Конспект урока по музыке что такое музыка

Конспект музыкального занятия «В мире музыки»

Конспект урока по музыке что такое музыка. Смотреть фото Конспект урока по музыке что такое музыка. Смотреть картинку Конспект урока по музыке что такое музыка. Картинка про Конспект урока по музыке что такое музыка. Фото Конспект урока по музыке что такое музыка Наталья Ерыпалова
Конспект музыкального занятия «В мире музыки»

Девочки, попробовала провести обыкновенное рядовое занятие по методике Т. Э. Тютюнниковой на РМО и причем с чужими детьми которых видела в первый раз. В этом детском саду вообще нем музыкального работника пришлось всю аппаратуру и инструменты вести самой. Вы знаете, я сама не ожидала, получила море эмоций как сама так и дети. Рекомендую.

Проект «В мире музыки«

Цель:Развитие музыкальных способностей детей через игровую деятельность.

— закрепить знание детей о признаках осени.

— учить детей слышать музыкальные паузы, способствовать развитию игры и импровизации мелодий на шумовых музыкальных инструментах.

— разучить первый куплет песни «Танец осенних листиков».

— развивать у детей чувство ритма и слух.

-формировать певческий голос.

-развивать творческие способности: фантазию, воображение.

— развивать связную речь, память, внимание, мышление.

— воспитывать любовь и интерес к музыке.

— воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

— прививать любовь к родной природе.

Наглядные:картинки с изображением примет осени, слайд- шоу «Осеннее рондо»

Практические: музыкальные игры, творческие задания, разучивание песни «Танец осенних листочков».

— создание презентации «Осеннее рондо»;

— изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов;

— изготовление атрибутов для танца осенних листиков.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, синтезатор, барабан, бубен, ленты по количеству детей, маленькие и большие осенние листики, дидактический материал – иллюстрации примет осени, шумовые музыкальные инструменты на каждого ребенка,.

Направленность: Занятие носит интегрированный характер.

Научная основа: Использование методик К. Орфа,

Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование».

Ход НОД

— Здравствуйте ребятки, меня зовут Наталья Александровна. Я приглашаю вас вместе со мной окунуться в таинственный мир музыки. Вы согласны?

Тогда нам нужно встать всем в большой круг.

(Дети встают в круг)

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга и гостей.

Игра-приветствие «Здравствуйте, ладошки!»

Выполнять движения в соответствии с текстом:

(осторожно постукивают по щёчкам)

(вытягивают губки вперёд и чмокают)

Здравствуй, мой носик!

(дотрагиваются до носика)

Привет! (машут ручкой)

Здравствуйте, гости! Привет!

(показывают жест приветствия)

— Ребятки, что это у меня за инструмент?

— А мой барабан умеет разговаривать языком музыки.

Что барабан сейчас сказал?

(Сначала играет педагог, потом ребенок, дети выполняют движения.)

— А сейчас нам будет помогать двигаться музыка. Только мы с вами будем танцевать.

Ветер с листьями играет

Листья с веток обрывает

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Когда музыка замирает, что мы будем делать?

— А у меня про листики есть песенка, послушайте…

Листочки, листочки по ветру летят

У деток под ножками тихо шуршат

И плавно качаясь, ведут хоровод

А ветер осенний им песню поет.

— Как вы думаете, эту песенку можно танцевать?

(Дети поют и танцуют без музыкального сопровождения.)

— Все подойдите ко мне, я хочу, чтобы все ушки настроили.

(еще раз поют по 1-2 человека под пианино)

— Посмотрите, вот там на столе ленточки желтые, красные лежат, возьмите себе по ленточке. (берут)

Как вы думаете, что могут делать эти ленточки?

— А теперь я буду петь песенку, а кто хочет, будет мне подпевать и танцевать с этими ленточками.

— Каждый выберет себе пару, будем вместе танцевать и петь.

Ленточки положим?. Вот сюда.

А кто из вас знает, какое сейчас время года?

Ребятки, какие признаки осени вы знаете?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, идет листопад, не слышно пение птиц.)

— А вы видели осенью листопад?

— А где осенью можно увидеть больше всего осенних листьев?

— Как хочется побывать в осеннем лесу? А вы со мной поедете?

— Становитесь в кружочек. На чем поедем?

— А может на лошадке съездим?

(имитация движений:скачут, щелкая язычком)

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Сядем в «тележку», и послушаем, что мы слышим в лесу. Инструменты будете брать поочереди,чтобы дождаться своей очереди, нужно запастись терпением. Ну что поехали?

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Белка на елке орешки все грызет, цок, цок

Рыжая лисица зайчишку стережет.

Белка на елке орешки все грызет, цок, цок

Рыжая лисица зайчишку стережет.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Ой, что там, в дали, овраг и с тележки все мы бряк.

— Ребятки, посмотрите, какая здесь красота.

Игра с листьями «Листопад»

— Возьмет себе осенний листочек, и еще раз споем с вами нашу осеннюю песенку.

Дети исполняют песенку осенних листочков

— Ну что ребятки вам понравилось в осеннем лесу?

А нам пора возвращаться в детский сад.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Ехали мы ехали, в детский сад приехали!

— Ребятки, а на прощание я хочу подарить вам осенние листики. Посмотрите, какие они у меня. Каждый из вас может выбрать себе листочек по настроению.

— Уважаемые педагоги, вы тоже можете выбрать себе листочек, если понравилось – желтый, красный, а если нет – синий.

Самоанализ

«В мире музыки»

Данное мероприятие было запланировано в соответствии с темой моего опыта работы: «Развитие музыкальных способностей детей через игровую деятельность» в порядке эксперимента.

Для проведения данного мероприятия была проведена предварительная работа:

— подбор и изготовление шумовых музыкальных инструментов;

— изготовление атрибутов для музыкальной деятельности с детьми.

Подготовлен музыкальный материал:

— нарезка для слушания и выполнения музыкально-ритмических движений,

— песня «Танец осенних листиков».

При планировании ОД были поставлены следующие задачи:

— закрепить знание детей о признаках осени.

— учить детей слышать музыкальные паузы, способствовать развитию игры и импровизации мелодий на шумовых музыкальных инструментах.

— разучить первый куплет песни «Танец осенних листиков».

— развивать у детей чувство ритма и слух.

-формировать певческий голос.

-развивать творческие способности: фантазию, воображение.

— развивать связную речь, память, внимание, мышление.

— воспитывать любовь и интерес к музыке.

— воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

— прививать любовь к родной природе.

Содержание данного мероприятия основано на авторской программы Т. Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”и методике обучения музыке К. Орфа”.

Мне нравиться в программе Т. Э. Тютюнниковой то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще импонирует принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей.

В соответствии с ФГОС, ведущая роль во всех образовательных областях отводится игровой деятельности. Поэтому, на протяжении всей образовательной деятельности я использовала игру.

Вначале я предложила детям исполнить приветственную попевку «Здравствуйте!», которая настроила детей на позитивный лад, способствовала установлению доброжелательного психологического климата.

Чтобы заинтересовать детей, использовала приём игровой ситуации – с барабаном, ленточками, листиками. Это стимулировало детей на активную творческую деятельность, внимательность, желание хорошо заниматься.

Для того, чтобы сделать занятие более продуктивным,использовала следующее оборудование: мультимедиа, шумовые музыкальные инструменты.

Во время игр применила словесный и практический метод, объясняла и напоминала, как правильно выполнять упражнения.

Для развития у детей общей культуры, напоминала детям о поведении при игре на шумовых инструментах (инструменты брать по очереди, нужно запастись терпением чтобы дождаться своей очереди).

Мероприятие прошло динамично (чему способствовала предварительная подготовка, смена деятельности не дала детям устать.

В конце внесла сюрпризный момент.

Дети были внимательны, заинтересованы на музыкальном занятии, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко идут на контакт.

В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному.

(вид деятельности) – был наиболее интересен детям, поэтому нашел больший эмоциональный отклик детей.

Мне бы хотелось, чтобы дети больше самовыражались в музыкальной импровизации, чувствовали себя уверенней, не боялись выступать на публике. Для этого была включена– импровизация. Не все (все) с этими задачами справились, но у большинства детей это условие выполнено.

Старалась общаться с воспитанниками спокойно, доброжелательно. Чтобы заинтересовать детей, старалась в нужный момент быть эмоциональной, артистичной.

Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.

Источник

Конспект урока музыки в 1 классе, тема «С чего начинается музыка»

Конспект урока музыки в 1 классе

Тема урока: С чего начинается музыка

Левшенко Виталия Николаевна

Цель: сформировать первоначальные представления о художественном образе в музыке.

Задачи: формирование представлений об изобразительных и выразительных возможностях музыки; совершенствование умения определять настроение и образ музыки; формирование представления о понятиях «композитор», «исполнитель», «слушатель»; развитие культуры слушателя.

· ноутбук, музыкальная колонка.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок,

Приготовьте ваши уши,

Чтоб внимательно всё слушать,

Приготовьте голос ваш,

Чтобы петь вам только «класс!»

· вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза;

· зажимаем сначала правую ноздрю, затем левую, вдох – носом, выдох – через рот, повторить 3раза.

Выдох воздуха на ладошки, широко раскрыв рот, 5раз.

дуем медленно и осторожно на ладошки, вытянув губы трубочкой, чтобы не сдуть пёрышко с ладошки, 5раз.

звук «У-у-у” на медленном выдохе, «Кто дальше уедет?”.

задержка дыхания на счёт до «10”.

6.Спокойный вдох и выдох.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята» (с показом презентации).

¾ Ну, здравствуйте, ребята!

¾ Как ваше настроенье?

¾ Пора нам заниматься.

¾ Мы будем все стараться!

За мною повторять (и так повторяется несколько раз с разными животными).

II. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,-
Повсюду музыка слышна!”

— А что мы с вами уже знаем про музыку? (звуки – шумовые, природные, музыкальные, темп, громкость, лад)

“Что такое звуки? За окном – метель.
Что такое звуки? По весне – капель.
Это струны ливня, это первый гром.
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!”

III. Работа над темой урока.

— Действительно, музыка живет во всем: в журчании ручья, в весенней капели, в птичьих трелях, в раскатах грома и шуме дождя. Это музыка природы. Но есть и другая музыка, которая нас окружает – это музыка, созданная людьми.
Страшно представить, какой серой и унылой стала бы наша жизнь, если бы вдруг она исчезла.

Музыка – украшение любого праздника: без нее не обойтись ни на дне рождении дома, ни на Новогоднем празднике в школе. А какими скучными и невеселыми стали бы ваши любимые мультфильмы и фильмы, если бы исчезла музыка.
Музыка становится частью нашей жизни, и мы порой ее не замечаем, как воздух, которым дышим. А вот если бы она исчезла, все бы сразу это заметили…

Просмотр видео про музыку.

— Музыка нужна всем людям!

— А, как же обойтись без музыки тем, кто сделал ее своей профессией, делом всей своей жизни. О ком идет речь?

— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий связаны с музыкой? (певцы, музыканты, композиторы)

— Да, всем им нужна музыка, но у каждого своя задача.

— С чего же начинается музыка? С кого начинается музыка?
С того, кто музыку сочиняет. Это – композитор. Он сочинил и записал ноты. Достаточно ли этого? Можем ли мы уже сказать, что музыкальное произведение понравилось нам? Нет. Его еще нужно сыграть, спеть, т.е. исполнить.
И, тут на помощь композитору придут певцы и певицы, скрипачи и пианисты, школьный хор и даже оркестр! Они – исполнители!
И вот произведение написано, исполнено, но кого же не хватает? Для кого все это?

— Конечно же, для людей. Они – слушатели!
И, это тоже очень важно! Представьте, как было бы ужасно, если бы композиторы и музыканты сочиняли и исполняли бы музыку только для себя. Или выступали в пустом зрительном зале, и никто бы им не аплодировал после исполнения произведения…

— А сейчас давайте представим, что мы с вами – исполнители. Но исполним мы не песню, а танец! А чтобы вам было интересней его танцевать, к нам зашли на пару минут ребята из соседнего кабинета, учащиеся 4 класса. Они будут зрителями!

— Итак, мы выяснили, что все звенья этой цепочки: композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!

— А как же композитор становится композитором и исполнителем? Что для этого нужно? Какими способностями он должен обладать? (варианты ответов учащихся)

— Конечно, они должны обладать талантом, музыкальным слухом, уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, знать музыкальную грамоту.
Но, главное – любить музыку, много заниматься с раннего детства, чтобы стать настоящим, великим композитором.

— А что же нужно для того, чтобы стать слушателем? (варианты ответов)

— Самое главное – это умение слушать и слышать музыку! А какие же правила слушания музыки есть? (тишина, внимание, уважение к исполнителю)

— Так давайте мы с вами сейчас побудем внимательными слушателями! И послушаем песню, которую нам споёт ваша одноклассница Полина.

Слушание песни «Бабушка и дедушка» в исполнении Кирпичевой Полины.

— Молодцы! Вы были прекрасными слушателями! А что делают слушатели после выступления исполнителя? (аплодируют). Давайте подарим Полине ваши бурные аплодисменты!

I V . Подведение итогов урока.

— Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока.

Мы с вами узнали, что композитор – исполнитель – слушатель – это звенья одной цепи, они неразрывно связаны между собой и одинаково важны, ведь именно с них начинается музыка!

— А кто такой композитор?

— Кто такой исполнитель?

— Кто такой слушатель?

— Если вам понравился сегодняшний урок, давайте громко крикнем то слово, которое слушатели выкрикивают после концерта! («Браво!»)

— Спасибо за работу на уроке!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по музыке «О чём говорит музыка,» 1 класс

Тема урока: О чем говорит музыка? (1 кл)

Подготовил: Ю.В. Трофимова

Цель: На примере музыкального материала объяснить, что выражает и что изображает музыка.

Задачи:

продолжить работу над вокально-хоровыми навыками: над дыханием, дикцией, артикуляцией;

научить определять настроение, выражение чувств в музыкальных произведениях, а также изобразительность в музыке;

развивать навык осмысленного слушания музыки;

развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

создание нравственных переживаний;

сравнение, анализ, обобщение.

Формы роботы: фронтальная, групповая.

Оборудование: аудиозаписи, презентация, карточки «мажор-минор», инструменты, дидактическая игра «Найди музыкальный инструмент».

Добрый день, уважаемые гости, добрый день, ребята. По традиции мы начинаем урок с музыкального приветствия.

Здравствуйте , ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (Топают ногами>

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! (Трижды слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (Поет только учитель, а дети отвечают)

Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют только дети, а учитель отвечает)

Сообщение нового материала.

Начать наш урок я хотела бы с красивого стихотворения.

Это струны ливня, это первый гром!

Потому что музыка живёт во всём.

Звонкий смех вокруг,

Тысяча мелодий, голосов прибой…

Потому что музыка – всегда с тобой!

Музыка действительно всегда рядом с нами – в мультфильмах, в кино и на праздниках. Если бы музыки не было, мир бы стал совершенно скучным и неинтересным. Чтобы подружиться с музыкой, надо научиться говорить на ее языке и понять, о чем говорит музыка!

Прочитай тему нашего урока на доске. «О чем говорит музыка?»

А музыка умеет говорить, разве у нее есть язычок? (Ответы детей) Музыканты утверждают, что музыка может рассказать о настроении. Давайте послушаем музыку и отгадаем, какое у нее настроение.

Дети слушают музыку Л. Бетховена «Веселая. Грустная»

Как звучала музыка сначала? Какое у нее было настроение? Как звучала музыка потом? Настроение изменилось?

Познакомьтесь с двумя братьями-гномиками. Как вы думаете, какую музыку любит первый брат? (рассматриваем картинки) Конечно, веселую. Этого брата зовут Мажор. А какую музыку любит второй брат? Конечно, грустную. Его имя Минор.

Настроение в музыке называется особыми словами: мажор и минор. Посмотрите на картинки. Мажорная музыка звучит радостно, весело, как будто солнышко светит. А минорная музыка звучит печально или спокойно, как будто тучка набежала и спрятала солнышко.

Давайте поиграем, я раздаю вам карточки с солнышком и тучкой. Мы будем слушать музыку и отгадывать ее настроение. Когда услышите грустную музыку, покажите мне тучку и подарите эту музыку гномику Минору. А когда зазвучит веселая музыка, покажите солнышко и подарите музыку Мажору.

Молодцы, все отлично справились с заданием.

Какая музыка вам нравится больше веселая – мажорная или грустная – минорная. Всем нравится мажорная. Давайте исполним на инструментах веселую песню «Солнышко».

Инструменты в руки взяли и красиво заиграли.

Будем мы играть в оркестре, это очень интересно.

Дети играют в оркестре, ориентируясь на знаки дирижера (учителя).

О чем же еще может рассказать музыка? Музыканты утверждают, что в каждой музыке спрятан человек. А точнее его характер.

Мы сейчас будем слушать музыку о трех подружках, нужно отгадать, какие характеры у девочек. Внимание на экран. Здесь изображены портреты девочек. Найдите соответствие.

Слушание музыки Д. Кабалевского «Плакса. Злюка. Резвушка».

После каждого отрывка задаются вопросы: Почему вы решили, что именно этот портрет соответствует музыке? Как звучала музыка (подсказки на слайде с терминами, дети читают и выбирают нужный).

Молодцы. Как вы думаете, художник правильно изобразил плаксу, резвушку и злюку? (ответы детей)

Кто из девочек вам понравился больше всего? Почему? Каких ребят в вашем классе больше? На какую девочку бы вы хотели быть похожими? Не спрятались ли среди вас плаксы и злюки?

Конечно, у каждого из вас свой особый характер. Все мы разные.

Давайте споем попевку «Разные ребята». Для этого разделимся на две группы: первая группа – спокойные ребята, вторая группа – ребята непоседы.

Ребята исполняют попевку под фортепиано. Учитель обращает внимание на передачу характера ребят при пении.

Попевка «Разные ребята».

1.Мы спокойные ребята,

Никуда мы не спешим,

Никуда мы не спешим.

2. Мы ребята – непоседы,

Мы на месте не сидим.

Куда –нибудь, куда –нибудь,

Куда – нибудь спешим.

Куда –нибудь, куда –нибудь,

Куда – нибудь спешим.

Молодцы, а теперь напомните, как называется особый музыкальный язык, при помощи которого записывают музыку? Конечно, нотная грамота. Давайте повторим ноты и споем гамму.

Дети исполняют гамму до мажор вверх и вниз с показом ступеней гаммы рукой.

Молодцы, мы потренировали наши голоса, а теперь споем песню «От улыбки», которую учили на прошлом уроке. Какое настроение у этой песенки? А какой характер?

Дети исполняют 1 и 2 куплеты песни хором под фортепиано. Обратить внимание детей на четкое проговаривание слов и интонацию во время пения.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, может ли музыка рассказывать сказки? Конечно. С. Прокофьев при помощи музыки создал замечательную симфоническую сказку «Петя и Волк». Мы с вами знакомились и героями этой сказки, и с инструментами, которые изображают каждого героя.

Давайте поиграем в «Угадайку». Вы должны отгадать, о каком герое рассказала музыка, и какой инструмент ей в этом помогал.

Дети слушают музыку и выбирают нужную картинку героя.

Молодцы, вы отлично поработали, настало время отдохнуть и поизрать в игру «Найди инструмент». На картинке в комнате спрятались разные инструменты, нужно их отыскать и назвать.

Наш урок подходит к концу. Ребята ответьте мне на главные вопросы нашего урока: «Может ли говорить музыка? И о чем она говорит?»

Дети отвечают с опорой на картинки на слайде, что музыка говорит о настроении, о характере и может рассказывать сказки.

Молодцы, музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы.

А теперь домашнее задание: нарисовать картинки на тему «О чем говорит музыка?», используя знания полученные на уроке. На следующем уроке мы сделаем выставку ваших работ.

Наш урок подошел к концу, давайте споем наше музыкальное прощание.

Источник

Конспект урока по музыке в 5 классе «Музыка рассказывает обо всем»

Тема: Музыка рассказывает обо всём

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Научить выявлять взаимодействия между музыкой и другими видами искусства.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Музыкальный материал урока:

Г. Свиридов. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».

В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова (пение).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение).

Портрет композитора Г. Свиридова.

Звучит Г. Свиридова. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».

Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь, непостижима,

Сообщение темы урока.

Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

Тема урока: «Музыка рассказывает обо всём».

С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

Как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? ( можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь. )

Работа по теме урока.

Слово «музыка» (от греч. « musike » буквально – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, окружающие его различные переживания и окружающую жизнь. Музыка – это искусство звуков.

Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»? (Учебник стр. 3)

Да: потому что каждое искусство символично, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать со светом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.

Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, – и всё это находится уже за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то – течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.т – так как

Итак, какой вывод мы можем сделать? ( И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет – так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы. )

А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.

Не было гвоздя – подкова пропала.

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя, –

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!

Можно сделать вывод о том, что в искусстве происходит то же самое. Нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.

Послушайте одну очень интересную песню.

Город этот выдумал один художник,

Люди в нём не знали, что такое дождик,

Просто не слыхали ничего об этом,

Вот какие люди жили в городе том.

Лишь один чудак, в зелёный плащ одетый,

Продавал так зонтики зимой и летом,

Маленькие люди удивлялись этому –

Вот какие люди жили в городе том.

Господа, бада-бада, бада-бада

Купите зонтик: красный зонтик, синий зонтик,

Жёлтый зонтик, белый зонтик

Может пригодится он вам.

Домики там были все из пластилина,

Из пустых коробочек – автомобили.

И не опасаясь никакой ангины,

Маленькие люди жили в городе том.

Маленькие были у людей заботы.

Шли они в театры, шли в кино с работы.

Вечером в подъездах собирался кто-то.

И смеялись и шутили в городе том.

Маленькое небо как-то вдруг промокло.

В маленьких окошках задрожали стёкла.

И большущий дождик застучал по крышам –

Все схватили насморк сразу в городе том.

Вспомнили тут люди о торговце старом,

Начали искать его по всем базарам,

Но исчез торговец со своим товаром,

Лишь такая песенка осталась о нём.

Припев: повторяется 2 раза.

Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д. )

А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока?

Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И в конце концов мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.

А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? ( Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев – несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей… )

Разучивание 1 куплета песни «Зонтики».

Расскажите, как вы поняли, что мы будем изучать на уроках музыки в пятом классе? ( Мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки с другими видами искусств. )

Мы будем учиться понимать то, что мир един, и будем говорить об это с точки зрения музыки, так как музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Хочется закончить урок словами замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *