Конспект урока технологии в 5 классе что такое техносфера
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.
Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.
Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.
Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.
Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.
К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.
На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.
На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.
А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).
Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия
Подсказка: Антиблаго –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.
Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблаго – это то, что наносит вред человеку.
Урок для 5 класса по предмету «Технология» на тему «Техносфера. Что такое потребительские блага»
Урок № 5-6. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера). Что такое потребительские блага. Практическая работа №3. Составление списка производств нематериальных услуг.
Тип урока: « Урок открытия нового знания»
Цель урока : организовать деятельность обучающихся.
Дидактические средства обучения: учебник технологии; ПК; проектор; материалы ЭОР.
— Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
формирование знаний о своей этнической принадлежности, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России.
— Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности-,
— развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией-,
— практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций’.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5. Включение в систему знаний и повторение.
6. Рефлексия учебной деятельности
Дополнительный материал из учебника:
Подумайте, что окружает людей на улице и дома. Какие объекты созданы природой, а какие — человеком?
Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, создано природой и человеком. Люди преобразуют окружающий мир, создают искусственные объекты своими руками. Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называется техносферой.
К техносфере относятся здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты (рис. 1.2). Частью техносферы являются также выведенные и выращенные людьми объекты живой природы: домашние животные, культурные растения (рис. 1.3).
Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Подумайте, что необходимо человеку для жизни. Всё ли это материально и можно потрогать руками или попробовать на вкус?
У каждого человека имеются желания и потребности. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Блага могут быть доступными в ограниченном и в неограниченном количестве. В ограниченном количестве доступны товары, услуги и некоторые природные ресурсы. Примером благ, доступных в неограниченном количестве, являются воздух и солнечный свет.
Блага также можно разделить на свободные (доступные, бесплатные) и экономические, которые можно получить за деньги или в обмен на другие блага.
Некоторые блага ошибочно кажутся бесплатными, например уличное освещение. На самом деле горожане за него платят. Часть своей заработной платы каждый работник отдаёт государству в виде налогов. Из этих средств и оплачивается городское освещение.
В жизни людей иногда встречается то, что они не хотят видеть. Такие объекты называются антиблагами или злом, например ураган, обвал дома, бешеные собаки, ядовитые змеи, испорченные продукты, обувь, которая жмёт, и т. п.
Антиблагами могут быть некоторые желаемые человеком объекты. Например, это слишком жирная, сладкая или острая пища, а также табак и алкоголь. Употребление табачных изделий и алкогольных напитков приводит к разрушению организма!
По форме проявления потребительские блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага — это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и многие другие необходимые и желаемые человеком предметы и вещи.
Материальные блага можно потрогать руками. По разнообразию и количеству такие блага являются наиболее значимыми потребностями людей.
Нематериальными благами называют услуги, которые людям оказывают. Такими услугами являются стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультации специалистов, лечение, обучение и др. (рис. 1.5). Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно осознать или ощутить лишь её результат.
К нематериальным благам относятся также обязательства, заключённые между людьми, например обязательство хорошо учиться, данное вами родителям.
Словарь: потребительские блага; материальные блага; нематериальные блага.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: 1. Что называется потребительскими благами? 2. Какие антиблага вы знаете? 3. Чем характеризуются нематериальные блага? Перечислите, какие конкретные нематериальные блага вы получали и получаете.
* ПОДУМАЙТЕ, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности.
Презентация по технологии на тему «Техносфера » 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
ТЕХНОСФЕРА- это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми для удовлетворения своих потребностей.
Неживые объекты техносферы
Объекты живой природы
Определите, это объект природы или объект техносферы
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЛАГА- блага, которые необходимы для жизни. Материальные блага- все, что можно потрогать руками (еда, напитки, одежда, дом, телефон) Нематериальные блага- услуги, которые оказывают людям, можно ощутить ее результат.
1. Составьте список материальных благ, которыми вы пользуетесь постоянно. 2. Без каких материальных благ вы могли бы обойтись без ущерба для себя? 3. Какие дополнительные материальные блага вы хотели бы еще получить?
АНТИБЛАГА- то, что люди не хотят видеть. Приведите примеры антиблаг
Антиблага: ураган, обвал дома, бешенные собаки, ядовитые змеи, испорченные продукты. Табак и алкоголь и т.д.
ПРОИЗВОДСТВО- процесс воздействия человека на то, что он взял из природы для получения необходимых ему благ и услуг.
Производство материальных благ: разведение домашних животных, ловля рыбы, выпечка хлеба, строительство зданий, создание станков и автомобилей и т.д.
Производство нематериальных благ: Услуги парикмахера и официанта, написание стихов, исполнение музыкантом музыкальных произведений и т.д.
Отрасли производства: животноводство, растениеводство, станкостроение, автомобилестроение и т.д.
Проанализируйте работу продавца магазина: Запишите последовательность его действий; Объясните, чем вызван такой порядок действий продавца?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1452427
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока по технологии «Что такое техносфера»
Выбранный для просмотра документ ЗАДАНИЕ № 2 парное.docx
Выбери соответствующие цифры к пункту 1 и 2
Куст смородины в огороде
Треугольный сквер в городе Березники
Выбери соответствующие цифры к пункту 1 и 2
Куст смородины в огороде
Треугольный сквер в городе Березники
Выбери соответствующие цифры к пункту 1 и 2
Куст смородины в огороде
Треугольный сквер в городе Березники
Выбранный для просмотра документ ЗАДАНИЕ №1 групповое.docx
Группа 1 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
1
2
Группа 1 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам? Свой выбор обосновать.
3
4
Группа 2 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
1
2
Группа 2 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
3
Группа 3 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
1
2
Группа 3 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
3
Группа 4 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
1
Группа 4 ЗАДАНИЕ 1
Определить, что относится к техносфере и природным объектам?
Свой выбор обосновать.
3
4
Выбранный для просмотра документ ТК Что такое техносфера.docx
Технологическая карта урока
Тема: __________ Что такое техносфера?_________________________________________________________
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Формирование представления о техносфере, умения различать объекты природы и техносферы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Формирование представления о техносфере; формирование умения различать объекты природы и техносферы; формирование представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.
Проявление познавательных интересов в области техносферы и сферы природы как среды обитания человека; формирование ответственного отношения к объектам природы и техносферы.
Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока.
Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, парная.
Необходимое техническое оборудование : учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование, листы для самооценки.
— Я рада встречи с вами. Желаю всем удачи!
— Предлагаю вашему вниманию два ролика
— Что вы увидели в первом ролике?
— Какие объекты созданы природой, а какие человеком?
— Есть ли вас предположение, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
— Каким понятием можно назвать всё, что вы увидели в первом ролике?
Отвечают на вопросы
Ролик 1 (о техносфере)
Ролик 2 (природные объекты)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
актуализации и пробного учебного действия.
— Чтобы определить главное понятие нашего урока, предлагаю отгадать кроссворд из загадок.
— Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называют техносферой.
Отгадывают загадки. В итоге получается ключевое слово «ТЕХНОСФЕРА»
(Вопросы и ответы появляются при нажатии на номер вопроса)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3.Э тап выявления места и причины затруднения.
— Скажите, почему тогда в первом ролике присутствовали домашние животные, парки, огороды?
— Да, ребята, частью техносферы являются также выведенные и выращенные людьми объекты живой природы: домашние животные, культурные растения
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Логические – формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Дает понятие «ТЕХНОФЕРЫ»
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми.
Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей
— Скажите, бывают ли случаи, что деятельность человека приносит вред природным объектам?
Усваивают новое понятие
Предметные: Формирование представления о техносфере;
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5.Этап реализации построенного проекта.
— Предлагаю вашему вниманию фильм «Интересные факты о техносфере»
— Какой можно сделать вывод по просмотренному фильму? Как можно избежать пожаров, наводнений?
— Как вы считаете, необходимо ли специально готовить таких людей, которые будут помогать справляться с тем, что происходит сейчас на нашей Планете?
— Конечно, есть специальность «Техносферная безопасность». Это различные специалисты в области охраны труда, и готовят таких людей в технических ВУЗах.
Отвечают на вопросы, делают предположения
Фильм «Интересные факты о техносфере»
формирование представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Организует групповую работу
— Предлагаю вам в группах поработать с карточкой и озвучить, что у вас получилось
(приложение ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП№1)
Решают в группах задание и выступают с защитой
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует работу в парах
Организует самопроверку учащимися своих решений по эталону;
создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления
(приложение ЗАДАНИЕ №2)
Работая в парах, соотносят объекты техносферы и природные объекты Ответы сверяют с эталоном на слайде.
Выполнять самопроверку по эталону
Выявить причины ошибок и их исправление
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Регулятивные контроль, оценка
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
8.Этап включения в систему знаний и повторения;
— Предлагаю вам творческое задание на тему «Техносфера» в тех же группах, как вы уже работали
— Составить синквейн к этому слову (объясняет правила)
— Итак, ребята, предлагаю ответить на вопросы в учебнике на стр. 7 и сделать вывод
Составляют синквейн и зачитывают
-отвечают на вопросы и делают вывод
Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
9. Рефлексия учебной деятельности.
— Предлагаю вам оценить наш урок и свою деятельность на уроке. Поставьте «+» в той ячейке, которая соответствует вашему состоянию.
-Предлагаю желающим озвучить, что у вас получилось?
(можно спросить, «почему так ответили?»)
(приложение с карточкой по рефлексии)
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: умение структурировать знания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1075339
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.