Конспект урока истории в 5 классе что изучает история
Технологическая карта урока №1 по истории в 5 классе на тему «Что изучает история»
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
1. Что изучает история
Создать условия для формирования представлений о науке истории
Урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло.. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины.
ПР3. проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.
П1.давать определение понятиям;
П2.устанавливать причинно-следственные связи
П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений
К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;
К4.аргументировать свою точку зрения;
К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.
Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994
Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.
Д Эрвидьи Приключения доисторического мальчика. – М., 1973.
Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.
А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 – 464 стр.
Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.
Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.
И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.
Майков А.Н. История : проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.
Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.: ил.
Проектор, компьютер, презентация «Что изучает история»
Форма проведения урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний с элементами групповой работы
(название, время, цели)
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
I . Мотивация к учебной деятельности
Создать положительный эмоциональный настрой;
выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности
Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.
Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность
Выдвигает проблему через иллюстрацию прошлого. (Презентация)
— Рассмотрите иллюстрацию. Что общего между изображениями?
Выявляют закономерность и отвечают на вопрос учителя (изображено то, что было в прошлом).
Л. Положительный настрой
II . Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений
Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него
-Как человек узнает прошлое? Откуда он его узнает?
— Как вы думает, о чем мы сегодня будем говорить?
Формулируют план урока, который пишется на доске:
2. Как работают историки
Проговаривают по цепочке свой вариант определения.
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям.
III . Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)
Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Этап включения в систему знаний и повторения.
Организует работу с текстом.
Организует работу с понятием.
Прием «игра с предложением».
Организует беседу по конкретизации первичного знания.
Организует беседу связывая понятие с целями урока.
Организует работу с текстом учебника как источником информации.
Прием «Работа в парах».
Организует работу с историческим документом для выявления нового понятия «факт».
Прием «Ситуационная задача».
Прием «Фантастическая добавка», «Кластер»
Прием «Верите ли вы, что…»
— Почтите текст в презентации и найдите в нем понятие «История».
— По очереди будем убирать слова из определения «История». Что получится?
— Какие черты всегда присутствуют в понятии «История»?
— Правильно ли высказывание: «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей»?
— Грамотно ли построено определение: « Наука о прошлом называется историей»?
— Как вы понимаете выражение: «Люди творят историю»?
— Какие же знания дает человеку история?
— Определите по учебнику из какого языка пришло к нам слово «история»? (греческого)
— Кто такой «Отец истории»? (Презентация)
— Кто такой Геродот? Что нам известно о нем?
— Прочитайте в паре текст и скажите, что в нем правдоподобно, а что – вымысел?
-Приведите 4 примета исторических фактов.
— Вы = историк, вы встретились с историческим фактом. Какие 3 вопроса вы будете себе задавать, изучая этот факт?
— Наука о людях называется «История»?
— История изучает будущее людей?
-История помогает узнать о болезных собак?
— Слово история пришло к нам из Греции от Плутарха?
— Историки изучают предположения?
— Главные вопрос историка – «Почему это произошло?»
Находят в тексте понятие (Презентация)
Формулируют определение и записывают его в тетради сверяясь с образцом.
История – наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.
Участвуют в беседе-анализе.
Составляют кластер-схему: «История».
История: 1. Всегда связана с людьми
2. их делами, занятиями, деятельностью
Высказывают своё мнение и делают вывод.
Составляют схему «Что дает человека история».
История помогает узнать:
1. Как люди жили когда-то
3. К чему стремились
4. Какие горести и радости испытывали и др.
Работают в парах с учебником, записывают в тетради:
История – слово греческое, рассказ о прошлом, об узнанном.
Работа со словарем в учебнике.
Находят в тексте мифы и факты и озвучивают результаты своей работы.
-Высказывают свое понимание термина «факт», записывают понятие в тетрадь.
Факт – слово латинское – сделанное, правда, истина.
— Свои предположения оформляют в кластер: Главные вопросы историка: 1. Что произошло?
Самопроверка работы по образцу (Презентация)
Высказывают свои ответы.
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло.. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины.
IV . Рефлексия деятельности (итог урока)
Дает комментарии домашнего задания
1 уровень: «Проверяем и размышляем»:
Параграф 1, рабочая тетрадь
2 уровень: «Исследуем и творим»:
Собрать 10 исторических фактов о своей семье
В паре ребята в виде телеграммы записывают самое главное содержание урока. Проводят взаимопроверку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-018444
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока История, 5 класс Урок 1. История и её помощницы
Урок 1. История и её помощницы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История – это наука о жизни человека в прошлом.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.
Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.
Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.
В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.
Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.
Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.
Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Генеалогия – наука о гербах.
Хронология – наука об измерении времени.
Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.
Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.
Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Что изучает наука история?»
Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Что изучает наука история?»
Добрый день! Мне приятно с вами познакомиться. Сегодня у вас состоится первый урок истории. Теперь я предлагаю вам познакомиться с учебником.
Как называется ваш учебник? («История древнего мира»)
Кто является автором учебника? (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая)
Как называется карта? (Первые государства и древние города на каре мира)
Посмотрите какие это города и государства.
Как вы думаете, почему именно эта карта стала началом вашего учебника? (На уроках мы будем изучать историю первых государств, древних городов.)
Но не только это будем изучать на уроках. Найдите оглавление учебника и внимательно посмотрите, как называются темы, которые мы будем изучать. Итак, посмотрев оглавление, сделайте вывод о том, что изучает история?
Записываем тему – Что изучает история?
Как вы думаете, стоит ли изучать историю? Почему?
История – это опыт и знания, накопленные тысячелетиями. Человек, не знающий своей истории, не может построить достойного будущего для своей страны. История должна учить не повторять ошибок прошлого, не ввязываться в войны.
Изучением истории занимаются историки? Откуда же они узнают о жизни людей и далеком прошлом?
Об этом вы узнаете, прочитав, учебник на ст. 8, под заголовком «Откуда мы знаем, как жили наши предки».
Из каких источников мы можем узнать о прошлом?
Книги, надписи на камнях, на глиняных дощечках, на папирусе (материал из египетского тростника) – ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Существует еще один вид источников, которые могут дать сведения о том как жили наши предки. – Это УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Например, ветеран великой отечественной войны, может нам рассказать о том, где сражался, в каких условиях это происходило. Для нас это все история.
Итак, мы выяснили, что есть три вида источников, которые дают нам сведения о прошлом.
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом
Каким образом можно найти исторические источники?
Можно провести археологические раскопки.
Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)
Археолог – это ученный, который изучает быт и культуру древних цивилизация по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. В основе задачи работы археолога входит проведение раскопок для поисков исследования. Археологию часто сравнивают с работой детектива. Это творческая профессия, так как приходится использовать воображение, чтобы воссоздать картину прошлого.
Ученные – археологи работают как бы с отдельными элементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешить загадку. Иногда на полное раскрытие тайны уходят годы.
Кроме археологии есть ряд других наук, которые позволяют добывать информацию из разных исторических источников. Назовем их науками – помощницами истории. (Нумизматика, генеалогия, геральдика и др.)
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.
Найдите дома исторические источники, которые могут рассказать историю вашей семьи. Запишите их в таблицу.
Урок по истории «Вводное занятие. Что изучает история»( 5 класс)
Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Урок истории в 5 классе
Тема: «Вводное занятие. Что изучает история»
Провела: учитель истории и обществознания
Верхне –Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей»
Тема урока: «Вводное занятие. Что изучает история»
Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.
Обучающая: сформировать у обучающихся представления о предмете история
Развивающая: развивать навыки работы с раздаточным материалом (письменными источниками); навыки межличностного общения в процессе групповой работы; развивать учебно-исследовательские умения обучающихся, критическое мышление; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее, за судьбу Планеты, Общества и Человека.
Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.
Формы организации познавательной деятельности:
Тип урока: усвоения новых знаний
Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить занятия по окружающему миру.
«В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?
Как вы думаете? какая тема нашего урока?
И так тема нашего урока «Что изучает история» (слайды)
Ребята! Как вы думаете, а какая цель нашего урока? (Ответы обучающихся)
Да, вы правы цель нашего урока, выяснить для чего нам этот предмет.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.
Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?
Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:
Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.
Недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории».
Задание: Покажите на карте и назовите части света.
Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.
Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с учебником.
Как работать с учебником
Откуда мы знаем, как жили наши предки.
1. «Как называется первый отдел всемирной истории?»
Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).
2.Работа с учебником с.с.6-7
3. Слово “история многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?
На основании сказанного учитель подводит итог:
История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.
Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества. Жизнь и деятельность людей в прошлом.
История делится на всемирную и отечественную. Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?
Учитель обобщает ответы:
Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны. Фронтальная беседа с классом
Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?
Примерные ответы: давний, старый.
Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.
История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.
4.Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.
Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.
Исторические источники (Устные, письменные и вещественные)
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.
Вопрос: как люди находят исторические источники?
Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Первичная проверка знаний.
1. Распределите приведенные в учебники источники на вещественные и письменные.
Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.
2. Закончите предложения:
История Древнего мира – это…
Составление синквейна «История»
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
П. с.6-8 записи в тетрадях
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ребята, вспомните все, о чем мы с вами говорили. Перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, выбрать любой вопрос и ответить.
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Сегодня на уроке я…
научился.
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…