Конспект урока музыка 5 класс что роднит музыку с литературой сергеева критская

Конспект урока музыки 5 класс по теме «Что роднит музыку с литературой»

УРОК МУЗЫКИ №3 В 5 КЛАССЕ

Дата урока: 17.09.2020г.

Раздел: «Музыка и литература»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»

Художественное название: «Волшебный мир искусства»

Предметные: развивать интерес к предмету музыка; владеть способностями анализировать музыку; уметь объяснять значение понятия «интонация.

Метапредметные: уметь строить речевые высказывания о музыке, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить общие особенности выразительности в музыке и литературе, уметь анализировать слушаемую музыку.

— Познавательные: находить нужную информацию, обобщать и оценивать её, знать основные музыкальные и литературные жанры.

— Регулятивные: уметь обрабатывать информацию и применять на практике; обобщать и оценивать результаты деятельности; совершенствовать вокально-хоровые навыки.

— Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность.

Личностные: положительно относиться к урокам музыки, уметь делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок введения в тему.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая.

Техническое оборудование: проектор, экран, ноутбук, синтезатор.

1) А.Ермолов «Волшебный мир искусства».

2) М.Глинка, сл.Н.Кукольника «Жаворонок».

3) Муз. М.Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра».

Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авт. Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); раздаточный материал (схемы анализа музыки, тексты песен).

Видеоматериал: выступления музыкантов, музыкальные ролики.

Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; учебный диалог; деятельностный подход; хоровое исполнение песни.

Эпиграф: Как много в этих звуках красоты!

2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.

Посмотреть друг на друга с улыбкой и передать радость одноклассникам.

Давайте вспомним, что такое искусство и какие виды искусств вам известны?

Просмотр видеоролика с песней А.Ермолова «Волшебный мир искусства».

-С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока: (я узнаю… я смогу…я научусь…).

Чтение эпиграфа вслух.

-О какой же красоте мы узнаем с вами сегодня?

-Ответ на этот вопрос вы дадите сами в конце урока.

Что такое музыка? Ее особенности.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке осталась бы одна мелодия. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим, что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение).

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

(Во время слушания можно предложить учащимся записать в тетради слова, относящиеся к музыке: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

4.Первичное усвоение знаний.

Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

5.Первичная проверка понимания.

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом? (это всё явления жизни).

Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

По предложенным музыкальным примерам подвести детей к определению понятия «интонация».

Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы? (песня, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта).

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов? (симфония, концерт, сюита, опера, во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям).

Слушание романса «Жаворонок» композитора М.И.Глинки (анализ произведения по опорным сигналам).

Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста! (былина о Садко, миф об Орфее, сказка «Бременские музыканты»).

Работа над текстом и вокализацией мелодии 2 и 3 куплетов песни «Дорога добра» (пропевание фраз песни беззвучно, затем поочерёдное повторение текста и мелодии через строчку: про себя – вслух).

Обращать внимание на правильное дыхание: быстрый, активный вдох перед фразами.

9.Рефлексия. По опорным словам сформулировать вывод урока.

Я узнал…Я понял…Мне пригодится…

Повторное чтение эпиграфа.

О какой же красоте был сегодняшний урок? (о красоте музыкальных звуков и выразительности словесных интонаций).

Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

10.Итог урока и оценивание.

Как бы жила музыка без литературы?

Вывод: Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Что роднит музыку с литературой?»

Конспект урока по музыке в 5 классе

(УМК Сергеевой Г. П., Критской Е. Д )

Тема урока: Что роднит музыку с литературой

Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы

создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»

На листе А4 изображения нескольких инструментов разных групп симфонического оркестра (по 1 листу на каждую группу).

Образец Экспертного заключения на одну группу (4 человека)

Число, класс № группы

Общая сумма баллов

ф.и., тестовая оценка впечатления об уроке:

не очень интересно – 1

Ход и содержание урока

Приём: «Приглашение на фестиваль».
Учитель приглашает всех учащихся принять участие в фестивале классных талантов «201-ая музыкальная планета». (Слайды 1, 2)

Учащиеся знакомятся с общей структурой подготовки и проведения этого мероприятия
(Слайд 3):

Для участия в фестивале ученики 5-9 классов работают над групповым проектом 1 четверти «Русская вокальная музыка – живой родник русской души».

Каждая параллель класса работает над проектом по своему направлению, которое является тематическим разделом группового проекта.

Тематический раздел проекта объединяет все темы, изучаемые на уроках в 1 четверти.

Ученикам 5-7 классов дистанционно, а так же на дополнительных внеклассных занятиях оказывают помощь в работе над своим разделом проекта ведущие эксперты – ученики 8 и 9 классов под руководством учителя.

На последней учебной неделе 1 четверти работа над проектом завершается и экспертами выбираются лучшие материалы, которые демонстрируются в школе на 1-ом этапе фестиваля классных талантов «201-ая музыкальная планета».

Интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово» ( слайды №4-8)

— Какие темы в I четверти нам предстоит изучить, чтобы выполнить работу над проектом?

Выяснить это нам поможет интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово».

— По названию тренинга Вы можете определить направление работы над проектом в 5-ом классе.

Задание. Зная название своего направления в проекте и тему этого урока: «Что роднит музыку с литературой», найдите ещё 3 названия тем I четверти.

Условие. Выберите в тексте фразу, которой можно завершить предложение или ответить на заданный вопрос.

Ученики знакомятся с предложением или вопросом и читают текст, из которого нужно найти недостающую для окончания фразу или дословный ответ на вопрос. Выбранная фраза является названием одной из тем 1 четверти.

Учитель слушает выбранный вариант названия новой темы от каждой группы, после чего на слайде (по щелчку) появляется правильный вариант ответа.

Команды, ответ которых совпал с правильным вариантом, награждаются жетонами.

Формирование ожиданий учеников

Теперь Вы знаете названия всех тем I четверти, которые Вам предстоит освоить, работая над проектом. Какие вопросы и предложения в связи с этим у Вас появились? Что Вам понравилось или не понравилось, понятно или не понятно в направлении своей работы?

Каждой группе учащихся, сидящих по 4 человека, предлагается кратко сформулировать беспокоящие их в связи с работой над проектом проблемы, написав их вместе или по очереди на темной части «ленты», а надежды и пожелания положительного характера на светлой части «ленты».

Учитель объясняет, что он и его помощники-старшеклассники учтут это в дальнейшей работе, а наиболее часто повторяющиеся вопросы и предложения будут озвучены и прокомментированы на следующем уроке.

Игра «Человек-оркестр» (слайды 9-17)

Цель: физическая и эмоциональная разрядка с непроизвольным закреплением слуховых навыков определения различных групп симфонического оркестра.

Подготовительный этап (без музыки) – дети вместе с учителем изображают игру на одном из инструментов симфонического оркестра, а затем получают жетоны за определение настроения, с которым играл музыкант и группы, из которой этот инструмент. (Проверка ответов происходит при «щелчке» на выбранную фигурку музыканта из любого слайда в данной игре).

Заключительный этап – после исполнения зрители (участники всех групп в тот момент, когда они не изображали музыкантов) присуждают «смайлики» лучшим группам музыкантов, обосновывая свой выбор.

Игра «Выбираем Музу» (слайды 19-20)

— Сегодня мы пригласим греческих Муз, чтобы они помогли нам понять, что роднит музыку с литературой. Давайте сначала познакомимся с каждой из них и определим, какие виды искусства они представляют.

— Определите, какой Музе принадлежит фрагмент звучащего произведения.

Первый пример: учитель наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». Команды называют выбранных ими Муз, доказывая связь музыки с литературой, т. к. узнают известную песню, где есть и мелодия и слова.

Для подтверждения сказанного учитель предлагает выразительно исполнить 1-ый куплет песни.

Команды называют выбранных ими Муз.

По ходу выполнения заданий группы награждаются жетонами за ответы, культуру слушания и исполнение песни.

Переход к этапу рефлексии.

— Как Вы думаете, сходны ли между собой фразы из произведений Н. Кукольника и М. Глинки и нельзя ли их объединить друг с другом по родству интонаций? (Дети, размышляя, выразительно повторяют по очереди литературную и музыкальную фразы из «Жаворонка» Н. Кукольника и М. Глинки, показывая рукой плавную линию повышений и понижений голоса).

Вывод: интонации этих фраз имеют большое сходство.

Рефлексия деятельности на уроке

— Какие чувства объединяют музыкальную и литературную интонацию этих фраз? (нежность, грусть, мягкость, тепло души, влюблённость и т. д.)

— Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием. Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым), чтобы можно было выразить перечисленные Вами чувства?

Слушание 1-го куплета «Жаворонка» М. Глинки на стихи Н. Кукольника. (Ответ – дыхание певца спокойное и глубокое).

Вокальная работа – разучивание песни «Жаворонок».

Самостоятельная работа в группах: «Какая Муза здесь царит?» (слайды 24-28)

Во время слушания музыки П. И. Чайковского из «Финала симфонии №4» определите, какие Музы помогли композитору в создании этого произведения.

После прослушивания идёт обсуждение в группах и выслушивается единое аргументированное мнение каждой группы. Возможно возникновение дискуссии, т.к. многообразие контрастов этой музыки и видеоряд позволяют найти черты разных муз и взаимосвязь между разными видами искусства.

Метод «Экспертное заключение»

Учитель предлагает детям стать экспертами по результативности собственной деятельности и высказать свои впечатления от урока. Учащиеся, совещаясь и учитывая мнение каждого участника группы, заполняют все разделы таблицы «Экспертного заключения», выбирая лидеров своей группы. Из лидеров группы путём жеребьевки создаётся команда ведущих лидеров следующего урока, между которыми распределяются вопросы на дом для продолжения работы над темой проекта. При желании повысить результативность своей работы на следующем уроке каждый ученик имеет право присоединиться к команде лидеров и выполнить вместе с ними домашнее задание.

Вопросы для работы над проектом:

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Что роднит между собой музыку и литературу?

Могут ли музыкальные произведения иметь литературные названия и наоборот?

Как вокальная и инструментальная музыка могут быть связаны между собой с помощью литературы?

Список учебной и дополнительной литературы

Сергеева Г. П., Критская. Е. Д. Методическое пособие: музыка 5-6 классы. 2005 М. Просвещение

Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Учебник: Музыка 5 класс. 2003, 2007 М. Просвещение»

Буслович Д. С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. 1995 СПб «Папирус»

Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. 2007 СПб «Композитор»

Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»

Источник

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме: «Что роднит музыку с литературой»

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме: «Что роднит музыку с литературой»

Цель урока: на учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

— овладеть понятиями вокализ, квартет.

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

1. З Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.

гладить щёчки ладошками

3раза хлопнуть ладошками

3 раза хлопнуть кулачками

Здравствуй, мой носик

3 раза нажать на кончик носа

3 раза нажать на кончик носа

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.

Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.

По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.

Для этого мы разобьёмся на 3 команды.

1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.

2 – составные части литературы. Ее особенности.

3 –что общего есть у музыки и литературы.

Ответы фиксируются на доске.

1 – Что такое музыка? Ее особенности.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

2 – Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни.

Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это, окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

Дети читают стихи с интонацией или поют песню.

Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?

Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?

Дети делятся своими мнениями.

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения. Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста!

Распевка «Сел комарик на дубок»

Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.

Он сидит и напевает,
Чёрных мушек забавляет,
Ой, люли, люли, люли,
Чёрных мушек забавляет.

Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела,
Ой, люли, люли, люли,
Грозным громом загремела.

Тут две мушки подлетали,
Комара под ручки брали,
Ой, люли, люли, люли,
Комара под ручки брали.

Комара под ручки брали,
В дом вели, в постельку клали,
Ой, люли, люли, люли,
В дом вели, в постельку клали.

Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им по служить и стихом.

Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.

Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.

2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *