Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока по окружающему миру по теме «что такое почва». ( 3 класс) с использованием новых образовательных технологий

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Новое Мансуркино
муниципального района Похвистневский Самарской области

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

В 3 классе по теме:

с. Новое Мансуркино

Иксанова Гузалия Наиловна

Конспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ)

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино Иксанова Гузалия Наиловна

Предмет: Окружающий мир

Вид урока: Урок открытия нового знания

Технологии: игровая, технология критического мышления, групповая деятельность, проблемно-диалогические

,информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, метод проектов.

Место урока в учебном плане: урок №-14

Уровень: на базе школы

Дата: 16.10.2015 года

Тема: «Что такое почва »

дать учащимся представление о почве как верхнем плодородном слое земли, познакомить их со строением почвы; выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; рассмотреть процессы образования и разрушения почвы; продолжить работу по формированию целостной картины мира у младших школьников;

· развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес

· развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения,

· первоначальные умения практического исследования природных объектов.

· воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве,

· воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность,

· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,

· любовь к природе, родному краю.

Оборудование и наглядные пособия:

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет), Электронные образовательные ресурсы «Карта почв»

Технические средства: компьютер, видеопроектор.

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятель-ности.

Приветствие; проверка готовности к уроку; настрой учащихся на урок.

– Вы готовы к уроку? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела. Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение, и мы можем приступить к работе. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».

-Как вы понимаете эти слова?

— Я вам желаю удачи и успеха!

— Пусть данный урок поможет вам сделать новые открытия.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Приветствуют учителя, определяют своё настроение.

Мобилизация волевых усилий;

Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника;

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Сегодня на уроке вы будете активно работать в группах. Предлагаю разделиться на

2 группы, называя фрукты:

Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Слайд4
Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
— Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?

-Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?
— Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.

-Интересно, а что же нас всех кормит?

— Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:

-Найдите лексическое значение слова земля из словаря.

-Каково её научное название?

— Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию

Итак, тема нашего урока:

Предлагаю учащимся самим сформулировать тему урока, и цели обобщаю ответы детей и ставлю перед ними задачу на урок.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

— Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а исследователи, которые изучают состав почвы.. Для того, чтобы провести исследования нам нужно составить план.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– А знаете ли вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

– Только ли человеку нужна почва

– Зачем человеку нужны знания о почве?

– На все эти вопросы мы ответим на уроке. Приступим к работе, следуя составленному плану.

-Так, что же такое почва?

Ученики делятся на 2 группы.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Источник

Урок по окружающему миру » Что такое почва» 3 класс

Окружающий мир, 3 класс, УМК А. А. Плешакова Тема урока: Урок-исследование «Что такое почва?» Тип урока: Урок изучения нового материала.

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия.

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия.

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия.

Сформировать понятие «почва», представление о ее составе, образовании и основном свойстве – плодородии.

Выявить основные свойства почвы. В процессе опытов установить состав почвы.

Развивать навыки умения работать с научным текстом;

Выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

Делать выводы на основе проведенных опытов;

Развивать познавательный интерес, мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Личностные: Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россиииманием причин успеха/неуспеха в учебной

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

почему почва плодородна, обосновывать; исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растений, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Коммуникативные:

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россиися и приходить к общему решению, задавать вопросы.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россииновое от уже известного с помощью учителя; уметь добывать новые знания.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Предметные: выяснить, что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, охрана почвы.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно делать выводы.

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

химические стаканы, стеклянные палочки, промокательная бумага, предметное стекло, спиртовка, штатив, держатель, предметные стекла, пипетка), ножницы, клей, салфетки.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

В.В.Докучаева «Русский чернозём», учебник А.А.Плешакова для 3 класса часть 1, рабочая тетрадь на печатной основе.

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Технологическая карта урока окружающий мир

Деятельность учащегося + формы работы

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Проверка готовности к уроку

Уметь договариваться о правилах поведения и следовать им в течение всего урока.

ЛУУД: способность и готовность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Повторение изученного и выявление затруднений материала для открытия нового знания

У слова «земля» есть несколько значений. Мы будем вести беседу о земле или

Фронтальная Высказывания учащихся (о земле) Земля:

1. Третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.

2. Суша, земная твердь. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты.

4. Рыхлое, темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

5. Страна, государство

1. Верхний слой земной

Актуализация знаний о земле, необходимых для

изучения новой темы

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; строить речевые высказывания в устной форме.

… о почве? Каково научное значение этих слов? Нам поможет толковый словарь Ожегова.

— Как вы считаете, о какой земле поведем сегодня речь на уроке?

Следовательно, ключевое слово сегодняшнего урока – почва.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит дать ответ.

слова для постановки проблемы. Итак – 1. Что такое …?

Групповая Высказывания учащихся.

Определение ключевого слова

РУУД: умение определять цель своей деятельности. КУУД: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

ПУУД: уметь выделять сущность, особенность объекта.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

Решение учебной задачи и обсуждение ее решения.

Повторение правил работы в учебной лаборатории

Чтение определения в учебнике на стр. 64 Повторение ТБ во время проведения опытов и лабораторных

1. Внимательно слушать инструкции. 2. Четко выполнять указания. 3. Быть наблюдательным. 4. Аккуратно работать с оборудованием и образцами.

5. Делать выводы по наблюдениям.

Сравнение определения понятия «почва» по учебнику и толковому словарю.

РУУД: уметь точно выражать свои мысли.

КУУД: уметь слушать и понимать других. ПУУД: уметь находить информацию их текста. ЛУУД: уметь правильно формулировать правила ТБ.

Проговаривание новых знаний, запись выводов в виде опорной таблицы.

Под лупой рассматривают почву и делают вывод, который заносят в таблицу: Вывод: почва – темный рыхлый слой земли.

В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых.

Выполняют опыт (из почвы выходят пузырьки воздуха) и делают

Вывод: в состав почвы входит воздух

— На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Вывод: в почве есть вода.

— Для жизни живых организмов.

— Стекло стало влажным,

Выяснить состав почвы.

РУУД: уметь выражать свои мысли.

КУУД: уметь работать в парах; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника. ПУУД: уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать, обобщать и классифицировать по признакам; осуществлять поиск необходимой информации.

ЛУУД: поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

учебнику и прочитаем предположение на стр.64. 2. Метод

— Что вы увидели на бумаге?

— Для чего нужна вода в почве?

Вывод: в почве есть перегной.

— Что вы видите на стекле?

— Продолжаю нагревать почву. Что вы замечаете и чувствуете?

— Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно он придает темный цвет почве.

Опыт 4 (2-ой вариант)

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

в тетради. Проверьте друг у друга.

Включение нового знания в систему знаний и

Использование нового знания вместе с

Высказывания и ответы учащихся.

Фронтальная, индивидуальная. Сообщение учащихся: «Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные

Выяснить значение плодородия почвы для жизни растений. Рассмотреть коллекцию почв. Понимать необходимость охраны почвы

Знакомство с учёным

В.В.Докучаевым и его открытиями. Проверить полученные знания.

РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: уметь слушать и понимать других.

ЛУУД: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу.

животные: насекомые, животные, так повышается плодородие почвы» Прервется круговорот веществ в природе. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди

Рассматривают различные виды почв:

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс школа россии

Вывод: почвы разнообразны. Предположения и высказывания учащихся

Один ученик рассказывает о В.В.Докучаеве (см. приложение к уроку и учебник с.70) Индивидуальная

2. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли

рыхлый плодородный слой земли, покрытый растительностью. 2. Какие вещества входят в состав почвы?

3. Основное свойство почвы 4. Что растения получают из почвы?

Осознание учащимися проделанной учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. ЛУУД: ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности.

1. Прочитать статью

«Что такое почва?» 2. Ответить на вопросы раздела

Источник

Конспект по окружающему миру «Что такое почва» (3 класс)

формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

выявить основные свойства почвы;

установить состав почвы;

узнать о преобладающих почвах родного края;

развивать умение работать со словарями;

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

делать выводы на основе проведённых опытов;

развивать познавательный интерес, речь учащихся, мышление, наблюдательность;

умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, коллекция почв, компьютер.

Источник

Открытый урок в 3-м классе «Что такое почва?»

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит их с кабинетом биологии и правилами техники безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

Сказала лопата: (слайд 3)

— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить.

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по почве.

На доске записано слово почва. Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”

Главный вопрос урока (основополагающий) (слайд 4)

Почему почву называют кормилицей?

Это будет основополагающий вопрос, а остальные проблемные вопросы.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит питательные вещества, необходимые для живого

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

Как доказать, что в почве есть воздух?

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

– Для чего нужен воздух в почве?

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода. Продолжим нагревание – появился запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Он является главным питательным веществом, необходимым для всего живого.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – гумус. (Можно определить по запаху.)

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

Поместим несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарим.

Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это минеральные соли.

Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни. (Слайд 11)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

Как образуется почва? (слайд 12)

Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65

Какое значение имеет почва для растений и животных?

Какие животные живут в почве?

Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд 13)

С помощью эксперимента мы выяснили, что в состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая)

Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживой природы к живой.

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (слайд 14)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

– Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование происходит в условиях прохладного и влажного климата, при этом

Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю.

Наиболее широко распространены подзолистые почвы и подзолы.

Почвы характеризуются низким плодородием, недостаточно обеспечены элементами питания растений.

Требуется проводить осушение, известкование, вносить органические и минеральные удобрения.

Науку о почве почвоведение создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и исследовал почвы.

Он считал почву кормилицей человека и считал, что она дороже нефти, угля и золота.

В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как охранять ее от разрушения, написал книгу “Русский чернозем”

– Почему люди называют землю “ кормилицей”?

Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных. (слайд 20)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва (состав почвы, что растения получают из почвы)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. В почве содержится вода, воздух, соли – минеральные вещества. А также перегной – это органическое вещество, полученное из организмов, значит, почва питает все живое, она – кормилица.

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *