Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская

Урок развития речи в 5 классе на тему «Текст и его признаки»

Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Текст и его признаки» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Текст и его признаки.

образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста;

воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию;

развивающая : развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные : знать понятие «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике.

Метапредметные : способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные требования к ЗУН обучающихся.

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема.

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. В двух частях». Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Лисицын; Москва: «Просвещение», 2014 г., таблица «Текст. Признаки текст»; толковый словарь.

Основное содержание работы.

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться,

чтобы чему-то научиться.

Мотивация к деятельности.

1. Чтение учителем текста-рассказа Л.Н.Толстого.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

2. Анализ текста с записью ответов на доске.

— Сколько слов в этом рассказе? (32 слова).

— Можно ли данное высказывание назвать текстом? (Да, все предложения связаны по смыслу. Повествование можно озаглавить).

— В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)

— Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»).

— На какие части можно разделить этот текст?

1 – Старик сажает яблони;

2 – старика спрашивают, зачем он сажает яблони;

— Обратим внимание на то, в каких предложениях выражена мысль каждой части. (Мысль каждой части выражена в одном предложении, но первое состоит из трёх слов, второе – из 19 слов, третье – из 10 слов.)

— Части текста следуют в определённой логической последовательности друг за другом, где невозможно переставить местами ни одну из частей.

Работа по теме урока.

— О чём сегодня говорим на уроке?

— Какое высказывание можно назвать текстом?

— Назовите главные признаки текста.

2. Работа по таблице и с материалом учебника (стр. 10).

Наличие темы и основной мысли;

наличие или возможность заголовка;

связь предложений между собой по смыслу;

определённая логическая последовательность предложений;

использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:

— местоимения, наречия, союзы.

3. Работа над материалом упр. 12.

— Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Ковалёва «Листобой».

— О чём этот текст? Какова его тема?

— Как вы думаете, почему осенний ветер называется листобой?

— Почему рассказчику захотелось сохранить его?

4. Работа над материалом упр. 14. Работа в группах.

— Прочитайте фрагменты из произведений Р.Погодина.

— Определите, с какой целью создан каждый текст:

рассказать о происходящих событиях – I группа;

описать окружающую обстановку, предмет, человека – II группа;

передать рассуждения героя – III группа.

5. Ознакомление с понятиями «повествование», «описание», «рассуждение» (стр. 12 учебника).

— Прочитайте фрагмент из рассказа Н.Носова «На горке».

— К какому типу речи относится этот текст?

Закрепление по изученной теме.

— Что такое текст? (Развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).

— Какие признаки текста вы можете назвать?

— Назовите языковые средства связи предложений в тексте (синонимы, повторяющиеся слова, местоимения, наречия, союзы).

Я выполнял (а) задания …

Домашнее задание. П. 3. Упр. 17.

— От этого текста остались только начало и конец. К какому типу речи принадлежит пропущенный фрагмент текста?

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Текст. Тема и основная мысль текста

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Пчёлы в поле и в саду

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».

В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».

Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).

В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

Источник

Урок. Текст. Основные признаки текста. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок. Текст. Основные признаки текста. 5 класс»

Текст. Основные признаки текста

Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок- практикум.

Оборудование: презентация, карточки

1. Организационный момент.

— Ребята, на слайде вы видите пословицу:

Яркое слово – пища душе.

Как вы понимаете ее смысл?

(Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)

— Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно?

(Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).

— Постарайтесь на уроке продемонстрировать свой словарный запас.

2. Актуализация знаний учащихся.

Запишите это предложение и сделайте его полный синтаксический разбор

Определение темы и цели урока.

— Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание.

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

— Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

(В этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)

— А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст?

(На уроках, при написании писем, при общении в социальных сетях, устном общении)

— Исходя из вышесказанного, какие задачи на уроке мы поставим перед собой?

Знать: основные признаки текста.

Уметь: анализировать текст, опираясь на основные признаки текста.

3. Объяснение нового материала

— Перед вами два набора предложений. Скажите, какой из них мы можем назвать текстом?

1. Радостные и весёлые мы вернулись домой. Мой друг исколесил полсвета и недавно прилетел из Италии. В школьной столовой сегодня был отменный обед.

2. В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую сметану.

— Чем верхняя запись отличается от нижней?

(Запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают. Там есть главный герой. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу)

— Значит, текст – это… продолжите определение.

— Когда мы говорим «тема», мы имеем в виду то, о чём будем говорить. Например, тема нашего урока: «Текст. Основные признаки текста»

— А что же такое основная мысль текста? Прочитаем текст упражнения 190. Карандашом в учебнике расставим знаки препинания.

Старик сажал яблони. Ему сказали: Зачем те­бе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут (Л. Толстой).

— Что хотел доказать старик своим поступком? (Нужно делать добро не для себя, а для других.)

Это и есть основная мысль, которую хотел донести до нас автор.

Значит, тема – то, о чём говорится в тексте. Основная мысль – то главное, о чём хотел сказать, в чём хотел убедить автор. Причём все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

Вот мы и сформулировали первый признак текста: единство темы и основной мысли. Но этого недостаточно, чтобы предложения были текстом. В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая.

Прочитаем следующий текст и проследим, как грамматически связываются предложения в тексте:

По сторонам узкой тропы стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими огоньками. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов.

Значит, второй признак текста – связность. О связи предложений в тексте мы поговорим с вами на следующем уроке более подробно.

А теперь познакомимся с ещё одним признаком текста. Для этого образуйте текст из перепутанных предложений.

1. Собачья еда стояла под деревом. 2. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам и отвлекала их в сторону. 3. Появились три вороны. 4. Другая в это время пожирала остатки собачьей пищи. 5. Одна садилась так, чтобы видеть собак и следить за ними.

Таким образом, ещё один признак текста – последовательность предложений в тексте.

Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения.

И ещё один признак текста – завершённость в раскрытии темы.

Посмотрите на схему, где я собрала воедино все признаки текста. Назовите их и охарактеризуйте. О каком признаке текста мы не сказали?

4. Закрепление изученного материала

Запишите текст под диктовку.

2 ученика-эксперта комментируют орфограммы и знаки препинания.

Определите его тему и основную мысль.

Докажите, что предложения связаны между собой и расположены последовательно.

Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР (1 ученик – отдельно на доске составляет схемы)

Сделать синтаксический разбор второго предложения.

Завершён ли текст? Придумайте его окончание, учитывая все признаки текста.

Разбор по составу – соловушкой, морфологический разбор – берёшь.

Основная мысль – это …

Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Это говорит о признаке текста …

Последовательность как признак текста означает…

На уроке я усвоил (а) …

У меня получилось сделать все/ не все задания

7. Информирование о домашнем задании

Параграф 30, упражнение 194

Словарные слова Л-М (1-2 ст.)

Индивидуальное задание: составить текст, используя словарные слова Л-М (5-6 предложений)

В карточке вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Потом выпишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Оля и Лида п_шли в лес. Они устали вынули еду из сумки и п_ели. Вдруг ряд_м запел с_ловей. Девочки были оч_рованы пением но пора было и_ти домой. Лида п_ложила в сумку остатки еды. Зачем ты берёш_ с собой этот мусор спр_сила Оля. Лида тихо ответила Стыдн_ перед с_ловушкой.

Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР

Сделать синтаксический разбор второго предложения.

В карточке вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Потом выпишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Оля и Лида п_шли в лес. Они устали вынули еду из сумки и п_ели. Вдруг ряд_м запел с_ловей. Девочки были оч_рованы пением но пора было и_ти домой. Лида п_ложила в сумку остатки еды. Зачем ты берёш_ с собой этот мусор спр_сила Оля. Лида тихо ответила Стыдн_ перед с_ловушкой.

Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР

Сделать синтаксический разбор второго предложения.

В карточке вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Потом выпишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Оля и Лида п_шли в лес. Они устали вынули еду из сумки и п_ели. Вдруг ряд_м запел с_ловей. Девочки были оч_рованы пением но пора было и_ти домой. Лида п_ложила в сумку остатки еды. Зачем ты берёш_ с собой этот мусор спр_сила Оля. Лида тихо ответила Стыдн_ перед с_ловушкой.

Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР

Сделать синтаксический разбор второго предложения.

Источник

Урок развития речи в 5 классе «Что мы знаем про текст»

Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Смотреть фото Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Смотреть картинку Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Картинка про Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Фото Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская

Урок предназначен для повторения знаний учащихся за 1-4 класс по теме «Текст». Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.

Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Смотреть фото Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Смотреть картинку Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Картинка про Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская. Фото Конспект урока что такое текст 5 класс ладыженская

Содержимое разработки

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО ТЕКСТ

Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Общеучебных: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; искать и выделять необходимую информацию

Логических: устанавливать причинно-следственные связи; строить текст; выдвигать гипотезы; самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник.

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Что мы знаем про текст»)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста – встреча с дятлом.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Где-то дома у метро –

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.

Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *