Конспект урока для чего нужны синонимы
Урок русского родного языка «Для чего нужны синонимы?» 2 класс
Конспект урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»
Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
II . Актуализация опорных знаний.
Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.
— Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)
III . Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)
— У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.
— Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)
— Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
— Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?
— Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.
— Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)
Упр.1 (с.80) Работа в парах.
— Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.
— Вспомните, как называются такие слова.
— Объясните, для чего их используют в речи.
— В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)
VI . Закрепление изученного материала.
— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?
— Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )
— Помогло ли это создать образ осинки?
— Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)
— Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.
УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.
— Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.
Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.
— Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.
Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.
В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.
VIII . Подведение итогов урока.
— Какие слова называют синонимами?
— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Урок родного русского языка 2 класс
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногоска
Высшая квалификационная категория
Тема: Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Цель: содействие развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Формировать представление о богатстве родного языка.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД : систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Знать : значение и роль синонимов и антонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи; выбирать т точно использовать антонимы.
Личностные : умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение, формирование позитивно-ценностного отношения к родному русскому языку.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.
Тип урока : закрепление знаний
«Для чего нужны синонимы?»
Учитель: Кузнецова С. Н.
Предмет: русский родной язык
Тема урока: Для чего нужны синонимы?
Тип: ознакомление с новым материалом
Цель: п ознакомить с термином «синоним»
ü п ознакомить со словами-синонимами;
ü формировать умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову;
ü учить правильно употреблять синонимы в речи.
Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
ü ознакомить со словами-синонимами;
ü формировать умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.
ü уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
ü добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
ü моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов.
ü уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
ü уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
ü оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
ü планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
ü уметь оформлять свои мысли в устной форме;
ü слушать и понимать речь других;
ü учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
ü развитие мотивов учебной деятельности;
ü развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Ресурсы урока: учебник «Русский родной язык» 2 класс О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов; карточки.
I . Организационный. Мотивация к учебной деятельности
— В стране родного языка
Не всё известно вам пока.
Работать мы сейчас начнём
И сами до всего дойдём.
— Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.
— Откройте тетради, запишите: число. Классная работа.
Учащиеся слушают и осмысливают текст.
Учащиеся получают эмоциональный настрой на работу.
Ученики записывают в тетрадь.
Личностные: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные: учебно- познавательный интерес,
организация рабочего места.
II . Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка цели и учебных задач.
–Итак, начинаем исследование.
–Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Какое у вас выражение лица? Назовите по одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?
-А у меня получились такие слова:
Радостное, счастливое, весёлое, довольное
— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?
(Потому что эти слова близки по смыслу).
— Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить одним словом:
Жили-были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:
-Какой, же ты толковый пёс!
А пёс знай себе не соглашается:
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:
— Чем мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся слушают сказку.
— Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос зачем нужны синонимы?
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: выражение своих мыслей и их аргументация.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
III .Открытие нового материала
— Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?
— Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.
— Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)
Упр.1 (с.80) Работа в парах.
— Объясните различия в значении слов в
каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.
— Вспомните, как называются такие слова.
— Объясните, для чего их используют в речи.
— В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)
Учащиеся формулируют определение «синонимы», сравнивают с определением в учебнике.
Учащиеся работаютв паре.
Учащиеся знакомятся с словарем синонимов.
Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, ясно формулировать ответы на вопросы педагога;
вносить вклад в работу для достижения общих результатов.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.
V . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Мы с вами вспомнили, что такое синонимы,
учились их находить.
— А для чего они нужны? Можно ли без них обойтись?
Исследуем эту проблему.
– Прочитайте про себя первое стихотворение на карточке
Прочитайте вслух выразительно.
Зябнет на солнышке,
— Прочитайте про себя стихотворение
Стынет на солнышке,
Какое вам понравилось больше? Почему?
— Что они обозначают?( ощущать холод)
— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?
-Запишите понравившееся стихотворение в тетрадь.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Читают на карточке стихотворение про себя. Затем вслух выразительно.
Работают с учебником. Читают стихотворение про себя. Затем вслух выразительно.
Учащиеся сравнивают два стихотворения. Отвечают на вопросы.
Записывают стихотворение в тетрадь.
находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации.
проговаривать последовательность действий при выполнении заданий;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ясно формулировать ответы на вопросы педагога;
вносить вклад в работу для достижения общих результатов.
VI .Самостоятельная работа с проверкой и самооценкой
-Следующее упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к упр. 4
-Прочитайте слова первой строки.
-Подумайте, как составить сочетания слов.
— Составьте и запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите на новой строке с маленькой буквы.
-Проверьте себя (на экране)
-Если всё верно, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.
Учащиеся работают с учебником. Выполняют задания к упр. 4, с.82.
Составляют и записывают словосочетания в тетрадь.
умение слушать и понимать других.
определять степень успешности
выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев.
развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
VIII. Рефлексия деятельности
— Вот и подходит к концу наш урок.
— Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее? Оцените результат своей работы на уроке:
Что на уроке хорошо получилось?
Над чем надо ещё поработать?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Несколько учеников оценивают свою работу на уроке.
понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью оценки.
оформлять свои мысли в устной речи.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по курсу окружающий социальный мир 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
Рабочая программа по курсу математические представления 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
Мнемотехника-нестандартный приём запоминания словарных слов
Разработка воспитательного часа на тему «Флаг ДНР» (начальные классы)
Презентация по русскому языку на тему «Разделительный ъ и ь знаки»
Конспект урока «Разделительный Ъ и Ь знаки»
Классный час «Действия при теракте» 1 класс
Конспект урока литературного чтения 2 класс на тему «Е. Пермяк «Смородинка»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5349306 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока родного русского языка во 2 классе на тему «Для чего нужны синонимы?»
Конспект урока родного языка во 2классе.
Автор: Григорьева Ирина Владимировна, учитель начальных классов филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с.Подлесное
Тема урока: Для чего нужны синонимы?
Цель урока : познакомить с синонимами, создать условия для выявления синонимов и употребления их в собственной речи
-умение подбирать синонимы к словам и правильно употреблять их в речи;
-умение определять значение синонимов в речи;
-умение работать в группах.
I .Самоопределение к деятельности.
-Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
– Проверим готовность к уроку.
Откройте тетради, запишем число.
II .Актуализация знаний и мотивация.
1.-Прочитайте то, что написано на доске.
«Ум и сердце в работу вложите.
Каждой секундой в труде дорожите!»
-Как вы понимаете эти слова?
-Найдите в тексте слова, похожие по значению.
-Есть ли у них сходство и различие?
-Подчеркните орфограммы. Объясните написание
III . Постановка учебной задачи.
-Дети, попробуйте определить тему урока. Поможет вам загадка.
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи,
По-разному пишутся и говорятся,
Как называются? Кто догадался ? (Синонимы )
-Сегодня на уроке мы будем изучать синонимы и выясним, для чего они нужны.
1.Знакомство с понятием «синонимы».
— Прочитайте на слайде определение. Что такое синонимы.
Например, бегемот-гиппопотам, воин – боец, солдат.
2.Работа над загадками.
-Отгадайте загадки. Подберите к словам синонимы. Запишите пары слов.
1)В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи. (Доктор, лекарь)
Врач –доктор, лекарь.
2)Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому;
Не составит вам труда
Отгадать, что то-…(еда)
3)Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом.
4)Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
-Как называются слова, которые вы записали? (Синонимы)
-Что такое синонимы?
V .Первичное закрепление.
1.Работа по карточкам. Письмо с объяснением, по «цепочке»
Подберите к словам по два синонима. Запишите. Назовите, что их объединяет.
-Что объединяет слова? (значение)
-Для чего они нужны? (Дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)
-Подберите синонимы к данным словам, которые я буду называть. При этом сопровождайте их движениями.
VII .Самостоятельная работа.
-Прочитайте предложения на слайде. Спишите. Подчеркните в предложениях каждой пары синонимы. Подумайте, какова роль синонимов в данных предложениях,
2 .Малютка крепко спал в кроватке. Младенец был прекрасен.
VIII .Включение в систему знаний.
Класс делим на несколько групп. Каждая группа получает задание на карточке.
Задание : какая группа быстрее подберёт синонимы к словам. Составить три предложения с данными словами.
Злой- …(свирепый, разъярённый).
Худой – …(тонкий, стройный).
Некрасивый- …(страшный, ужасный).
-Для чего нужны синонимы?
(1.Объясняют значение неизвестных слов.
2.Помогают избежать повторов.
3.Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.)
IX .Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке?
-Что такое синонимы?
— Для чего нужны синонимы?
Найти загадки про синонимы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Для чего нужны синонимы?
Цель урока: познакомить с синонимами, создать условия для выявления синонимов и употребления их в собственной речи
. Планируемые результаты:
-умение подбирать синонимы к словам и правильно употреблять их в речи;
-умение определять значение синонимов в речи;
-умение работать в группах.
Номер материала: ДБ-1347294
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.