Конспект урока по теме что такое речь 5 класс разумовская
Урок русского языка по теме «ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ».
Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске).
Просмотр содержимого документа
«Урок 4.ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ»
Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 4
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ Урок 4
Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; объяснить учащимся, что речь – это деятельность говорящего или пишущего, это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
2. Выяснить условия, необходимые для речевого общения; познакомить со способом языкового анализа.
Оборудование: рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
Методическое обоснование: учебный материал урока должен донести до учащихся главную цель общения – передать или воспринять смысл речи. Эта ключевая мысль должна быть правильно понята учениками. Учитель должен показать смыслоразличительную роль каждой единицы языка, других средств (интонационных, пунктуационных), помогающих точнее передать смысл речи.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Анализ домашних сочинений «Как я провел летние каникулы», чтение лучших сочинений, работа над ошибками.
2. Беседа о русском языке, чтение наизусть текстов о русском языке. Учащиеся объясняют смысл выученных высказываний.
III. Беседа «Что такое речь?».
– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
Учитель знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):
– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);
– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:
ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)
ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)
– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;
– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;
– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;
– особенность русского языка заключается в том, что он служит:
между людьми русской национальности
между людьми разных национальностей
между народами разных государств
2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.
Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.
Вопросы для обсуждения:
– При каких условиях речевое общение состоится?
– В каком случае речевое общение становится невозможным?
– Что такое речевое общение?
3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.
1) Работа по таблице; учитель вместе с учащимися находят:
– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
( ,
,
;
,
) и т. д.;
– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);
– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);
– орфоэпические средства (метр [м‘э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);
– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).
2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:
к поискам средств
его выражения
3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.
– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
– Как вы понимаете значение слова смысл? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом.
– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.
– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.
– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.
– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.
Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».
Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»
Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»
Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»
Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».
Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.
Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.
Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.
Домашнее задание: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).
Урок русского языка для 5 класса по теме «Понятие о речевой ситуации и стилях речи»
«Понятие о речевой ситуации и стилях речи»
Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 1 г. Жуковский Московской области.
Тип урока : изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятиями «речевая ситуация», «стиль», формировать умение определять речевую ситуацию и создавать высказывание с учётом этой ситуации, формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение соотносить похожие явления в разных сферах человеческой деятельности, делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: развивать стремление самообучению и саморазвитию, творческую и умственную активность, стремление быть грамотным, культурным человеком.
Эстетические : формировать умение видеть красоту и богатство родного языка.
Технологии: проблемное обучение (проблемная ситуация), игровая (инсценировка), личностно-ориентированная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Освоение новой темы (тема не объявляется).
Куда можно пойти в такой одежде?
С какой целью её надевают?
Как называется такая одежда?
Вывод: Смешон человек, который не умеет выбирать одежду согласно ситуации.
2) Слайд 3. Введение понятий «стиль» и «ситуация». Посмотрите на варианты одежды одного и того же человека. Как мы обычно их называем? (Словом «стиль».) Пропустив одну строку, запишем в тетради важное для каждого воспитанного человека определение:
Стиль в одежде — это подбор одежды с учётом ситуации, в которой планирует оказаться человек.
Работа над грамотностью: объясните постановку тире в этом предложении.
3) Проблемный вопрос: Какое отношение имеет наша беседа к уроку русского языка. К речи, как вы думаете? Обсуждаются различные гипотезы.
4) Переход к лингвистическому понятию «речевая ситуация».
314. Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
Д о к т о р: На что вы жалуетесь?
В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Д о к т о р: Температуру измеряли?
В а с я: Да я градусник вчера кокнул!
Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?
В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Д о к т о р: Да. Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
Чтение диалога по ролям и его обсуждение.
Почему смешон Вася?
Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре?
А с кем в разговоре можно употреблять такие слова?
Вывод: Значит, наша речь, так же как и наша одежда, зависит от ситуации, в которой мы оказались.
Давайте запишем в тетради ещё одно важное для воспитанного человека утверждение:
Речь — одежда для наших мыслей.
Работа над грамотностью: не забудьте правильно расставить знаки препинания в этом предложении.
Сегодня мы знакомимся с новым лингвистическим понятием — речевая ситуация.
5) Слайд 4. Итак, на пропущенной строке записываем тему урока: Речевая ситуация.
Раз речь — одежда для наших мыслей, следовательно, мы должны, так же как и при подборе обычной одежды, учитывать ситуацию, когда создаём высказывание, выбирая наиболее подходящие языковые средства. Запишите следующее утверждение:
Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации.
6) Работа с теоретическим материалом учебника. Давайте посмотрим в учебнике, при помощи каких вопросов мы оцениваем речевую ситуацию. Стр. 117. Цветик-семицветик: Кто? Кому? О чём? Где? Когда? Почему? Зачем?
Вопросов много. Мы их сократим до трёх основных: С кем? Где? С какой целью? И тогда зрительным образом, помогающим запомнить этот теоретический материал, для нас будет СВЕТОФОР (слайд 4).
7) Слайд 5. Работа с теоретическим материалом в виде схемы, которая переписывается учениками в тетрадь.
8) Введение понятия «стиль речи». В речи, так же как и в одежде, существуют стили, которые зависят от речевой ситуации. Что же такое стиль речи?
Слайд № 8. Определение понятий «стиль» и «стилистика» (определения записываются в тетрадь) .
3 . Закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения практических заданий:
1) Слайд № 9. Знакомство со стилистическими синонимами. Вспомните упражнение 151, в котором надо было распределить такие синонимы, как глаза — вежды — мигалки по графам таблицы. Перед вами подобная таблица с нейтральными, книжными и разговорными словами.
Определите, какие слова будут уместны в любой речевой ситуации?
Какие ограничения в использовании имеют книжные и разговорные слова?
В какой речевой ситуации они могут быть использованы?
2) Слайд 8. В языке существует пять основных стилей речи, которыми люди пользуются в разных речевых ситуациях.
3) Формирование умения определять речевую ситуацию. Задаемся вопросом «ГДЕ говорим?».
Слайд № 11. Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, в которой уместно использовать разговорный стиль речи (дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке с мамой, в магазине, в кабинете врача, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке).
Обратите внимание, что в кабинете у врача — это официальная обстановка!
4) Теперь добавим вопрос «С КЕМ говорим?».
Слайд 10. Распределите этикетные слова приветствия на две группы в зависимости от речевой ситуации (где? с кем говорим?): Привет! Здравствуйте! Чао! Приветствую вас! Добрый день! Моё почтение! Салют! Хай! Здравия желаю! Позвольте вас поприветствовать! Доброго здоровьица!
Обратите внимание, что слово «Чао!» вошло в группу слов, употребляемых в неофициальной обстановке, т. е. с друзьями, родными.
Какие слова приветствия используете вы, здороваясь с друзьями, родителями, бабушками, дедушками, учителями, продавцами?
5) Игровая ситуация. А теперь давайте вернемся в кабинет врача и исправим речь Васи, чтобы она соответствовала речевой ситуации. Подготовьте в парах свой вариант разговора Васи с доктором. Не забудьте добавить слова речевого этикета. Исправленный диалог разыгрывается в виде сценки «В кабинете врача» (2-3 пары). Реквизит — халат врача, яркий тёплый шарф для Васи.
3. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Пригодятся ли эти знания в жизни? Каким образом?
4. Домашнее задание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Данный урок входит в систему уроков по теме «Культура речи».
Урок может представлять интерес необычным вхождением в лингвистическую тему (эвристическая беседа по стилям в одежде), а также различными по уровню сложности и способу выполнения заданиями:
На уроке были использованы следующие технологии: проблемная, игровая, личностно-ориентированная, информационная (презентация).
Урок был показан в рамках педагогической ассамблеи учителей Московской области в ноябре 2013 года.
«Выдержка из материала:
Урок по теме «Понятие о речевой ситуации и стилях речи» (5 класс)
Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 1 г. Жуковский Московской области.
«Тип урока: изучение нового материала.
«Технологии : проблемное обучение (проблемная ситуация), игровая (инсценировка), личностно-ориентированная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Освоение новой темы (тема не объявляется).
2) Слайд 3. Введение понятий «стиль» и «ситуация». Посмотрите на варианты одежды одного и того же человека. Как мы обычно их называем? (Словом «стиль».) Пропустив одну строку, запишем в тетради важное для каждого воспитанного человека определение:Стиль в одежде — это подбор одежды с учётом ситуации, в которой планирует оказаться человек. Работа над грамотностью: объясните постановку тире в этом предложении.
3) Проблемный вопрос: Какое отношение имеет наша беседа к уроку русского языка. К речи, как вы думаете? Обсуждаются различные гипотезы.
4) Переход к лингвистическому понятию «речевая ситуация».Открываем учебник на стр. 118 (учебник «Русский язык. 5 класс»/ С. И. Львова, В. В. Львов), подготовьтесь к чтению по ролям диалога из 314 упражнения.
314. Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?В а с я: Чао!Д о к т о р: На что вы жалуетесь?В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.Д о к т о р: Температуру измеряли?В а с я: Да я градусник вчера кокнул!Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.Д о к т о р: Да. Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
«Чтение диалога по ролям и его обсуждение.
Почему смешон Вася?Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре?А с кем в разговоре можно употреблять такие слова?Вывод: Значит, наша речь, так же как и наша одежда, зависит от ситуации, в которой мы оказались. Давайте запишем в тетради ещё одно важное для воспитанного человека утверждение:Речь — одежда для наших мыслей.Работа над грамотностью: не забудьте правильно расставить знаки препинания в этом предложении.
Сегодня мы знакомимся с новым лингвистическим понятием — речевая ситуация.
5) Слайд 4. Итак, на пропущенной строке записываем тему урока: Речевая ситуация.Раз речь — одежда для наших мыслей, следовательно, мы должны, так же как и при подборе обычной одежды, учитывать ситуацию, когда создаём высказывание, выбирая наиболее подходящие языковые средства. Запишите следующее утверждение:Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации.
6) Работа с теоретическим материалом учебника. Давайте посмотрим в учебнике, при помощи каких вопросов мы оцениваем речевую ситуацию. Стр. 117. Цветик-семицветик: Кто? Кому? О чём? Где? Когда? Почему? Зачем?Вопросов много. Мы их сократим до трёх основных: С кем? Где? С какой целью? И тогда зрительным образом, помогающим запомнить этот теоретический материал, для нас будет СВЕТОФОР (слайд 4).
7) Слайд 5. Работа с теоретическим материалом в виде схемы, которая переписывается учениками в тетрадь.
8) Введение понятия «стиль речи». В речи, так же как и в одежде, существуют стили, которые зависят от речевой ситуации. Что же такое стиль речи?Слайд № 8. Определение понятий «стиль» и «стилистика» (определения записываются в тетрадь).
3. Закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения практических заданий:
1) Слайд № 9. Знакомство со стилистическими синонимами. Вспомните упражнение 151, в котором надо было распределить такие синонимы, как глаза — вежды — мигалки по графам таблицы. Перед вами подобная таблица с нейтральными, книжными и разговорными словами.Определите, какие слова будут уместны в любой речевой ситуации?Какие ограничения в использовании имеют книжные и разговорные слова? В какой речевой ситуации они могут быть использованы?
2) Слайд 8. В языке существует пять основных стилей речи, которыми люди пользуются в разных речевых ситуациях.
3) Формирование умения определять речевую ситуацию. Задаемся вопросом «ГДЕ говорим?».Слайд № 11. Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, в которой уместно использовать разговорный стиль речи (дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке с мамой, в магазине, в кабинете врача, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке).Обратите внимание, что в кабинете у врача — это официальная обстановка!
4) Теперь добавим вопрос «С КЕМ говорим?».Слайд 10. Распределите этикетные слова приветствия на две группы в зависимости от речевой ситуации (где? с кем говорим?): Привет! Здравствуйте! Чао! Приветствую вас! Добрый день! Моё почтение! Салют! Хай! Здравия желаю! Позвольте вас поприветствовать! Доброго здоровьица!Обратите внимание, что слово «Чао!» вошло в группу слов, употребляемых в неофициальной обстановке, т. е. с друзьями, родными.Какие слова приветствия используете вы, здороваясь с друзьями, родителями, бабушками, дедушками, учителями, продавцами?
5) Игровая ситуация. А теперь давайте вернемся в кабинет врача и исправим речь Васи, чтобы она соответствовала речевой ситуации. Подготовьте в парах свой вариант разговора Васи с доктором. Не забудьте добавить слова речевого этикета. Исправленный диалог разыгрывается в виде сценки «В кабинете врача» (2-3 пары). Реквизит — халат врача, яркий тёплый шарф для Васи.
3. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?Пригодятся ли эти знания в жизни? Каким образом?
4. Домашнее задание.
Урок в 5 классе «Что такое тип речи?»
Кушпелева Ольга Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №111» г. Перми
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Что такое тип речи?» (§67) (Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012).
Цель урока: создать условия для овладения знаниями о понятиях основных типов речи: повествования, описания, рассуждения и отработки умения определять тип речи в тексте.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов их применения по развитию речи
Предполагаемые результаты урока :
Личностные : бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений анализа, сравнения, обобщения; формирование навыков извлечения информации из различных источников и ее преобразования; овладение умениями делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, создание высказываний в устной и письменной форме.
Предметные: овладение знаниями о понятиях основных типов речи: повествования, описания, рассуждения; применение знаний в различных практических ситуациях (различение типов речи); расширение лексического запаса учащихся.
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
— Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Личностные: ответственность за предстоящую деятельность.
Метапредметные: организация рабочего места.
2. Формулировка проблемы и постановка цели урока
Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирование деятельности
— Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение Приложение 1
— А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
Учиться различать …___ ___ …
Учащиеся определяют тему и цель урока.
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов
Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
3. Уточнение цели, планирование деятельности
Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирование деятельности
— А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Итак, у нас урок развития речи и мы будем учиться определять тип речи.
Познакомиться с тремя типами русской речи;
Научиться отличать их друг от друга;
Применить полученные знания при работе с текстом.
Отвечают на вопросы (Работать с текстами.)
Определяют задачи урока
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов
Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Предметные: знание основных терминов, умение находить опознавательные признаки текста
4. Откры-тие и осмы-сление новых речевед-ческих знаний и способов их применения.
Научить работать с информацией, развивать логическое мышление
Стр. 195. Работа с рубрикой «Читаем, наблюдаем и делаем выводы»
Выполнение упражнения 547.
Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком – о действии или причине?
Работа с текстами в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 196
Учащиеся сравнивают, определяют, указывают, подбирают типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Делают выводы, сопоставляют самостоятельно открытые знания с теоретическим материалом учебника
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, овладение приёмами отбора и систематизации материала
Предметные: умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение
5. Первичное закрепление способов применения новых речеведческих знаний
Выявление последовательности действий при применении новых знаний о типах речи, закрепить данные знания
Выполнение упражнения 548.
— Как вы понимаете выражение «окружающая действительность»?
Запись на доске и в тетрадях:
в) Рассуждение- почему так? Почему так случилось?
Определяют типы речи.
Беседа о типах речи.
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса
Метапредметные: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких- либо задач, участия в спорах, обсуждениях
Предметные: умение определять типы речи: описание, повествование, рассуждение
6. Установка на творческое применение речеведческих знаний.
Создать условия для анализа собственной деятельности и творческой реализации
Выполнение упражнения 549.
— Какой тип речи может быть использован в сочинениях на данные темы?
— Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи? Докажите.
— Выполните упражнение 551. Как вы будете оценивать работу соседа? Попробуйте разработать критерии для оценки.
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью
Предметные: умение создавать собственный текст
7. Творческое применение речеведческих знаний
Создать условия для творческой реализации
Выполнение упр. 552
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса
Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Предметные: умение создавать собственный текст
8. Рефлексия. Подведение итогов урока
Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Какие понятия разобрали?
— Удалось решить поставленную задачу?
— Какие получили результаты?
— Что нужно сделать ещё?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности
9. Домашнее задание
Применить новые знания в творческой ситуации
Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов
Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний
Предметные: умение определять типы речи будущего текста собственного сочинения
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,