Конспект урока что значит современность в музыке 8 класс
Конспект урока музыки 8 класс 2 урок
проведения урока по Музыке
Тема: Что значит современность в музыке?
Цель: Доказать то, что музыка прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям 21 века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены.
— обучающая – разграничить понятия «современность» и «мода».
— развивающая – развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство.
— воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Сообщение темы урока.
Работа по теме урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос «Что значит современность в музыке».
Кто он – наш современник? Какая музыка нужна современному человеку?
Звучит фрагмент песни Б.Окуджавы «Полночный троллейбус». Беседа по содержанию и характеру музыкального произведения.
Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в своих произведениях затрагивал глубину человеческих чувств. Так в кантате «Александр Невский» и в опере «Война и мир» композитор описывает исторические события, значимые для нашей страны – это война 1242 года и 1812 года. Какие события произошли в это время?
Ледовое побоище и Отечественная война 1812 года – война с Наполеоновской армией.
Как композитор смог передать настроение людей той эпохи? Послушайте.
Слушание фрагментов: С.С.Прокофьев «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские!», «Вальс» из оперы «Война и мир». Беседа с учащимися по характеру и содержанию муз. фрагментов.
Разучивание «Изгиб гитары желтой» О Митяев.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию бардовскую песню Олега Митяева. Послушайте, о чем поется в ней? (Исполнение песни под аккомпанемент на гитаре). Работа над разучиванием песни и исполнением.
Сегодня мы с вами познакомились с новыми музыкальными произведениями, беседовали и искали ответ на вопрос темы нашего урока. На следующем уроке мы продолжим эту тему.
6. Домашнее задание : записать в тетрадь текст любимой песни. Проанализировать с художественной точки зрения.
Урок музыки в 8 классе «Современность в музыке»
Выбранный для просмотра документ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ- открытый урок.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Современность в музыке
Антонио Вивальди (1678–1741) (Antonio Vivaldi) итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.
Схожесть творческой судьбы Вивальди и Баха: Связаны с педагогической деятельностью, обязующей сочинять музыку для своих учащихся. В последние годы жизни считались «устаревшими» и были забыты последующими поколениями Возрождение музыки было почти одновременным (середина в19 века)
Венеция.Площадь Cв. Марка. Каналетто, около 1723 г.
«Времена года» 4 скрипичных концерта: 1. Весна 2. Лето 3.Осень 4. Зима Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки.
Каждой части концерта предшествует сонет неизвестного поэта: 2 концерт. «Лето». 1 ч. Alleqro non molto. «Под жестокими лучами палящего солнца человек слабеет, стадо разбредается. Кукует кукушка, дует лёгкий ветерок…и плачет пастух, ибо страшится судьбы своей» 2 ч. Adagio «Не даёт уставшим отдыха страх перед молниями и суровым громом…» 3 ч. Allegro «Ах, увы, не зря он боялся: громыхает, сверкает грозное небо, хлещет ливень, и травы в полях пригибает».
Гравюра де ла Каве, 1723г.
В большей части своих исполнений она использует скрипку Guadagnini, изготовленную в 1761 году и выкупленную на аукционе родителями. Не менее знаменита её белая электроскрипка Zeta Jazz Model. Ванесса Мэй
Ванесса Мэй Вторая жизнь классической музыки
Выбранный для просмотра документ Творческие уроки, конспект.8 класс doc.doc
8-й КЛАСС. I СЕМЕСТР.
Что значит современность в музыке?
Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.
Задачи образовательные: формирование понятий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание концерта «Времена года» А.Л. Вивальди; расширение знаний о творчестве Вивальди, эпохе барокко.
Задачи развивающие: развитие образной памяти на классическую музыку, в частности на стиль музыки эпохи барокко; логического ассоциативного мышления; гибкости и быстроты мышления; овладение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения. Межпредметные связи (мировая художественная культура, история).
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование и музыкальный материал: компьютер, мультимедийные слайды, музыкальный центр, записи концерта «Времена года» А.Л. Вивальди как в оригинале, так и в обработке Ванессы Мэй. Ноты песни А. Городницкого «Атланты».доска, мел.
объяснение нового материала в форме творческих заданий;
закрепление изученного материала;
Виды деятельности учащихся:
выполнение творческих заданий;
Методы обучения: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создания проблемно-поисковых ситуаций.
I . Приветствие в форме вокализации учителем: «Здравствуйте, ребята» и двухголосного ответа учащихся: «Здравствуйте».
Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, поэтому вам будет несложно определить эпоху или имя композитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас.
П. Слушание скрипичного концерта «Лето»,ч.3 ( allegro ) А.Л. Вивальди (3 минуты).Показ слайда №2.
Учитель. Итак, на какую известную вам эпоху указывает стиль музыкального произведения?
Учащиеся. Эпоху барокко.
Учитель. Почему вы так решили?
Учащиеся. Потому что звучат скрипки; мелодия ярко выражена, полифонический характер звучания.
Учащиеся дают различные ответы, на основании которых учитель, несколько корректируя, делает вывод о том, что музыка Вивальди глубоко человечная, полная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.
Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они были во многом схожи в творческой судьбе. Показ слайдов с подборкой сведений о жизни Вивальди(№№4-8).
Учитель рассказывает материал о строении концерта. Показ слайда № 10.
Учитель. Вам сложно было воспринимать музыку Вивальди, понятна она вам?
Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.
Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. Многие современные музыканты обращаются к творчеству классиков, переосмысливая его заново, делая его понятным для современного слушателя. В середине 80-х годов уже делались попытки «осовременить» классиков. некоторые из них с треском провалились. Сегодня мы познакомимся с творчеством скрипачки Ванессы Мэй. Показ слайда№ 11-12. Краткие сведения. Итак, «вторая жизнь классической музыки в творчестве Ванессы Мэй».
Учитель. Итак, что изменилось в музыке Вивальди в обработке Ванессы Мэй?
Учащиеся. Да. Добавилась современная ритмическая установка, усилилась роль ударных инструментов.
Учитель. Изменился стиль музыкального произведения?
Учащиеся. Музыка стала ближе к современной музыке. Добавились шумовые эффекты – звук удара, напоминающей то ли стук открытой форточки во время грозы, то ли раскат грома. Осталась неизменной форма и мелодия Вивальди, смысл музыкального произведения. Осталась солирующая скрипка.
В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить следующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Вивальди». Возможна обратная последовательность: «Вивальди — современность». Показ слайда № 13 с заданием.
Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.
Приведем несколько ответов:
Вивальди — чувства; чувства — восприятие; восприятие — действительность; действительность — современность.
Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Вивальди и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, современного, воспитывающего вечные, глубокие темы жизни, счастья, красоты природы, человеческого достоинства, силу духа.
Теперь учитель предлагает послушать песню автора-исполнителя А. Городницкого «Атланты». Постарайтесь определить её общее настроение и идею.
III . Слушание песни в исполнении учителя. Показ слайда №14-15 с нотами и словами. (4 мин).
Учащиеся после прослушивания обмениваются впечатлениями, характеризуют песню как светлую, но тревожную, добрую, душевную, воспевающую идею стремления к миру, счастью.
Приёмы разучивания: вокализация на «ду» (выявляем особенности строения фраз и мелодии, кульминации. (7 минут). Исполнение 1,2,3 куплетов.
Диагностика: чтобы сделать вывод о знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, учитель просит на листочке каждого учащегося самостоятельно дать ответ на вопрос нашего урока: «Что значит современность в музыке?». Желательно, чтобы были приведены примеры. (Листочки собираются для оценивания.)
VI . Домашнее задание: написать в тетради, какие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.
Конспект урока музыки в 8-м классе по теме «Что значит современность в музыке?» (урок обобщения и систематизации знаний обучающихся)
Разделы: Музыка
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Оборудование и наглядные пособия:
Музыкальная драматургия урока:
Ход урока
I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1) Постановка проблемных вопросов:
2. Проверка домашнего задания:
I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
После размышлений, вывод делают сами школьники.
3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
— Глубокие корни – долго живут в народе… почему.
— Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
— Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
— Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
— Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
— В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
4) Слайд №8 (проблемные вопросы)
— Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
— Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
— Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
Размышления.
— Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
— Что позволило сделать такой вывод?
— Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
— Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
Возможные вопросы:
1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
— Как вы понимаете эти слова?
6) АРТ-РОК.
— Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III. Вокально-хоровая работа.
IV. Итог урока.
Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Обобщающий урок музыки в 8 классе
Тема четверти: «Что значит современность в музыке?»
Тема урока: «Какую музыку можно назвать современной?»
Тип урока: обобщение.
Вид урока: урок-кроссворд.
Цель урока: В совместной деятельности с учащимися подтвердить мысль о широком смысле современности в музыке.
Технологическая карта занятия.
Структура, содержание, музыкальный материал
Способы организации совместной деятельности
Завязка (организация начала урока) Вход: Бах «Токката ре минор»
Организовать внимание детей, эмоционально настроить на урок, подвести к выводу об актуальности произведения, обобщить знания об особенностях музыкально-выразительных средств, инструменте, выявить знания терминов «токката» и «полифония»
Кроссворд, работа с доской, портрет композитора, диалог, использование фонотеки.
Развитие действия. И.С. Бах «Страсти по Матфею». Ария альта.
Вилла-Лобос «Бразильская бахиана №5»
Й. Гайдн «Менуэт» из Симфонии № 78.
С. Прокофьев «Гавот» из «Классической симфонии».
Бетховен «Соната вроде фантазии №14»
И. Штраус «Полька-пиццикато».
Песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой»
Помочь учащимся самовыразиться в высказываниях о духовной зрелости произведений Баха, проверить знания о термине «ария».
Доказать вместе с учащимися связь общих принципов музыкальных произведений В.-Лобоса и Баха, развивать музыкальный вкус, подтвердить жизненную необходимость этих музыкальных произведений, закрепить термин «бахиана».
Выявить черты танцевальности в произведении Гайдна и жизненную актуальность произведения, закрепить термин «менуэт».
На сравнении двух произведений оценить значимость творчества Гайдна в творчестве Прокофьева, закрепить термин «гавот».
Раскрыть глубокий философско-эстетический смысл произведения Бетховена, обобщить знания о форме произведения, способствовать формированию нравственных убеждений учащихся через осознанное восприятие биографических фактов из жизни композитора.
Подвести детей к самостоятельному выводу о современности музыки Штрауса, выявить знания терминов «полька», «пиццикато».
Помочь самовыразиться в самостоятельном исполнении песни (искренность, откровенность)
Использование фонохрестоматии, блиц-опрос, работа с кроссвордом.
Использование фонохрестоматии, словесный, запись в кроссворде, работа с доской, портрет композитора.
Мини-диалог, использование фонотеки, портрет композитора, работа с кроссвордом.
Портрет, мини-диалог, использование фонохрестоматии, запись в кроссворде.
Беседа, работа с кроссвордом, использование фонотеки, портрет композитора.
Разъяснения, беседа, портрет композитора, работа с кроссвордом, использование фонохрестоматии.
Мини-диалог, пояснения, исполнение под гитару, живое звучание инструмента.
Итог урока. Совместная творческая работа «Современность – это…»
Эмоционально завершить урок, обобщить знания о том, что такое современность в музыке, выявить понимание детьми темы четверти.
Диалог, содержательная оценка, изображение дерева на листе ватмана. Творческая работа.
У1: Здравствуйте, ребята!
Сегодня заключительный урок в этой четверти. И нам предстоит вспомнить все, что мы прошли в течение четверти и подвести итоги. Это трудная и серьезная работа, но думаю, вы справитесь.
Посмотрите на доску. Здесь висит кроссворд, который мы к концу урока должны обязательно разгадать.
Итак, первый вопрос. Какое произведение звучало в начале урока? Его название и автор.
У2: Бах «Токката ре минор».
У1: Верно. Как вы узнали, что это произведение Баха? Какая музыка по характеру?
У2: серьезная, тяжелая, заставляющая задуматься…
У1: Скажите, как переводится слово «токката».
У2: токката – дотрагиваться.
У1: До чего дотрагивается токката?
У2: до ума, до сердца. Она заставляет задуматься и вызывает определенные чувства.
У1: Какие черты характерны для токкаты?
У2: аккордовость, моторика, стремительный темп, полифоничность.
У1: А что такое полифония?
У2: Многоголосие, где каждый голос равноправен и мелодия или мотив могут переходить из одного голоса в другой.
У1: Правильно, запишем слова «токката» и «полифония» в наш кроссворд.
(запись в кроссворде)
У1: Можно назвать это произведение современным? Почему?
У2: Оно актуально, жизненно…
У1: В каком еще произведении Баха мы также отмечаем такую характерную черту, как полифоничность?
У2: (предлагают свои ответы, если не вспомнят, то включить фрагмент произведения на узнавание)
(звучит фрагмент Арии альта из «Страсти по Матфею»)
У1: Какие чувства, эмоции вызывает это произведение? Как оно влияет на человека?
У1: Скажите, нужна такая музыка в наше время? Почему?
У2: (высказываются по желанию)
У1: Итак, мы говорим о том, что музыка Баха имеет свой круг слушателей, которых она вдохновляет. Она актуальна, поднимает жизненно важные вопросы. Недаром к ней обращается такой современный композитор как… Кто?
У2: Эйтор Вилла-Лобос.
У1: Сейчас мы послушаем фрагмент «Бразильской бахианы» и вспомним, какие черты схожи с Арией Баха.
(звучит фрагмент «Бразильской бахианы №5)
У1: Итак, что же общего между Арией альта и «Бразильской бахианой»?
У2: Жанр – арии, исполнитель – струнные и женский голос, темп, полифоничность, один образ.
У1: Как много общего в этих произведениях. Но ведь мы не говорим о том, что Вилла-Лобос копирует произведение Баха. Значит, здесь есть различия. Какие?
У2: Бах – молчаливая скорбь, Вилла-Лобос – явная чувственность, более открытые эмоции.
У1: Почему В.-Лобос обращается к творчеству Баха? Что их связывает?
У2: В.-Лобос уважал Баха, это был его любимый композитор. Еще они поднимают одну тему, которая никогда не устареет.
У1: Верно. Именно поэтому произведение называется как?
У1: Запишем слово «бахиана» в кроссворд.
(вносится запись в кроссворд слова «бахиана»)
У1: А что это за произведение: как оно называется и кто его автор?
(звучит «Менуэт» Й. Гайдна из симфонии №78)
У1: Какие эмоции в нас пробуждаются, когда звучит это произведение? Какие черты характерны для него?
У2: торжественность, важность, горделивость, танцевальность, припадания на сильную долю подчеркнутый, чеканный ритм, церемонный, плавный…
У1: Как же называется это произведение и кто его автор?
У2: Это – Менуэт Й. Гайдна.
У1: Что такое «менуэт»?
У2: Старинный танец с поклонами и прседаниями, который исполняется мелкими шагами.
У1: Запишем слово «менуэт» в наш кроссворд.
(запись в кроссворде слова «менуэт»)
У1: С Менуэтом Гайдна явно перекликается Гавот С. Прокофьева. Сейчас мы его прослушаем и найдем общие черты.
(звучит Гавот С. Прокофьева из «Классической симфонии»)
У1: Итак, чем похожи эти произведения?
У2: Оба произведения яркие, праздничные, танцевальные, слышны приседания, острота ритма, мажорный лад, умеренный темп, исполняют струнные инструменты.
У1: Почему Прокофьев обращается к творчеству Гайдна? Что он хочет сказать этим произведением? Не забудьте, что оно написано в 1917 году.
У2: (предлагают свои варианты ответов)
У1: Так, является ли музыка Гайдна современной? Почему?
У2: актуальна, жизненна, вечна, востребована другими композиторами…
У1: В наш кроссворд мы запишем название произведения «Гавот».
(запись в кроссворде слова «гавот»)
У1: Ну, а следующее произведение вы не можете не узнать. Это очень популярное произведение.
(звучит фрагмент из Сонаты вроде фантазии №14 Бетховена)
У1: Что же это за произведение и кто его написал?
У1: Что такое «соната»?
Это музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из 3-4-х частей разных характеров.
Какой характер в Сонате Бетховена? Каким чувством она проникнута?
У2: мужественная скорбь в медленной 1-й части.
У1: А во 2-й части что мы слышим?
У2: улыбка Джульетты Гвичгарди (воспоминание о чем-то светлом, печаль, мечтательность).
У1: О чем рассказывает нам 3-я часть?
У2: могучее стремление преодолеть скорбь, боль, утрату.
У1: Бетховен говорит: «Мужчина должен быть крепким и мужественным во всем». Можно назвать это произведение современным? Почему?
У2: (предлагают свои ответы)
У1: Действительно, оно жизненно, имеет своих слушателей, оно популярно, понятно. Запишем слово «соната» в кроссворд.
(запись слова «соната» в кроссворде)
У1: Ну, а закончим мы наш кроссворд творчеством австрийского композитора 19 века Иоганна Штрауса.
(звучит фрагмент «Польки-пиццикато» Иоганна Штрауса)
У1: Как называется это произведение?
У1: Верно. Что такое «полька»?
У2: Это чешский танец 19-го века, который исполняется парами.
У1: Какая музыка по характеру?
У2: веселая, игривая, озорная, задорная, яркая, прозрачная, легкая.
У1: Какой прием использует Штраус, чтобы добиться такого эффекта?
У2: пиццикато – щипковый способ игры на струнных инструментах.
У1: Правильно. Запишем в кроссворд слово «пиццикато».
(запись слова «пиццикато» в кроссворде)
У1: Является ли музыка Штрауса современной? Почему?
У2: (высказываются по желанию)
У1: Итак, какую музыку можно назвать современной?
У2: (участвуют в дискуссии)
У1: Подводя итог вашим рассуждениям, можно сказать. Что современная музыка – это та музыка, которая актуальна и жизненна в наше время. Музыка, которая понятна современным людям, доступна, значима. И, главное, она – востребована. К ней обращаются и современные композиторы, и современники вообще.
Современная музыка – это музыка, несущая глубокий смысл, дающая надежду, отвечающая запросам современного человека, раскрывающая злободневные темы, которые актуальны и насущны как в прошлое время, так и в наше.
А теперь возьмите листочки бумаги на ваших партах и напишите одно слово, максимум одно предложение в качестве ответа на вопрос: какую музыку можно назвать современной?
(коллективная творческая работа)
У1: А теперь давайте закончим наш последний урок в этой четверти песней Олега Митяева «Изгиб гитары желтой» как благодарность тем, о ком мы сегодня вспомнили.
(исполняется песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой»)
Содержательная оценка, выставление отметок, краткое заключение.