Конспект урока что такое словесность

Разработка урока литературы «Понятие о словесности»

Русская литература 5 класс 1 урок дата:

Тема: понятие о словесности

Цель: введение в курс русской литературы в 5 классе; изучение статьи учебника (стр.3 – 5)

Усвоение литературных понятий «словесность», «фольклор и литература», усвоение знаний о подразделах литературы и двух видах словесности.

Развитие устной речи учащихся; развитие навыков самостоятельной работы со статьей учебника; развитие навыков монологического высказывания.

Воспитание любви и уважения к литературе как к искусству слова; формирование мировоззренческих представлений об истории развития литературы.

Какие виды искусства вы знаете?

Какое место среди видов искусства занимает литература?

Каково ваше восприятие литературы?

Какой из видов искусства с вашей точки зрения является самым эффективным?

2.Самостоятельная работа со статьей учебника:

Задание 1:прочитать первый абзац статьи учебника, ответить на вопрос:

Когда зародилось искусство слова?

Задание 2: групповое составление опорной схемы «Сила слова».

— воздействие на окружающих

— средство закрепления в памяти

— передача знаний и опыта

3.Слово учителя: литература и другие виды искусства.

4.Коллективный анализ стихотворения Н.Гумилева:

Отработка навыков выразительного чтения.

Как Гумилев подчеркивает магическое значение слова?

5.Коллективный анализ стихотворений Арсения Тарковского:

Отработка навыков выразительного чтения.

В чем особенность поэтической речи?

6.Коллективное составление опорной схемы:

— словесность (запись формулировки в тетрадь);

— два вида словесности;

— подразделы литературы (художественная, документальная, научная, деловая и т.д.)

— оригинальная и переводная литература.

7.Обобщающая беседа (по вопросам – стр.5)

8.Слово учителя: учебник, тетради.

9.Д.З.: вопрос 5, стр.5.1

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Номер материала: ДВ-157693

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка урока «Словесность как словесное творчество»

Презентация к уроку по словесности с домашним заданием

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Словесность как словесное творчество»»

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Что такое словесность?

1) творчество, выражающееся в устном и письменном слове;

2) Художественное творчество: песни, загадки, сказки, рассказы, романы, пьесы – произведения искуССтва слова.

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Литературный (книжный) язык

Книжные Нейтральные Разговорные

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Формы разговорного языка

(разговор двух и более лиц)

( высказывание одного человека)

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Признаки разговорного языка

Литературный язык- нормированный

Орография (правильно пишу)

Пунктуация ( правильно ставлю знаки препинания)

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Домашнее задание Поставь ударение:

Начал, звонит, (в) шарфах, обеспечение, грузило, задолго, заострить

+ подобрать 2 слова, где можно засомневаться в постановке ударения

Источник

План конспект урока русской словесности

5 класс

Тема:Ветви единого древа. ПОНЯТИЕ О СЛОВЕСНОСТИ

Цели:1. Дать понятие слову словесность;

2. развивать устную речь учащихся: 3. Воспитывать интерес к предмету

Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Формирование новых поняти и способов деятельности

Люди рано осознали силу слова, его способность воздей­ствовать на окружающих. С самого начала слово было сред­ством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта лю­дей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требую­щим глубокого уважения, почтительного отношения и осто­рожности. Магическая сила слова заключается в его способ­ности вызывать представления, образы. При произнесении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт наро­да, его поэтическое восприятие природы содержатся в Я31Л-ке, в словах.

Многие писатели и поэты размышляли о значении слова в жизни человека. Так, поэт начала XX века Николай Гуми­лев подчеркивал его магическое воздействие:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.

Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображе­ние: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том слу­чае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэти­ческим содержанием. Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск да­лекой молнии».

Используя эту особенную власть образного слова, все древ­ние виды словесного искусства запечатлевали мир в художе­ственных образах и создавали воображаемую картину.

Литература бывает переводной и оригинальной. Благода­ря переводам лучшие произведения мировой литературы ста­новятся достоянием русскоязычного читателя, а русские пи­сатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть пере­ведены на языки других народов. Так, например, произведе­ния А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в пере­водах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригиналь­ными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных про­изведениях древнерусской литературы присутствуют моти­вы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.

Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображе­ние: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том слу­чае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэти­ческим содержанием. Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск да­лекой молнии».

Используя эту особенную власть образного слова, все древ­ние виды словесного искусства запечатлевали мир в художе­ственных образах и создавали воображаемую картину.

Литература бывает переводной и оригинальной. Благода­ря переводам лучшие произведения мировой литературы ста­новятся достоянием русскоязычного читателя, а русские пи­сатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть пере­ведены на языки других народов. Так, например, произведе­ния А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в пере­водах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригиналь­ными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных про­изведениях древнерусской литературы присутствуют моти­вы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.

ІІІ. Закрепление пройденного материала

1. Каким свойством в древности обладало слово?

2. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева. Когда, в какие времена словом можно было останавливать солнце и разрушать города? И можно ли было? Посмотрите материал учебника на стр. 16-19. Найдите слово-отгадку ко второй строфе. Какой образ может стать вам подсказкой? Какая картина возникает в воображении, когда вы читаете это стихотво­рение? Нарисуйте иллюстрацию к нему.

3. Прокомментируйте строки драматурга XIX века Александра Сер­геевича Грибоедова «Злые языки страшнее пистолета» и поэта конца XX века Александра Кушнера «Любовь, уступчивость, боязнь обидеть сло­вом, ведь слово колется, как шарфик шерстяной». О какой силе слова говорят эти строки? Вспомните случаи, когда слово вас ранило или дари­ло радость.

Что такое словесность? Какие ее виды вы знаете?

Какую литературу называют изящной словесностью?

Какова роль переводной литературы?

5 класс

Тема: Фольклор и литература

Источник

5 класс Урок №1 Введение. Понятие о словесности

Языковая цель.

Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»

Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.

Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм

Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение РМ»

Дорогой друг! В этом учебном году ты будешь знакомиться с русской словесностью. Весь курс V класса посвящен теме «Фольклор и литература». Ты узнаешь, что такое фольклор, какие он имеет особенности, жанры. Какое влияние оказал и оказывает на письменную литературу. Желаю тебе удачи и успехов. Пусть процесс познания будет для тебя интересен!

Понятие о словесности.

Нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.

Фольклор – искусство слова.

Дай пояснение следующим терминам:

Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу.

Фольклор – особый вид искусства, т.к.

общее

Составьте диаграмму Венна

Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность Конспект урока что такое словесность. Смотреть фото Конспект урока что такое словесность. Смотреть картинку Конспект урока что такое словесность. Картинка про Конспект урока что такое словесность. Фото Конспект урока что такое словесность

Подготовь устное сообщение на тему «Сходство и различия между фольклором и литературой», используя данную таблицу (или схему) как план.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение»

Тема раздела, подраздела

Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

5. ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, их отличие друг от друга

5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос

5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»

Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.

Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм

Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература

Планируемое время и этапы

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом

Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа:

Всем лучшим во мне я обязан книгам. ” (М.Горький)

Какие мысли вызывают у вас эти слова?

Какие книги читали накануне вечером в семье?

Что особенно поразило вас в прочитанном?

Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?

Знакомятся с эпиграфом урока, участвуют в водной беседе

Актуализация опорных знаний

Введение в тему урока

Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение:

Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.

Б. Не красна книга письмом,

В. Кто много читает,

Г. Книга в счастье украшает,

5) а в несчастье утешает.

Учащиеся выполняют задание.

Ученики отвечают на вопросы, делают вывод

Слово учителя. Чтение с остановками.

— Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.

— Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.

Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.

Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.

Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?

Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое.

Приём «Лото с продолжением…»

Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение).

Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом? (соотнести рисунки и слова)

Какой рисунок остался без ответа?

Какой материал использует писатель, создавая произведение?

Докажите, что литература – это искусство слова.

Работа с учебником. Обсуждение материала.

Задание 1: заполните схему и устно дайте определение видам искусства слова.

Задание 2: нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.

Задание 3: составьте диаграмму Венна, расскажите о сходствах и различиях между фольклором и литературой.

Говорят, где они уже встречались с волшебством.

Источник

Конспект урока литературы для 5 класса на тему: «Понятие о словесности. Фольклор и литература»

Тема. Понятие о словесностию Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.

Цель: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.

Приветствие. Объяснение темы и целей урока.

Читаем с. 3 учебника. Записывам:

Словесность — это творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество.

Найти в тексте два вида словесности (с. 4), записать определения устной и письменной словесности.

? Что такое мифология? (записать опред. Со стр. 5).

Представления первобытн ого человек а об окружающ ей сред е.

А нтропоморфизм, а нимизм, табу.

II Работа по основной теме урока.

— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?

— Как вы понимаете термин «фольклор»?

Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.

— Есть ли между фольклором и литературой сходство?

Конечно, ведь они ветви единого дерева.

— Чем они отличаются друг от друга?

2. Построение таблицы «Фольклор и литература».

1. Создают художественные словесные образы.

1. Стадиальное (время появления)

Возник с появлением речи на земле.

Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).

2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.

2. Функциональное (для чего существует)

Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.

Воспитывает в человеке чувство прекрасного.

3. Различие в характере творчества

Автор – народ, выражающий коллективные переживания.

Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.

4. Различие в условиях бытования

(в какой форме существуют)

Передавался из уст в уста

— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?

Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.

И фольклора и у литературы общая родовая система.

Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.

Пример

Жанр и его функция

Под лежачий камень и вода не течет.

Пословица. Воспитывает любовь к труду.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.

Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.

Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.

Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.

Примета. Учит определять погоду.

Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.

Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.

3. Различие в характере творчества.

Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).

Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?

Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.

Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.

— Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – образное определение.

Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.

3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).

Задание №3. Творческая работа.

1. Закончите определение.

2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.

Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.

3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:

4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.

Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.

Работа с раздаточным материалом.

Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».

«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».

Русская народная сказка

«Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз – и пришел в дремучий бор».

Русская народная сказка

«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим».

«Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришел к реке».

Русская народная сказка

«Финист – ясный сокол»

«Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком».

«Сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!».

Русская народная сказка

5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».

Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».

Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.

Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

1. Представление о пространстве.

— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?

Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.

— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?

Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.

В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.

2. Представления о времени.

— Как в сказках представлено время?

Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.

3. Фольклорные персонажи.

— На какие два типа можно разделить героев сказок?

Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.

— Как описываются герои?

Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *