Конспект урока история 5 класс что изучает история

Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Что изучает наука история?»

Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Что изучает наука история?»

Добрый день! Мне приятно с вами познакомиться. Сегодня у вас состоится первый урок истории. Теперь я предлагаю вам познакомиться с учебником.

Как называется ваш учебник? («История древнего мира»)

Кто является автором учебника? (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая)

Как называется карта? (Первые государства и древние города на каре мира)

Посмотрите какие это города и государства.

Как вы думаете, почему именно эта карта стала началом вашего учебника? (На уроках мы будем изучать историю первых государств, древних городов.)

Но не только это будем изучать на уроках. Найдите оглавление учебника и внимательно посмотрите, как называются темы, которые мы будем изучать. Итак, посмотрев оглавление, сделайте вывод о том, что изучает история?

Записываем тему – Что изучает история?

Как вы думаете, стоит ли изучать историю? Почему?

История – это опыт и знания, накопленные тысячелетиями. Человек, не знающий своей истории, не может построить достойного будущего для своей страны. История должна учить не повторять ошибок прошлого, не ввязываться в войны.

Изучением истории занимаются историки? Откуда же они узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Об этом вы узнаете, прочитав, учебник на ст. 8, под заголовком «Откуда мы знаем, как жили наши предки».

Из каких источников мы можем узнать о прошлом?

Книги, надписи на камнях, на глиняных дощечках, на папирусе (материал из египетского тростника) – ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Существует еще один вид источников, которые могут дать сведения о том как жили наши предки. – Это УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

Например, ветеран великой отечественной войны, может нам рассказать о том, где сражался, в каких условиях это происходило. Для нас это все история.

Итак, мы выяснили, что есть три вида источников, которые дают нам сведения о прошлом.

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом

Каким образом можно найти исторические источники?

Можно провести археологические раскопки.

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

Археолог – это ученный, который изучает быт и культуру древних цивилизация по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основе задачи работы археолога входит проведение раскопок для поисков исследования. Археологию часто сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение, чтобы воссоздать картину прошлого.

Ученные – археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны уходят годы.

Кроме археологии есть ряд других наук, которые позволяют добывать информацию из разных исторических источников. Назовем их науками – помощницами истории. (Нумизматика, генеалогия, геральдика и др.)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.

Найдите дома исторические источники, которые могут рассказать историю вашей семьи. Запишите их в таблицу.

Источник

Урок по истории «Вводное занятие. Что изучает история»( 5 класс)

Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Урок истории в 5 классе

Тема: «Вводное занятие. Что изучает история»

Провела: учитель истории и обществознания

Верхне –Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Тема урока: «Вводное занятие. Что изучает история»

Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.

Обучающая: сформировать у обучающихся представления о предмете история

Развивающая: развивать навыки работы с раздаточным материалом (письменными источниками); навыки межличностного общения в процессе групповой работы; развивать учебно-исследовательские умения обучающихся, критическое мышление; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее, за судьбу Планеты, Общества и Человека.

Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.

Формы организации познавательной деятельности:

Тип урока: усвоения новых знаний

Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить занятия по окружающему миру.

«В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

Как вы думаете? какая тема нашего урока?

И так тема нашего урока «Что изучает история» (слайды)

Ребята! Как вы думаете, а какая цель нашего урока? (Ответы обучающихся)

Да, вы правы цель нашего урока, выяснить для чего нам этот предмет.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

Недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории».

Задание: Покажите на карте и назовите части света.

Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.

Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с учебником.

Как работать с учебником

Откуда мы знаем, как жили наши предки.

1. «Как называется первый отдел всемирной истории?»

Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).

2.Работа с учебником с.с.6-7

3. Слово “история многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

На основании сказанного учитель подводит итог:

История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества. Жизнь и деятельность людей в прошлом.

История делится на всемирную и отечественную. Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Учитель обобщает ответы:

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны. Фронтальная беседа с классом

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

Примерные ответы: давний, старый.

Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

4.Откуда мы знаем, как жили наши предки.

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

Исторические источники (Устные, письменные и вещественные)

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

Вопрос: как люди находят исторические источники?

Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Первичная проверка знаний.

1. Распределите приведенные в учебники источники на вещественные и письменные.

Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.

2. Закончите предложения:

История Древнего мира – это…

Составление синквейна «История»

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

П. с.6-8 записи в тетрадях

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ребята, вспомните все, о чем мы с вами говорили. Перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, выбрать любой вопрос и ответить.

Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…
научился.
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…

Источник

Конспект урока истории в 5 классе на тему «Введение. Что изучает история»

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Продолжить формировать умение учащихся анализировать исторические факты, делать несложные выводы;

Познакомить с новыми терминами

Сформировать интерес к изучению исторического материала;

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: доска, иллюстрации, рабочая тетрадь, карта мира (настенная), учебник ФГОС, планшетный компьютер, раздаточный материал для самооценки учащихся.

Современные педагогические технологии.

Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения

Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний

Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

В этом году в учебном расписании появился новый предмет – история. Ребята, наверно кто-то уже изучал этот предмет, когда был учащимся начальных классов. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

План урока. (записаны заранее на доске учителем во время перемены, были закрыты ватманом с магнитиком, учитель открывает всё это в начале урока во время второго этапа)

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

Знакомство со структурой учебника.

Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

— Ребята, к ак вы понимаете выражение «знать историю»?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

— Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

Ребята, а вы бывали в музеях? Расскажите, пожалуйста, в каких, и какие у вас впечатления?

Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого проведем физкультминутку. Повторяйте, пожалуйста, те движения, которые описаны в стихотворении, которое я сейчас буду вам читать.

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше. Итак, ребята, в музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Учащиеся узнают, какие типы заданий есть в учебники, как выполнять задания ФГОС, где ответы надо искать в сети Интернет (например, составление мультимедийной презентации или доклада к новому уроку).

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Дети получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, класс, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.

Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы.

Организационные условия на уроке.

Источник

Конспект урока на тему «Введение. Что изучает история»,5 класс.

Конспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть фото Конспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть картинку Конспект урока история 5 класс что изучает история. Картинка про Конспект урока история 5 класс что изучает история. Фото Конспект урока история 5 класс что изучает историяКонспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть фото Конспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть картинку Конспект урока история 5 класс что изучает история. Картинка про Конспект урока история 5 класс что изучает история. Фото Конспект урока история 5 класс что изучает историяКонспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть фото Конспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть картинку Конспект урока история 5 класс что изучает история. Картинка про Конспект урока история 5 класс что изучает история. Фото Конспект урока история 5 класс что изучает история Конспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть фото Конспект урока история 5 класс что изучает история. Смотреть картинку Конспект урока история 5 класс что изучает история. Картинка про Конспект урока история 5 класс что изучает история. Фото Конспект урока история 5 класс что изучает историяКонспект урока по истории

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.

Тип урока: изучение нового материала.

I . Организационный момент

В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III . Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

— Как вы понимаете выражение «знать историю»?

Уметь отвечать на вопросы

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

— Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником.

IV . Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Подготовить презентацию на тему: «Известные события истории Древнего мира».

Провести исследование исторических источников (на выбор).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *