Конспект урока кто что ест 3 класс школа россии
Конспект урока по окружающему миру «Кто что ест?» 3 класс
Цель: познакомить с классификацией животных по типу питания.
— актуализировать знания о животном мире; организовать деятельность учащихся знакомству с группами животных по питанию и с цепями питания
— развивать эстетическое восприятие, речь, эмоциональную сферу и творческие способности учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природе, умение и желание ее украшать и охранять, находить в природе источник вдохновения.
Предметные результаты: научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Познавательные : формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты: Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами; умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
Оборудование: презентация, энциклопедии, конверты с карточками
Тема урока: Кто что ест
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Методы: критического мышления, частично-поисковый, проблемный, эвристический, интерактивный
Цель урока: знакомство учащихся с группами животных по питанию
организовать деятельность учащихся знакомству с группами животных по питанию и с цепями питания;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать тему, цель урока;
развитие умения работы в группах
воспитание интереса и уважения к родному краю
Воспитание умения видеть прекрасное;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: воспитание уважения друг к другу.
Оборудование: ПК; мультимедийная презентация к уроку; карточки с картинками животных, цветные карандаши, энциклопедии.
1. Мотивационный этап.
— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Меня зовут Валиева Гульфина Гайфетдиновна.
— Дети, я вам желаю на уроке новых открытий.
2.Этап актуализации новых знаний по предложенной теме и осуществление первого действий
— Посмотрите на слайд, назовите одним словом, кто здесь изображён.
— Да животные. (На доску вешается слово животные)
— На какие группы эти животные делятся по своему строению тела и внешнему виду? (Ответы)
— Ещё какие группы есть?
— Да, групп животных по строению тела и внешности очень много.
3. Выявление затруднения
— Сегодня мы будем классифицировать животных по другому способу. По какому, узнаем, послушав произведение Николая Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».
— Кем пообедал ёж? (Ответ)
— Какую ещё пищу ест ёж? (Ответ)
— Почему ёж испугался филина? (О.)
— А может ли филин питаться другой пищей, например: семенами ягод, травой? (О.)
— И так, по какому способу сегодня научимся группировать животных? (Ответы)
(Для развития и роста что необходимо животным?) ( Питание )
— Тема нашего урока «Кто что ест»
— Если остались незаполненные рамочки, не переживайте, в конце урока вы сможете их заполнить.
— Сейчас вы будете называть по одному понятию каждая группа, старайтесь не повторяться.
— Ребята, как вы думаете, мы все слова записали? (Нет)
4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
— Вот для того, чтобы больше узнать, выполним следующее задание.
— Надо найти в энциклопедии информацию о том, чем питается данное вам животное, и подготовиться сделать сообщение.
— Из жёлтого конверта достаньте картинку. Начинайте работу.
— Когда музыка закончится, вам надо остановить работу.
— Все группы справились?
— Хорошо. Сейчас слушайте внимательно загадку
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
— У какой команды есть такая картинка? Мы внимательно послушаем ваше сообщение.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
На доске: Растительноядные ( Вешаю слово и картинку)
Он летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Значит дождик далеко
Если же летает низко,
Это значит дождик близко . (Ласточка)
— У кого эта картинка
— Как называются животные, которые питаются насекомыми?
На доске: Насекомоядные
— Как называются животные, которые питаются другими животными?
Лесом катится клубок,
— Как называются животные, которые питаются и растениями и животными?
— Пришло время отдохнуть. Отдыхать будем с пользой.
— Когда я назову зверей (шагать)
6. Первичное закрепление нового знания
— Посмотрите на слайд. Как много животных. Все живые организмы связаны с теми, кто живёт рядом. Говорят, что они связаны в цепи питания.
Вот пример: В водоёмах растут водоросли, ими питаются рачки, рачков едят рыбки, а рыбками чайки, цапли.
— Получается такая цепь питания:
В начале цепи растения, затем травоядные, за ними идут хищники или всеядные.
7. Самостоятельная работа и проверка знаний по эталону.
— Мы с вами сейчас сами попробуем составить цепи питания.
— Откройте зелёный конвертик. Составьте из данных слов и стрелок схемы цепи питания.
3)Берёза – гусеница – дятел
4)трава – улитка – цапля
(Дети по одному с каждой команды выходят к доске и прикрепляют)
— Какой можно сделать вывод?
— Посмотрите на экран. Красиво в лесу? Почему?
— А теперь на миг представим, что в лесу исчезли все дятлы. К чему это приведёт?
— Люди боятся волков и думают, что они злые и истребили всех волков. К чему могут привести эти действия людей?
— Какой можно сделать вывод?
— Все живые организмы друг с другом связаны. Исчезновение представителя какой-то группы может привести к исчезновению других групп. Поэтому люди должны бережно относиться к природе, сохранять целостность
— Ребята, а сейчас применяя новые знания, дополните кластер новыми названиями групп.
— Какие понятия записали?
10. Подведение итогов урока
— Ребята, вам урок понравился?
— Оцените свою работу на уроке.
— Возьмите сейчас по одному грибочку, на обороте подпишите свою фамилию и раскрасьте кружочек в красный цвет, если ты считаешь свою работу на уроке успешной,
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Кто что ест. Школа России
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Кто что ест». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с классификацией животных по типу питания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Оборудование: распечатки таблицы; карточки с заданиями; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
— В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.
Группа животных
Особенности строения
1. Тело покрыто перьями.
2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.
4. Два крыла, две ноги.
6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком
(Ответ. Насекомые — 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.)
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?
(Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные животные.)
2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.
(Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)
2. Фронтальный опрос
— Перечислите группы животных по их групповым признакам.
— Назовите представителей каждой из групп.
— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
III. Самоопределение к деятельности
— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)
— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)
Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Питание животных
— Прочитайте названия животных.
(Слова записаны на доске.)
Медведь, заяц, волк, стриж.
му волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)
— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)
— Чем еще питаются животные? (Растениями.)
— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)
— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.)
— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)
(Учитель рисует на доске схему.)
— Приведите примеры животных разных групп.
(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)
Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.
Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.
Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.
Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.
2. Работа по учебнику
Цепи питания
Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.
Второе звено цепи — это растительноядные животные.
— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)
Третье звено — насекомоядные или хищные животные.
— Давайте попробуем составить цепь питания белки.
— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.
— С чего начинается цепь питания? (С растения.)
— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)
— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)
— Составьте свои примеры цепей питания.
Кто как приспособился
— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.
— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)
V. Физкультминутка
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Чтоб не мерзли лапки.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)
— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.
— Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.
— К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных.)
— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим.)
— Прочитайте названия животных во второй строке.
— К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных.)
— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным.)
— Выполните остальные задания самостоятельно. (3 — всеядные (желтым), 4 — растительноядные (зеленым).)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.
— Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (Растительноядных и хищных животных.)
— Каких животных мы называем растительноядными?
— Каких животных называем хищными?
— Запишите по три названия животных каждой группы.
(После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию.
— Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб, кабан.
— Что нужно написать в первом квадрате? (Дуб.)
— Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядной группе животных.)
— Что запишем в последнем квадрате? (Волк; относится к хищникам.)
— Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.
— В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее.
(После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Изготовьте из бумаги модели цепей питания, представленных в учебнике, или составьте свои. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций, текста учебника на с. 94 и атласа- определителя. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
2. Беседа
Доброе слово о хищниках
— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.
— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)
Про всех на свете
Все-все, все на свете,
И даже без хищников
Нужны все на свете!
Да, если мы с кем-то
А если нам кто-нибудь
— Почему цепи питания начинаются с растений? (Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)
— Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз? (Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)
Итак, животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
VIII. Подведение итогов урока
— На какие группы делятся животные по способу питания?
— Назовите животное и группу, представителем которой оно является.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 94—97, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 96.
2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 46).
Дополнительный материал
Правда о волке, зайце, лисе и медведе
Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут.
Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.
Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай!
Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится.
Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.
Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало.
Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая.
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.
Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой — брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу.
Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений.
Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Кто что ест». УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Урок окружающего мира в 3 классе Кто что ест.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хорошевская начальная общеобразовательная школа
Ржевского района Тверской области
Урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема урока: « Кто что ест».
Громова Любовь Евгеньевна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Громова Любовь Евгеньевна
МОУ Хорошевская нош
Учитель начальных классов
Предметная программа и ее автор
Окружающий мир. Плешаков А.А
Открытие новых знаний
Познакомить с классификацией животных по типу питания.
— рассмотреть цепи питания животных;
— изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защиты от врагов;
— развивать умения и навыки учащихся работать с опорными схемами, карточками, делать обобщения и выводы.
— развивать речь, дружелюбие в общении;
— воспитывать бережное отношение к животным.
— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир», к школе;
— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.
Планируемые образовательные результаты
Познавательные УУД : анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания.
Коммуникативные УУД : оценивать самого себя
Регулятивные УУД: ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить
Личностные УУД : ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.
Методы и формы обучения
Частично-поисковый, словесно-наглядный, практический; фронтальная работа, работа в группах.
Компьютер, проектор, карточки для рефлексии.
Учебник Окружающий мир. А.А. Плешаков. Москва «Просвещение», 2017 г.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учеников. Психологический настрой.
-Проверим готовность к уроку, правильность посадки.
— Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи!
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки. Проверяют готовность к уроку.
Регулятивные: организация учебного места
Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников
II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальные задания.
( Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
— В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.
1. Тело покрыто перьями.
2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.
4. Два крыла, две ноги.
6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?
(Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные животные.)
2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.
(Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)
— Перечислите группы животных по их групповым признакам.
— Назовите представителей каждой из групп.
— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
1. Учащиеся заполняют таблицу. Взаимопроверка по эталону.
2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя..
Коммуникативные: умение строить высказывание; умение воспринимать речь собеседника; умение соотносить изучаемый материал с ранее изученным
Регулятивные: умения слушать и принимать учебную задачу.
Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
III . Самоопределение к деятельности
— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)
— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)
– На какие вопросы интересно было бы ответить в ходе урока?
— Сформулируйте тему урока.
— Поставьте задачи, которые вы должны решить в ходе урока.
Формулируют тему урока и ставят для себя задачи.
Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение
Познавательные : развитие операций мышления
IV . Работа по теме урока
— Назовите животных. ( СЛАЙД 3)
(Медведь, заяц, волк, стриж).
— Расскажите, чем питаются эти животные.
(Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или зайца, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)
— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)
— Чем еще питаются животные? (Растениями.)
— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)
— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.)
— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу
Познавательные : (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение
Познавательные : (логические) классификация объектов
Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение
Познавательные: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания
Познавательные: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование
Открытие новых знаний
1. Работают в группах.
— Каждая группа будет работать с комплектом иллюстраций и текстами.
— Необходимо, с помощью учебника с. 94, определить группу по типу питания, название животного,что ест
Медведь, таракан, ворона
Медведь: Очень большой и сильный зверь, живет в лесах. Ест и животную (муравьи, черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики), и растительную пищу (желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений)
Таракан: Одно из самых нелюбимых среди людей насекомых. Часто живут рядом с людьми и едят практически всё. Обычную еду, книжки, кожаную одежду, даже домашние цветы.
Ворона: Похожа на грача, обладает серым или черным окрасом оперения, ведет оседлый образ жизни, по осени встречается в большом количестве на деревья городских парков и дворов. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей.
2 группа (насекомоядные)
Лягушка, крот, ласточка
Лягушка: Маленькое животное, окрашенное в тёмно-зелёный, или коричневатый с хаотично разбросанными тёмными пятнами. Комары, мошки, кузнечики, мухи – основная пища.
Крот: маленькие зверьки, живущие под землей, с сильными передними лапками и небольшими глазами. Питаются дождевыми червями, которых при избытке корма обездвиживают и складируют про запас.
Ласточка:маленькая изящная птичка. В рацион входят насекомые, поедает различных кузнечиков, стрекоз.
Сова: Охотница ночная. В зависимости от размера, добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие.
Волк: Ест бобра, кролика, мышь, птицу. В стаях лосей или баранов. Их называют санитарами леса, они ловят больных, старых и неопытных животных.
Щука: Питается рыбой, а крупные особи могут нападать даже на птиц : гусят, утят, куликов, не брезгуют лягушками, мышами, водяными крысами и раками.
4 группа (растительноядные)
Заяц: маленький лесной зверек. Ест травы, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.
Лось: Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных. Питается ветками деревьев и кустарников, калужница, осокой, а также болотной растительностью.
Пчела: “Великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Взрослые особи и личинки пчел питаются пыльцой и цветочным нектаром.
Занесем название групп в схему на доске, представитель группы прикрепляет название своей группы.
В ходе работы дети дополняют схему, открывают новые знания
Регулятивные: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные : готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение
Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
(общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Чтоб не мерзли лапки.
2.Работа по учебнику
Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
СЛАЙД 5 Они начинаются с растений. Это первое звено.
— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)
— Давайте попробуем составить цепь питания лисицы. СЛАЙД 6-8
— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.
— С чего начинается цепь питания? (С растения.)
— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)
— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)
— Составьте свои примеры цепей питания.
Кто как приспособился
— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.
— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь
Отвечают на вопросы,
осуществляют синтез объектов при составлении цепей питания.
Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу
Познавательные : (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение
Познавательные : (логические) классификация объектов
Коммуникативные : умение обосновывать и доказывать собственное мнение
Познавательные: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания
Познавательные: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование
Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
делают выводы и оценивают учебные действия.
Коммуникативные : готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение
Познавательные : (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
(общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение
— Ребята, какова была цель нашего урока?
— Все ли пункты плана мы решили?
— Что нового узнали? Чему научились?
— Какие есть группы животных по типу питания?
Доброе слово о хищниках.
— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.
— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)
— Почему цепи питания начинаются с растений? (Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)
выделяют и осознают то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные : осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов
1. Учебник: прочитать текст на с. 94—97, ответить на вопросы; раздела «Проверь себя» на с. 96.