваше отношение к окружающей среде, к нашей природе? И как оно поменяется? Может у вас появились какие-то идеи, чтобы помочь нашей планете.
-Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с экологической обстановкой в вашем крае, какие проблемы экологии присутствуют и какие бы пути их решения вы предложили.
Сделать памятку с экологическими правилами (поведение в лесу, около водоемов и т.п.)
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (если останется время):
Предложить детям по 5 картинок как правильно вести себя на природе и 5 картинок как лучше не поступать и дать задание (если будет время) распределить на две группы
Распределите картинки на две группы как правильно вести себя на природе и как лучше не поступать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Окружающий мир
3 класс
Что такое экология
Цель: способствовать формированию первоначального представления детей об экологии и её роли в жизни людей.
Задачи:
-сформировать понятие об экологии, окружающей среде, об экологических связях;
— формировать представление обучающихся об экологических проблемах, развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы (экологической)
-способствовать бережному отношению к природе;
— развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организоватьвзаимопомощь в группе; проявлениеактивности в выборе решения; установление личностного смысла знания.