Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос

Конспект урока по обществознанию на тему: «Что значит жить по правилам» (7 класс)

Тема урока: Что значит жить по правилам?

Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..

«Привычка свыше нам дана…»

Правила этикета и хорошие манеры

Нужно ли жить по правилам?

Презентация «Что значит жить по правилам?»

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы:

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какие уроки из нее можно извлечь?

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос по пройденному материалу

Что такое дееспособность?

Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?

— способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.

Отвечают на вопрос

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

3.Постановка учебных задач

Работа с учебником (стр. 8)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.

Предположите, о чем мы будем говорить?

Какие задачи перед нами стоят?

Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?

Формулируют учебные задачи.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

4.Изучение нового материала.

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»

— Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.

— Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.

Отвечают на вопрос

Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.

Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.

Знают виды общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста.

Работа с иллюстративным материалом (слайд)

Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.

— Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.

«Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.

Перед вами на магнитах слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.

Предписания – соблюдать правила гигиены

Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки

Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки

Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы

Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права

Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.

привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.

ритуал – обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.

обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Отвечают на вопрос, записи в тетради

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Вновь у нас физкультминутка,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давай ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

( Повороты головы и ее вращение.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( Ученики садятся на свои места.)

( Ученики встают со своих мест.)

А какие традиции, обычаи и ритуалы у других народов? Давайте их рассмотрим на примере Испании и Китая.

— О каких привычках испанского и китайского народа вы узнали?

Какие из них вампонравились?Почему?А какие нет?

Могут рассказать традиции, обычаи и ритуалы у других народов

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Правила этикета и хорошие манеры.

Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Слушают, делают записи в тетради

Умеют выделять роль и значение общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Работа с презентацией

— Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:

1 слайд: Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

2 слайд: Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

3 слайд: Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.

Слайд 4: В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5: В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.

Слушают и смотрят презентацию

Узнают факты из истории этикета

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

— Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?

— Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?

— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?

— Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?

— Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.

Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

6. Итоги урока. Рефлексия.

Игра «Пик понимания»

Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Смотреть фото Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Смотреть картинку Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Картинка про Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Фото Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгосКонспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Смотреть фото Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Смотреть картинку Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Картинка про Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос. Фото Конспект урока по теме что значит жить по правилам 7 класс фгос

Рисуют гору и человечка у себя в тетради,

Анализируют свое эмоциональное состояние.

Параграф 1, учить записи в тетради(пересказывать 2и 3 пункт), прочитать про сетикет. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?

Источник

Конспект урока по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам» (7 класс)

Тема: Что значит жить по правилам

1. Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2. Создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

3. Способствовать развитию универсальных учебных действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

План изучения нового материала

1. Многообразие правил.

2. «Привычка свыше нам дана…».

3. Правила этикета и хорошие манеры.

1. Многообразие правил.

Кажется, правила существовали всегда: в игре, учении, труде.

В словаре В.И. Даля написано: «Правило – закон или установление, основания для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах». То есть правило связано с установленным порядком действия при известных обстоятельствах. По-другому правила называются нормами.

Далее учащиеся заполняют таблицу на стр. 9 и выполняют задание 1 рубрики «Проверь себя».

2. «Привычка свыше нам дана…».

Обычаи – это коллективные привычки. Ритуал – действие, выполняемые в определенном порядке. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами называют обрядами.

Дополнительный материал для учителя

Во всём мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия по борьбе с наркотиками, осведомлённость молодёжи об истинных последствиях их употребления снижается. Это связано с внедрением в сознание молодёжи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: попробуй — пробуют все. Неправда: обследования показывают, что в США менее 20 процентов старшеклассников употребляет наркотики. Чаще жертвами ложной аргументации становятся конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, вспышкам гнева, плохо успевающие подростки.

Миф второй: попробуй — вредных последствий не будет. Ложь. Пристрастие к некоторым веществам может возникнуть и после 1—2 приёмов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма.

Миф третий: попробуй — если не понравится, прекратишь приём. Этот миф особенно опасен, ибо наркотики коварны. Они поражают прежде всего волю человека, превращают его в своего раба. Кроме того, мозг человека «помнит» всё.

Миф четвёртый: существуют «безвредные» наркотики. Безвредных вредных веществ нет и быть не может. Не все они вызывают физическую зависимость, но все — психическую.

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Изучение вопроса о манерах и нормах этикета можно начать с материала рубрики «Жил на свете человек».

Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике и отвечают на вопросы: чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манера – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Далее учащиеся выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома».

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — 143 с. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-027883-6.

Источник

Разработка урока по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 р. п. Линёво»»

Разработка урока обществознания в 7 классе по теме:

«Что значит жить по правилам».

Автор урока: учитель истории Попова Л. В.

Тема урока: «Что значит жить по правилам».

Цель урока: сформировать представление о многообразии социальных норм, необходимости их соблюдения.

обучающие: обеспечить усвоение обучающимися представлений о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества.

развивающие: развивать исследовательские умения обучающихся, умения анализировать, выделять главное в тексте; строить рассказ на основе работы с текстом учебника, других источников; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к дисциплине.

определять понятие «социальные нормы», понимать, почему без социальных норм общество не может существовать.

Получат возможность научиться:

Решать логические задачи, публично выступать, высказывать свое мнение.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

работают с различной информацией;

определяют цель, планируют свои действия, оценивают результаты работы;

сотрудничают в ходе групповой работы;

принимают другое мнение;

дают оценку работы своей группы, оценивают свой вклад в эту работу;

учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Москва, Просвещение, 2013 г.

презентация, компьютер, проектор, экран, словари

плакаты: «Правила работы в группе», «Как вести дискуссию»

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Включение детей в деятельность.

Подготовка класса к работе.

1. Создание проблемной ситуации.

Организует выполнение задания «Спор семиклассников»

Обсуждают противоречие, высказывают своё мнение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2. Целеполагание. Формулировка темы, постановка проблемы

Организует фронтальный диалог

Формулируют тему, определяют цель и задачи. Планируют деятельность

П: анализировать и обобщать.

Р: ставить цели урока, Планировать учебную деятельность.

III. Актуализация знаний учащихся

Организует беседу: Какие правила общения между людьми вам известны?

Ученики вспоминают известные им социальные нормы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

1) Изучение проблемы;

2) Подведение промежуточных результатов

Организует самостоятельную работу с текстом параграфа и схемой «Социальные нормы».

Организует работу в группах над проблемой

Организует выступление групп с результатами работы

Организует итоговую дискуссию

Вспомним спор семиклассников. Можем мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Кто в этом споре прав? Зачем нужно соблюдать социальные нормы? Сделайте выводы.

Дают определение понятия, характеризуют социальные нормы, приводят примеры.

Объясняют понятия «правило», «социальная норма», понимают многообразие социальных норм, объясняют основания для классификации социальных норм, указанных в таблице.

Учащиеся находят информацию из разных источников (словаря, текста учебника, сети Интернет), отбирают, составляют краткое сообщение, готовятся выступить перед классом.

Обобщают, делают вывод по проблеме

Р: Работать по плану сверяясь с целью.

П: находить информацию, для решения задач

П: давать определение понятиям

Р: Работать по плану сверяясь с целью.

П: находить информацию, для решения задач

К: организовывать работу в группе; излагать своё мнение,

с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

П: обобщать, делать выводы

Применение нового знания

Организует работу в парах.

Решение логических задач;

Дискуссия, обсуждение выполненных заданий

Организует упражнение с элементами игры

Участвуют в дискуссии

Выполняют упражнения «Кто больше», «Привычки полезные, бесполезные, вредные», «Угадай обычай».

Р: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению

К: Развивают учебное сотрудничество

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли

Подведение итогов урока.

— Что мы изучили сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели нашего урока?

— Письменно выполните задание Оценивание учащихся.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку в парах, сверяясь с образцом

Р: оценивать степень достижения цели.

Записывают домашнее задание.

На слайде несколько предложений. Вам необходимо закончить предложения

Дети заканчивают предложения.

Что узнал нового, интересного…

Что вызвало затруднения…

Р: Осознание качества и уровня усвоения знаний.

учебник для общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Москва, Просвещение, 2013г.

2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. Л.Ф. Иванова «Просвещение», М. 2012 г.

3. Словарь понятий и терминов. Обществознание. М.Ю. Брандт. Издательство «Экзамен», М. 2013 г.

I I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Вы помните, ребята, сказочного медвежонка Винни Пуха. Он считал, что в гости лучше ходить по утрам, а переходить дорогу на любой свет светофора. Как вы считаете, прав ли Винни Пух? Слайд 2

Учитель: Сегодня мы будем говорить о правилах, по которым живут люди в обществе, их ещё называют социальными нормами.

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе».

Семиклассники спорят: Петр считает, что правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают, а Лариса считает, что правила необходимы. Если бы их не было, люди не знали бы, как поступать.

Ответы учеников: одни поддерживают Петра, другие — Ларису. Слайд 3

Учитель: Как же нам разрешить это противоречие? Что нам нужно узнать?

Уч-ся: Выяснить, зачем нужны правила людям, какие бывают правила.

Учитель: Записываем тему урока и цель.

Ученики записывают тему и цели урока в виде вопросов, которые необходимо выяснить. Слайд 4

Учитель: Предлагаю изучить текст пункта «Многообразие правил» и схему «Социальные нормы» и сказать, что нового вы узнали о социальных нормах.

Самостоятельная работа учеников с текстом пункта «Многообразие правил» и схемой «Социальные нормы».

Учащиеся должны отметить, что означают понятия «правило», «социальные нормы», многообразие социальных норм, по каким признакам можно сгруппировать нормы, привести свои примеры отдельных видов норм. Слайды 5-7

Учитель: Среди социальных норм многие сложились так давно, что кажется, что они существовали всегда. К таким нормам относятся, например, обычаи, обряды.

Сейчас вы будете работать в группах и постараетесь выяснить, что значит привычки, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, этикет.

Организация работы в группах.

Учитель: Обратите внимание на плакат «Правила работы в группе». При работе соблюдайте их.

Каждая группа будет работать со словарём, текстом учебника, найдёт материал в сети Интернет и подготовит небольшое сообщение по своему вопросу.

1 группа — Привычка. Привычки полезные, вредные, опасные.

2 группа — Обычай. Обычаи разных народов.

3 группа — Ритуалы, обряды, церемонии.

4 группа — Этикет. Манеры. Слайд 8

Группы по 5- 6 учеников. Отчёт о проделанной работе представляют все группы в устной форме.

Определение понятий привычка, обычай, ритуал, обряд, церемонии, этикет записывают в тетради.

Учитель: Вспомним спор семиклассников. Можем мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Кто в этом споре прав? Зачем нужно соблюдать социальные нормы? Сделайте выводы.

У ченики делают выводы, что мы живём среди людей и неизбежно встречаемся со множеством правил, которые стали общественными нормами. Правила регулируют отношения между людьми, помогают им совершать одобряемые поступки и избегать того, что люди осуждают. Правила — это образцы поведения. Их необходимо соблюдать. Слайд 9-10

Учитель: Сейчас мы постараемся применить полученные знания при выполнении разных заданий.

Работая в парах, выполните задания, свой вариант ответа предложите классу. Слайд 11

Задания даются по рядам, обсуждаются в парах, 1-2 пары от каждого ряда дают свой ответ, остальные ребята обсуждают, дополняют, дают свой вариант ответа.

Задание для 1 ряда

О каких норма идёт речь в следующем тексте? «Воспреемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?». Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом.»

За нарушение установленных правил обычно применяют санкции. Это меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

Какие санкции имеются в виду в детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».

В книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось:

«Никто не смеет голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».

Переведите это правило на современный язык, объясните его смысл.

Далее предлагается классу несколько упражнений-соревнований.

Упражнение 1. «Кто больше?».

Соревнование проводится по рядам.

Ученики каждого ряда в течение 1 минуты должны назвать как можно больше видов социальных норм.

Победителем является тот, кто назовёт больше всего норм. Слайд 12

Упражнение 2. «Угадай обычай».

После обсуждения в группе, участники показывают в короткой сценке один из обычаев. Ученики других групп должны угадать, какой обычай представлен. Слайд 13

Например, можно показать сценку, иллюстрирующую обычай встречи почётных гостей хлебом-солью или поздравляя с днем рождения дёргать за уши.

Упражнение 3. «Привычки полезные, бесполезные, вредные»

Работая в группах, придумать плакат на тему упражнения за отведённое время (5 минут), представить его классу.

На плакате нужно нарисовать сюжет, посвящённый какой-то привычке и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка — вредная, полезная или бесполезная. Слайд 14

После каждого упражнения подводится промежуточный итог, определяются активные участники.

— Что мы изучили сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели нашего урока?

Выполните задание. (Слайды 15-16 ). Поставьте оценки за это задание по критериям слайд 17

Выставление оценок за урок

1. Придумать собственные правила этикета для современного семиклассника.

2. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета» (стр.15), воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Все это нормы нашей повседневной жизни».

Прав ли пользователь? Свое мнение обоснуй. Слайд 18

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *