Конспект урока по музыке фгос 5 класс что роднит музыку с литературой

Урок по музыке «Что роднит музыку и литературу» (5 класс)

Урок музыки №1 5 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Раздел: «Музыка и литература»

Тема: Что роднит музыку с литературой.

Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой

Умение видеть жизненные явления как основу искусства;

Установить связи между музыкой и литературой;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

Музыкально –пластическое интонирование

Н.Тананко «Здравствуй, школа!»

М.И.Глинка романс «Жаворонок»

1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)

2. Актуализация знаний

«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер

— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).

— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).

— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)

— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.

— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?

Вывод: музыка рождена самой жизнью

— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)

— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)

— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:

— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.

— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)

литература музыка изобразит иск кино театр прикладное

— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?

Живопись- краски, карандаши, пастель

— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).

— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).

Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.

-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.

Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…

Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»

Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…

Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.

— Что роднит музыку и литературу между собой?

Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.

Читаем учебник стр. 6-8

— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.

Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.

Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.

— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)

ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»

— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника

— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?

В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.

— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)

-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)

— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?

Источник

Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой»

Тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

Цель : Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.

формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;

учить находить взаимосвязь искусства и жизни;

учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

уметь сравнивать музыкальные произведения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты изучения:

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».

I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса

1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.

2. Формулирование темы урока.

— Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

— Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

— А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

— Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

— Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

— Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)

Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

— Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

— Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

— Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».

Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

— М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

— Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

— Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

Ответы учащихся:Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

— Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

— Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся:Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

— Какой напрашивается вывод?

— А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

— Сделайте вывод по уроку.

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.

IV. Подведение итогов.

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Источник

«Что роднит музыку с литературой»

формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.

2 . Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 3.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного язы

4.Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальные задания.

5. оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.

Постановка учебной задачи. – 2мин.

Работа в микрогруппах. – 3 мин.

Свободное обсуждение. – 5 мин.

Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа. Работа с песней. – 10мин.

Закрепление новых знаний. – 2мин.

Разучивание песни. – 10мин.

Разноуровневые домашние задания. – 2 мин.

Рефлексия полученных результатов. – 3мин.

Тема урока : «Что роднит музыку с литературой»

Тип урока: урок введения в тему.

Материалы к уроку: П.И.Чайковский «Сладкая грёза», М. И. Глинка «Попутная песня», Локтев «Песня о России», слова и музыка А.Иванова «Слово и нота».

( слайд №1) – на фоне музыки учитель читает :

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни.

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта. (Слайд №7) .

Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «движения», «темпа», «стремление».

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

Учитель: А что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая мелодия? (напевная, лирическая, красивая, плавная). Как вы считаете, подходит ли мелодия к тексту? Как вы думаете, почему и слова и мелодия песни так гармонично подошли друг к другу?

Работа с песней. Вам понравилась песня? Легко ли вам было петь? Почему? (слова и мелодия гармоничны). Где эту песню можно исполнить?

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Рефлексия – Что вам понравилось больше всего на уроке? Что запомнилось? Какие чувства вы испытали на уроке? Покажите свое настроение цветной карточкой, которые лежат у вас на парте.

1.Задание по выбору: найти информацию о значении текста и музыкальной интонации в исполнительском творчестве известных вокалистов.

2.Вспомните литературные произведения, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.

3.Составить электронную презентацию, включить в неё фрагменты музыкальных произведений в жанрах песни, поэм, былин, сказок.

Источник

Конспект урока Что роднит музыку с литературой

Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.

Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.

По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.

Для этого мы разобьёмся на 3 команды.

1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.

2 – составные части литературы. Ее особенности.

3 –что общего есть у музыки и литературы.

Ответы фиксируются на доске.

1 – Что такое музыка? Ее особенности.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

2 – Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни .

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

Дети читают стихи с интонацией или поют песню.

Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?

Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?

Дети делятся своими мнениями.

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.

Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.

2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.

Источник

Конспект урока по музыке 5 класс на тему «Что роднит музыку с литературой»

Конспект урока музыка

в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой»

Учитель: Алипова Светлана Георгиевна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: выявление связей музыки и литературы

· создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

· развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

· учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

· учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

· учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Оборудование и технические средства обучения: проектор, ноутбук, экран, аудиозапись, колонки.

Н.Тананко «Здравствуй, школа!»

М.И.Глинка романс «Жаворонок»

1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)

2. Актуализация знаний

«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер

— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).

— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).

— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)

— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.

— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?

Вывод: музыка рождена самой жизнью

— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)

— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)

— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:

— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА

— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)

литература музыка изобразительное искусство кино театр

— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?

Живопись- краски, карандаши, пастель

— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).

— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).

Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.

-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.

Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…

Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»

Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…

Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.

— Что роднит музыку и литературу между собой?

Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.

Читаем учебник стр. 6-8

— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.

Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.

Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.

— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)

ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»

— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника

— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?

В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.

— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)

-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)

— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *