Конспект урока что такое текст какие бывают тексты 3 класс школа россии
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: «Текст. Предложение? Словосочетание» (Текст)
Тема: Как построить текст? Какие бывают тексты
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.
Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.
Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.
Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.
В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.
Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.
У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.
Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.
В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.
Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?
Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 3. Базовый уровень сложности.
Раскрасьте одним цветом тип текста и его признаки.
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: «Текст»
Урок в 3 классе по русскому языку: Обобщение по теме «Текст».
Программа «Школа России», учебник Русский язык 3 класс,
Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.
На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.
Замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (дорога)
Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога». В словаре Ожегова я нашла такое определение дороги.
Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)
Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)
Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/
Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.
Слово трудное попалось,
Это братцы не беда:
Нарисуем в слове букву –
Не забудем никогда.
Учащимся предлагается записать слово в индивидуальные словарики, используя приём мнемотехники. (буква «О» – автомобильное колесо.)
А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.
Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)
Составьте со словом дорога предложение.
Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.
На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.
Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.
Обоснуйте свой ответ.
Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.
Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?
С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Обобщение по теме «Текст».
Цель: обобщить, повторить знания по теме «Текст».
В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?
Основная часть урока по теме.
Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)
Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.
2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!
Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.
Что такое тема текста?
Это, то о чём или о ком говорится в тексте.
Какова тема этого текста?
Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.
Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.
Что такое основная мысль текста?
Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.
Какова основная мысль текста?
Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.
Все ли основные признаки текста названы?
Какого еще одного признака не хватает?
Что такое заголовок?
Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.
Придумайте заголовок для нашего текста.
«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья»
Оцените свою работу по этому заданию.
Ребята, осень любили не только писатели и поэты, но и композиторы. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения Вивальди. Закройте глаза и представьте осеннюю картину.(слушают отрывок из цикла «Времена года. Осень»)
Какую картину представили?
Закрепление знаний и способов действий.
Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)
Каждая группа получает своё задание.
Возьмите карточку жёлтого цвета.
Задание для 1 группы.
Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).
Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.
Задание для 2 группы.
Составь два стихотворения
Раз, два, три, четыре, пять,
Целый месяц под дождём
Кошка учится считать.
Мокнет крыша, мокнет дом,
Мокнут лужи и поля,
Мокнет мокрая земля.
Прибавляет к мышке кошку.
Мокнут в море корабли.
Задание для 3 группы.
Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме
Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.
Задание для 4 группы.
Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия
Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и тёмен, и высок.
Кто-то притаился за сосной.
Что-то прошуршало за спиной,
Загорелись в ёлках огоньки…
Ой! – глаза у страха велики.
У страха глаза велики
Оцените свою работу в листе успеха.
Обобщение и систематизация знаний.
Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.
Возьмите карточку синего цвета.
Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.
Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.
___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.
___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.
___У галчонка отросли крылья, и он улетел.
Задание на 2 балла.
Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)
В, было, весело, зоопарке, шумно, и.
Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.
Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.
Задание на 3 балла.
Составь текст по опорным словам и заголовку.
Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.
Оцените свою работу.
Контроль и самопроверка знаний.
Проверили. Оценили свою работу
Подведение итогов урока.
Ответим на контрольный вопрос! Какие признаки текста вам известны?
Основная мысль Текст
Тема текста
текста
Какую цель ставили для себя на уроке?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Подсчитайте количество баллов и подведите итог.
Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.
Тест «Да или нет»
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое текст?» (3 класс)
Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку.
Современный урок как основная форма обучения.
Примерный поурочный конспект.
Тема урока: «Что такое текст?»
Рабочая программа соответствует УМК «Школа России» / З.Д. Назарова, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Всего часов на изучение темы – 2 ч.
2) Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, проблемный.
Приемы: слово учителя, беседа, пересказ правила учащимися, выполнение упражнений разных типов, решение проблемной задачи, творческие задания.
образовательная познавательная- познакомить учащихся с понятием «текст», сравнить ранее толкование этого слова и новое толкование, какую роль играет в жизни людей;
образовательная практическая — систематизировать знания учащихся о тексте; производить работу с текстом;
развивающая- р азвитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка ; формировать умение и доказывать, что это текст; определять тему; главную мысль текста; озаглавливать; формирование опыта работы с учебником, навыком самостоятельной и групповой работы.
воспитательная- воспитывать любовь у русскому языку, его многообразным формам, чуткое отношение к языковым фактам.
Оборудование: интерактивная доска, плакат (что такое текст, основные элементы текста), карточки с заданием, компьютер.
Конструкт урока русского языка в 3 классе на тему «Что такое текст?»
Конструкт урока русского языка в 3 классе
Тема : Что такое текст?
Цель урока : сформировать у обучающихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Обучающие : познакомить учащихся с понятием «текст», сравнить ранее толкование этого слова и новое толкование, какую роль играет в жизни людей; систематизировать знания учащихся о тексте; производить работу с текстом;
Развивающие : развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка; формировать умение и доказывать, что это текст; определять тему; главную мысль текста; озаглавливать; формирование опыта работы с учебником, навыком самостоятельной и групповой работы.
Воспитательные: воспитывать любовь у русскому языку, его многообразным формам, чуткое отношение к языковым фактам.
Продукт деятельности: представление о тексте на основе осознания его основных признаков, умение составлять текст.
Оборудование : персональный компьютер, медиа-проектор, задания-карточки, цветовой тест, электронное приложение, мобильный класс с ноутбукам.
Тип урока: открытия новых знаний
Вид урока: комбинированный
Методы : словесный, репродуктивный, наглядный, проблемный.
Приемы : слово учителя, беседа, пересказ правила учащимися, выполнение упражнений разных типов, решение проблемной задачи, творческие задания.
Литература: Учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Конспект урок по русскому языку 3 класс на тему «Текст»
Цель: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.
знания : знать что такое текст
умения : уметь определять тему и главную мысль текста
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Предметные УУД: формировать умение определять тему текста и главную мысль; работать с деформированным текстом различной сложности.
Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах, группах
Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание, формировать положительную учебную мотивацию.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои тексты.
— К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.)
— Какие слова вам помогли описать животное?
— Какие типы текстов вы ещё знаете? ( Текст-повествование, текст-рассуждение.)
III. Актуализация знаний
— Разделите текст на три части.
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.
Прочитайте текст по частям. Обоснуйте.
Над наличником окна было гнездо ласточек.
Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.
Ласточки весело защебетали.
2. Работа на платформе Учи. ру
IV. Самоопределение к деятельности
Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.
— Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.)
— Определите тип текста.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14).
— Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.)
— Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)
— Как вы озаглавили ваш текст?
— О чём говорится в тексте?
— Определите его главную мысль.
— Назовите тип текста. (Текст-описание.)
— Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
— Объясните значение выделенных слов.
— Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют?
2. Работа со словами из словаря
Прижались тесно к брату брат,
В зелёных гнёздышках сидят,
А братишки вкусные. (Орех.)
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке —
Берегите, детки, зубки! (Орешник.)
— Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом орех, запишите.
— Запомните, как пишутся эти слова.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)
— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?)
— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена существительные в первом предложении.
— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?
Выполнение карточек на сайте Учи.ру в разделе задания от учителя.
IX. Подведение итогов урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1434146
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.