Конспект урока по музыке в 5 классе что за прелесть эти сказки
Конспект урока по музыке на тему «Что за прелесть эти сказки» (5 класс)
«Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…»
Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.
Образовательные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы
— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность
— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»
— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова
Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний
— развивать образное мышление
— развитие творческой активности учащихся
— развивать навыки анализа музыкального произведения
— через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки
Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах
— воспитание музыкальной «слушательской» культуры
Музыкальное приветствие. Повторение.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать уважаемые гости, давайте их поприветствуем. (Поём) Я рада всех видеть, и желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений и знаний, приобретённых на этом уроке. Итак, мы готовы к работе, начинаем урок, садитесь.
Учитель: На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.
И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания).
-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова.
Ученики : Основой стало народное сказание.
Учитель : Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?
( Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.
— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
(Произношу с подсказками детей)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Налево – сказку говорит…»
Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.
Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»
— Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?
Ученики: А. С. Пушкин
Учитель: Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в музыке русских композиторов»
(Ученики записывают тему в тетрадь)
Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов
Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.
Учитель: Я хочу представить своих помощников. К нам на урок я пригласила двух знатоков русской музыки. Они подготовили друг другу вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге нам расскажут что-то интересное.
(Знатоки выходят к доске)
Первый знаток: Когда и где родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
Второй знаток: Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?
Первый знаток: Все Римские – Корсаковы служили на флоте. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?
Второй знаток: В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет. Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?
Первый знаток: Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни». Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?
Второй знаток : Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?
Первый знаток: Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев. Был ли он участником содружества русских композиторов «Могучей кучки»?
Второй знаток: Вместе с Бородиным, Мусоргским, Кюи, Балакиревым он входил в «Могучую кучку». Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?
Первый знаток: Да, он был прекрасным дирижёром. Сколько лет прожил композитор?
Второй знаток: Он прожил 64 года.
Учитель: Спасибо нашим знатокам. Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.
– Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?
Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…
Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту . – Ребята, а что означает слова «сюита»?
Ученики: Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
(Записывают в тетрадь)
Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой .
Учитель : Сформулируете определение программной музыки.
Ученики: (С помощью учебника стр. 20) Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания. (Слайд № 11)
Учитель : Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:
(Читают ученики в учебнике стр. – 21)
Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?
Ученики: Шахриара и Шехеразады.
Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.
— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
(Слушание музыкального фрагмента)
(Использование карточек «Эмоциональные термины»)
Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.
Учитель: Как вы это почувствовали?
Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.
Учитель : А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?
Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…
Учитель : Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?
Ученики: скрипка, арфа.
Учитель: Ребята, давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и должны своими движениями танца очаровать хозяина.
Учитель : Ребята, а кто-нибудь услышал, что ещё передаёт в музыке композитор? Какой образ?
Ученики: Образ моря, мелодия оркестра передавала волны.
(Ученики смотрят видео – ролик «Шум моря»)
Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?
Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?
(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни).
Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?
Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.
(Распевания. Разучивание мелодии 1 куплета с текстом по фразам).
Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению, и я надеюсь, вы приобрели новые знания. И хотела бы убедиться в этом. Проведём небольшой тест. Я уверена, вы справитесь.
( На партах у каждого лежат небольшие листочки с заданием)
Учитель: Ребята, прошу вас прочитать внимательно все понятия музыкальные и правильно стрелочкой соотнести к пояснению.
Учитель: Ребята, выберите себе из 3-х одно домашнее задание по душе:
— составить кроссворд по теме урока
— представить презентацию «Дружба музыки и литературы»
— нарисовать одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»
Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.
– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?
— Сегодня я узнал, что без сказки………?
— Сегодняшние знания я могу применить…..
— Больше всего мне понравилось……
— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..
— Я узнал, что программная музыка – это…..
Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Я благодарю своих помощников знатоков русской музыки, которые мне помогали. Вы хорошо все потрудились, показали свои знания и умения. Каждый за работу на уроке получает оценку «5».
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
Жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.
Что лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова?
Народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Конспект урока по теме «Что за прелесть эти сказки»
Открытый урок музыки
в 5 классе по теме:
«Что за прелесть эти сказки!»
Подготовлен и проведен. Учителем музыки высшей категории МАОУ лицея №5 города Ставрополя Филиновой И.А.
Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений:
Место данного урока в системе указанной выше программы:
5 класс 2 четверть 3 урок (20 ноября 2015г.)
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”; Мир, в котором мы живем» вокально-хоровая работа.
Литературный материал: “У Лукоморья” А.С.Пушкин; Фрагменты из “Сказки о царе Салтане”.
I. Вход в кабинет: “Мир, в котором мы живем”
Рада я видеть сегодня всех вас,
Рада я видеть все умные лица,
К музыке в гости пришли вы сейчас.
Сказка чудесная здесь состоится.
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)
— Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Произнести (с подсказками детей)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
— Любите ли Вы сказки?
— Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Итак, давайте вместе произнесем мелодично волшебные слова, которые откроют перед нами сказочный мир: “крибли, крабли, бумс”.
— Если бы эти слова произносили музыкальные инструменты, то какие бы это были инструменты на Ваш взгляд? (волшебные. колокольчики, треугольник, арфа и т.д.)
Произносим с помощью музыкальных инструментов (открывается учебная доска).
II. Итак, тема нашего урока звучит так: “Что за прелесть эти сказки!”
— Кто является автором этого сказочного высказывания? (А.С.Пушкин)
— В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке таких композиторов – сказочников, таких как: П.Чайковского, Н.Римского – Корсакова, А.Бородина.
— Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?
На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ и сама музыка к сказкам А.Пушкина.
Звучит увертюра к опере « Сказка о царе Салтане”
Что такое увертюра?
Запись в тетради: увертюра- это вступление к опере, начало.
Какие инструменты симфонического оркестра вы узнали?
Учитель: В этой опере много волшебного, как и в сказке. Давайте вспомним сказку, какое волшебство вы помните.
— какие средства использовал композитор, чтобы передать маленькую волшебную белочку? (инструменты, ритм, мелодия),(запись терминов в тетради)
-В чешуе, как жар горя 33 богатыря?
-О ком говорит Пушкин?
-Опишите, ребята, музыку отрывка (много духовых, трубы. Рисуют картину моря и сильных богатырей)
-Последнее чудо в этой опере-это царевна-лебедь.
Ответы ребят о прослушанном отрывке.
-Какой отрывок вам понравился.
Карточки с эскизами и карандаши. Выбрать ребятам понравившуюся карточку и раскрасить.(звучит фоном еще раз увертюра)
IV. Анализ работ и музыки
— Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: “Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок” (учитель произносит выражение с помощью ребят)
Р.К. Распевка «Ставропольский край»
работа над дикцией.
— Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
— Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?
— Что они дают друг другу?
Выход из кабинета: “В мире много сказок” (со словами)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ (СЮИТА РИМСКОГО-КОРСАКОВА «ШАХЕРЕЗАДА»)»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ (СЮИТА РИМСКОГО-КОРСАКОВА «ШАХЕРЕЗАДА»)»
Аннотация. Урок первой четверти из раздела «Музыка и литература» разработан в соответствии с ФГОС. Рекомендуется использовать презентацию.
Ключевые слова: сюита.
Тип урока: комплексный.
Цель урока: Постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада».
— формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку;
— развитие умения сравнивать, сопоставлять;
— формирование навыка интеграции различных видов искусства. Развивающие:
— развитие импровизации в доступных для детей формах;
— создание атмосферы творчества, при которой учащиеся само реализуются, само творят. Воспитательные:
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
— воспитание грамотного слушателя;
— обогащение духовной культуры обучающихся.
Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный, сопоставление, слушание, практический. Средства обучения:
— презентация «Музыкальный сказочник»;
— фрагмент первой части сюиты «Шахеразада» (7 минут);
— репродукции картин И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», «В бурю», «Девятый вал».
1. Организационный и мотивационный этап.
2. Сообщение новой темы.
Уч:- Ребята, вы любите сказки? Обуч: Да, конечно.
Чем она отличается от других музыкальных жанров?
3. Актуализация знаний.
Звучит фрагмент сюиты.
Шахрияр? (Звучит тема султана).
5. Первичное понимание.
Обуч:- Девушка от кого- то убегает, ей грозит опасность.
1-ая происходит на море; 2-ая на берегу;
7. Первичное закрепление.
1. Что в трюмах корабля Синдбада?
2. Что представляет собой его команда?
3. Охарактеризуйте самого капитана.
4. Куда плывѐт корабль?
5. Что происходит во время шторма?
6. Как команде и капитану удалось справиться с опасностью? Ключевая фраза: «По морю плывѐт корабль…»
1. Как команда оказалась на берегу?
2. Что увидели матросы и Синдбад, когда оказались на суше?
3. Кого они встретили?
4. Что между ними произошло?
5. Почему команде пришлось спасаться? Ключевая фраза: «Команда оказалась на берегу…» 3-я группа. План:
1. Как команда оказалась на корабле?
2. Кто пытался догнать корабль?
3. В чѐм причина погони?
4. Удалось ли противнику захватить корабль?
5. Чем закончилась сказка?
Ключевая фраза: «Команда поспешила на корабль…»
Дети читают свои сказочные фрагменты.
9. Домашнее задание. Ребята, сказка намного интереснее, когда к ней есть иллюстрации. Вы дома попробуе- те нарисовать рисунок к этой сказке и на следующем уроке, мы послушаем музыку и посмотрим ваши иллюст- рации к ней. А кто захочет, может сочинить полностью свою сказку и прочитать нам еѐ.
1. Сайт: Н. А. Римский-Корсаков – Композиторы – Презентации по музыке. 900igr/net/prezentatsii/muzyka/N.A.Rimskij-Korsakov.html.
2. Сайт: Николай Римский-Корсаков Стимфоническая сюита «Шехерезада». Orhyeusmusik/ru/publ/nikolaj-rimskij-korsakov-simfonicheskaj- sjuita-quot-shekherezada-quot/479-1-0-850
Разработка урока музыки «Что за прелесть эти сказки» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков
сочинил симфоническую сказку «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
«Тысяча и одна ночь» Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что пробуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение.
Программным является любое произведение искусства, имеющее определённую основу или сюжет. Симфоническая сюита «Шехеразада» состоит из 4 частей: Шахриар и Шехеразада. Море и Синдбадов корабль. Рассказ царевича Календера. Царевич и Царевна. Багдадский праздник. Корабль с медным всадником, разбивающийся о скалы.
Шахриар и Шехеразада. Море и Синдбадов корабль. Сильная, волнующая, томная, властная, испуганная, могучая, волшебная, грозная, чарующая, угрожающая, нежная.
Тема Шахриара исполняется в унисон деревянными духовыми инструментами. Она рисует образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, который свободно распоряжается жизнью и смертью своих поданных.
Тема Шехеразады исполняется певучей скрипкой соло и арфой. Она нежная и томная, в ней слышится волшебство арабской ночи, чарующий голос молодой рассказчицы и восточный колорит дивных восточных повествований.
Багдадский праздник. Корабль с медным всадником, разбивающийся о скалы.
Выбранный для просмотра документ УРОК.docx
Филиал «Пушкинская ООШ» МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Разработка урока музыки по программе
«Что за прелесть эти сказки. »
5 класс, I четверть
Подготовила и провела :
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки. »
Цель урока : расширить представления учащихся о взаимосвязи двух видов
искусства: литературы и музыки на примере музыки Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада».
Тип урока : урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Межпредметные связи урока: музыка, литература.
Образовательные : знакомство учащихся с фрагментами сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»; с понятиями «программная музыка», «сюита»; развитие основных певческих навыков обучающихся при совместном пении; установление взаимосвязи музыки и литературы; актуализация знаний обучающихся о средствах музыкальной выразительности, примененных Н.А.Римским-Корсаковым для создания музыкальных образов Шехеразады и Шахриара
Развивающие : выявление общности жанров музыки и литературы (сказка, симфоническая сюита); установление логических связей между событиями жизни и творчеством композитора, между музыкой и жизнью; формирование образного восприятия музыки; развитие музыкального мышления в процессе сравнения музыкальных образов Шехеразады и Шахриара.
Воспитательные : воспитывать интерес и любовь к творчеству и русской музыке
Формы организации обучения : индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский, логический, доказательство, сравнение, анализ, синтез, обобщение, совместное хоровое пение
1. Песня И.Николаева «Добрый день»;
2. «Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков;
3. «Маленький принц» М.Таривердиев, слова Н.Добронравова.
презентация по теме урока, аудиозаписи (MP3), карточки с заданиями «Основные выразительные средства», «Эмоциональный словарь», текст песни.
иллюстрации к сборнику сказок «Тысяча и одна ночь», книга «Тысяча и одна ночь».
Оборудование и ИКТ:
фортепиано, персональный компьютер для учителя, медиа-проектор.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль и взаимоконтроль, оценка и
Познавательные: общеучебные, логические.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Ожидаемые результаты урока:
учащиеся учатся логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
у учащихся формируются основы музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представления о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества;
учащиеся учатся наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, определение характера музыки и элементов музыкальной выразительности;
выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку.
1.Организация начала урока.
2.Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
3.Постановка учебной задачи. Самостоятельное определение учащимися темы урока и постановка цели, задач и проблемы урока.
4. Изучение новых знаний и выполнение учащимися заданий на их освоение
5. Работа над программной музыкой
6.Тренировочные упражнения по таблицам, проверка выполненных работ.
7.Рефлексия и домашнее задание.
Ход урока (основные этапы урока):
1.Организация начала урока
— Добрый день, ребята! Я рада всех видеть, и желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений и знаний, приобретённых на этом уроке. Урок мы начнем с музыкального приветствия.
(песня И.Николаева «Добрый день»)
— Ребята, спасибо за песню, садитесь на свои места.
— На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому в основе их лежат тоже литературные произведения.
— И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – народное устное творчество, зародившееся глубоко в древности…
(сказки, легенды, предания).
-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?
(Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова)
— Скажите, что послужило литературной основой «Кикиморы»?
(Основой стало народное сказание)
— Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?
( Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)
— И сегодня на уроке у вас есть прекрасная возможность проявить себя. В течение урока вам будет задан ряд вопросов, отвечая на них правильно, вы получаете 1 «Лайк» (каждый отмечает на листочках свои ответы). В конце урока мы подведем итог и выявим самого активного ученика.
2.Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала
— Мы начали урок с песни о доброте. Скажите, а в каком жанре искусства
всегда присутствует образ «Добра»?
— Значит, о каком жанре мы поведем наш разговор на уроке?
— А если быть более точными, ведь наш урок музыкальный?
(о музыкальной сказке).
(на доску вывешивается слово «СКАЗКА»)
— Как Вы думаете, жанр «СКАЗКА» к какому виду искусства относится?
(к литературному, к музыкальному)
(на стену доску вывешиваются слова «Музыка», «Литература»)
— К какому виду искусства ближе? Почему?
— Нельзя дать точного ответа, какому из искусств, ближе жанр «СКАЗКИ», почему?
(Ведь есть немало примеров сказок, как в литературе, так и в музыке).
И это является ещё одним подтверждением того, что музыка и литература взаимосвязаны.
— Использование жанра сказки было характерной особенностью творчества многих русских писателей и композиторов.
— Ребята, а кого считают самым известным русским писателем-сказочником? (А.С.Пушкина)
— А среди русских композиторов есть композитор-сказочник?
(на доске вывешиваются портреты писателя и композитора)
3.Определение темы урока и постановка цели, задач и проблемы урока
— А чтобы вы смогли точно определить тему нашего урока, необходимо выполнить следующее задание: сложите слова в правильном порядке и получите высказывание о сказке: (эти, прелесть, Что, сказки, за)
— Итак, что же у вас получилось? (Что за прелесть эти сказки!)
Молодцы, ребята, вы смогли самостоятельно определить тему нашего урока.
Как выдумаете, кому принадлежит это высказывание?
— Да, действительно, эти слова принадлежат А.С.Пушкину. В детстве
писателю много сказок рассказывала его няня. Он слушал их, запоминал, а
став взрослым написал много собственных сказок.
— А вот почему же Римский-Корсаков обратился к жанру сказки? Почему сказочные образы заняли особое место в творчестве композитора?
— На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе урока
— Ребята, назовите известные вам музыкальные произведения Н.А.Римского-Корсакова, написанные на сюжет сказки.
— Спасибо, вы назвали многие из опер композитора. У Римского-Корсакова их15. И почти в каждой можно увидеть сказочный сюжет.
— А как вы думаете, в других жанрах музыки (например, в инструментальной, симфонической музыке, т.е. оркестровой) композитор мог использовать сюжет сказки и написать что-то вроде «симфонической сказки»?
— Кто думает, что «Да»? Кто думает, что «Нет»?
— Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
— Для того чтобы правильно сформулировать цель и задачи нашего урока, вам необходимо ответить на несколько вопросов:
-Какую музыку мы будем сегодня слушать инструментальную или вокально-инструментальную?
Вспомните, за что мы голосовали? (Инструментальную)
— У этого музыкального произведения будет сюжет, литературная основа? (да)
— С каким жанром литературы будет связано музыкальное произведение?
Итак, в ходе урока нам необходимо выяснить, есть ли среди
инструментальных произведений Н.А.Римского-Корсакова, такое, которое
было бы написано на сказочный сюжет, т.е. его основой стало литературное
4.Изучение новых знаний и выполнение учащимися заданий на их освоение
— Как Вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?
— На прошлом уроке я предложила вам обратиться в энциклопедии, и найти материал о творчестве Н.А.Римского-Корсакова ( индивидуальное задание )
— Давайте послушаем фрагменты жизни и творчества композитора.
-А сейчас давайте обратимся к музыке. И попытаемся ответить на проблемный вопрос: «Есть ли среди инструментальных произведений Н.А.Римского-Корсакова такое, которое было бы написано на сказочный сюжет, т.е. его основой стало литературное произведение?»
Может она нам что-нибудь подскажет!
Во время слушания определите характер музыки.
(Звучит небольшой фрагмент симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада», в котором явно слышны «восточные», «сказочные» интонации)
После слушания фрагмента учитель повторяет вопрос:
— Каков характер музыки?
– Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?
( пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…_)
— Какие восточные сказки Вы знаете?
— Назовите главных героев этих сказок.
— Спасибо. А знаете ли Вы, что все эти сказки входят в гигантский сборник арабских сказок «1001 ночь».
(Учитель показывает сборник сказок «1001 ночь»)
«Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али – Бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шехеразада начинает,
Для Падишаха свой рассказ,
Багдадаский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь, едет
Хаджа, мудрейший Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке, средь барханов
Живёт красавица одна
Она зовётся Шехеразадой
Она прекрасна и умна».
— В России перевод сборника сказок появляется в начале 19 века. Впервые прочитав эти сказки, Н. Римский-Корсаков, был поражен сказочным миром Востока, роскошью дворца султана, загадочностью восточных красавиц, необычной одеждой девушек, восточной кухней, чудесами и превращениями. Именно эти сказки вдохновили композитора Н.А.Римского-Корсакова на написание музыки, фрагмент которой вы сейчас услышали. Он написал симфоническую сюиту, в которой отразил мир Востока, мир сказки. Общее
время звучания сюиты 45 минут.
Сегодня мы послушаем самые яркие фрагменты сюиты.
— А как вы думаете он назвал свое произведение?
— Почему именно «Шехеразада»?
-Да, ведь именно она придумывала и рассказывала сказки в течение 1000 и одной ночи.
Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти произведения называются программной музыкой. Часто они имеют название литературного произведения или сопровождаются литературной программой, которая раскрывает их содержание.
По мотивам известных арабских сказок Н.А. Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада», которая напоминает симфонию, состоящую их 4-х частей.
Шехеразада – это симфоническая сюита, т.е. инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим названием.
Она была сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора
— Источником создания сюиты послужили сказки «Тысячи и одной ночи». Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками.
Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена.
— «Шехеразада» состоит из четырех частей, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.
— Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.
— В симфонической сюите «Шехеразада» можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Вот программа, приложенная к партитуре самим композитором.
(дети читают в учебнике стр. – 21)
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
— На какие образы настраивает нас композитор?
( Шахриара и Шехеразады)
5. Работа над программной музыкой.
— Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.
— Во время слушания, подумайте над вопросами:
— Сколько Вы услышали «действующих лиц»?
— Кто эти «действующие лица»?
— Какими они показаны?
— Дайте музыкальную характеристику каждому образу.
(Слушание музыкального фрагмента)
Фрагмент №1 «Море. Синдбадов корабль»
— Итак, мы послушали фрагмент из первой части сюиты.
— Сколько Вы услышали «действующих лиц»? (двоих)
— Кто эти «действующие лица»?
— Какими они показаны?
Каков нрав восточного повелителя?
Каким вы его себе представляете?
(грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы. )
— Какие инструменты рисуют образ султана?
(воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы. )
— А какой Вы себе представили Шехеразаду?
(красивая, нежная, тонкая, изящная, задумчивая, мечтательная, пленительная. )
— Какие инструменты помогли нам все это почувствовать?
(выполнение задания в тетради)
— С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок?
— Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
— Да, первая часть начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах.
— Первая, тема ….это тема…(ответ детей) султана Шахриара,
исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.
— Вторая тема… тема Шехерезады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент.
— Обе темы являются не просто лейтмотивами, они объединяют все темы произведение.
Фрагмент №4 « Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником »
Сказочное повествование подходит к концу. В четвертой части сюиты – две картины: «Багдадский праздник» и «Корабль разбивается о скалу».
. Дошло до меня, о счастливый царь», — начинает новую сказку Шехеразада, и снова у скрипки звучит ее тема. Но теперь эта мелодия отзывается печалью, становится взволнованной. Ведь Шехеразада собирается рассказывать не только о радостных, веселых, но и о страшных событиях.
— Ребята, сейчас мы будем слушать фрагмент из 4 части сюиты, это последняя часть, в которой композитор проникновенно передает главные темы из предыдущих частей
В ам предстоит сейчас внимательно послушать музыку, определить элементы музыкальной выразительности, которые Н.А.Римский-Корсаков применил для создания образов и заполнить таблицы.
— Сейчас мы с вами проанализируем последнюю часть, в этом вам помогут ваши таблицы.
6.Тренировочные упражнения по таблицам, проверка выполненных работ.
(представитель от 1и 2 групп называют те элементы музыкальной выразительности, которые они вписали в таблицу. Взаимопроверка, обсуждение правильности выполнения задания, коррекция ошибок.)
— Какие темы звучат в начале этой части?
(Во вступлении звучит властная тема Шахриара и нежная Шехерезады.)
Да, Шехеразада начинает последнюю сказку.
— Затем характер изменяется, что вы представили?
— Доносится шум праздника.
-Какие звучат инструменты?
(звучит весь оркестр)
-Какую картину вы здесь представили?
(Картина бури, грозно звучит тема моря).
— В коде гибнет Синбадов корабль, он разбился о скалу во время бури.
— И именно в конце произведения звучат темы каких героев?
(Тихо звучит тема Шехеразады и покорно тема Шахриара, которых передает мечтательно и нежно скрипка)
— Прекрасная и мудрая рассказчица окончила свое повествование и пала ниц перед султаном Шахриаром, воскликнув: «О царь времен! В течение тысячи из одной ночи забавляла я тебя, рассказывая тебе различные истории и приключения из древних времен, и приводила поучительные примеры из жизни предков. Жизнь моя в руках твоих, и ты волен казнить меня и миловать». И царь ответил «Я помиловал тебя, ибо я убедился, что ты благочестива, великодушна и чиста сердцем». Так заканчивается одна из самых замечательных» сказок, рассказанных языком музыки.
7. Рефлексия и домашнее задание
— Вам понравился урок?
— Что нового для себя вы узнали?
— Какой из музыкальных образов вам запомнился? Почему?
— Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни?
— Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены?
(да, мы нашли ответ на вопрос, который ставили в начале урока: Есть ли среди инструментальных произведений Н.А.Римского-Корсакова, такое, которое было бы написано на сказочный сюжет, т.е. его основой стало литературное произведение? – а значит, решили поставленные задачи и достигли цели)
— На все ли вопросы мы нашли ответы?
(нет, не все, мы так и не нашли ответ на вопрос: почему Н.А.Римский-Корсаков обратился к жанру сказки? Почему сказочные образы заняли особое место в творчестве композитора?)
— Вот на этот вопрос Вы постараетесь найти ответ самостоятельно. И решите небольшой тест по данному произведению. Это будет Вашим домашним заданием.
(определение самого активного ученика урока)
— Всем вам я предлагаю вспомнить песню, которую мы начали изучать на прошлом уроке. Что это за песня?
(о сказочном принце из звездной страны, о мечте, о сказке. )
— Имеет ли эта песня отношение к литературе?
(да, она созвучна литературному произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
— Сейчас в качестве распевания давайте исполним 1 куплет песни и вспомним мелодию.
— учитель играет мелодию песни на фортепиано, дети поют текст 1 куплета;
— работа по фразам, с повторением интонаций, отработкой дыхания;
— работа над кантиленой, мягкостью, негромким исполнением
— добиваться чистого интонирования, четкого и правильного произнесения текста, точного выполнения ритмического рисунка;
— способствовать эмоциональному восприятию учащимися музыкального образа песни и передачи его при собственном исполнении;
— детальная работа над текстом 2 куплета, исполнение 2 куплета
9. Итог урока (проводится в форме задания «Доскажи предложение»)
На доске через медиа-проектор поочередно высвечивается начало предложения, а учащиеся его досказывают:
1.Сегодня мы слушали музыку русского композитора. Н.А.Римского-Корсакова
2.Сегодня мы познакомились с понятиями. программная музыка, сюита.
3.Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая. название, литературный сюжет, или литературную основу.
4.Сюита – это инструментальное произведение, состоящее из. нескольких частей.
5.Сборник арабских сказок «1001 ночь» стал основой для создания. симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»
7.Для создания образа Шехеразады композитор использовал такие средства выразительности как.
8.Какой из музыкальных образов Вам запомнился больше?
9.Не смотря на то, что Н.А.Римский-Корсаков русский композитор,
удалось ли ему в своём симфоническом произведении показать
восточный мир сказки.
10.Сегодня на уроке мы в очередной раз убедились, что между
МУЗЫКОЙ и ЛИТЕРАТУРОЙ существует. тесная взаимосвязь.
Восточная мудрость гласит: «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».
— Ребята, наш урок закончен. Я благодарю Вас за работу. Желаю вам
успешного учебного дня.
Какое из этих музыкальных произведений написано Н.А. Римским-Корсаковым?
«Картинки с выставки»
2. Это слово в переводе с французского означает чередование:
3. Главный герои сюиты «Шехеразада»:
4. Главный жанр в творчестве композитора Н.А. Римским-Корсаковым:
5. Где состоялась премьера балета «Шехеразада»?
6. Какая современная рок-группа обработала первую часть «Шехеразады»?
Литературные источники и Интернет-ресурсы:
2.Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. –2-е изд. – М.: «Просвещение»,2013. – 159 с.
3.Сергеева Г.П. Музыка. Сборник рабочих программ. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 5-7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: «Просвещение», 2013 – 2014 4.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Планета, 2013. – 256 с. – (Качество обучения).
5.Сергеева Г.П., Е.Д.Критская. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6классы. ФГОС. Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение,2014. – 230 с.