Конспект урока по биологии в 5 классе что изучает биология
План – конспект урока: «Биология как наука»
продолжить формирование представлений о царствах живой природы;
сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира;
познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
развивать интерес к биологическим знаниям;
формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.
формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека;
создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.
Тип урока: вводный урок.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Оформление и оборудование: материалы к уроку размещены на стенде, гербарии растений, таблицы с изображением царств живой природы.
Актуализация опорных знаний.
Даются основные рекомендации работы с учебником, ведением тетрадей.
Проводится инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных и практических работ.
Изучение нового материала.
Итак, биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни.
Цитология – строение клеток.
Анатомия – строение организмов.
Физиология – жизненные функции организмов.
Экология – взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой.
В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, с/х, промышленностью, в частности пищевой и легкой.
Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков. Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.
Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.
Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений, грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого – нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки).
Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.
Закрепление изученного материала.
Что такое биология?
С какими биологическими науками мы с вами сегодня познакомились? Что они изучают?
Какова роль биологии в жизни человека?
Какую роль играет биология в охране окружающей среды?
Параграф 1, выучить термины. Найти по одному представителю животного и растения, занесенного в Красную книгу Крыма.
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. Биология – наука о живой природе
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Биология, зоология, ботаника, экология, анатомия, цитология, вирусология, микология, генетика, биосфера
Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.
Биосфера – оболочка Земли, в которой существует жизнь.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы приступаем к изучению биологии. Человек всегда взаимодействовал с природой. Рождённый самой природой на первых этапах своего развития, древний человек испытывал большие сложности ну, представьте себе, первобытные люди были совершенно не защищены: дикие животные, стихийные бедствия, ядовитые растения, укусы ядовитых животных – были для них опасны и избежать контакта с такой агрессивной природой было практически невозможно, именно поэтому древние люди были вынуждены начать изучение природы.
Однако в древности системного изучения природы не было. Знания, накопленные древними людьми, были оформлены в научные учения гораздо позже.
Кстати говоря, о том, что изучает биология, Вы, конечно же, догадываетесь или уверенно знаете, что биология – это наука о живом.
Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.
На нашей планете сложились уникальные условия, необходимые для развития на ней жизни.
Во-первых, температура на поверхности Земли обеспечивает возможность наличия большого количества воды в жидком состоянии.
Во-вторых, озоновый слой атмосферы Земли защищает от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов.
В-третьих, солнечные лучи приносят на Землю световую энергию, растения преобразуют её в химическую, которая по пищевой цепи передаётся другим обитателям планеты
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греч. биос и сфера – шар).
Значение биологии. Биология – очень сложная наука. Биологические знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них – производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием растущую численность населения нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии.
Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжёлых, как сердечнососудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.
Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяются современные биотехнологии. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий промышленные предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством, – охрана природы и приумножение её богатств. Человек своей хозяйственной деятельностью активно загрязняет окружающую среду, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружающей среды отрицательно влияет и на здоровье человека. Остановить развитие промышленности и рост городов невозможно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, которую несёт этот процесс природе и самому человеку, что также требует глубокого знания законов биологии.
Таким образом, биология изучает не только строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие и развитие, но и помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице;
Текст вопроса: Распределите характеристики растительных и животных клеток.
Познакомить с разнообразием живых организмов и предметом науки биологии; охарактеризовать содержание курса «Биология. 5 класс». Систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Показать связь человека с другими живыми организмами.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Предметные результаты:
Знания: структуры учебника, целей и задач курса; определения науки биологии.
Умения: рассматривать и пояснять иллюстрации учебника; приводить примеры; характеризовать задачи, стоящие перед учёными биологами; соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД : определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД : сформировать умение слушать и понимать речь других людей, обсуждать проблему
Познавательные УУД: анализировать текст; выстраивать логическую цепь; выполнять логические операции при решении проблемной ситуации.
Личностные УУД: сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Проявлять познавательный интерес к изучению биологии; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
2. Актуализация знаний из начальной школы:
Что такое живая и неживая природа?
3. Изучение нового материала.
Давайте разгадаем кроссворд.
На экране кроссворд с ключевым словом «биология». Ребята разгадывают кроссворд и узнают первое слово темы урока.
Задание: вставить пропущенные в тексте слова, пользуясь п. 1(раздел «Что изучает биология»
Далее смотрим презентацию о живых организмах и заполняем пропущенные в тексте слова.
Давайте сформулируем тему урока. Запись в тетрадь
(Давайте сформулируем определение понятия биология) Биология – это наука о живых организмах, их происхождении, развитии, строении, процессах жизнедеятельности, связи друг с другом и с неживой природой.
Физминутка для глаз.
Как зарождалась биология.
С древности люди знали о растениях и животных, эти сведения они получали, пересказывая друг другу информацию и при помощи наскальных рисунков. Люди знали, какие растения пригодны в пищу, строительство, для изготовления орудий труда, использование как лекарств. Вспомним, чем большую часть времени занимался первобытный человек? Почти все его время занимала добыча еды – охота.
Вот и мы сейчас с вами отправимся на охоту. Например, на мамонта. Но прежде чем отправиться на охоту первобытный человек должен был это животное изобразить. Изобразить животное – значило получить над ним власть.
Поэтому рисуем мамонта (обводим трафарет).
Все готовы? Теперь я уверена, что охота ваша будет удачной, а добыча легкой.
Разминка “Охота на мамонта”.
Одно копьё ничего бы не сделало мамонту. Но вы охотились как настоящие первобытные люди – всем племенем, поэтому мамонта побороли.
Первые попытки систематизировать накопленные знания были предприняты в Древней Греции. Крупнейшим биологом того времени был Аристотель.
(Прочитать текст на с.9 в рамочке и рассказать информацию о достижениях Аристотеля и его ученика Теофраста).
В современной биологии выделяют следующие направления.
(Рассматриваем схему «Направления современной биологии»).
1. Читаем текст и определяем науку.
2. Смотрим рисунок и определяем науку.
3. Составить синквейн.
5. Домашнее задание: §2 чит, написать сочинение «Почему мне нужна биология»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему:«Введение. Наука о живой природе».
Глава 1. Биология-наука о живом мире
Тема урока: « Введение. Наука о живой природе.»
Цель: сформировать представление о биологии как о науке, определить понятия «биология». Научиться определять значение билогических знаний для человека.
— развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развить представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу, способствовать развитию памяти, логики и интеллекта.
— воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, повышать уровень позновательного интереса к предмету, расширение кругозора.
П ланируемые результаты:
– личностные: изучить биологию как науку, которая изучает жизнь живых организмов, обитающих на земле и их взаимодействие с окружающей средой.
– метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. В ладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Универсальные учебные действия:
– л ичностные: проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке, осознать необходимость изучения окружающего мира.
– р егулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
– к оммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с ребятами по классу, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.
Тип урока : вводный.
Форма работы учащихся : коллективная, работа в парах
Техническое оборудование : мультимедийная установка, интерактивная доска, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку и наличие домашнего задания.
«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас».
2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
В начальной школе вы изучали различные предметы. Назовите их. В 5 классе учебные предметы расширяются. У вас появился новый предмет – биология.
3.Изучение нового материала или целеполагания.
Что мы будем с вами изучать?
Поэтому тема урока. « Введение. Наука о живой природе.»
Знакомство с учебником.
Рассказываю по новой теме с элементами беседы.
1. Что нас окружает?
2. Приведите примеры живой и неживой природы.
3.Как использует человек живые организмы?
Наука о живой природе
Наука о живой природе возникла сравнительно недавно, но человек начал использовать природу в своих целях гораздо раньше, начиная с самого своего появления.
Древние люди жили в природе и за счет природы. Они являлись рыболовами, охотниками и собирателями. Рыболовы – ловили рыбу и других водных животных. Охотники – охотились на наземных животных. Собиратели – собирали семена, плоды, выкапывали корни растений.
Изучая, таким образом, растения и животных, человек постепенно развивался и начал преобразовывать природу в соответствии со своими нуждами:
· От рыболовства в чистом виде появились рыболовные хозяйства.
· От охоты, постепенно одомашнивая различных диких животных, отсоединилось животноводство – разведение нужных человеку особей в неволе.
· От собирателей, после того, как человек научился выращивать культурные растения, возникло земледелие.
В настоящее время именно животноводство и земледелие обеспечивают большинство людей живущих на Земле пищей, одеждой и жильем.
По отношению к человеку растения могут быть полезными – к ним относятся культурные растения (например, яблоня, картофель) и сорными – засоряют культурные посевы (например, пырей, одуванчик).
Существует также множество других примеров полезных и сорных растений. Но это деление существует только с точки зрения человека. В природе такого разделения нет.
Животные могут быть также полезными (например, свинья, корова), которые используются человеком, и вредителями, которые уничтожают урожай и портят продукты (например, мыши, крысы).
Мыши и крысы, которые наносят вред человеку, одновременно являются пищей для других животных и в природе они необходимы.
Грибы делятся на: съедобные (например, подосиновик, боровик) и ядовитые (например, мухомор и бледная поганка).
Биология – это наука изучающая строение и жизнедеятельность живых организмов, их разнообразие, происхождение и развитие.
Современная биология состоит из множества биологических наук, изучающих отдельные ее части.
Вот самые крупные из них:
· Ботаника – наука о растениях.
· Зоология – наука о животных.
· Микология – наука о грибах.
· Микробиология – наука о бактериях.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания)
И в последний раз присели, А теперь за парты
4.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.
Даю задание в рабочей тетради на странице 4-5, коррректирую правильность выполнения заданий.
Учитель проводит небольшую игру: я буду называть признаки и действия людей. Если речь идет о современных людях, руки понимают девочки, если о первобытных людях – мальчики.
1. Одеваются в шкуры животных
2. Охотятся при помощи копья
5. Сушат варежки на теплых печах
6. Жгут костры и мусорят
8. Приручили собаку и лошадь
9. Сажают сады и леса
10. Внешне похожи на обезьян
Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра «Паучок»
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.
Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.
Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)
5. Итог урока или р ефлексия учебной деятельности.
Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?
С какими новыми понятиями познакомились?
-Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?
Какие выводы вы можете сделать по пройденной теме?
Комментиру ю и выставляю оценки за урок.
Объясняю д/з п.1. стр.4-7. Работа в рабочей тетради.
Конспект урока: « Биология — наука о живой природе ».
Дата урока: _________________________
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;
Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты, вычитывать все уровни текстовой информации;
Личностные: формировать знания основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Планируемые результаты: понимать значение природы в жизни человека; знать определение науки биология, биологических наук; научиться составлять сравнительный рассказ о древних и современных людях; называть задачи, стоящие перед учеными-биологами; называть основные принципы и правила отношения к живой природе.
Организационный момент – 1 мин.
Знакомство – 10 мин.
Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
Закрепление изученного материала – 5 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Знакомство с учащимися. Эмоциональный настрой.
II. Работа по теме урока
(Учитель называет признаки и действия. Если говорится о современных людях – руку поднимают девочки, если о древних людях – мальчики).
Одеваются в шкуры животных (древние люди).
Ездят на поезде (современные люди).
Охотятся при помощи копья (древние люди).
Сушат варежки на теплых печах (современные люди).
Собирают ягоды (древние и современные люди).
Жгут костры и мусорят (современные люди).
Живут в пещерах (древние люди).
Приручили собаку и лошадь (древние люди).
Сажают сады и леса (современные люди0.
Ловят рыбу (древние и современные люди).
Внешне похожи на обезьян (древние люди).
4. Составление схемы.
— Вслушайтесь в слово «Биология». Оно произошло от греческих слов БИОС – «жизнь» и логос – «учение». Значит биология – это.. (наука о природе).
— Запишите слово биология в тетрадях.
Но биология имеет целую «семью» биологических наук. Давайте с ними немного познакомимся.
Зоология Ботаника Анатомия Бактериология Вирусология Микология
Задание : Ребята нарисуйте под каждым названием какой-нибудь объект, характеризующий данную науку. Например: зоология – рыбка, ботаника – цветок, микология – гриб…
Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферы, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) проникает на глубину до 3 км.
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.
Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Благодаря достижением биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и др. продукты человек получает благодаря деятельности определенных видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а так же препараты для нужд пищевой, текстильной, химической промышленности и для научных целей.
Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
С каждым годом человек все шире использует природные ресурсы. На земле практически не осталось места не тронутой человеком. Чтобы сохранить нормальные условия жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
III . Рефлексивно-оценочный этап.
(Совместно с учениками подведение итогов).
Человек – часть природы.
Человек с древних времен и до сегодняшнего дня познает окружающий его мир, природу.
Человек создал науки.
Чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить.
Наука о живой природе – биология.
Биология имеет целую семью биологических наук.
VI. Домашнее задание.