Конспект в тетради что такое былина и кто является главным персонажем былин
Конспект по теме «Былины»
Материал по былинам
Теория Устное народное творчество – это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.
Фольклор представлен тремя родами: 1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.
Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:
Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руси, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира. Но, к сожалению, до нас не дошли записи былин того древнего периода. Былины стали записываться только в начале XVII века, поэтому сложно сказать, какими именно были первоначально созданные народом былины. Лучше всего былины сохранились на севере в бывшей Олонецкой и Архангельской губерниях. Здесь не было крепостного права, а также эти дальние губернии были сильно удалены от культурных и просветительских центров, поэтому здесь былины долгое время были одной из немногих форм художественного творчества. Былинные богатыри и их удаль, естественно, были особенно понятны и близки сознанию северовеликоросса.
Исполняли на севере былины лишь особые их любители и знатоки, так называемые «сказители», для которых однако оказывание старин отнюдь не является профессиональным занятием, а было своего рода поэтическим искусством. Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мерным речитативом.
Композиция (построение) былины: зачин (начальная, вводная часть произведения) — здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине; основная часть — здесь осуществляется описание героя, показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается; заключение — подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно развертывается в былине действие.
Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни народа: они передают лучшие традиции прошлого от одного поколения к другому.
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский — сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема — защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Для былин характерны определенные художественные особенности.
Выдержанный эпический стиль былины отличается медлительностью и спокойствием. Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.
Особо популярна былина была не только у крестьян, но и у казаков. В отличие от крестьян в казацкой среде былины не «сказываются» отдельными сказителями единолично, а поются хором. Большая роль в этом исполнении выпадает на «запевалу», который «ведет» песню с начала до конца, вместе с тем являясь как бы дирижером хора. Хранению былинной традиции среди казаков много способствуют отдельные любители и знатоки пения — «песенники», часто славящиеся на всю округу; нередко былинное песенное предание хранится в отдельных семьях, передаваясь по наследству. По форме своей былины у казаков отличаются от северных крестьянских былин своей краткостью. В былины, поющиеся казаками, невольно внесены многие подробности казацкого быта: например, князь Владимир пирует с «голытьбою» казацкой. Из всего вышесказанного делаем вывод о том, что былина имела свои художественные особенности и была очень популярным жанром в народной среде, среди крестьян, казаков.
Образ богатыря в былинах
1.Идеальные представления народа.
2.Гиперболическое описание.
3.Богатырские слабости.
Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв. ». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.
Конспект занятия «Русские богатыри-былинные герои»
Обучающие задачи: сформировать представление о художественных особенностях былины; расширять и обогащать представление детей о русских богатырях; закреплять знания детей о том, кто такие защитники Отечества.
Развивающие задачи: дать понятие об эпическом герое; развивать интерес к историческому прошлому России.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за Россию, любовь и уважение к защитникам Отечества; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России; желание подражать богатырям.
Материал и оборудование: Картина В. М. Васнецова «Богатыри»; цветные иллюстрации «Воинские снаряжения», текст былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», кроссворд «Илья Муромец» и т. п.
Предшествующая работа: чтение былины «Илья Муромец»; рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
«Путешествие в страну Фольклор». Игра-задание «Угадай название городов».Словарная работа: былина, быль; дать определение слову былина. Описание главного героя. Беседа по картине. Чтение стихотворения «Три богатыря». Дидактическая игра «Что это?». Физкультминутка. Кроссворд «Илья Муромец».
Ход НОД:
Конверт с заданием.
1. Ребята! Вы прибыли в один из градов страны Фольклора. Здесь «живут» Былины. Но прежде чем продолжить ваше путешествие, вам нужно будет угадать, какие еще города есть в этой стране.
1) «В 3/9 царстве, в 3/10 государстве жил- был…» (Город Сказка).
— Правильно! Можете смело отправляться дальше в путешествие по другим городам нашей чудесной страны.
2) Один вход да три выхода. (г. Загадка).
3) Сам погибай, а друга выручай. (г. Пословица).
4) Много снега- много хлеба. (г. Примета).
5) Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять,
Оставайся ты одна! (г. Считалка).
6) От топота копыт пыль по полю летит. (г. Скороговорка).
7)Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла (2 р.) (Народная песня).
9) Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила. Детей вывела.
60 поросят по сучочкам висят. (Небылица).
10) Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею. (Былина).
-Молодцы! Ребята, вот видите, какие интересные названия городов в этой стране.
А давайте мы с вами попутешествуем по этому городу. Какое красивое название у него?- Бы-ли-на!
-Как вы думаете, что обозначает слово «былина»? (Былина- это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.)
— Главным персонажем былин кто, по-вашему, является (Богатырь.)
Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам (печенегам, половцам, монголо-татарам). Пример непобедимых богатырей вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести.
Защита Родины- долг каждого человека, и прежде всего – мужчины.
-Ребята, видели ли вы картину замечательного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри»? Давайте посмотрим, кто на ней изображен.
«Три богатыря»
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли!
-Число богатырей было выбрано не случайно. Число «три» на Руси служило определением большого количества чего бы то ни было. Бравые защитники земли русской на картине выступают как обобщенный образ народа-богатыря, стоящего на страже покоя своей Родины.
-Что вы можете сказать об Илье Муромце? (Он спокоен, рассудителен, обладает большой силой.)
— А Добрыня Никитич? (Он готов обнажить свой меч и ринуться в бой.)
— А кого мы видим слева? (Алешу Поповича. Юноша смотрит лукаво, тоже готов обороняться. Приготовил лук и стрелу)
-Как вы считаете, какие кони у богатырей? (Сильные, ловкие; воинственно смотрят в сторону угрозы; могучие, лохматые.)
-Какие же у них снаряжения имеются для борьбы с врагами? (Булатный меч, щит, лук и стрела, колчан, булава, копье.)
Конверт с заданием: «Угадай, что это?» (Рассматривание цветных иллюстраций.)
Конверт с заданием от богатырей. (Кроссворд «Илья Муромец».)
Футляр для стрел. (Колчан).
Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (Кольчуга.)
Стальной клинок, меч. (Булат.)
Предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости для предохранения от ударов, стрел. (Щит.)
Русская народная эпическая песня- сказание о богатырях. (Былина.)
Тонкий длинный стержень с заостренным наконечником для стрельбы из лука. (Стрела.)
Лохматый, могучий…но все же от «посвиста Соловьева стал спотыкаться.».(Конь.)
Назовите ключевое слово. (Богатырь.)
— Где мы с вами побывали?
-Что вам запомнилось?
-Что вам понравилось?
-Вечером вас, ребята, ожидает еще один сюрприз. Ну а сейчас нам пора вернуться в группу. (Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
Физкультминутка «Два притопа, три прихлопа!»
(Возвращаемся в детский сад, а затем в группу.)
Сценарий праздника к 23 февраля «Русские богатыри» (старшая и подготовительная группы) 23 февраля «Русские богатыри» старшая подготовительная группа МДОУ «Сказка» Музыкальный руководитель Тиханович Г. В. 2017 год. Действующие.
Фотоотчет «Русские богатыри на защите Родины» Фотоотчет Проекта на тему «Русские богатыри на защите Родины» выполнил воспитатель первой категории Выбина Е. Ю. МБДОУ № 25 «Светлячок».
Конспект занятия «Богатыри — первые защитники земли русской» Программное содержание: Познакомить детей с историей Древней Руси, как жили славяне. Формировать представление о героическом прошлом русского.
Конспект занятия к 23 февраля «Богатыри земли русской» старшая группа. Воспитатель: Ермолаева Татьяна Васильевна. Задачи: 1. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси,формировать представление о.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.
«Русские богатыри». Спортивный досуг, посвященный 23 февраля Русские богатыри. (спортивный досуг, посвященный 23 февраля) Цель: Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении.
Сценарий ко Дню Защитников Отечества «Русские богатыри». Старшие группы Задачи: Поздравить пап с Днём защитника Отечества; развивать выдержку, силу, ловкость, эрудированность; воспитывать патриотические чувства,.
Сценарий праздника «Богатыри — герои Древней Руси!» с использованием ИКТ для детей старшего возраста и их родителей Сценарий праздника «Богатыри – герои Древней Руси!» с использованием ИКТ для детей старшего возраста и их родителейРазработали: Каргаева.
Конспект урока по теме : Былины. Былинные герои.
Тема урока: Былины. Былинные герои.
1.Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
2.Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3.Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.
1.Орг.момент (Приветствие, отметить отсутствующих, )
У.: Обратимся к картине Васнецова «Три богатыря», посмотрите на неё внимательно, что можете сказать о богатырях изображённых здесь? вспомните какие произведения с их участием вы знаете? (Ответы детей)
Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот.
— Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (со сказкой)
— Что общего былины и сказки, а в чем отличие?
1. Сказка – художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.
1. Описание подвигов богатырей.
2. Главная черта-вымысел, фантастика.
2. Былина отражает историческую реальность, но ей не свойственна точная передача исторических фактов.
3. Сказка – прозаическая форма, сказки «сказывали»
3. Былины – песенно-стихотворная форма, их пели или «сказывали» под гусли.
4. Сказка-произведение развлекательного и поучительного характера.
4. Былина – возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого.
И былина, и сказка существовали в устной форме.
Оба жанра существуют с древнейших времен.
Оба жанра имеют зачин, концовку, повторы, общие места.Язык сказок и былин отражают средства выразительности народной речи (постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболу, уменьшительно-ласкательные суффиксы, оценочную лексику)
4.1. Выразительное чтение нескольких страниц былины, работа с незнакомыми словами.
4.2.Составить и записать «богатырский» словарь (меч булатный, палица, копьё, сапоги сафьяновые, тугой лук разрывчатый, стрелы каленые, шлем, кольчуга, конь вороной, богатырский и т.д.).
4.3. Работа в парах. Придумать небольшой диалог с «богатырской» лексикой*.
Выразительное чтение отрывка, выучить таблицу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-281077
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.