Конспект урока что такое психология
Конспект занятия на тему «Понятие психологии. Место психологии в жизни человека»
«Понятие психологии. Место психологии в жизни человека»
Цель занятия: Ввести предмет «психология». Раскрыть содержание, особенности и значение предмета.
Вводимые понятия: психология, психика, познавательные процессы,
Материалы к занятию: упражнение на групповую сплоченностью, знакомство «Сказочная поляна»,
Она изучает развитие психики, души в ее различных проявлениях, в том числе через поведение, мышление, эмоции.
Под психикой можно понимать способность воспринимать и систематизировать информацию, на той базе мысленно создавать виртуальную модель окружающего мира и на ее основе строить поведение (Конюхов Н.И.)
Научное определение термина « Психология» – это наука, которая изучает закономерности функционирования и развития психики.
Познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Мотивационные процессы – потребности, мотивы, цели, интересы.
Психологические свойства и состояния – воля, чувства, эмоции, склонности, способности, знания, личность, индивидуальность, характер, темпераментом.
Мы будем изучать психологическую теорию одновременно станем учиться по нимать особенности восприятия других людей, особенности их модели мира и причины их поступков. Будем развивать свою способность устанавливать позитивные взаимоотношения с другими и превращать наши знания в умения путем психологических игр и упражнений. Значительное место отведено обсуждению притч, историй, видеофильмов, мультфильмов.
Участие в психологических играх, упражнениях и обсуждениях потребует от нас определенной искренности, открытости, доверия друг к другу. В таком состоянии человек может быть легко раним неосторожным словом или поступком другого.
В процессе занятий мы будем следовать определенным правилам:
Конфиденциальность содержания занятий. Запрет на обсуждение происходящего на занятиях после их окончания, как между участниками группы, так и с другими людьми. Все, что происходит на занятиях, является нашей тайной.
Добровольность участия в каждой части практического занятия. Если не хочешь говорить или участвовать, то можешь оставаться на месте.
Обращение друг к другу только по имени, которое каждый напишет на листочке и закрепит на груди.
Право «вето», т.е. каждый участник может остановить любого. Если разговор или происходящее ему неприятны.
Говорить только искренне о том, что ты думаешь или чувствуешь, или промолчать и не кривить душой.
Правильный ответ тот, который выражает ваше мнение и ваши чувства. Других оценок правильности или неправильности нет.
Каждый говорит только от своего «Я». Нельзя говорить «мы» или ссылаться на кого-то или что-то. Только «Я думаю…», «Я чувствую…» и т.п.
Каждый сам принимает решение в ситуации и несет за его последствия полную ответственность советы друг другу запрещаются.
Личная ответственность за свое состояние во время и после занятий. За свои обиды и недовольства ответственен только ты сам.
Запрет на критику или оценку участников, их высказываний и действий.
В процессе занятий мы можем дополнять эти правила.
По окончании ознакомления можно обсудить:
1. Какое собственное правило кажется особенно важным?
2. С какими правилами ты был совершенно не согласен?
3. Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?
Зачем молодым людям знания о том, что с ними происхо дит и каковы закономерности развития их психики?
Во-первых, для большинства из них это просто интересно! Ведь подросткам присуща тяга к познанию себя. А во-вторых, когда человек понимает, как «устроена» его личность и каким образом она развивается, это позволяет гораздо лучше приспосабливаться к самым разным жизненным обстоятельствам. Ведь даже любое мало-мальски сложное техническое устройство, например, компьютер, велосипед, машина или фотоаппарат) имеет свои «индивидуальные особенности» — нюансы, которые надо знать и к которым необходимо привыкнуть, чтобы извлекать из него максимум пользы. А представляешь, насколько сложнее любой машины устроен человек!
— А ты кто?
— Я и сама не знаю.
— Если ты не знаешь, то я тем более.
Я знаю, кем я была сегодня утром,
но с тех пор я уже несколько раз менялась.
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Упражнение «Сказочная поляна»
Задачи: развитие самоинтереса, рефлексии, стимулирование творческого самовыражения.
Участники сидят в кругу.
Мы попали на сказочную поляну страны Фантазии. С этой поляны начнется наше путешествие. Очутившись на ней, каждый из вас преображается в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый участник должен представиться. Все строчки вашего представления должны начинаться словами: «Я. », «Мой. », «У меня. » Например: «Я — Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я — сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».
Вопросы для обсуждения:
Чье самоописание понравилось больше всего?
С кем они хотели бы встретиться в стране Фантазии?
Что герои могли бы дать волшебной стране?
Наталья САКОВИЧ, ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования, «Сказочное путешествие для подростков»// газета «Школьный психолог»
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007 г. – 176 с.
Конспект занятия для 5х классов на тему «Что изучает наука Психология?»
дать первичное представление о психологии; познакомить с играми, развивающими внимание, память, мышление, воображение, способами человеческого общения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для 5х классов на тему «Что изучает наука Психология?»»
ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА.
Образовательные цели: дать первичное представление о психологии; познакомить с играми, развивающими внимание, память, мышление, воображение, способами человеческого общения.
Изучаемое понятие: психология.
Сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое психология.Для этого мы будем выполнять необычные задания, каждый раз будем делать выводы о том, что изучает психология.
Длинноухий, но не заяц,
С копытами, но не лошадь. (Ослик.)
— Что помогло вам отгадать, загадку? (Мышление.)
— Представьте себе, что вы впервые в школе получили плохую отметку и об этом вам необходимо сообщить маме. Скажите около доски фразу «Мама, я получил….(далее говорите, какую отметку вы получили)» с разной интонацией (очень весело, со злостью, грустно, безразлично, испуганно).
Вывод. Психология изучает эмоции и чувства человека.
— Назовите, какие вы знаете эмоции и чувства (после ответов показывается таблица с эмоциями и чувствами)
— Как проявляются наши эмоции?
— Можно ли научиться ими управлять?
— Если вы устали, то как восстановить силу и уметь управлять собой?
— Представьте ситуацию, что вы после разлуки встретились со своим другом.
— Что вы начинаете делать при встрече? (Разговаривать, общаться)
— Как люди могут показать свои эмоции, кроме слов? (Используя мимику, жесты)
— Посмотрите на следующие слайды, на них изображено лицо мужчины.
— Если вы обратите внимание на его мимику, вы сможете понять, какие чувства и эмоции в данный момент испытывает человек
Взаимоотношения между людьми.
— За что люди нравятся друг другу?
— Как научиться понимать другого человека, его состояние?
— Как научиться жить дружно?
Вывод. Психология изучает взаимоотношения людей, учит, как надо понимать других людей, помогает жить дружно.
— Почему один человек не похож на другого?
— Почему один быстрый в движениях, а другой – несколько медлительный?
— Один быстро говорит и думает, а другой – медленно?
Это зависит от темперамента человека. Это зависит от его характера: Это зависит от его способностей. Вывод.Психология изучает индивидуальные особенности людей. Психология помогает понять темперамент, характер, способности людей.
— (Включается музыка) Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте пофантазировать.
— (Музыка выключается) Что вы представили себе?
— Что с вами происходило?
— Что вам помогло все это представить? (Фантазия)
Вывод. Психология – это наука о нашей фантазии. Она помогает придумывать новые образы, ситуации, сюжеты.
— Посмотрите на картинку и попробуйте запомнить то, что на ней изображено.
— Что помогло вам запомнить рисунки? (Память)
Вывод. Психология изучает человеческую память, как человек сохраняет информацию в головном мозге. Способы запоминания информации.
— Сейчас я предлагаю послушать, что вы слышите на улице (в коридоре, в классе).
— Каким нужно быть человеком, чтобы услышать то, что необходимо, или увидеть и почувствовать то, что вам необходимо? (Внимательным.)
Вывод. Психология изучает внимание.
— Что же такое психология и что она изучает?
Конспект по психологии на тему Основы психологии
В данном занятии рассматриваются основы психологии. Раскрывается сущность и особенности психологии как науки. Учащиеся знакомятся с объектом, предметом, содержанием психологии как науки. Рассматриваются особенности и основные условия развития личности. Приводится характеристика основных теорий развития личности.
Объект изучения психологии – психически здоровый человек.
Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.
1. Понятие «психическое развитие личности»
Психология направлена на изучение особенностей психического развития человека. Психическое развитие определяется общими законами и закономерностями.
Во-первых, психическое развитие определяется общим диалектическим законом – законом единства и борьбы противоположностей. Это означает, что в основе психического развития лежат противоречия, которые образуют единство явления, и противоречия лежат в основе развития и определяют его направленность и темпы.
Во-вторых, психическое развитие определяется диалектическим законом накопления количества и перехода в новое качество. Отсюда следует, что психическое развитие по стадиям. Идет количественное накопление развития отдельных показателей, которые приводят к состоянию возрастного кризиса и затем происходит скачок в развитии.
В-третьих, в соответствии с законом отрицание отрицания на каждом возрастном этапе психическое развитие отрицается развитием на предшествующем возрастном периоде, чтобы затем отрицаться на последующем этапе. Кроме этого, психическое развитие подчиняется следующим закономерностям: непрерывность, неравномерность, пластичность, стадиальность, асинхронность.
2. Условия психического развития личности
В последние годы возникли и развиваются психологические теории развития. Основным положением этих теорий является то, что определяющим в развитии является адекватное восприятие, понимание, осознание и переживание человеком биологических и социальных условий.
Биологические условия включают в себя генотип и врожденность. Генотип определяется хромосомным набором родителей и передается по наследству. Врожденными психическими явлениями называют те, которые возникают в пренатальный период в процессе родов и период новорожденности. Социальные условия включают в себя макросреду и микросреду.
Макросреда – общество, в котором человек развивается. Психическое развитие человека во многом определяется уровнем общественных отношений.
Микросреда – это непосредственное окружение человека.
Психологические условия представляют собой совокупность внутренних и внешних условий, определяющих восприятие, осознание и переживание всех условий – биологических, социальных и многих других. Фактически все то, что человек переживает, и является определяющим в его развитии. Следует лишь отметить, что переживания могут быть не только положительными и отрицательными, но и конструктивными и деструктивными.
Конструктивные переживания способствуют активности личности, направленной на собственное развитие.
Деструктивные переживания сдерживают активность и могут вообще привести к состоянию фрустрации, внутреннему конфликту.
3. Основные теории развития личности
Существует большое разнообразие теорий развития личности. Рассмотрим лишь основополагающие теории развития личности.
1. Психоаналитическая теория
Основоположником психоаналитической теории был Зигмунд Фрейд. При изучении его теорий необходимо исходить из того, что он был психиатром. Соответственно, он анализировал клинические случаи, с которыми ему приходилось сталкиваться на практике, на основании чего он и формулировал свои выводы. Человека он рассматривал как биологическое и как социальное существо. Соответственно, его поведение определяется как биологическими, так и социальными факторами. В большинстве случаев, природа берет верх над социумом, поэтому биологическое начало подавляет социальное начало. Если же такое невозможно, и мы вынуждены постоянно контролировать свою биологическую сущность, впоследствии, это приводит к неудовлетворенности, фрустрации, и является причиной развития неврозов, психозов.
В понимании З.Фрейда психика представляет собой совокупность биологических влечений, инстинктов, бессознательного. Именно эти факторы во многом определяют наше сознание, поведение. Биологическое начало преобладает в нас в раннем детстве. Именно биологическое начало движет нас к познанию окружающего мира, является мотивом для дальнейшего развития личности.
По мнению З. Фрейда, каждый человек в процессе своего развития проходит 5 основных стадий психосексуального развития.
Первая стадия – оральная. Она начинается с момента рождения, и продолжается примерно до 1 года. Мир ребенка, который только недавно родился, сосредоточен вокруг рта. Поэтому все потребности, интересы, вкусы сосредоточены также в области рта: на губах, языке, позже – на зубах. Для удовлетворения основных потребностей необходимо задействовать эту зону. Через рот ребенок получает питание. Для ребенка очень важно кормление. Во время кормления он утоляет чувство голода, жажды, получая от этого удовольствие. Во время еды его ласкают, обнимают, что способствует снятию напряжения, расслаблению, удовлетворенности. Позже ребенок понимает, что он может управлять своим ртом самостоятельно. У него появляются рефлексы – все новое, незнакомое ребенок пробует на вкус, тянет в рот. Именно в это зоне сосредоточена основная энергия ребенка, получившая название либидо.
Вторая стадия – анальная. Эта стадия приходится на 2-3 года. Именно в это время ребенка обычно приучают к туалету. Также в это время у ребенка появляется естественное стремление к познанию самого себя, собственного тела. Основное внимание сосредотачивается именно на выделениях, испражнениях. Ребенок, сходивший правильно на горшок, гордится тем, что его за это похвалили, получает удовольствие. Если человек успешно прошел эту стадию, он хорошо развит, отличается развитым мышлением, великодушием, хорошей адаптацией к различным условиям.
Третья стадия – фаллическая, которая приходится на возраст 4-5 лет. В это время у детей происходит половая дифференцировка, они впервые осознают свою половую принадлежность. У детей проявляется повышенный интерес к половым органам, проявляется симпатия к одному из родителей и антипатия к другому родителю. Если дети успешно прошли эту стадию, то они в дальнейшем могут легко решать свои проблемы, отождествляя себя с родителем своего пола.
Четвертая фаза – латентная. Латентная стадия приходится на период 6-12 лет. Это скрытый период, когда либидо ни на чем не сконцентрировано. В это время у детей могут быть различные интересы. Происходит идентификация с представителем своего пола.
Генитальная стадия приходится на 12 – 18 лет. Эта стадия начинается вместе с половым созреванием подростка. Его внимание вновь сосредоточено на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.
Последним двум стадиям З. Фрейд уделял мало внимания, т. к. утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в 5 – 6 лет.
2. Биологическая теория
Суть биологической теории состоит в том, что сторонники этой теории исходят из того, что человек является животным. Соответственно, у человека имеются все те же биологические основы, инстинкты и стремления, что и у животных. Физиология человека и животных работает по единому признаку. Существует наследственность и изменчивость. Наследственность подразумевает, что те или иные механизмы поведения уже заложены в нас генетически. Тогда как изменчивость подразумевает, что под действием факторов окружающей среды, могут происходить различного рода модификации и мутации, которые впоследствии также могут закрепляться на генетическом уровне и передаваться потомкам.
Основоположником этого направления был Конрад Лоренц. Он также открыл явление импритинга, под которым подразумевается механизм запечатления в памяти ключевых моментов нашей жизни. В дальнейшем такие фрагменты нашей памяти становятся образцами нашего поведения [5].
3. Теория поведения
Подобно Дж. Локку, который рассматривал разум ребенка как «чистую доску», на которой окружающая среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой теории поведения считают, что поведение, его различные формы и типы обуславливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называется бихевиористической (от англ. Behavior – поведение). Её основоположником считается Джон Уотсон [3].
Согласно этой теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм «теорией обучения» и выделяют 3 типа обучения:
Обучение посредством наблюдения.
В основе всех этих процессов – воздействие стимула на различные структуры головного мозга.
На мозг человека ежедневно воздействует множество факторов. Однако не все из них воспринимаются человеком на осознанном уровне. И даже из тех факторов, которые воспринимаются человеком, в фокусе внимания оказываются немногие. Суть в том, что восприятие также представляет собой избирательный механизм, который интегрирует и координирует нейронную активность различных участков коры головного мозга, а также подкорковых структур.
Часть стимулов может оказывать лишь кратковременное воздействие на кору головного мозга (такое, которое будет недостаточным для того, чтобы подвергнуться осознанию). Поэтому такие факторы игнорируются и на осознанном уровне не воспринимаются. Таким образом, вполне закономерен вопрос, при каких же механизмах осуществляется такой селективный отбор факторов, которые воспринимаются, или не воспринимаются на осознанном уровне.
Предметом становится поведение и метод становится недостаточным. Появился метод объективного наблюдения, который фиксирует внешнее воздействие и ответную реакцию.
Бихевиоризм оказал большое воздействие на педагогичность новации. Приёмы оперантного научения (закрепление полезных реакций) были перенесены на обучение людей.
Вся система образования изменилась под воздействием программированного обучения, техники пошагового овладения, тестового контроля.
5. Развитие личности в конгнитивно-бихевиоральном подходе Ф. Скиннера
Одним из наиболее известных ученых-теоретиков в сфере бихевиоризма, был Б.Ф. Скиннер. В соответствии с его представлениями о развитии личности, можно утверждать, что развитие человека обусловлено внешней средой. Он утверждает, что о развитии личности можно сулить по ее поведению. Также в основе его теории лежит предположение о том, что поведение человека в большей степени зависит от социального окружения. То есть, человека формирует его окружающая среда, воздействию которой он сильно подвержен. Поведение, по мнению Скиннера, детерминировано объективными факторами. Именно это предположение и легло в основу инвайронментаризма, основной идеей которого является обоснованное влияние окружения на основные психологические процессы личности, и в первую очередь, на ее поведение.
Характерной чертой теории Скиннера является то, что он не разделял мнение о том, что на поведение человека воздействуют субъективные, или скрытые факторы, такие как, мотивы, цели, задачи, чувства, а тем более – бессознательное. Так, воздействие окружающей среды, и ее определяющую роль в поведении человека Скиннер рассматривал как основу не только поведенческих реакций, но и основу для преобразований и обучения. Он исключал возможность влияния подсознания, названного им «черным ящиком психики человека».
В концепции Скиннера развитие ребенка — это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже число источников подкрепления расширяется — это и соседи, и школа, и мнение сверстников. Скиннер придерживался мнения, что поведение человека в течение жизни изменяется, и периодически возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций.
Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков — и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.
6. Гуманистическая теория
Стержень гуманистической идеи – это оптимистический взгляд на природу человека.
Согласно Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума – к его самореализации – открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Всем известна пирамида Маслоу.
1 уровень. Выживание или биологические потребности.
Физиологические потребности (есть, пить, спать и т. п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план.
2 уровень. Безопасность и уверенность в будущем.
По-другому можно назвать потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т. п.).
3 уровень. Потребности в принадлежности к социальной группе, поддержка.
4 уровень. Потребность в уважении и признании.
Разработка урока «Психология как наука»
ТЕМА: «Психология как наука».
Психика и душа. Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в жизни человека.
Физиологические механизмы психики.
Основные формы проявления психики.
Психика и душа. Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в жизни человека.
Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»).
Общая психология – изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики.
Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта – это наши чувства, мысли, желания и т.д. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».
Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга. Повлиять на отдельные действия и поступки. Предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности.
Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусства. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твёрдой основой в работе с людьми.
Житейские психологические знания существенно отличаются от научных,
прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях.
Психология – сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад.
Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. В недрах которых и шло её становление.
Задачи и предмет изучения психологии.
Предметом науки называют те явления, реально существующего мира, которые эта наука изучает. Предметом психологии являются:
А) психические явления;
Б) психологические черты личности;
В) психологические особенности человеческой деятельности.
Изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений как отражений объективной действительности.
Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
Изучение физиологических основ психических процессов. Поскольку без знания механизмов ВНД нельзя ни правильно понять психические процессы, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда, а также других видов деятельности.
Современная психология представляет собой широко развёрнутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Методологической основой психологии является – философия. Так особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается разными отраслями психологии:
— детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека;
— социальная психология изучает социально – психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, группой, психологическую совместимость людей;
— педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
— авиационная, космическая психология;
— военная психология и т.д.
Т.о. для современной психологии характерен процесс дифференциации. Порождающий, значительную разветвлённость психологии на отдельные отрасли, которые не редко далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (техническими – через инженерную, общественными – через педагогику и социальную психологию, с естественными – через зоопсихологию и т. д.).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, не как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Технические науки Общественные науки
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все эти науки, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекапознания.
Физиологические основы психики.
Психика есть свойство мозга. Человек может отражать в своём сознании («субъективно») внешнюю действительность только с помощью мозга, только потому, что у него имеется высокоразвитая нервная система, обеспечивающая необходимые для этого сложнейшие физиологические процессы.
Для правильного понимания физиологических основ психики существенное значение имеет вопрос о взаимодействии организма и внешней среды.
Ошибочно рассматривать организм как самодовлеющий, подчинённый в своих отправлениях закономерностям, обусловленным якобы только его собственным строением. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (И.М. Сеченов). Организм и окружающая его среда всегда представляют собой определённое единство. Однако это взаимодействие нельзя понимать упрощённо, как только ответные действия организма на внешние раздражения, определяющие собой эти действия. По учению И.П.Павлова, живой организм является очень сложной системой, обладает особыми специфичным для него строением и присущим этому строению внутренними формами жизнедеятельности самого организма.
Нервная система функционирует как единое целое и функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока:
I – энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах головного ствола);
II – блок приёма, переработки и хранения информации (включает задние отделы обеих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы головной коры);
III – блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры).
При повреждении функций I блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие и сонливость. Нарушение нормальной работы II блока приводит к потере кожной чувствительности, теряется чёткость движений. Поражение III блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений.
В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечёт за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.
Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.д. Одной из функций коры головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.
Каждый анализатор включает три основные части:
рецептор – концевой аппарат;
проводниковый нервный путь;
центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.
Познавательные психические процессы.
5. Основные формы проявления психики.