Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание

«Что такое музыкальное содержание» урок музыки в 7 классе

Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».

Просмотр содержимого документа
«»Что такое музыкальное содержание» урок музыки в 7 классе»

Разработка урока музыки в 7 классе

Тема: «Что такое музыкальное содержание»

Цель урока: Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».

Установить интонационно-образные связи музыки с литературой.

Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.

Закрепить понятие арии.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.

Развивать певческие навыки.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, компьютер, презентация.

Музыкальный материал: Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева; ария Кутузова, «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; «Осенний бал» Л.Марченко

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», репродукция картины А.Кившенко «Военный совет в Филях».

Звучит хор из кантаты «Александр Невский»

— Фрагмент какого известного вам произведения прозвучал? Кто композитор?

-Что вы знаете об этом композиторе?

— Как вы думаете, какого содержания будем слушать сегодня музыку Прокофьева на уроке? (проблемный вопрос)

Работа по теме урока.

— Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского. Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

— К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.

— Кто еще в искусстве обращался к теме войны 1812 года?

— Какие произведения вы можете назвать?

— В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев положил сцены из одноименного романа Л.Н. Толстого. Этот роман о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, преследуя наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.

— Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы, разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.

— А теперь страницы романа.

Читают выразительно учащиеся у доски.

«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией…

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…

Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.

_ Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенгасена и этим указывая на фальшивую ноту слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…»

— Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я –приказываю отступление…

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»

— Каково содержание этой части романа?

— Что увидела девочка?

— Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?

— Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?

А сейчас мы послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева

— Каким предстает перед вами Кутузов?

Слушание арии Кутозова из оперы: «Война и мир»

— Каково здесь музыкальное содержание?

— Сколько частей, как менялся характер, почему?

— В какой части появилась тревога, взволнованность?

— Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?

— Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).

— Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

— В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова».

В романе, как и в опере, сцены войны чередуются со сценами мира.

Итак, слушаем отрывки из романа.

Читает другая группа учеников у доски

«…Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от той первой минуты встречи. Музыканты играли польский… мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского..»

«…Нет, это не может быть! – думала она,- Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

«…Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно –воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Соня и она стояли одни, как в лесу в той чуждой толпе, никому не интересные и не нужные.»

«…Наконец государь остановился подле своей последней дамы, музыка замолкла, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант уверенно, крепко обняв свою даму, пустился с ней по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них, и готова была плакать, что не она танцует этот первый тур вальса.»

«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

— Какой описывает автор Наташу Ростову?

— А теперь слушаем Вальс из оперы «Война и мир»

-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?

Слушание «Вальса» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева

— Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор? (робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)

Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного содержания?

А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.

Звучит фрагмент песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Конечно, эта песня-вальс «Осенний бал» Л. Марченко.

3. Исполнение песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)

Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.

— Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.

-Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 1 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

Личностные:

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;

Предметные:

— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;

— развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)»

Урок 4. Что такое музыкальное содержание

Планируемые результаты учебной деятельности

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;

— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;

— развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.

Цели и задачи урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании музыкального произведения на примере черт личности и фрагментов творчества Л. Бетховена.

Живопись: неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»; К. Хорнеман. «Бетховен в 1803 г.».

Музыка: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано «Лунная», I часть (№ 4 аудиоприложения). Песенный материал: Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. «Дружба».

Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картин, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен. Анализ и сравнение этического содержания текста песен «Быть человеком» и «Дружба». Анализ песни Л. Бетховена «Дружба» с точки зрения строения, формы произведения. Выявление черт канона в песне «Дружба», объяснение этой формы строения с точки зрения содержания песни (канон как признак общности, родства, единства голосов). Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля:

Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль знания фактов биографии и понимания черт творчества Л. Бетховена. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания двух песен, выученных на уроке. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

Сообщение темы урока. Введение в тему

Тема урока: «Что такое музыкальное содержание».

Безумная любовь моя, Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…

Рассказ о Л.В. Бетховене и его музыке

Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости»: «…Дайте мне хотя бы один день чистой радости».

Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»

Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.

Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал у себя признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»

Но осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил 18-летнюю графиню Джульетту Гвиччарди, которой в 1801 г. давал уроки музыки. Несмотря на обрушивающиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души.

Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.

«Мне стало отраднее жить, – пишет он другу, – я встречаюсь с людьми… эта перемена… её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она стала оказывать предпочтение другому человеку и вскоре вышла замуж за графа Галленберга, бездарного композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту!

После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал.

! Рассмотрите портреты, связанные с жизненным путём немецкого композитора Л. Бетховена и попытайтесь рассказать, каким представляется вам этот человек.

Неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»

Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть картинку Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Картинка про Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание

Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть картинку Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Картинка про Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание

К. Хорнеман. Бетховен в 1803 г.

Жизненное кредо Л. Бетховена:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

? Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?

Когда Бетховена нашли совершенно обессиленным в отдалённой чаще, ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии», посвящённой 18-летней Джульетте Гвиччарди и написанной Л. Бетховеном в 1800–1801 гг., фрагмент из которой вам предстоит сейчас прослушать.

Наряду с симфонией фортепианная соната является любимым жанром композитора. Он создал 32 сонаты для фортепиано.

В марте 1802 г. Соната № 14 с посвящением Джульетте была опубликована в Бонне. Бетховен навсегда сохранил миниатюрный портрет возлюбленной.

«Лунной» сонату назвал поэт и музыкальный критик, современник Бетховена Людвиг Рельштаб в 1832 г., уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером. Видимо, лирическая мечтательность I части ассоциировалась у современников Бетховена с тишиной и таинственностью лунной ночи. Сам же композитор дал сонате подзаголовок «В духе фантазии» (итал. Quasi una fantasia). Бетховен хотел подчеркнуть, что её форма отличается от классической сонатной формы — вопреки традициям, она начинается медленной частью, а быстрая часть перенесена в финал.

«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой раньше никогда не слышали, во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «я схвачу свою судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!»

3. Содержание Сонаты №14 Л. Бетховена. Слушание и анализ музыки

Совсем нежалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.

Богатство вместе с властью вольно бродят,

Вступая в океан добра и зла,

Когда они из наших рук уходят;

Любовь же пусть неправильной была, –

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Всё превзойдёт, что было или будет.

П.Б. Шелли. Любовь бессмертная

Первая часть «Лунной сонаты» выражает состояние лирической сосредоточенности, скорбных, нерадостных дум.

Подробнее о «Лунной» сонате мы можем узнать из книги «Великие музыканты Западной Европы» (сост. В.Б. Григорович):

Adagio занимает первое место. Как нововведение, единственное в своём роде, «Лунная» начинается монологом без слов, исповедью, правдивой и потрясающей, подобную которой редко можно встретить в музыке. И вся соната… сохраняет этот характер музыкального слова, одноголосной выразительности, прямой, едва прикрытой, чистой страсти.

В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собой ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.

— Каков характер музыки, на ваш взгляд, – мужественный, женственный, юношеский или детский?

— Печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре.

— Слушая 1-ю часть сонаты, обратили ли вы внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов? Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?

— Сколько образов в этой музыке?

— Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.

— Совершенно верно, один музыкальный образ занимает собой всю часть. Он изложен в прелюдийной импровизационной манере.

— А как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?

4. Работа над нотным примером

В нотном примере учебника ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре. Фактура состоит из трёх слоёв: скупая строгая мелодия, равномерно колышащийся аккомпанемент и глубокие басы.

5. Вокально-хоровая работа

Разучивание песни Л. Бетховена «Дружба»

Обратите внимание на разнообразие, многосторонность и неисчерпаемость творчества композитора: он является автором как величественных симфоний, масштабных фортепианных сонат, так и миниатюр, в частности песенного жанра.

Мелодия песни «Дружба» выучивается сначала одноголосно, с последующим исполнением в виде канона.

Повторение песни В. Мигули «Быть человеком»

«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.

Слушая «Лунную» сонату Бетховена, мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи в конкретной местности, с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с её таинственными шорохами и ароматами, с бескрайним звёздным небом – необозримым, загадочным.

Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями?

Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно-созерцательному настроению.

Ибо она повествует нам о печали – не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.

Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Вывод: «… Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Д.Кабалевский.

7. Домашнее задание

Подготовить доклад о жизненном пути Л. Бетховена или его творчестве.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 1 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

Личностные:

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;

Предметные:

— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;

— развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)»

Урок 4. Что такое музыкальное содержание

Планируемые результаты учебной деятельности

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;

— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;

— развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.

Цели и задачи урока:

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании музыкального произведения на примере черт личности и фрагментов творчества Л. Бетховена.

Живопись: неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»; К. Хорнеман. «Бетховен в 1803 г.».

Музыка: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано «Лунная», I часть (№ 4 аудиоприложения). Песенный материал: Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. «Дружба».

Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картин, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен. Анализ и сравнение этического содержания текста песен «Быть человеком» и «Дружба». Анализ песни Л. Бетховена «Дружба» с точки зрения строения, формы произведения. Выявление черт канона в песне «Дружба», объяснение этой формы строения с точки зрения содержания песни (канон как признак общности, родства, единства голосов). Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля:

Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль знания фактов биографии и понимания черт творчества Л. Бетховена. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания двух песен, выученных на уроке. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

Сообщение темы урока. Введение в тему

Тема урока: «Что такое музыкальное содержание».

Безумная любовь моя, Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…

Рассказ о Л.В. Бетховене и его музыке

Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости»: «…Дайте мне хотя бы один день чистой радости».

Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»

Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.

Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал у себя признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»

Но осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил 18-летнюю графиню Джульетту Гвиччарди, которой в 1801 г. давал уроки музыки. Несмотря на обрушивающиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души.

Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.

«Мне стало отраднее жить, – пишет он другу, – я встречаюсь с людьми… эта перемена… её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она стала оказывать предпочтение другому человеку и вскоре вышла замуж за графа Галленберга, бездарного композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту!

После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал.

! Рассмотрите портреты, связанные с жизненным путём немецкого композитора Л. Бетховена и попытайтесь рассказать, каким представляется вам этот человек.

Неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»

Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть картинку Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Картинка про Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание

Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Смотреть картинку Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Картинка про Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание. Фото Конспект урока музыка 7 класс что такое музыкальное содержание

К. Хорнеман. Бетховен в 1803 г.

Жизненное кредо Л. Бетховена:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

? Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?

Когда Бетховена нашли совершенно обессиленным в отдалённой чаще, ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии», посвящённой 18-летней Джульетте Гвиччарди и написанной Л. Бетховеном в 1800–1801 гг., фрагмент из которой вам предстоит сейчас прослушать.

Наряду с симфонией фортепианная соната является любимым жанром композитора. Он создал 32 сонаты для фортепиано.

В марте 1802 г. Соната № 14 с посвящением Джульетте была опубликована в Бонне. Бетховен навсегда сохранил миниатюрный портрет возлюбленной.

«Лунной» сонату назвал поэт и музыкальный критик, современник Бетховена Людвиг Рельштаб в 1832 г., уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером. Видимо, лирическая мечтательность I части ассоциировалась у современников Бетховена с тишиной и таинственностью лунной ночи. Сам же композитор дал сонате подзаголовок «В духе фантазии» (итал. Quasi una fantasia). Бетховен хотел подчеркнуть, что её форма отличается от классической сонатной формы — вопреки традициям, она начинается медленной частью, а быстрая часть перенесена в финал.

«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой раньше никогда не слышали, во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «я схвачу свою судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!»

3. Содержание Сонаты №14 Л. Бетховена. Слушание и анализ музыки

Совсем нежалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.

Богатство вместе с властью вольно бродят,

Вступая в океан добра и зла,

Когда они из наших рук уходят;

Любовь же пусть неправильной была, –

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Всё превзойдёт, что было или будет.

П.Б. Шелли. Любовь бессмертная

Первая часть «Лунной сонаты» выражает состояние лирической сосредоточенности, скорбных, нерадостных дум.

Подробнее о «Лунной» сонате мы можем узнать из книги «Великие музыканты Западной Европы» (сост. В.Б. Григорович):

Adagio занимает первое место. Как нововведение, единственное в своём роде, «Лунная» начинается монологом без слов, исповедью, правдивой и потрясающей, подобную которой редко можно встретить в музыке. И вся соната… сохраняет этот характер музыкального слова, одноголосной выразительности, прямой, едва прикрытой, чистой страсти.

В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собой ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.

— Каков характер музыки, на ваш взгляд, – мужественный, женственный, юношеский или детский?

— Печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре.

— Слушая 1-ю часть сонаты, обратили ли вы внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов? Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?

— Сколько образов в этой музыке?

— Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.

— Совершенно верно, один музыкальный образ занимает собой всю часть. Он изложен в прелюдийной импровизационной манере.

— А как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?

4. Работа над нотным примером

В нотном примере учебника ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре. Фактура состоит из трёх слоёв: скупая строгая мелодия, равномерно колышащийся аккомпанемент и глубокие басы.

5. Вокально-хоровая работа

Разучивание песни Л. Бетховена «Дружба»

Обратите внимание на разнообразие, многосторонность и неисчерпаемость творчества композитора: он является автором как величественных симфоний, масштабных фортепианных сонат, так и миниатюр, в частности песенного жанра.

Мелодия песни «Дружба» выучивается сначала одноголосно, с последующим исполнением в виде канона.

Повторение песни В. Мигули «Быть человеком»

«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.

Слушая «Лунную» сонату Бетховена, мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи в конкретной местности, с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с её таинственными шорохами и ароматами, с бескрайним звёздным небом – необозримым, загадочным.

Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями?

Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно-созерцательному настроению.

Ибо она повествует нам о печали – не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.

Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Вывод: «… Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Д.Кабалевский.

7. Домашнее задание

Подготовить доклад о жизненном пути Л. Бетховена или его творчестве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *