Конспект урока что такое почва 3 класс

Урок по окружающему миру » Что такое почва» 3 класс

Окружающий мир, 3 класс, УМК А. А. Плешакова Тема урока: Урок-исследование «Что такое почва?» Тип урока: Урок изучения нового материала.

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия.

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия.

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия.

Сформировать понятие «почва», представление о ее составе, образовании и основном свойстве – плодородии.

Выявить основные свойства почвы. В процессе опытов установить состав почвы.

Развивать навыки умения работать с научным текстом;

Выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

Делать выводы на основе проведенных опытов;

Развивать познавательный интерес, мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве.

Личностные: Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 классиманием причин успеха/неуспеха в учебной

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

почему почва плодородна, обосновывать; исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растений, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. Коммуникативные:

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 классся и приходить к общему решению, задавать вопросы.

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 классновое от уже известного с помощью учителя; уметь добывать новые знания.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Предметные: выяснить, что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, охрана почвы.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно делать выводы.

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

химические стаканы, стеклянные палочки, промокательная бумага, предметное стекло, спиртовка, штатив, держатель, предметные стекла, пипетка), ножницы, клей, салфетки.

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

В.В.Докучаева «Русский чернозём», учебник А.А.Плешакова для 3 класса часть 1, рабочая тетрадь на печатной основе.

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Технологическая карта урока окружающий мир

Деятельность учащегося + формы работы

Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Проверка готовности к уроку

Уметь договариваться о правилах поведения и следовать им в течение всего урока.

ЛУУД: способность и готовность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Повторение изученного и выявление затруднений материала для открытия нового знания

У слова «земля» есть несколько значений. Мы будем вести беседу о земле или

Фронтальная Высказывания учащихся (о земле) Земля:

1. Третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.

2. Суша, земная твердь. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты.

4. Рыхлое, темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

5. Страна, государство

1. Верхний слой земной

Актуализация знаний о земле, необходимых для

изучения новой темы

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; строить речевые высказывания в устной форме.

… о почве? Каково научное значение этих слов? Нам поможет толковый словарь Ожегова.

— Как вы считаете, о какой земле поведем сегодня речь на уроке?

Следовательно, ключевое слово сегодняшнего урока – почва.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит дать ответ.

слова для постановки проблемы. Итак – 1. Что такое …?

Групповая Высказывания учащихся.

Определение ключевого слова

РУУД: умение определять цель своей деятельности. КУУД: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

ПУУД: уметь выделять сущность, особенность объекта.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

Решение учебной задачи и обсуждение ее решения.

Повторение правил работы в учебной лаборатории

Чтение определения в учебнике на стр. 64 Повторение ТБ во время проведения опытов и лабораторных

1. Внимательно слушать инструкции. 2. Четко выполнять указания. 3. Быть наблюдательным. 4. Аккуратно работать с оборудованием и образцами.

5. Делать выводы по наблюдениям.

Сравнение определения понятия «почва» по учебнику и толковому словарю.

РУУД: уметь точно выражать свои мысли.

КУУД: уметь слушать и понимать других. ПУУД: уметь находить информацию их текста. ЛУУД: уметь правильно формулировать правила ТБ.

Проговаривание новых знаний, запись выводов в виде опорной таблицы.

Под лупой рассматривают почву и делают вывод, который заносят в таблицу: Вывод: почва – темный рыхлый слой земли.

В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых.

Выполняют опыт (из почвы выходят пузырьки воздуха) и делают

Вывод: в состав почвы входит воздух

— На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Вывод: в почве есть вода.

— Для жизни живых организмов.

— Стекло стало влажным,

Выяснить состав почвы.

РУУД: уметь выражать свои мысли.

КУУД: уметь работать в парах; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника. ПУУД: уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать, обобщать и классифицировать по признакам; осуществлять поиск необходимой информации.

ЛУУД: поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

учебнику и прочитаем предположение на стр.64. 2. Метод

— Что вы увидели на бумаге?

— Для чего нужна вода в почве?

Вывод: в почве есть перегной.

— Что вы видите на стекле?

— Продолжаю нагревать почву. Что вы замечаете и чувствуете?

— Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно он придает темный цвет почве.

Опыт 4 (2-ой вариант)

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

в тетради. Проверьте друг у друга.

Включение нового знания в систему знаний и

Использование нового знания вместе с

Высказывания и ответы учащихся.

Фронтальная, индивидуальная. Сообщение учащихся: «Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные

Выяснить значение плодородия почвы для жизни растений. Рассмотреть коллекцию почв. Понимать необходимость охраны почвы

Знакомство с учёным

В.В.Докучаевым и его открытиями. Проверить полученные знания.

РУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД: уметь слушать и понимать других.

ЛУУД: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу.

животные: насекомые, животные, так повышается плодородие почвы» Прервется круговорот веществ в природе. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди

Рассматривают различные виды почв:

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть фото Конспект урока что такое почва 3 класс. Смотреть картинку Конспект урока что такое почва 3 класс. Картинка про Конспект урока что такое почва 3 класс. Фото Конспект урока что такое почва 3 класс

Вывод: почвы разнообразны. Предположения и высказывания учащихся

Один ученик рассказывает о В.В.Докучаеве (см. приложение к уроку и учебник с.70) Индивидуальная

2. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли

рыхлый плодородный слой земли, покрытый растительностью. 2. Какие вещества входят в состав почвы?

3. Основное свойство почвы 4. Что растения получают из почвы?

Осознание учащимися проделанной учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. ЛУУД: ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности.

1. Прочитать статью

«Что такое почва?» 2. Ответить на вопросы раздела

Источник

Открытый урок в 3-м классе «Что такое почва?»

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит их с кабинетом биологии и правилами техники безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

Сказала лопата: (слайд 3)

— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить.

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по почве.

На доске записано слово почва. Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”

Главный вопрос урока (основополагающий) (слайд 4)

Почему почву называют кормилицей?

Это будет основополагающий вопрос, а остальные проблемные вопросы.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит питательные вещества, необходимые для живого

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

Как доказать, что в почве есть воздух?

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

– Для чего нужен воздух в почве?

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода. Продолжим нагревание – появился запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Он является главным питательным веществом, необходимым для всего живого.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – гумус. (Можно определить по запаху.)

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

Поместим несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарим.

Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это минеральные соли.

Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни. (Слайд 11)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

Как образуется почва? (слайд 12)

Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65

Какое значение имеет почва для растений и животных?

Какие животные живут в почве?

Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд 13)

С помощью эксперимента мы выяснили, что в состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая)

Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживой природы к живой.

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (слайд 14)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

– Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование происходит в условиях прохладного и влажного климата, при этом

Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю.

Наиболее широко распространены подзолистые почвы и подзолы.

Почвы характеризуются низким плодородием, недостаточно обеспечены элементами питания растений.

Требуется проводить осушение, известкование, вносить органические и минеральные удобрения.

Науку о почве почвоведение создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и исследовал почвы.

Он считал почву кормилицей человека и считал, что она дороже нефти, угля и золота.

В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как охранять ее от разрушения, написал книгу “Русский чернозем”

– Почему люди называют землю “ кормилицей”?

Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных. (слайд 20)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва (состав почвы, что растения получают из почвы)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. В почве содержится вода, воздух, соли – минеральные вещества. А также перегной – это органическое вещество, полученное из организмов, значит, почва питает все живое, она – кормилица.

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

Источник

Разработка урока » Что такое почва» (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель: Макарова Галина Ивановна

Тема урока: Что такое почва

Цель: ознакомление со свойствами и составом почвы

— Формировать представление о почве: ее составе и свойствах

Познакомить с животными, которые обитают в почве

Формировать представление о полезных питательных веществах для растений

-Развивать умения контролировать и оценивать себя

-Развивать умение в достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-Воспитывать у детей бережное отношение к природе через рассказ о плодородии

-Знают о составе и свойствах почвы

-Знают о животных, которые обитают в почве

— Знают о полезных питательных веществах для растений

ПУУД: умеют наблюдать, делать выводы

РУУД: умеют контролировать и оценивать себя

КУУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Понимают важность плодородия в жизни людей

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: презентация, учебник окружающего мира 3 класс, листы с заданиями, стаканчик, почва, видеофрагмент

1. Организационный этап – 1 мин

2. Актуализация знаний и умений – 5 мин

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока – 5 мин

4. Первичное усвоение новых знаний – 11 мин.

5. Первичная проверка понимания – 5 мин

6. Первичное закрепление – 5 мин

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности – 1

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Ирина Сергеевна.

Обеспечить воспроизведение опорных знаний.

Проверка домашнего задания будет в виде теста. Вам нужно выделить правильный вариант ответа. Не забудьте подписать свои листочки. На выполнение задания у вас 5 минут.

1. Какая вода на Земле покрывает большую часть поверхности планеты?

2. Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда?

а) вода зеленого цвета;

б) в воде могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии;

в) в воде водоросли.

3. Чтобы очищать сточные воды, надо…

а) строить очистные сооружения;

в) загрязнять водоемы.

4. Что играет роль в разрушении камней?

А) воздух, ветер, дождь

Б) вода, ветер, растения

В) вода, ветер, животные

5.Что образуется в результате разрушения камней?

6. Что образуется в камнях из-за изменений температуры?

Теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и сверьтесь с ответами на слайде

Выполняют тестовое задание

Речь учителя, упражнение

Тестовый контроль, взаимопроверка

РУУД: умеют контролировать себя

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Замотивировать детей к учебной деятельности

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. И эта чудесная кладовая называется «земля».

А может кто-нибудь знает, как называется верхний слой земли?

-Верхний слой земли называется почва)

Это и есть тема сегодняшнего урока.

А какие задачи перед нами стоят на этом уроке?

Правильно. Мы должны узнать, что такое почва, о ее составе и свойствах

Также мы должны в спомнить животных, которые обитают в почве

Узнать, что такое почва, о ее составе и свойствах

Речь учителя, беседа

РУУД: умеют контролировать и оценивать себя

КУУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий.

Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока «Что такое почва».

Запишем что такое почва. Почва – это верхний плодородный слой земли.

Главное свойство почвы – плодородие.

А почему же почва плодородна? Выскажите свои предположения

Давайте проверим, для этого проведем исследование почвы

Теперь давайте узнаем состав почвы

Я брошу кусочек почвы в воду.

Мы видим пузырьки, а это значит, что в почве есть воздух.

Давайте заполним бланки.

Запишите в первый столбик

Что я с ней сделала?

Запишите в первый столбик

А что произошло с почвой?

Запишите в первый столбик

Какой вывод можно сделать?

Теперь посмотрите видео (по ходу объясняю)

Опыт 2. Немного почвы нагрели на огне. Далее подержали зеркало над почвой и видно, что на зеркале остался влажный след. Какой вывод можно сделать?

Что сделали с почвой?

Запишем в первый столбик « Немного почвы нагрели на огне»

Что сделали дальше?

Записываем в первый столбик

Что осталось на зеркале?

Какой вывод можно сделать?

Запишем это во второй столбик

Опыт 3. Почву также нагревают до появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Какой вывод можно сделать?

Что сделали с почвой?

Записываем в первый столбик «Почву нагревают»

Что получилось в результате нагревания?

Записываем «Пошел едкий дым»

А значит, какой вывод можно сделать?

Запишем это во второй столбик

Опыт 4. Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпают в стакан с водой и размешивают. И можно увидеть, что на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина. Значит, в почве есть песок и глина

Что делают с почвой?

Записываем в первый столбик

Что увидели на дне стакана?

Записываем в первый столбик

Какой вывод можно сделать?

Записываем во второй столбик

Опыт 5. Теперь воду профильтровали, несколько капель поместили на ложку и подержали над огнем. На ложке остался белый налет. Это минеральные соли. Значит, в почве есть минеральные соли.

Что сделали с водой?

Записываем в первый столбик

Что сделали дальше?

Записываем в первый столбик

Что осталось на ложке?

Записываем в первый столбик

Какой вывод можно сделать?

Записываем во второй столбик

Итак, сделаем вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина и минеральные соли.

Сухой комочек почвы

Из почвы стали выходить пузырьки

В почве есть воздух

Подержали зеркало над почвой

На нем остался влажный след

В почве есть перегной

Дым и неприятный запах

В почве есть перегной

Почву насыпают в стакан с водой и размешивают

На дне стакана видно песок, а поверх песка – глина

В почве есть песок и глина

Несколько капель поместили на ложку и подержали над огнем

На ложке остался белый налет

В почве есть минеральные соли

Речь учителя, демонстрация, объяснение, упражнение, беседа

Презентация, видео про опыты,

Знают о составе и свойствах почвы

ПУУД: умеют наблюдать, делать выводы

РУУД: умеют контролировать и оценивать себя

КУУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Первичная проверка понимания.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий

А для кого нужна почва? (Что в ней растет?)

Теперь, когда мы знаем из чего состоит почва, подумайте, что из ее состава необходимо растениям для жизни.

У вас будет задание в группах. Мы выяснили, из чего состоит почва. Подумайте, какие вещества из состава почвы необходимы растениям. Впишите свои ответы в карточку.

А теперь давайте проверим. Что ваша группа написала в первом окошке.

Хорошо. Откроем страницу 66 в учебнике. Нашли второй абзац «Корни растений…»

Внимательно читайте, я потом задам вопросы по прочитанному

(Абзац про перегной читаю сама)

Верны ли были ваши предположения, почему почва плодородна?

Что делает почву плодородной?

Закончите фразу «Чем больше перегноя.

Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения необходимыми веществами и давать урожай.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Поэтому плодородие – главное свойство почвы. Если не будет хорошей почвы, то не будет и хорошего урожая.

А какие животные обитают в почве?

А все ли животные, которые живут в почве, полезны.

Как вы думаете, может они приносят больше вреда, чем пользы?

На это у вас есть 10 минут

Медведка – это насекомое, которое получило свое название благодаря своему коричневому окрасу и темно-буром маленьким волоскам, покрывающим тело, большим размерам и острым черным когтям, которые расположены на передних лапах.

Медведка причиняет вред растениям, грызёт корнеплоды и рушит грядки. Она перегрызает подземные части растений, в результате чего те хилеют и гибнут. Но роясь в земле и прокапывая ходы, медведка способствует обогащению почвы кислородом.

Личинка майского жука выглядит как толстое белое тельце, покрытое короткими волосками. Когда личинка взрослеет и уже начинает превращаться в майского жука, она питается очень много, пожирает листья, корни и стебли разных растений. Но также личинки майских животных служат отличным кормом для птиц, ящериц, рептилий и ежей.

Кроты представляют семейство млекопитающих животных. Тело покрыто коротким, но густым мехом. Основной окрас черный, черно-бурый или темно-серый. Кроты поедают разных насекомых, как вредных, так и полезных, например червей. Также они роют длинные туннели под землёй и благодаря этому в рыхлую почву лучше поступают вода и воздух. Но г рызуны смешивают глубокие неплодородные слои почвы с поверхностными, богатыми минералами. Из-за такого перемешивания, грунт скудеет и урожай растет плохо.

Многоножки – это насекомое. Главной особенностью многоножек, которая и стала причиной их названия, является количество ног: у отдельных представителей их может быть до 750. Интересно, что количество пар ног никогда не бывает четным. Окраска сороконожек может быть черной, рыжеватой, охристой. Многоножки уничтожают вредных насекомых, прокладывая ходы в почве, они улучшают ее вентиляцию.

Дождевые черви относятся к семейству малощетинковых червей. В зависимости от разновидности, длина дождевых червей может доходить до 2-х сантиметров, а иногда и до 3-х метров. Но почему же их называют дождевыми? Это связано с интересной особенностью этих существ. После дождя они массово выходят на поверхность почвы.
Черви буквально перепахивают почву, из-за этого она насыщается кислородом. Благодаря червям происходит восстановление плодородности истощенных земельных участков

Давайте проверять. Первая группа готова? Кто будет отвечать?

Как вы думаете, медведка – больше вредное или полезное животное?

Да, медведка способствует обогащению почвы кислородом, но и очень много причиняет вред растениям

Вторая группа? Это больше вредное или полезное животное?

Правильно. Личинка майского жука очень много причиняет вред растениям

Третья группа? Это больше вредное или полезное животное?

Четвертая группа? Это больше вредное или полезное животное?

Пятая группа? Это больше вредное или полезное животное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *