Конспект урока что такое слово
Конспект урока по русскому языку на тему «Слово» (1 класс)
Предложение состоит из частей – слов.
Термин «слово». (Этимологии нет, т.к. это непроизводное слово).
Количественный состав предложения (кол-во слов в предложении).
Схема предложения, состоящего из слов.
Группы (классы) слов:
Предложение с определенным количеством слов.
Цель урока: закрепить знания учащихся о том, что предложения состоят из слов; развивать речь, умение логически мыслить.
Задачи урока: 1) познакомить учащихся с понятием «слово».
2) учить определять количество слов в предложении.
Проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Нарисовать схемы на доске.
— Что изображено на доске? (Схемы)
— Схемы чего? (Предложений)
— А все ли изображенные на доске схемы правильны? (Нет)
— Какие из них правильные? (1,2,6)
— А какие не правильные? (3,4,5)
— Почему? (Они не закончены)
— К какому типу предложений относится первая схема? (К восклицательному)
— А какому типу относится вторая схема? (К повествовательному)
— А шестое? (К вопросительному)
Изучение нового материала.
1) Вызвать к доске 3 учеников и каждому дать по картинки (1-я с детьми, 2-я с глазками, 3-я с белкой)
— Ребята, давайте составим предложение по нашим картинкам (Дети увидели белку)
— О ком это предложение? (О белке)
— Что сделали дети? (Увидели)
— Увидели кого? (Белку)
— А теперь, давайте на каждый ответ на мой вопрос мы будем загинать пальчики.
— О ком это предложение? (О белке)
— Что сделали дети? (Увидели)
— Загибаем еще один пальчик.
— Увидели кого? (Белку)
— И еще один пальчик.
— Так сколько пальчиков мы загнули? (3)
— Значит наше предложение состоит из частей, верно? (Да)
— В нашем предложении будет столько частей, сколько пальчиков мы загнули. Все поняли?
— Значит сколько частей в нашем предложении? (3)
2) – 3) – Итак, предложение состоит из частей, а каждая часть – это отдельное слово.
— Так сколько слов в нашем предложении? (3)
— Какое 1-е слово? (Дети)
— Правильно. Запомните, что любое предложение состоит из слов.
4) – Давайте составим схему нашего предложения. (Нарисовать на доске)
— Вы можете по этой схеме сказать, сколько слов в предложении? (Нет)
— Верно, мы не можем этого сказать.
— Для того, чтобы по схеме было видно из скольких слов она состоит мы должны ее разделить на столько частей, сколько слов в предложении.
Показать на доске, как из одного предложения без слов получается предложение со словами.
— А что теперь вы можете сказать об этой схеме? (Она состоит из 3-х частей, т.е. слов)
— Также можно разбивать на части вопросительные, и восклицательные предложения. Сколько слов будет в предложении, столько и частей будет в схеме.
— А сейчас давайте поиграем в игру. Я буду говорить вам предложение, а вы посчитаете и скажите, сколько в предложении частей и слов, а потом определите к какому типу предложений оно относится.
— Итак, 1-е предложение: Мама пришла домой?
— Какое это предложение? (Вопросительное)
— Почему вы так считаете? (Задан вопрос)
— Из скольких слов состоит это предложение? (Из 3)
— (Имя ученика), выйди к доске и запиши схему этого предложения.
— Почему в конце ставим «?»? (Вопросительное предложение)
— Почему 3 прямоугольника? (3 слова)
— Теперь послушайте второе предложение: Папа уехал на работу.
— Какое это предложение? (Повествовательное)
— Почему вы так думаете? (Произносится спокойно)
— Из скольких частей оно состоит? (Из 4)
— (Имя ученика), выйди к доске и запиши схему этого предложения.
— Что вы можете сказать об этой схеме? (Повествовательное предложение, состоит из 4 частей)
— Теперь послушайте 3-е предложение: Завтра суббота!
— Какое это предложение? (Восклицательное)
— Почему вы так думаете? (Произносится радостно)
— Из скольких частей оно состоит? (Из 2)
— (Имя ученика), выйди к доске и запиши схему этого предложения.
— Что вы можете сказать об этой схеме? (Восклицательное предложение, состоит из 2 частей)
5) – Так из чего состоит предложение, с помощью которого мы общаемся? (Из слов)
— Все, что мы с вами видим, слышим, делаем мы можем назвать словами.
– Сейчас я буду показывать вам предметы, а вы скажите, какими словами они называются.
— Какое слово вы назвали? (Ручка)
— Какое слово вы назвали? (Собака)
— Какое слово вы назвали? (Телефон)
Вывесить картинки с этими предметами.
— Что общего у всех этих слов? Что они обозначают? (Названия предметов)
— У каждого предмета есть свое название.
— Следовательно, есть слова, которые называют предметы. Мы с вами будем называть их « Слова – предметы».
– А теперь с помощью слов назовите, какие действия выполняют эти предметы, изображенные на картинках.
— Что делает ручка? (Пишет)
— Что делает телефон? (Звонит)
— Что делает собака? (Лает)
— Какие слова вы сейчас произнесли? (Пишет, звонит, лает)
— Скажите, что мы сейчас с вами делаем? (Говорим, что делают эти предметы)
— Так вот эти слова, которые выполняют какие-то действия называются
— Я сейчас буду показывать вам предмет, а вы будите говорить, какие действия они выполняют.
Показываю на лампочку.
— Что делает этот предмет? (Светит)
— А это предмет что делает? (Пишет)
– А теперь с помощью других слов мы опишем наши предметы, изображенные на картинке.
— А какого она цвета?
— Повторите, пожалуйста, что мы сейчас делали? (Описывали предметы)
— Так вот слова, которые описывают предметы называются «слова – признаки».
Показываю на доску.
— Какого цвета доска?
Показываю на занавеску.
Вывесить картинки с предметами.
— Что изображено на 1 картинке?
— Что обозначает это слово? (Предмет)
— Что делают с помощью этого предмета?
— А к какой группе слов оно относится?
— Что обозначает это слово? (Признак)
— К какой группе слов оно относится?
— Что изображено на 2 картинке?
— Что обозначает это слово? (Предмет)
— К какой группе слов оно относится?
— Что делает кошка? (Мурлычет)
— К какой группе слов относится это слово?
— К какой группе слов относится это слово?
— Что изображено на 3 картинке?
— Что обозначает это слово? (Предмет)
— К какой группе слов оно относится?
— Что делает машина? (Едет)
— К какой группе слов относится это слово?
— К какой группе слов относится это слово?
— Что нового вы сегодня узнали? (Предл. состоит из частей)
— Как называются эти части? (Слова)
— А какие бывают слова? (Слова – предметы, слова – признаки, слова – действия)
— Что делают слова – предметы?
— Что делают слова – признаки?
— Что делают слова – действия?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-327793
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Слово и его значения»
Тема урока: «Слово и его значения»
Тип урока: изучение нового материала
Узнать что такое слово, лексическое и грамматическое значения слова
Учиться определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
личностные: формирование мировоззренческих понятий
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
ознавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Вступительное слово учителя:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами. (А. Шибаев)
Ребята, как думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О словах )
Запишем число и тему урока «Слова и его значения».
Цель урока: узнать что такое слово, научиться определять лексическое и грамматическое значения слова.
1 Изучение новой темы.
Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. Что же такое слово?
Давайте откроем книги, параграф 55, страница 218, познакомимся с понятием слово.
1.Слово – это единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки.
Учебник, ручка, тетрадь что называют? (Предмет)
Чистый, новый, лохматый? (Признак предмета)
Читать, слушать, бегать? (Действие)
2. Слово состоит внешней оболочки и внутренней оболочки.
Что такое внешняя сторона слова? (звуковой состав, на письме буквы)
А внутренняя сторона слова – это значение, смысл слова.
3. Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
Разные слова имеют разные лексические значения. Лексические значения слова раскрывают словари. Пример: Сосна- хвойное дерево с длинными иглами.
Грамматическое значение слова сосна – имя существительное, женский род, единственное число, именительный падеж.
2. Закрепление изученной темы.
Попробуем определить слово по их лексическому значению.
Упражнение 314. Монолог, фантастика, летопись, басня, фонетика, алфавит, проталина, туман, снегурочка, солнце.
Запишите ответы в тетрадь, укажите их грамматические значения.
Давайте отдохнём немножко.
Задание. Угадайте слово по его описанию и изобразите, при этом нельзя разговаривать. Все встаём и слушаем меня внимательно.
Собачья радость. Кость – фонетический разбор слова.
4 Проверка усвоенного материала.
Кроссворд по изученной теме.
1. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
2. Все слова русского языка.
4. Слова бегать, читать, петь называют …
5. Какая наука изучает звуковой состав слова?
5 Заключительное слово.
Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
6. Домашнее задание. Упражнение 311.
Урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Что такое слово?»
Урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Что такое слово?»
Русский язык 1 класс
Учитель: Еськова Юлия Николаевна
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с ролью слов в речи.
Задачи : сформировать умение вычленять слова из предложения,
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,
активизировать мыслительную деятельность;
развивать устную речь; развивать навык каллиграфического письма;
воспитывать культуру речи, любовь и уважение ко всему окружающему миру.
Предметные УУД : выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями образования слова, как части речи.
Познавательные УУД: находить в тексте слова, определять их значения.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД : учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Нужно дважды повторит последний слог фразы
Будет думать голова?
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать, урок русского языка начать. (слайд 1)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы.
Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и загадках.
Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь) ( слайд 2)
– Для чего нужна речь?
(Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная) (слайд 3)
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
-Даны знаки. (слайд 4)
-Что их объединяет? (буквы русского алфавита)
-Сколько всего букв в русском алфавите? (33).
-Какая буква лишняя? (А) Почему вы так считаете? (обозн.гл.звук) (слайд 5) Характеристика.
-Дана след.строчка букв. (слайд 6)
-Какая буква лишняя? (В)
-Почему вы так считаете? (обозн.согл.звук) (слайд 7) Характеристика.
— Найдите лишнее. Докажите. (НЕ имеет значения). То есть не является СЛОВОМ.
— Составьте слово. ( слайд 9)
3. Актуализация знаний
— Что вы знаете о слове?
* Слово в устной речи состоит из звуков, а в письменной из букв.
* Слова являются частью нашей речи!
Много с буквами хлопот, (слайд 10)
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
— Как вы думаете, вы все знаете о словах?
Цель урока. (Учебник с.17) Чтение задач предстоящих уроков.
— Почему изображены книги? В чем их особенность (родственные слова). Показ наших словарей.
2014 ГОД КУЛЬТУРЫ в России.
Работа по учебнику с. 18 №1 Максим М. ( слайд №11)
У кошки шесть котят.
А я придумал слово-смешное слово ПЛИМ!
И повторяю снова-плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет-плим, плим, плим!
И ничего не значит-плим, плим, плим. (слайд №12)
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Скажите, является ли сочетание букв «ПЛИМ» словом? слайд №13)Объясните свой ответ.
Сочетание букв только тогда бывает словом, когда имеет значение. ПРАВИЛО с.18
Именно так говорил известный писатель К.Г.Паустовский, слова которого в упражнении №2 на с.19. ( слайд №15) … слайд 16 Работа по вопросам учебника.
Гимнастика для глаз
Первичная проверка понимания
Работа в печ.тетради на с. 10 №1 (слайд №17)
Дописать «весенние» слова. Заголовок.
Проверить по учебнику с.19 №3.
Рассказ детей о своем представлении с рисунками
ЧТО ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, ЧИТАЯ КАЖДОЕ СЛОВО.
В группах работа над составлением из букв слова «скворечник»(вор, сок, нос, век, ров, рис, кон).
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
— Как я люблю овсянку!
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная. Особенно с молоком!
— Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
— Да ты про что говоришь?
— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
— Ты про какую овсянку?
— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
— Какая каша? Не каша, а птица!
— Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
— Идем ко мне – мою овсянку слушать!
— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
— Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
— О каком слове шла речь?
— В чем особенность данного слова?
8. Рефлексия (подведение итогов урока )
— Для чего нужны слова?
– Что могут называть слова?
— Оцените свою работу на уроке с помощью солнышка. Улыбающееся – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустное – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
Мы на уроках русского языка УЗНАЕМ ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО о словах.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок изучения нового материала в 1 классе по теме «Что такое слово?»
Русский язык 1 класс
Учитель: Еськова Юлия Николаевна
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с ролью слов в речи.
Задачи : сформировать умение вычленять слова из предложения,
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,
активизировать мыслительную деятельность;
развивать устную речь; развивать навык каллиграфического письма;
воспитывать культуру речи, любовь и уважение ко всему окружающему
Предметные УУД : выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями образования слова, как части речи.
Познавательные УУД: находить в тексте слова, определять их значения.
Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД : учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Ход урока
1. Организационный этап.
Нужно дважды повторит последний слог фразы
Будет думать голова?
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать, урок русского языка начать. (слайд 1)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы.
Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и загадках.
Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь) (слайд 2)
– Для чего нужна речь?
(Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная) (слайд 3)
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
· Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
· Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
-Даны знаки. (слайд 4)
-Что их объединяет? (буквы русского алфавита)
-Сколько всего букв в русском алфавите? (33).
-Какая буква лишняя? (А) Почему вы так считаете? (обозн.гл.звук) (слайд 5) Характеристика.
-Дана след.строчка букв. (слайд 6)
-Какая буква лишняя? (В)
-Почему вы так считаете? (обозн.согл.звук) (слайд 7) Характеристика.
— Найдите лишнее. Докажите. (НЕ имеет значения). То есть не является СЛОВОМ.
— Составьте слово. (слайд 9)
3. Актуализация знаний
— Что вы знаете о слове?
* Слово в устной речи состоит из звуков, а в письменной из букв.
* Слова являются частью нашей речи!
Много с буквами хлопот, (слайд 10)
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
— Как вы думаете, вы все знаете о словах?
Цель урока. (Учебник с.17) Чтение задач предстоящих уроков.
— Почему изображены книги? В чем их особенность (родственные слова). Показ наших словарей.
2014 ГОД КУЛЬТУРЫ в России.
Работа по учебнику с. 18 №1 Максим М. ( слайд №11)
У кошки шесть котят.
А я придумал слово-смешное слово ПЛИМ!
И повторяю снова-плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет-плим, плим, плим!
И ничего не значит-плим, плим, плим. (слайд №12)
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Скажите, является ли сочетание букв «ПЛИМ» словом? слайд №13)Объясните свой ответ.
Сочетание букв только тогда бывает словом, когда имеет значение. ПРАВИЛО с.18
Именно так говорил известный писатель К.Г.Паустовский, слова которого в упражнении №2 на с.19. (слайд №15)…слайд 16 Работа по вопросам учебника.
Гимнастика для глаз
3. Первичная проверка понимания
Работа в печ.тетради на с. 10 №1 (слайд №17)
Дописать «весенние» слова. Заголовок.
4. Первичное закрепление.
Проверить по учебнику с.19 №3.
Рассказ детей о своем представлении с рисунками
ЧТО ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, ЧИТАЯ КАЖДОЕ СЛОВО.
В группах работа над составлением из букв слова «скворечник»(вор, сок, нос, век, ров, рис, кон).
Сценка «Овсянка»
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
— Как я люблю овсянку!
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная. Особенно с молоком!
— Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
— Да ты про что говоришь?
— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
— Ты про какую овсянку?
— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
— Какая каша? Не каша, а птица!
— Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
— Идем ко мне – мою овсянку слушать!
— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
— Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
— О каком слове шла речь?
— В чем особенность данного слова?
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
— Для чего нужны слова?
–Что могут называть слова?
— Оцените свою работу на уроке с помощью солнышка. Улыбающееся – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустное – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.
Мы на уроках русского языка УЗНАЕМ ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО о словах.