Конспект урока что такое обж

Конспект урока по ОБЖ

Тема: Что такое безопасность и что такое окружающая среда?

Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть опасность.

Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

— Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», коротко этот предмет называют ОБЖ.

— Какое слово получилось? (Опасность.)

— Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать.

— Как вы понимаете слово опасность?

— А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

— Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. Безопасность – это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.

— Посмотрите на волнистую траекторию на доске и прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово.

(На доске начерчена волнистая траектория, по методике В.Ф.Базарного, с расположенными на ней словами – солнце, вода, лёд, гриб. Учащиеся прочитывают слова и определяют «лишнее» слово гриб. Объясняют правописание слов.)

— Правильно, слова солнце, вода, лёд относятся к неживой природе, а слово гриб относится к живой природе. Живая и неживая природа вокруг нас – это окружающая среда.

— А может окружающая среда быть опасной для человека? (Да, нет.)

— Почему? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

— О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

— Скажите, где нас может подстерегать опасность?

— О том, как соблюдать безопасность в лесу, на улице, в квартире, дома, в подъезде, на реке, на дороге мы будем говорить на уроках ОБЖ.

Мы будем учиться находить, предвидеть опасности, будем составлять и учиться соблюдать правила поведения, чтобы избежать опасности, узнаем, а что делать, если с человеком все же случилась беда.

3. Формирование новых знаний.

— А что в школе может быть опасным?

— А почему они могут стать опасными?

— Как должны вести себя ученики, чтобы эти предметы стали безопасными? (Соблюдать правила поведения в школе на перемене и на уроке.)

— Отгадайте загадку и скажите, почему этот предмет может стать опасным:

Идет пароход –
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг.)

— Почему утюг может стать опасным? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

Барыня-княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит. (Иголка.)

— Почему иголка может стать опасной? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

Без головы, а в шляпе. (Гвоздь.)

— Почему гвозди могут стать опасными? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник.)

— Почему чайник может стать опасен? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

Физкультурная минутка – «Весёлые человечки».

/Проводится физкультурная минутка по методике Базарного В.Ф., доктора медицинских наук.Показываю «Веселых человечков», изображенных схематично и выполняющих различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения равен 2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем повторяют его движения./

— Какие предметы в вашем доме могут быть опасными и почему?

— Номера телефонов каких экстренных служб надо знать, если возникнет опасная ситуация?

Слайд 7 (Скорая помощь – 03, полиция – 02, пожарная охрана – 01, газовая служба – 04.)

— Рассмотрите рассказы в рисунках, которые помогут вам понять, как рождается опасность.

— Обсудите ситуации и ответьте на вопросы:

В чем опасность ситуации?

Какие могут быть последствия каждого из поступков?

Как можно поступить в этой ситуации, чтобы избежать несчастного случая?

(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом.)

Вывод: любое из этих неприятных событий не случилось бы, если бы их участники знали главные правила безопасного поведения:

по возможности избегать её;

по необходимости действовать.

— А теперь рассмотрите следующую историю в рисунках на с. 10.

— Как этот же случай мог бы закончиться по-другому?

Вывод: лучше избежать опасности, чем с ней бороться.

— Чему учились сегодня на уроке?

— Какие правила надо знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?

— Правила безопасного поведения:

по возможности избегать её;

по необходимости действовать.

— Выучить правила безопасности – это очень мало, всего полдела. Надо уметь применять их в жизни. И оказавшись в сложной ситуации, надо быстро решить, что делать. А для того чтобы принять правильное решение, надо много узнать о людях, о себе, о вещах и даже о собственной квартире.

6. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по ОБЖ опасные предметы и рассказать, почему они опасны.

Источник

Конспект урока на тему «Что такое ОБЖ»

Вводный урок по ОБЖ. Конспек урока ОБЖ 5 класс на и\тему «Что такое ОБЖ»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Что такое ОБЖ»»

МОУ «Береговская СОШ», учитель Бетенев Виктор Евгеньевич

Тема урока: Что такое ОБЖ

Продолжение учебного занятия: 40 минут

Формирование общего представления о предмете ОБЖ

-Формировать умение быстро и правильно действовать при опасных ситуациях.

— Развивать качества личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

— Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.

— Личностные: воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

— Метапредметные: учатся самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивают, анализируют, умеют вести диалог.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, серия мультфильмов в области ОБЖ; презентация, подготовленная к уроку, раздаточный материал

Учебник: Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – (Академический школьный учебник).

Весь урок сопровождается мультимедийной презентацией, картинками на классной доске.

Источник

Конспект занятия «Что такое безопасность»

1.1 Сценарный план занятия

Тема: «Что такое безопасность»

Цель: формирование знаний и умений детей по защите здоровья и жизни в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях.

1. Ф ормировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить.

2. Дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности;

3. воспитывать ответственное поведение в быту, осторожность, умение отвечать за свои поступки, бережное отношение к здоровью и жизни людей.

Оборудование: Сюжетные картинки, на которых изображены несчастные случаи.

Знакомство с понятиями «опасность», «безопасность»

Задание «Выбери ответ»

Игра «Продолжите предложение»

Опасность на дорогах

3. Заключительная часть

Чтение стихотворения А. Беляева «Цените жизнь»

Материал к занятию

В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.

Вот сегодня мы с вами и поговорим об опасностях, с которыми мы можем столкнуться в жизни, и которые могут нанести вред нашему здоровью и даже унести жизнь как нашу, так и других людей.

Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.

Воспитатель: Как понимаете слово опасность?

Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.

Тема нашего занятия «Что такое безопасность?».

-Что такое безопасность? Ответьте своими словами.

Давайте прочитаем более точное определение этого слова из словаря.

-Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (на дороге, на реке, во дворе, в лесу, дома)

Воспитатель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?

Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.

Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.

Даже если вы находитесь в безопасном месте, и там могут произойти непредвиденные ситуации.

Ситуация. Звонок в дверь. Вы дома одни. Незнакомец говорит, что он плохо себя чувствует и просит дать ему попить воды.

— Как вы поступите? (Ответы детей. Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: «Папа, к нам кто-то пришел».)

Ситуация. Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?

( Входить нельзя. Надо обратиться к соседям и позвонить в милицию.)

Ситуация. Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?

(В лифт не входить, переждать)

Ситуация. Незнакомый человек предлагает вам конфету. Как правильно вести себя в данной ситуации?

(Конфетка может быть отравлена, чужой человек может украсть ребенка и причинить вред здоровью.)

Мало знать правила безопасности нужно ещё и вести себя в соответствии с ними.

Задание «Выбери ответ».

А. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

2. Сделаешь вид, что в доме никого нет.

3. Позвонишь родителям или знакомым людям.

4. Начнешь кричать и шуметь.

Б. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

1. Будешь ждать того, кто в нее войдет.

2. Спросишь, кто там.

3. Сообщишь родителям.

В. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

1. Вступишь с ним в разговор.

2. Молча отойдешь в сторону.

3. Подойдешь туда, где есть люди.

4. Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

Г. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

1. Примешь их предложение.

3. Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

4. Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.

Д. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

1. Не пойдешь в подъезд.

2. Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.

3. Позвонишь родителям по мобильному телефону.

4. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

Е. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

1. Немедленно выйдешь из подъезда.

2. Пойдешь спокойно по лестнице домой.

3. Позвонишь в любую квартиру.

4. Начнешь звать на помощь.

Назовите основные факторы возникновения пожара в зданиях. (Неисправность электрооборудования, неправильная эксплуатация газовых плит, включение в одну розетку нескольких электроприборов, игры детей с огнём, неисправность электропроводки, курение в постели…)

Оказывая помощь человеку, на котором загорелась одежда, необходимо:

· не позволять пострадавшему бежать, а повалить его на землю и покатать его;

· накинуть на него плотную ткань или мокрое одеяло;

· не срывать с обожжённого тела одежду, а аккуратно разрезать её;

· на ожёг наложить сухую чистую повязку.

А какие вы знаете средства пожаротушения?

· не играйте со спичками, зажигалками;

· не устраивайте игр с огнём вблизи зданий, в подвалах;

· не нагревайте на огне банки из-под красок, аэрозольные баллончики;

· не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

· пользуйтесь газовой плитой, только когда дома присутствуют взрослые.

Опасность при пользовании газом.

Какая опасность ещё может подстерегать вас дома? (Пользование газом)

Игра «Продолжите предложения».

1. Обнаружить утечку газа можно… (на глаз – на поверхности мыльной пены выделяются пузырьки; на слух – газ вырывается со свистом; по запаху).

2. Нельзя искать место утечки газа…(с помощью открытого огня).

3. На кухне опасно выполнять домашние задания, когда горит газ, потому что…(накапливается углекислый газ, наступает кислородное голодание и начинает болеть голова).

· Если конфорка погасла, не зажигать её.

· Выключите конфорки газовой плиты и перекройте газовый кран на трубе.

· Не включайте свет, электроприборы.

· Откройте окна, чтобы проветрить помещение.

· Выйдите из квартиры, сообщите взрослым и от соседей вызовите аварийную газовую службу по телефону 04.

Опасность на дороге.

Какие правила нарушают дети?

Кто из детей подвергается опасности?

Если вы согласны с высказыванием, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет».

1. Можно ли переходить дорогу перед движущимся транспортом? (нет).

2. Можно ли переходить дорогу на красный свет светофора? (Нет).

3. Нельзя играть на дороге в игры. (Да).

4. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. (Да)

5. Можно ли ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам? (Да)

6. Переходить дорогу нужно только в разрешённых местах. (Да)

7. Нельзя переходить дорогу на зелёный свет светофора. (Нет)

8. На пешеходных дорожках нужно держаться правой стороны.

Назовите причины несчастных случаев на дороге. (Переход улицы перед транспортным средством, в запрещённых местах, на красный свет светофора; невнимательность; неожиданный выход из-за транспорта на остановке.)

· Улицы, где есть светофоры, переходить только на зелёный свет.

· Ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны.

· Если нет светофора, то дорогу переходить в местах, где установлен знак «Пешеходный переход».

· Прежде, чем перейти дорогу, надо убедиться, что на ней нет автомобилей.

· Автобус или троллейбус надо ждать на посадочных площадках.

· Нельзя устраивать игры на дороге.

Ребята, мы с вами попытались вспомнить опасные ситуации, которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать, куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним: служба газа, скорая помощь, полиция, пожарная часть. Попробуйте вспомнить номера телефонов экстренных служб.

3. Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Сейчас вы выполните тест, и мы узнаем, как вы знаете правила безопасности.

1. Можете ли вы без разрешения допоздна гулять на улице?

2. Пробовали ли вы сигареты, алкоголь?

3. Можете ли вы уйти из комнаты, не проверив, выключены и электроприборы?

4. Считаете ли вы, что Правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?

5. Можете ли вы кататься по тонкому льду?

6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?

7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести домой какой-нибудь неизвестный предмет?

8. Часто ли вы прогуливаете уроки?

Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что Вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).

Завершить занятие хочется словами А. Беляева.

Цените жизнь, чужую и свою –

Я здесь теорий новых не открою,

В момент успеха или на краю

Цените жизнь, и вам воздастся втрое.

Когда вокруг сплошная темнота,

Когда внутри так холодно и плохо,

Когда горит последняя мечта…

Цените жизнь до финишного вздоха!

Порой судьба бывает непростой,

И на душе становиться тревожно,

Но кто ответит: что там, за чертой?

Цените жизнь, пока ещё возможно!

Человеческая жизнь – это самый сокровенный Божий дар. Она дороже всех ценностей – земных и небесных. Поэтому любите, цените, берегите её!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект на тему Введение по ОБЖ

Безопасность жизнедеятельности — научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.)

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические.

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.
В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, от размера причиненного материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094).

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чел, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальной называется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 чел, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров заработной платы и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или которая произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия), связанные с проявлением стихийных сил природы, такие, как землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози.

Авария повреждение машины, станка, установки, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

Катастрофа событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Различаются следующие виды катастроф:

Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных средств.

Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожароопасных и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ). Учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих, токсических и вредных веществ в окружающую среду.

При дальнейшем развитии технического прогресса неизбежно появятся новые источники возникновения техногенных ЧС, поэтому первостепенное значение приобретают знания, умения, навыки, опыт людей по их предотвращению, действия, направленные на сохранение здоровья и жизни в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Немалое место в жизни современного общества занимают чрезвычайные ситуации социального характера: войны, террористические акты, захват заложников, кражи, мошенничество, азартные игры, изнасилования, вредные и опасные привычки, массовые скопления людей, неформальные объединения

Источник

Почему нужно изучать предмет ОБЖ

Урок 1. ОБЖ 6 класс ФГОС

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Конспект урока «Почему нужно изучать предмет ОБЖ»

«Основы безопасности жизнедеятельности» — эти три слова известны практически всем.

Основы — это то главное, на чём держится, строится что-нибудь. Применительно к предмету «ОБЖ» — это ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»

Безопасность — это состояние защищённости, когда человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.

Таким образом, изучая предмет «ОБЖ», вы узнаете о различных опасностях, угрожающих человеку в повседневной жизни, о формах их проявления и способах защиты от них.

Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, интернет и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлёкших за собой гибель людей и огромный материальный ущерб. А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей различных профессий и возрастов?

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает. И наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

А как вы думаете, с детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно же нет. Они сначала были такими же девочками и мальчиками, как вы и ваши друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей.

Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Тогда наше здоровье, а иногда и жизнь будут зависеть исключительно от наших своевременных и грамотных действий.

Чтобы как-то защитить себя от опасностей, необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои и чужие ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчёт о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Но что они означают? Опасность — это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.

С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. Вначале это были природные опасности: холод, жара, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми, стихийные явления природы и так далее. Эти опасности порой вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целые племена. Со временем человек понял сущность этих явлений. Но они не перестали представлять для него опасность. И сейчас мы постоянно узнаем о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными.

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

С развитием человеческого общества изменялись виды и характер опасностей. В условиях современного мира к природным опасностям прибавились многочисленные опасности техногенного происхождения, рождённые техникой. Это электрический ток, электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, шум и вибрация, взрывчатые и токсичные (ядовитые) вещества и тому подобное.

Техногенные опасности, кроме непосредственного воздействия на человека, могут проявляться в форме аварий технических устройств, пожаров, взрывов и других событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.

Наконец, необходимо сказать и о человеке как носителе опасностей. Ведь он сам нередко становится источником опасности для других людей. Например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями, труднопредсказуемым, зачастую социально-опасным поведением. Опасности, носителями которых являются люди, называют социальными.

Социальные опасности весьма разнообразны и многочисленны. Например, к социальным опасностям относятся все противоправные (незаконные) формы физического насилия (хулиганство, разбой, бандитизм, террор), употребление веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм и курение), и другие социальные явления, способные нанести ущерб здоровью людей.

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Итак, многочисленные опасности окружающего мира мы условно разделили на три группы: природные, техногенные и социальные. Однако, несмотря на их многообразие и несхожесть, все они имеют общий признак — способность наносить ущерб здоровью человека. Ущерб здоровью может выражаться в форме заболевания, травм, смертельного исхода.

Существование вокруг нас многочисленных опасностей вовсе не означает, что несчастный случай непременно произойдёт. Для этого ещё нужны какие-то условия, обстоятельства. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как о скрытых, потенциальных (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).

Сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая, угрожающего здоровью, жизни человека, его имуществу и окружающей его среде, принято называть опасной ситуацией. Если вовремя её не заметить и не принять соответствующих защитных мер, то она может закончиться причинением ущерба здоровью человека.

Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, это когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Вы наверняка слышали или уже знаете, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

Давно замечено, какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют потенциальные опасности, представляющие для него угрозу. Об этом надо помнить всегда, для того чтобы не оказаться застигнутым врасплох.

Как мы уже упоминали, любая потенциальная опасность реализуется, нанося ущерб здоровью человека, благодаря какой-то одной или нескольким причинам. Без причины нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасности базируется на знании её источников и причин возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций могут порождаться не зависящими от человека природными и техногенными факторами. Но чаще всего они возникают потому, что человек, находясь в опасной зоне, что-то не предвидел, забыл, чего-то не заметил, где-то поторопился, а то и промедлил.

Более того, люди нередко нарушают хорошо известные им правила, прямо-таки подставляя себя под опасности (то есть сами создают опасные ситуации). Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдётся пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Итак, как же избежать опасности? Главное — без особой надобности не находиться в опасной зоне. А находясь в ней, не совершать рискованных, необдуманных поступков, выполнять общепринятые правила поведения в ситуациях различного характера, а также постоянно проявлять бдительность к возможным внешним угрозам, способным создать опасную ситуацию.

Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох.

Поэтому мы советуем усвоить ряд рекомендаций, которые можно назвать главными правилами ОБЖ. Вот они:

изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;

учись предвидеть опасные ситуации;

не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;

не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;

столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;

обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;

выбирай самый безопасный способ действий;

а в трудной ситуации борись за себя.

Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов и путешественников.

Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые многие из вас наверняка видели в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:

Конспект урока что такое обж. Смотреть фото Конспект урока что такое обж. Смотреть картинку Конспект урока что такое обж. Картинка про Конспект урока что такое обж. Фото Конспект урока что такое обж

Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!

А что такое безопасность? Есть множество определений понятия «безопасность», каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления. Так, в словаре русского языка Ожегова сказано: «Безопасность — это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». А один из героев романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» говорит: «Безопасность — это если знаешь, как увернуться от опасности».

И хотя приведённые слова не представляют собой научное определение понятия, но они раскрывают на индивидуально-бытовом уровне суть поведения человека в целях сохранения своего здоровья и самой жизни.

С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий. Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:

«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся».

«От глупого риска до беды близко».

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.

«Не зная броду, не суйся в воду».

«Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает».

«Не дразни собаку, так не укусит».

В заключение ещё раз отметим, что для того, чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *